Социальные технологии в системе управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 14:31, реферат

Описание работы

Известно, что социальные технологии были изобретены давным-давно. Люди, к примеру, долгие века управляли своими общественными делами, передавали накапливаемые знания, информацию от поколения к поколению. Конечно, при этом всегда пользовались технологиями, которые в большинстве случаев специально не разрабатывались, были достаточно простыми, да и сами социальные связи не требовали технологизации: могли быть освоены интуитивно, эмпирически.

Содержание работы

1. Внедрение социальных технологий в управление: история и современность.
2. Социальная технология: общие понятия, виды, этапы, структура.
3. Литература

Файлы: 1 файл

ЭССЕ.docx

— 60.44 Кб (Скачать файл)

Следовательно, социальные технологии в диалектике «творчество - нетворчество» являются репродуктивной социальной деятельностью, которой свойственно систематическое повторение установившегося, воспроизведение социальных норм, образцов, работа по социальному стандарту. Однако технологизация нового может стать основанием продуктивной социальной деятельности. Наиболее очевидным это становится в социальном управлении.

Таким образом, благодаря  ритмичности (социальным алгоритмам), последовательности, своевременности, пропорциональности, социальная технология дает значительный синергетический  эффект, усиливает результативность социального воздействия.

Принципами технологизации являются:

  • степень совпадения интересов и потребности личности, коллектива, производства в воспроизводстве конкретных социальных явлений, отношений, требований и др.;
  • в динамике их сочетания, особенностях проявления и характере изменения;
  • в степени привлечения и освоения достижений науки и практики в целях технологизации;
  • в последовательном выполнений операций и процедур, непротиворечивости их и др.;
  • в безусловном выполнении всего цикла процедур и операций, раскрывающих конкретную социальную технологию.

Разработка, конструирование  социальной технологии имеет несколько  этапов:

  • созерцательное и познавательное восприятие;
  • инициативный и экспериментальный поиск;
  • реальная потребность и системное использование35.

В сфере социального управления первый этап проявляется в условиях:

  • отсутствия в организации материальной заинтересованности;
  • превышения резервов социального потенциала над реальной их потребностью;
  • отсутствия экономической, социальной, правовой ответственности за эффективное использование трудовых ресурсов. В этих условиях информация о возможности использования социальных технологий воспринимается как сознательный, познавательный процесс. Информация не побуждает к активному познанию сущности социальных технологий, условий ее использования в системе производственной деятельности.

Второй – проявляется  в условиях потребности трудового  коллектива в обеспечении динамичности экономической эффективности производства.

Третий – сформирована устойчивая мотивация личности, коллектива на эффективность производства. Осознана необходимость комплексного подхода  к использованию имеющихся потенциалов  – технического, экономического, социального  и др.

Можно выделить и такие  этапы технологизации:

  • Теоретический — связан с определением цели, объекта технологизации; выявлением сущности и методов воспроизводства социальных процессов; раскрытием роли формализации социальных явлений, состояний, диалектики их познания, управления ими; анализом влияния социальных норм и нормативов на объективность социальных технологий и их эффективность; расщеплением социального объекта на составляющие и выявлением социальных связей; исследованием социальных технологий как объекта и субъекта самоуправления; познанием сущности и функций отражения социальных явлений в формах практической деятельности и др.
  • Методический — с выбором методов, средств получения информации, ее обработки, анализа, принципов ее трансформации в конкретные выводы и рекомендации в ходе разработки и использования социальных технологий.
  • Процедурный — связан с организацией практической деятельности по разработке социальных технологий36.

В теории разработки социальных технологий сложными являются: проблема измерения  качества, система разработки и использования  показателей; процесс изменения  и его познания.

Совокупность теории, методики, процедуры  представляет систему разработки социальных технологий, включающую, в свою очередь, ряд процедур, каждая из которых  представляет собой совокупность конкретных операций.

