Социальные технологии в системе управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 14:31, реферат

Описание работы

Известно, что социальные технологии были изобретены давным-давно. Люди, к примеру, долгие века управляли своими общественными делами, передавали накапливаемые знания, информацию от поколения к поколению. Конечно, при этом всегда пользовались технологиями, которые в большинстве случаев специально не разрабатывались, были достаточно простыми, да и сами социальные связи не требовали технологизации: могли быть освоены интуитивно, эмпирически.

Содержание работы

1. Внедрение социальных технологий в управление: история и современность.
2. Социальная технология: общие понятия, виды, этапы, структура.
3. Литература

Файлы: 1 файл

ЭССЕ.docx

— 60.44 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования

«Московский государственный университет 
приборостроения и информатики»

Кафедра «Социологии и культуры»

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему:

 

Социальные технологии в системе управления

 

 

 

 

 

Выполнил:

 

Синицын Д.А.

Проверил:

 

Кузьмина М.А.

 

 

подпись___________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 

2013г.

Содержание

 

1. Внедрение социальных технологий в управление: история и современность.

2. Социальная технология: общие понятия, виды, этапы, структура.

3. Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Внедрение социальных технологий в управление: история и современность

Известно, что социальные технологии были изобретены давным-давно. Люди, к  примеру, долгие века управляли своими общественными делами, передавали накапливаемые  знания, информацию от поколения к  поколению. Конечно, при этом всегда пользовались технологиями, которые  в большинстве случаев специально не разрабатывались, были достаточно простыми, да и сами социальные связи не требовали  технологизации: могли быть освоены интуитивно, эмпирически. Социальный прогресс был возможен на основе прошлых правил, предписаний, традиций, культурных образцов, то есть традиционных процедур и операций, которые целенаправленно, сознательно не разрабатывались и нередко относились к числу рутинных.

Издревле мастеров отбирали, обучали, создавали им необходимые условия  труда и отдыха, ценили. По мере усложнения методов вовлечения научных знаний при использовании и переработке сырья, развития техники, увеличения объемов производства выпускаемой продукции житейская мудрость дополнялась научными разработками в области психологии, педагогики, обучения кадров, их практического использования и др. То, что раньше делалось методом «проб и ошибок», сегодня можно делать при помощи методики, норм, нормативов, с использованием техники для получения и обработки требуемой информации, ее анализа и использования, что ускоряет и делает более эффективным принятие управленческих решений. Изучение природы социальных процессов, по мнению ряда исследователей, позволило разработать теорию и методику их моделирования, прогнозирования, технологию воспроизводства. Знание операций производственных технологий позволило расчленить труд на технологические операции использования знаний, практического опыта, способностей, инициативы и творчества работника, найти качественные показатели их взаимосвязи с результатами трудовой деятельности, вскрыть природу и зависимость их воспроизводства1

Необходимо заметить, что именно после этого этапа можно говорить о новом уровне управления – технологическом.

Сейчас изменилось то, что прежний  способ освоения социального пространства и поддержания в нем социального  равновесия оказался недостаточным. Общество во второй половине нынешнего века вступило в совершенно иное информационное состояние и теперь качественно  отличается от того, каким оно было в XIX столетии. К концу первой половины XX века в информационных и управленческих структурах мирового сообщества произошли  революционные изменения. Суть их состоит  в том, что прикладные знания, технологии поддержания равновесия стали обновляться  по несколько раз в пределах одного поколения и в своем качестве оказались совершенно непригодными для социального наследования и  управления.

И в 60—80-е годы XX века Запад переживал  информационную, управленческую и концептуальную революции. Именно на их основе, прежде всего, происходили рост совокупного  национального продукта и коренные изменения во всех сферах общественной жизни: в производстве, бизнесе, науке, образовании, социальной организации. В основе этого лежало освоение человеческого  ресурса, интеллектуальной собственности  и управленческих «ноу-хау» – совокупность знаний и управленческий опыт, применяемый  в деятельности предприятия, который  еще не стал всеобщим достоянием2.

