Социальные технологии государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 11:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в комплексном социологическом исследовании феномена социальных технологий в современном государственном управлении, выявлении их креативных функций в процессах оптимизации социальных объектов, отношений и процессов, повышении социальной ориентированности государственного управления, достижении социально значимых целей государства и его органов.
Задачи исследования:
- проанализировать основные понятие и сущность управленческих отношений;
- определить основные виды управленческих отношений
- проанализировать особенности применения социальных технологий в государственном управлении
- раскрыть специфика государственного управления в России

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ .……………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
1.1. Признаки и функции государства……………….. ………………………8
1.2. Типы и формы государства………………………………………………..9
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ПРИМИРЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ
2.1. Особенности применения социальных технологий в государственном управлении……………………………………………………………………….18
2.2. Особенности государственного управления в современной России..…...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (2).docx

— 58.90 Кб (Скачать файл)

1) форму правления;

2) форму государственного  устройства;

 3) форму политического режима.

1. Форма правления характеризует  структуру высших органов государственной  власти, порядок их формирования  и взаимоотношения друг с другом. Известны две основные формы  правления: монархия и республика. При монархической форме правления  верховная власть полностью или  частично принадлежит одному  лицу — монарху — и передается, как правило, по наследству.

 Монархии подразделяются  на неограниченные, когда верховная  власть всецело и нераздельно  принадлежит монарху, и ограниченные, когда монарх вынужден разделять  власть с другими государственными  органами. Неограниченная монархия  бывает деспотической и абсолютной. Деспотическая монархия зародилась  в странах Древнего Востока  и отличается обожествлением  верховного правителя и полным  бесправием подданных. Абсолютная  монархия появилась в эпоху  разложения феодализма и зарождения  буржуазных отношений и сохранилась  до настоящего времени. В отличие  от деспотической, при абсолютной  монархии воля монарха связана  с издаваемыми им законами.

Особую форму неограниченной монархии образует теократическая, в которой монарху принадлежит высшая светская и духовная власть. Основными историческими формами ограниченной монархии являются: сословно- представительная (монарх делит власть с со-словно-представительными учреждениями; существовала в эпоху образования централизованных государств), дуалистическая (монарх сохраняет в своих руках исполнительную власть, а законодательную разделяет с выборным представительным органом; возникла в переходную эпоху от феодализма к капитализму и сохра- нилась до настоящего времени в некоторых азиатских и африканских государствах) и парламентская (монарх лишь формально обладает верховной властью, «царствует, но не правит»; представлена в большинстве монархических государств современности).4 При республиканской форме правления верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Хотя республиканские формы правления встречаются еще и в древности (греческие полисы, Римская республика) и в средневековье (Новгородская республика, Венеция, Генуя), доминирующими в мировом масштабе они становятся лишь в XX в. В зависимости от того, кто в республике формирует правительство — президент или парламент, современные республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. От них следует отличать республики, обладающие специфическими чертами: социалистические (их главная черта — особая роль монопольно правящей партии, фактически подменяющей собой республиканские институты), монократические (у власти находится пожизненный диктатор, республиканские структуры выполняют роль демократических декораций) и теократические (реальная власть находится в руках главы церкви или религиозной корпорации).

2. Под формой государственного  устройства понимается политическое  и административно-территориальное  деление государства, взаимоотношения  между его составными частями. Из истории известны три основные  формы государственного устройства: унитарная, федеративная и конфедеративная.

Унитарное государство — это единое государство, состоящее из административно- территориальных единиц, не имеющих политической самостоятельности. В нем действуют единая система высших государственных органов и единые законодательная, судебная, налоговая и денежная системы.

Федерация — союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований — субъектов, обладающих относительной самостоятельностью. В федеративном государстве сосуществуют федеральный государственный аппарат и государственный аппарат субъектов, федеральная правовая система и правовая система субъектов, федеральное гражданство (подданство) и гражданство (подданство) субъектов, двухканальная система на- логов и т.д. За субъектами может быть сохранено право на выход из состава федерации.

Конфедерация — это союз суверенных государств, образованный для обеспечения их общих интересов. Она, как правило, не имеет единых высших органов, вооруженных сил, право вой системы, гражданства (подданства), территории и т.д. Вместе с тем государства — члены конфедерации могут договориться о создании общих структур для решения конкретных задач. Конфедерации обычно недолговечны и со временем трансформируются в более прочные государственные образования или распадаются. Разновидностью конфедерации в прошлом была личная уния — когда два государства и более объединяются под скипетром одного монарха.