Классифицировать социальные технологии означает распределить их по видам, уровням, сферам применения. При классификации  необходимо учитывать правомерность  использования основного признака технологизации – «социального», понятие которого может быть понято в широком смысле, как всего, что сделано при участии людей, их трудом, а в узком смысле, как человека, его качеств, свойств, характеристик, их формирования и применения в сфере индивидуального и коллективного пользования. Неправомерно поэтому отнести к социальным технологиям организационные, экономические, инновационные технологии, так как они могут быть использованы в качестве обеспечения функционирования социальных технологий. В классификации социальных технологий можно использовать разработки Г.Д. Никредина и В.Н. Иванова, но, проанализировав представленную ими классификацию, автор работы представил подобного рода процесс классификации социальных технологий, употребив при этом наработки указанных выше авторов37, по таким вариантам:

  • по характеру решаемых задач: частные и универсальные;
  • по сферам общественной жизни: экономические, политические, экологические, нравственные, управленческие и др.
  • по уровням управления: глобальные, континентальные, национальные, региональные, местные.
  • по тенденции сохранения качественного состояния социальных технологий: стабилизационные, развивающие, улучшающие отдельные характеристики;
  • по уровню качественных характеристик: инновационные, рутинные и др.
  • по степени новизны использования: серийные, многократного или первичного использования;
  • по степени динамичности развития использования социального потенциала: интенсивные, оптимальные и др.
  • по продолжительности: долговременные, кратковременные, периодичного пользования, цикличные.
  • по назначению: учебные, информационные, правоохранительные, ресурсосберегающие.

Технологи могут быть макросистем  – технологии общества в целом, мезотехнологии – технологии общественных институтов, крупных трудовых коллективов, микротехнологии – рассчитанные на небольшие объединения людей, общественные процессы микроуровня.

Алгоритмизация управления основа управления «по результатам» – противовеса  традиционного управления «по целям».

Благодаря внедрению социальных алгоритмов социальные технологии способствуют сохранению, поддержанию совершенствованию  системы управления, эффективному взаимодействию социального управления и социальной самоорганизации, переходу России от выживания  к развитию.

Алгоритм социальных технологий – это строго последовательное и  четкое изложение правил (предписаний), которым необходимо следовать, чтобы  преобразовать исходные данные в  искомый результат решения управленческой задачи.

Структура социальных технологий разрабатывалась  такими учеными как М. Марков, Г. Никредин, Н. Стефанов, В. Шепель.

По мнению М. Маркова при помощи структуры социальных технологий можно  аналогично технологизировать социальным технологом сам процесс моделирования и разработать требуемые социальные технологии38.

Г. Никредин предлагает в структуру включить 15 процедур, отражающих процесс технологизации – от воспроизводства социального явления, состояния до их реального воплощения39.

Н. Стефанов включает в структуру  технологии 3 подсистемы: входа, центральную  и выхода40.

В. Шепель же предлагает свою структуру модели социальной технологии при разработки человеческой технологии, включающей в себя 5 процедур41.

 

3. Литература

 