В России как раз в эти годы складывались предпосылки кризисного состояния, информационного, интеллектуального  и управленческого застоя. Сбалансировать социальное пространство на уровне прошлого опыта и традиций оказалось невозможным, а инновационный опыт, накопленный в США и Европе по преодолению кризиса и использованию широких социальных проектов и программ, оказался невостребованным, человеческий фактор оставался во многом застывшим капиталом, организационные структуры окостеневшими, а интеллектуальная собственность в массовых масштабах немотивированной к развитию. Между тем под влиянием научно-технической революции, информационной в частности, чрезвычайно усложнились связи социальных систем, увеличилось их число, многократно вырос динамизм социальных процессов, что объективно расширило предпосылки для возникновения социальных конфликтов, кризисов, катастроф и поставило ряд новых требований в области совершенствования системы социального управления. Кроме того, необходимо учитывать, что ускоренными темпами продолжает действовать общесоциологическая закономерность — возрастание роли социального в развитии мировой цивилизации, а это объективно требует коренных изменений в общей теории управления, освоения инновационных методов социального воздействия, обеспечивающих более высокое качество социального управления.

Однако это требование XXI века пока не только не реализовано, но и находится  во все более углубляющихся противоречиях  между назревшими управленческими  инновациями и низким уровнем  управленческих воздействий. Поэтому  мировая цивилизация пребывает сегодня в состоянии системного кризиса, прежде всего кризиса управления. Выход из него только один — включить в поиск разбалансированного социального пространства наукоемкие социальные технологии, которые обеспечат передачу социальной информации в результате социального наследования не на уровне интуиции, прошлого опыта, а на прочной основе современных научных данных, технологизации и информатизации социального пространства. Смысл и назначение любой технологии — оптимизировать управленческий процесс, исключить из него все виды деятельности и операции, которые не являются необходимыми для получения социального результата. Использование технологий — главный ресурс, позволяющий снизить затраты на управление, повысить эффективность управленческого воздействия и его роль в жизни общества3.

Активный процесс технологизации социальной жизни связан с научно-технической, информационной и менеджерской революциями, когда главным фактором избавления развитых стран от бедности стало не процветание капитализма самого по себе, а изменения «...в головах, в глазах миллионов ученых, политиков, инженеров, юристов, педагогов развитого мира, но, прежде всего, в головах его менеджеров»4.

Общество стало искать приоритеты не только на пути технического прогресса, но и на основе социальной ориентации рынка, правильного использования  человеческого ресурса, развития и  защиты интеллектуальной собственности.

В нашей стране социальные технологии как объект научного исследования возникли не вдруг и не на пустом месте. Еще  А.К. Гастев в 20-е гг. пришел к мысли о необходимости разработки трудовых технологий, считая, что именно они дают возможность систематизировать и найти оптимальные формы взаимодействия орудий труда и работника, его знаний, практических навыков, психофизиологических качеств в комплексе использования знания в области экономики, психологии, физиологии труда. Подчинить этой цели все сферы обеспечения – экономические, социальные, правовые, материально-технические, политические и др.5 Российская социологическая мысль, начиная с 60-х годов, проявляет интерес к этой проблематике, активно включается в ее разработку. Наблюдения в те годы показали, что внедрение социальных технологий, направленных на более полное использование творческих и интеллектуальных способностей человека, могло обеспечить увеличение промышленного производства на 20—256, а при реализации резервов — на 40—60 процентов7. Стало очевидным, например, что приоритет Японии во многих отраслях промышленности, был достигнут, прежде всего, за счет активного включения научного потенциала в комплексное изучение проблем личности, коллективной организации труда и т.д. Появляется целый ряд работ, в которых авторы в той или иной степени затрагивают разные аспекты социальных технологий применительно к этой сфере8.

В дальнейшем исследования выходят  за рамки только этой сферы и затрагивают  более широкий круг вопросов9.

На научно-технических конференциях, в том числе в Белгороде, Куйбышеве, Кировограде, Феодосии, впервые обсуждались  вопросы практического применения социальных технологий в различных  областях жизни10.