3. Форма политического  режима представляет собой совокупность  способов и средств осуществления  государственной власти. Этот элемент  формы государства менее формализован  и больше тяготеет к содержательной  характеристике государства.

К формам политического режима относятся демократический и антидемократический. Демократический режим обеспечивает широкое участие населения в управлении делами государства, реально защищает права и свободы граждан. По-настоящему демократические режимы появляются только в XX в. Для антидемократического режима характерны отчуждение человека от власти и наличие системы политического насилия. К антидемократическим режимам относятся различные формы диктатуры: деспотия, тирания, олигархия, военная диктатура, авторитарный и тоталитарный режимы.

 

История государственного управления как учебная дисциплина. История государственного управления является самостоятельной учебной и научной дисциплиной. Она возникла на стыке исторических и правовых дисциплин. С первыми ее объединяет историзм в объяснении событий и явлений, связь истории государственного управления с конкретной исторической обстановкой, использование разнообразных исторических источников для воссоздания реальной картины развития отечественной государственности, со вторыми — известное единство объекта изучения — политические и правовые институты, а также широкое привлечение нормативно- правового материала в качестве источника.

 История государственного  управления в России — это  специальная часть отечественной  истории, изучающая основные закономерности  в развитии российской государственности, систему и функционирование ее  государственных органов и учреждений  с момента появления государства  на Руси и до наших дней. К сквозным проблемам курса  относятся:

- характеристика российской  государственности в различные  периоды ее истории;

- система высших, центральных  и местных государственных органов  общее и особенное в государственном  управлении;

- реформы и контрреформы  в государственном аппарате;

- организация государственной  службы;

- роль отдельных государственных  деятелей в становлении российской  государственности.

Кроме того, в необходимых случаях приводятся специальные сведения по истории и организации некоторых государственных учреждений: когда и почему они создавались, каковы были их компетенция и функции, внутренняя структура, в силу каких причин они были реорганизованы или упразднены, какую роль сыграли в истории Российского государства.

Изучение истории государственного управления в России началось в XVIII в. В общих курсах истории В.Н.Татищева, М.М.Щербатова и других историков содержался большой фактический материал как по истории российской государственности в целом, так и по истории отдельных государственных органов. После выхода в свет двенадцатитомной «Истории государства Российского» (1816—1829) Н.М.Карамзина история российской государственности превратилась в самостоятельную отрасль исторической науки. Новый этап в развитии историографии российской государственности был связан с деятельностью историков государственной школы — Б.Н.Чичерина, С.М.Соловьева, А. Д. Градовского. Отводя государству решающую роль в историческом процессе, основное внимание в своих работах они уделяли вопросам социально-политической истории, взаимодействию государства и общества, изучению отдельных государственных институтов. Ученые государственной школы оказали значительное влияние на научное творчество В.О.Ключевского, П.Н.Милюкова, С.Ф.Платонова и других историков, немало сделавших по сбору и систематизации материала по истории государственного управления.

Советская историческая наука основное внимание уделяла социально- экономической истории и истории революционного движения. Вопросы политической истории оказались оттесненными на второй план. Однако и в этот период продолжалось поступательное развитие историографии российской государственности, пополнившейся трудами С.В.Юшкова, Б.Д.Грекова, Б.А.Рыба-кова, В.Л.Янина, И.И.Смирнова, Л.В.Черепнина, А.А.Зимина, С.О.Шмидта, С.М.Троицкого, Н.И.Павленко, А.В.Предтечен-ского, Н.М.Дружинина, П.А.Зайончковского, Н.П.Ерошкина, А.Я.Авреха, В.С.Дякина, Е.Д.Черменского, К.Ф.Шацилло, А.Д.Степанского, Л.Г.Захаровой, Г.Л.Герасименко, А.С.Сени-на, В.И.Старцева, Г.З.Иоффе, Е.Н.Городецкого, Т.П.Коржи- хиной, И. А. Исаева и др.

На 90-е гг. XX в. приходится возрождение интереса историков к событиям политической истории России, в том числе советского периода, истории российской государственности, к деятельности крупных государственных деятелей. Отказ от идеологических запретов позволил избавиться от многих белых пятен в истории государственного управления страны.

