Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 14:31, реферат
Известно, что социальные технологии были изобретены давным-давно. Люди, к примеру, долгие века управляли своими общественными делами, передавали накапливаемые знания, информацию от поколения к поколению. Конечно, при этом всегда пользовались технологиями, которые в большинстве случаев специально не разрабатывались, были достаточно простыми, да и сами социальные связи не требовали технологизации: могли быть освоены интуитивно, эмпирически.
1. Внедрение социальных технологий в управление: история и современность.
2. Социальная технология: общие понятия, виды, этапы, структура.
3. Литература
Федеральное агентство по образованию
Федеральное
государственное бюджетное образовательное
учреждение
высшего профессионального образования
«Московский
государственный университет
приборостроения и информатики»
Кафедра «Социологии и культуры»
Реферат
на тему:
Социальные технологии в системе управления
Выполнил:
Синицын Д.А.
Проверил:
Кузьмина М.А.
подпись___________________
Москва
2013г.
Содержание
1. Внедрение социальных технологий в управление: история и современность.
2. Социальная технология: общие понятия, виды, этапы, структура.
3. Литература
Известно, что социальные технологии
были изобретены давным-давно. Люди, к
примеру, долгие века управляли своими
общественными делами, передавали накапливаемые
знания, информацию от поколения к
поколению. Конечно, при этом всегда
пользовались технологиями, которые
в большинстве случаев
Издревле мастеров отбирали, обучали, создавали им необходимые условия труда и отдыха, ценили. По мере усложнения методов вовлечения научных знаний при использовании и переработке сырья, развития техники, увеличения объемов производства выпускаемой продукции житейская мудрость дополнялась научными разработками в области психологии, педагогики, обучения кадров, их практического использования и др. То, что раньше делалось методом «проб и ошибок», сегодня можно делать при помощи методики, норм, нормативов, с использованием техники для получения и обработки требуемой информации, ее анализа и использования, что ускоряет и делает более эффективным принятие управленческих решений. Изучение природы социальных процессов, по мнению ряда исследователей, позволило разработать теорию и методику их моделирования, прогнозирования, технологию воспроизводства. Знание операций производственных технологий позволило расчленить труд на технологические операции использования знаний, практического опыта, способностей, инициативы и творчества работника, найти качественные показатели их взаимосвязи с результатами трудовой деятельности, вскрыть природу и зависимость их воспроизводства1
Необходимо заметить, что именно
после этого этапа можно
Сейчас изменилось то, что прежний
способ освоения социального пространства
и поддержания в нем
И в 60—80-е годы XX века Запад переживал информационную, управленческую и концептуальную революции. Именно на их основе, прежде всего, происходили рост совокупного национального продукта и коренные изменения во всех сферах общественной жизни: в производстве, бизнесе, науке, образовании, социальной организации. В основе этого лежало освоение человеческого ресурса, интеллектуальной собственности и управленческих «ноу-хау» – совокупность знаний и управленческий опыт, применяемый в деятельности предприятия, который еще не стал всеобщим достоянием2.
В России как раз в эти годы складывались предпосылки кризисного состояния, информационного, интеллектуального и управленческого застоя. Сбалансировать социальное пространство на уровне прошлого опыта и традиций оказалось невозможным, а инновационный опыт, накопленный в США и Европе по преодолению кризиса и использованию широких социальных проектов и программ, оказался невостребованным, человеческий фактор оставался во многом застывшим капиталом, организационные структуры окостеневшими, а интеллектуальная собственность в массовых масштабах немотивированной к развитию. Между тем под влиянием научно-технической революции, информационной в частности, чрезвычайно усложнились связи социальных систем, увеличилось их число, многократно вырос динамизм социальных процессов, что объективно расширило предпосылки для возникновения социальных конфликтов, кризисов, катастроф и поставило ряд новых требований в области совершенствования системы социального управления. Кроме того, необходимо учитывать, что ускоренными темпами продолжает действовать общесоциологическая закономерность — возрастание роли социального в развитии мировой цивилизации, а это объективно требует коренных изменений в общей теории управления, освоения инновационных методов социального воздействия, обеспечивающих более высокое качество социального управления.
Однако это требование XXI века пока
не только не реализовано, но и находится
во все более углубляющихся
Активный процесс
Общество стало искать приоритеты не только на пути технического прогресса, но и на основе социальной ориентации рынка, правильного использования человеческого ресурса, развития и защиты интеллектуальной собственности.