  1. Никредин Г.Д., Галиев Г.Т., Бушин Н.И., Кабиров Р.Р., Кубицкий С.И. Технологическое управление социальными процессами. – Уфа. 1997. С. 8.
  2. Современные социальные технологии: сущность, многообразие форм. Белгород, 1991.
  3. Макаревич В.Н., Слепенков И.М. Технологический подход к освоению социального пространства // Информатизация и технологизация социального пространства. М., 1994. С. 20—30.
  4. Верпаховский Б.Е. В чем причина? Современный менеджмент: принципы и правила. Н. Новгород, 1992.
  5. Гастев А.К. Как надо работать. Практическое введение в научную организацию труда. – М., 1972. С. 295.
  6. Уткин. Э. А. Человеческий фактор и интенсификация производства. - М., 1986. С. 4.
  7. Социология в СССР. М., 1966. Т. 1. С. 445; Труд, контакты, эмоции. - Л., 1980. С. 28.
  8. Большой энциклопедический словарь. – М., 1998. С. 1200.
  9. Д. Джери, Д. Джери. Большой толковый социологический словарь. Т. 2. М., 1999. С. 345.
  10. Стефанов Н. Общественные науки и использование технологии. М., 1976. С. 182.
  11. Тарасенко Н.Ф. Природа, технология, культура. Киев, 1985.
  12. Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология. М., 1976. С. 182.
  13. Афанасьев В. Г. Человек в управлении обществом. М., 1977. С. 235.
  14. Марков М. Технология и эффективность социального управления. М., 1983. С. 48.
  15. Зайцев А. К. Внедрение социальных технологий в практику управления // Социальное развитие предприятия и работа с кадрами. М., 1989. С. 95.
  16. Патрушев В. И. Информатизация и технологизация социального пространства: Сб. М., 1994.
  17. Карпичев В.С., Яценко Л.И. Социальные технологии. // Социальное управление. Курс лекций. М., 2000. С. 294.
  18. Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда. – М., 1989. – С. 95.
  19. Дудченко В.С., Макаревич В.Н. Социоинженерная деятельность, социальное проектирование, социальная технология // Марксистко-ленинская социология. – М., 1989. – С. 153.
  20. Ионин Л. Г. Технология социальная // Современная западная социология: Словарь. - М., 1990. – С. 345.
  21. Иванов. В.Н. Социальные технологии в современном мире. - М., 1996. - С. 25.
  22. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. М., 1998. С 459.
  23. Лем С. Сумма технологии. М., 1968.
  24. Иванов. В.Н. Социальные технологии в современном мире. - М., 1996.
  25. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. – М., 1972. С. 383.
  26. Иванов. В.Н. Указ. соч. С. 28.
  27. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. - М., 1998. С. 459.
  28. Никредин Г.Д., Галиев Г.Т., Бушин Н.И., Кабиров Р.Р., Кубицкий С.И. Технологическое управление социальными процессами. – Уфа. 1997. С. 63.
  29. Социальные технологии. Толковый словарь. М., Белгород, 1995. С. 176.
  30. Никредин Г.Д., Галиев Г.Т., Бушин Н.И., Кабиров Р.Р., Кубицкий С.И. Технологическое управление социальными процессами. – Уфа. 1997. С. 44.
  31. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии: уч. пособие. – М., 2004. 
  32. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии: уч. пособие. – М., 2004; Никредин Г.Д., Галиев Г.Т., Бушин Н.И., Кабиров Р.Р., Кубицкий С.И. Технологическое управление социальными процессами. – Уфа. 1997. С. 75.
  33. Марков М. Технология и эффективность социального управления. М., 1983. С. 48; приложение № 1.1, 1.2.
  34. Никредин Г.Д. Социальные технологии как метод управления социальными процессами. // Культура и социальные технологии: Сборник статей. – Волгоград. 1995. – С. 62; приложение № 2.1, 2.2.
  35. Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология. М., 1976. С. 183; приложение № 3.
  36. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. (Управленческая гуманитарология). – М., 1992; приложение № 4.1, 4.2.

1 Никредин Г.Д., Галиев Г.Т., Бушин Н.И., Кабиров Р.Р., Кубицкий С.И. Технологическое управление социальными процессами. – Уфа. 1997. С. 8.

2 Современные социальные технологии: сущность, многообразие форм. Белгород, 1991.

3 Макаревич В.Н., Слепенков И.М. Технологический подход к освоению социального пространства // Информатизация и технологизация социального пространства. М., 1994. С. 20—30.

4 Верпаховский Б.Е. В чем причина? Современный менеджмент: принципы и правила. Н. Новгород, 1992.

5 Гастев А.К. Как надо работать. Практическое введение в научную организацию труда. – М., 1972. С. 295.

6 Уткин. Э. А. Человеческий фактор и интенсификация производства. - М., 1986. С. 4.

7 Социология в СССР. М., 1966. Т. 1. С. 445; Труд, контакты, эмоции. - Л., 1980. С. 28.

8 См.: Иванов В.Н. Трудовой коллектив — субъект социального управления. - М., 1980; Подмарков В. Г. Введение в промышленную социологию. - М., 1973; Тощенко Ж. Т. Социальное планирование в СССР. - М., 1981; Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. М., 1972; Патрушев В. И. Социальные резервы трудового коллектива. Киев, 1990.

9 См. подробнее: Беспальков В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989; Заславская Т. И., Рывкина Р. В. Экономическая социология: исторические предпосылки и объем изучения. М., 1989; Зайцев А. К. Внедрение социальных технологий в практику управления. М., 1989; Краковский, Ю.К. Мир деловой игры. М., 1989.