Периодизация курса истории государственного управления в России строится в соответствии с общей периодизацией истории страны и учитывает характер и особенности развития российской государственности. В курсе выделены следующие периоды:

I — возникновение Древнерусского  государства. Государственное управление  в Киевской Руси (IX — начало XII в.);

II — государственное управление  в удельный период (XII — конец XV в.);

III — государственный  аппарат единого Российского  государства (конец XV— XVII в.);

IV—преобразования в государственном  аппарате первой четверти XVIII в.;

V — государственное управление  в середине и во второй половине XVIII в.;

VI — государственный  аппарат Российской империи в  первой половине XIX в.;

VII— государственное  управление в эпоху реформ  и контрреформ (вторая половина XIX в.);

VIII —российская государственность  в начале XX в. (до 1917 г.);

IX — государственное  управление в России в период  буржуазно- демократической республики (март — октябрь1917 г.);

X — возникновение Советского  государства. Государственный аппарат  РСФСР (1917—1922 гг.);

XI—образование СССР. Государственное  управление в 1920—1930-х гг.;

XII — государственное  управление в годы Великой  Отечественной войны (1941 — 1945 гг.);

XIII— государственное  управление в послевоенный период (1945-1985 гг.);

XIV— государственный аппарат  в годы перестройки (1985 —1991 гг.);

XV — государственное  и муниципальное управление в  Российской Федерации в 90-х гг. XX в.

 

 

Государственная власть всегда едина в своих основных проявлениях: законодательство, исполнительство, правосудие. Тем не менее, разделение властей ранее игнорировалось. Торжествовал тезис о соединении законодательства и управления, законодательной власти с исполнительной. Все это внедрялось в науку и практику под прямым воздействием окончательно развенчавшего себя лозунга «Вся власть Советам!», никогда не бывшего реальным. Разделение властей официально признавалось чисто «западным» явлением, неприемлемым для наших условий, якобы подрывающим единство государственной власти.

В действительности же теория «разделения властей» (условность данной формулы очевидна) исходит из следующих принципиальных позиций. Государственная власть не может принадлежать одному лицу или одному государственному органу, ибо это создает угрозу создания тоталитарного, антидемократического режима. Не может она также ограничиваться лишь законодательством. Соответственно государственная власть должна строиться на определенной функционалъно-компетенционной специализации, не нарушающей, однако, ее принципиального единства. Это означает, что именно власть в ее государственно-правовом выражении (юридически властные полномочия) служит единой основой функционирования субъектов, олицетворяющих ту или иную ее ветвь. Все они - ветви единого «дерева». Но раздел властных функций между ними необходим, а потому и появились три ветви государственной власти, отличающиеся определенной степенью самостоятельности. Каждой ветви соответствуют субъекты (органы государственной власти), ее выражающие.

Все это в принципе было характерно и для организации государственно-властного механизма на основе «разделения труда» внутри него. Налицо, следовательно, отсутствие сущностных различий между «разделением властей» и «разделением труда».

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

2.1.Особенности  применения социальных технологий  в государственном управлении

Информационные технологии играют все более заметную роль в современном мире без них невозможно принятие надежных обоснованных решений в политике, бизнесе, науке и других сферах жизни как государства в целом, так и отдельных людей. Так, информационная «магистраль» Интернет объединяет более ста стран мира. Информационное обеспечение бизнеса позволяет осуществлять международную интеграцию рынков товаров и услуг, труда, инвестиций и финансов. Информационные технологии становятся важнейшими механизмами ускорения темпов развития. Если вначале XX в. господствовал принцип «Винтовка рождает власть», то сегодня можно говорить о том, что «информация рождает власть и правит миром». Информация становится решающим фактором эффективного функционирования управленческой системы, социального состояния общества, темпов экономического развития. Информационное обеспечение процесса управления приобретает все более превалирующее значение в сравнении с обеспечением общества энергией и капиталами. Управленческий аспект информации связан с тем, что всякое управление любой системы является информационным процессом и заключается в сборе, передаче, переработке и использовании информации.

Информационная структура - одна из наиболее актуальных и технологически сложных проблем современного государственного управления. Информационная структура, выступая каркасом системы государственного управления, влияет на состояние субъекта и объекта, реализацию основных функций, выбор форм и методов связей с общественностью.

Субъект управления - структурно-организованная социальная общность, выполняющая функции руководства и воздействия на объект с целью перевода его в новое состояние, использует государственную информацию как основной ресурс управленческого воздействия.

Объект управления - структурированная социальная общность, также использует информацию, прежде всего социальную и широкодоступную, и функционирует под направляющим воздействием субъекта для достижения общих целей. Механизмы и технологии, обеспечивающие эффективное субъектно-объектное взаимодействие, включены в информационную структуру как формы и виды связей.

Информация о работе Социальные технологии государственного управления