В процессе реализации отдельных задач  формируются знания о конкретных элементах технологизации социальных процессов в социальных системах; диагностике социальных явлений; принципах обработки и анализа социальной информации; прогнозировании и планировании развития социальных явлений и процессов. Это потребовало создания нормативной базы для выработки показателей состояния развития и эффективности, поставило вопрос о создании в целом системы социальной информации и управления. В трудовых коллективах получили распространение такие методы технологизации, как социальные карты, социальные паспорта, стандарты предприятия и др. Однако следует сказать, что разработки в области промышленной социологии не стали достоянием широкой практики, не были дополнены социальным проектированием на других уровнях управления.

В течение долгих лет вопрос о  разработке социальных технологий остается актуальным, но, к сожалению, не реализованным, из-за отсутствия экономической свободы  и жесткой планово-бюрократической  системы хозяйствования, не позволяющим  талантливым организаторам реализовать  свои способности по претворению  достижений науки в практическую деятельность.

Правда, интерес к совершенствованию  социологии управления не исчезает. Так, наряду с отечественными разработками появляется целый ряд переводных работ, которые знакомят читателя с  разными аспектами использования  социальных технологий за рубежом (теория по конечному результату, стратегическое управление, инвестиции в образование и трудовые ресурсы, коллективная организация труда и т. п.)11.

Особое внимание в плане разработки и применения универсальных технологий привлекают исследования английских и  американских ученых12.

Переключение ученых и практиков  на разработку проблем эффективного использования потенциалов общества, научные поиски и эксперименты в  различных сферах жизнедеятельности  общества привели к результатам  о возможности движения вперед, но единственным методом эффективного развития – технологическим.

Разработкой теории технологического управления экономическими, социальными, психологическими, политическими процессами заняты ряд специалистов, испытавших на себе издержки научных поисков  последних лет в области социального  управления: В.Г. Подмарков, В.Г. Афанасьев, Ж.Т. Тощенко, В.А. Ядов, Г.В. Осипов, С.Ф. Фролов, В.В. Новиков, А.К.Зайцев, О.И. Шкаратан, Ю.Л. Неймер, Б.В. Чичилимов, В.М. Чепель, И.М. Слепенков, В.В. Щербина, Н.С. Данакин, Л.Я. Дятченко, В.И. Патрушев и др.

Особый вклад был внесен В.Н. Ивановым, одного из авторов концепции  развития самоуправления трудовых коллективов. Под его руководством защищены первые кандидатские и докторские диссертации  по проблемам социальных технологий.

2. Социальная технология: общие понятия, виды, этапы, структура

 

Прежде чем дать определение  «социальных технологий» необходимо рассмотреть понятие термина  «технология». БЭС дает такое определение: «Технология (от греч. téchě – искусство, мастерство, умение) - совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Технологией принято также называть описание производственных процессов, инструкций по внедрению, технологические правила, требования, карты, графики.13 Исходя из данного определения, любой процесс может пониматься как технология для получения результата определенной деятельности.

Словарь Д. Джери, Д. Джери дает следующее определение технологии. «Технология (technology) – практическое применение знания и использования методов в производственной деятельности».14

Это определение отражает социологический  интерес к технологии как к  социальному продукту, который охватывает «металлические изделия» рук человеческих, в виде инструментов и машин, а  также знания и идеи, включенные в различные виды производственной деятельности. Знания не обязательно  зависят от науки как движущей силы. Пример тому – относительно простые  формы механизации на ранней стадии промышленной революции. Современное  развитие энергетики и информатики  может, однако, зависеть от научных  достижений.

Форма технологии, которая больше развита или автоматизирована относительно предшествующей ей в данном социальном контексте, называется «новой технологией». Этот термин вошел в социологический  словарь лишь в 1970-х гг., ранее  применялся обычно к информации и  технологиям связи, основанным на микроэлектронике. Новые информационные технологии в  социологии были исследованы в работах  по безработице и неформальной экономике (Пал и Гершуни, 1979).

Иногда технология в узком смысле трактуется как машина, но более  широкое значение подразумевает  производительные системы в целом  и даже организацию и разделение труда. Представляется, что в первом случае игнорируются социальные процессы, включенные в проектирование и выбор  технологии, а во втором затрудняется проведение различия между технологией  и связанными с нею социальными  механизмами.

Информация о работе Социальные технологии в системе управления