10 См.: Перестройка и социология труда. Тез. докл. Всесоюзной НПК. Куйбышев, 1989; Социологические исследования и социальные технологии. Тез. выступл. на республиканской НПК. Кировоград, 1989; Современные социальные технологии: сущность, многообразие форм. Белгород, 1991; Актуальные проблемы разработки и внедрения социальных технологий в трудовых коллективах. Феодосия, 1991.

11 См.: Маритани М. Современная технология и экономическое развитие Японии. М., 1986; Шонбергер Н. Японские методы управления производством. М., 1988; Макмиллан Ч. Японская промышленная система. М., 1988; Как работают японские предприятия. М., 1989; Питер Т., Уотерман Р.В Поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). М., 1988; Управленческое нововведение в США. Проблемы внедрения. М., 1986; Управление по результатам. М., 1988 и др.

12 См.: Ансофф И. С. Стратегическое управление. М., 1989; Производительность труда "белых воротничков". М., 1989; Уотерман. Р. Фактор обновления. М., 1988.

13 Большой энциклопедический словарь. – М., 1998. С. 1200.

14 Д. Джери, Д. Джери. Большой толковый социологический словарь. Т. 2. М., 1999. С. 345.

15 Стефанов Н. Общественные науки и использование технологии. М., 1976. С. 182.

16 Тарасенко Н.Ф. Природа, технология, культура. Киев, 1985.

17 Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология. М., 1976. С. 182.

18 Афанасьев В. Г. Человек в управлении обществом. М., 1977. С. 235.

19 Марков М. Технология и эффективность социального управления. М., 1983. С. 48.

20 Зайцев А. К. Внедрение социальных технологий в практику управления // Социальное развитие предприятия и работа с кадрами. М., 1989. С. 95.

21 Патрушев В. И. Информатизация и технологизация социального пространства: Сб. М., 1994.

22 Карпичев В.С., Яценко Л.И. Социальные технологии. // Социальное управление. Курс лекций. М., 2000. С. 294.

23 Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда. – М., 1989. – С. 95.

24 Дудченко В.С., Макаревич В.Н. Социоинженерная деятельность, социальное проектирование, социальная технология // Марксистко-ленинская социология. – М., 1989. – С. 153.

25 Ионин Л. Г. Технология социальная // Современная западная социология: Словарь. - М., 1990. – С. 345.

26 Иванов. В.Н. Социальные технологии в современном мире. - М., 1996. - С. 25.

27 Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. М., 1998. С 459.

28 Лем С. Сумма технологии. М., 1968.

29 Иванов. В.Н. Социальные технологии в современном мире. - М., 1996.

30 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. – М., 1972. С. 383.

31 Иванов. В.Н. Указ. соч. С. 28.

32 Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. - М., 1998. С. 459.

33 Никредин Г.Д., Галиев Г.Т., Бушин Н.И., Кабиров Р.Р., Кубицкий С.И. Технологическое управление социальными процессами. – Уфа. 1997. С. 63.

34 Социальные технологии. Толковый словарь. М., Белгород, 1995. С. 176.

35 Никредин Г.Д., Галиев Г.Т., Бушин Н.И., Кабиров Р.Р., Кубицкий С.И. Технологическое управление социальными процессами. – Уфа. 1997. С. 44.

36 Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии: уч. пособие. – М., 2004. 

37 Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии: уч. пособие. – М., 2004; Никредин Г.Д., Галиев Г.Т., Бушин Н.И., Кабиров Р.Р., Кубицкий С.И. Технологическое управление социальными процессами. – Уфа. 1997. С. 75.

38 Марков М. Технология и эффективность социального управления. М., 1983. С. 48; приложение № 1.1, 1.2.

39 Никредин Г.Д. Социальные технологии как метод управления социальными процессами. // Культура и социальные технологии: Сборник статей. – Волгоград. 1995. – С. 62; приложение № 2.1, 2.2.

40 Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология. М., 1976. С. 183; приложение № 3.

41 Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. (Управленческая гуманитарология). – М., 1992; приложение № 4.1, 4.2.


Информация о работе Социальные технологии в системе управления