В нашей стране социальные технологии как объект научного исследования возникли не вдруг и не на пустом месте. Еще А.К. Гастев в 20-е гг. пришел к мысли о необходимости разработки трудовых технологий, считая, что именно они дают возможность систематизировать и найти оптимальные формы взаимодействия орудий труда и работника, его знаний, практических навыков, психофизиологических качеств в комплексе использования знания в области экономики, психологии, физиологии труда. Подчинить этой цели все сферы обеспечения – экономические, социальные, правовые, материально-технические, политические и др.5 Российская социологическая мысль, начиная с 60-х годов, проявляет интерес к этой проблематике, активно включается в ее разработку. Наблюдения в те годы показали, что внедрение социальных технологий, направленных на более полное использование творческих и интеллектуальных способностей человека, могло обеспечить увеличение промышленного производства на 20—256, а при реализации резервов — на 40—60 процентов7. Стало очевидным, например, что приоритет Японии во многих отраслях промышленности, был достигнут, прежде всего, за счет активного включения научного потенциала в комплексное изучение проблем личности, коллективной организации труда и т.д. Появляется целый ряд работ, в которых авторы в той или иной степени затрагивают разные аспекты социальных технологий применительно к этой сфере8.
В дальнейшем исследования выходят за рамки только этой сферы и затрагивают более широкий круг вопросов9.
На научно-технических
В процессе реализации отдельных задач формируются знания о конкретных элементах технологизации социальных процессов в социальных системах; диагностике социальных явлений; принципах обработки и анализа социальной информации; прогнозировании и планировании развития социальных явлений и процессов. Это потребовало создания нормативной базы для выработки показателей состояния развития и эффективности, поставило вопрос о создании в целом системы социальной информации и управления. В трудовых коллективах получили распространение такие методы технологизации, как социальные карты, социальные паспорта, стандарты предприятия и др. Однако следует сказать, что разработки в области промышленной социологии не стали достоянием широкой практики, не были дополнены социальным проектированием на других уровнях управления.
В течение долгих лет вопрос о
разработке социальных технологий остается
актуальным, но, к сожалению, не реализованным,
из-за отсутствия экономической свободы
и жесткой планово-
Правда, интерес к совершенствованию
социологии управления не исчезает. Так,
наряду с отечественными разработками
появляется целый ряд переводных
работ, которые знакомят читателя с
разными аспектами
Особое внимание в плане разработки и применения универсальных технологий привлекают исследования английских и американских ученых12.
Переключение ученых и практиков
на разработку проблем эффективного
использования потенциалов
Разработкой теории технологического
управления экономическими, социальными,
психологическими, политическими процессами
заняты ряд специалистов, испытавших
на себе издержки научных поисков
последних лет в области
Особый вклад был внесен В.Н. Ивановым, одного из авторов концепции развития самоуправления трудовых коллективов. Под его руководством защищены первые кандидатские и докторские диссертации по проблемам социальных технологий.
Прежде чем дать определение
«социальных технологий»
Словарь Д. Джери, Д. Джери дает следующее определение технологии. «Технология (technology) – практическое применение знания и использования методов в производственной деятельности».14
Это определение отражает социологический интерес к технологии как к социальному продукту, который охватывает «металлические изделия» рук человеческих, в виде инструментов и машин, а также знания и идеи, включенные в различные виды производственной деятельности. Знания не обязательно зависят от науки как движущей силы. Пример тому – относительно простые формы механизации на ранней стадии промышленной революции. Современное развитие энергетики и информатики может, однако, зависеть от научных достижений.
Форма технологии, которая больше развита или автоматизирована относительно предшествующей ей в данном социальном контексте, называется «новой технологией». Этот термин вошел в социологический словарь лишь в 1970-х гг., ранее применялся обычно к информации и технологиям связи, основанным на микроэлектронике. Новые информационные технологии в социологии были исследованы в работах по безработице и неформальной экономике (Пал и Гершуни, 1979).
Иногда технология в узком смысле трактуется как машина, но более широкое значение подразумевает производительные системы в целом и даже организацию и разделение труда. Представляется, что в первом случае игнорируются социальные процессы, включенные в проектирование и выбор технологии, а во втором затрудняется проведение различия между технологией и связанными с нею социальными механизмами.
Информация о работе Социальные технологии в системе управления