Социальные технологии в современном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 23:23, доклад

Описание работы

Технология – совокупность методов, форм, приемов, операций изменения состояния объекта, осуществляемых в определенном процессе. Проявление феномена социальная технология, связанная с потребностью быстрого и крупномасштабного тиражирования новых видов, форм и способов социальной деятельности и отношений. Иванов и Тощенко отмечают, как технология производства есть совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния материала, социальная технология изменяет социальное отношения на основе алгоритмов, является регулирующим компонентом социальных процессов

Файлы: 1 файл

Sotsiologia_upravlenia_otvety.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

Социальные технологии в современном управлении

Технология – совокупность методов, форм, приемов, операций изменения  состояния объекта, осуществляемых в определенном процессе. Проявление феномена социальная технология, связанная  с потребностью быстрого и крупномасштабного тиражирования новых видов, форм и способов социальной деятельности и отношений. Иванов и Тощенко отмечают, как технология производства есть совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния материала, социальная технология изменяет социальное отношения на основе алгоритмов, является регулирующим компонентом социальных процессов. Мескон утверждал, что технология – любое средство преобразования исходных материалов для получения желаемых продукции или услуг. Таким образом, социальная технология – это совокупность способов циклической целевой деятельности, направленной на изменение состояния социального объекта, осуществление наперед заданных результатов; система методов и методик выявления использования скрытых потенциалов социальной системы в соответствии с целями ее развития, социальными нормативами и стандартами. Социальная технология должна быть частью нормального функционирования государства и общества, но не средством манипулирования людьми (выявление природы необратимых процессов, будет способствовать преодолению технологической парадигмы 20в, в которой повторение и тиражирование – основа технологий). Сущностные характеристики (Тощенко): это определенный способ достижения общественных целей; сущность этого способа состоит в пооперационном осуществлении деятельности; операции разрабатываются предварительно, сознательно и планомерно; эта разработка проводится на основе использования научных знаний; при разработке учитывается специфика области, в которой осуществляется деятельность; социальная технология выступает в 2 формах: как проект, содержащий процедуры и операции и как сама деятельность, построенная в соответствии с этим проектом. Построение социальных технологий: 1. Разделение социального процесса в соответствии с целями и задачами на отдельные этапы, 2. Определение алгоритма, внутренней логики и координация деятельности, 3 обеспечение однозначности выполнения процедур и операций воздействия, 4 установление условий внешнего воздействия, параметров, социального контроля.

Благодаря ритмичности, последовательности социальная технология дает значительный эффект, усиливает результативность социального воздействия. Управление социальными процессами имеет свою собственную технологию. Стоит задача: как включить в механизм социального управления социальные технологии. На языке науки эта задача формулируется как технологизация управления социальными процессами, на практике она выступает как социальная инженерия, социальная организация. Каждая фаза управленческого цикла (исследование объекта, принятие решений, организация управления, социальный контроль, оценка, прогноз) имеет собственные технологии. Технологизация социального управления по Попперу дает возможность поставить под контроль некоторые параметры процесса социальных изменений, тогда социальная технология выступает как программа и методы реконструирования социальных систем. Критерии эффективности: научная обоснованность, профессиональное исполнение, нормальное общественное восприятие, простота и ясность, гибкость и адаптативность, надежность, экономичность, удобность в эксплуатации.

 

Основные модели социального управления.

Особое место по своей  значимости занимает координация и  субординация. Они имеют всеобщий характер и являются свойствами таких  всеобщих носителей социальной деятельности и управления, как социальная роль и социальный индивид, а также как социальный субъект и социальный объект.

Координационное управление, социальная роль и социальный индивид: координация  – это такой вид социального  управления, при котором осуществляется горизонтальная упорядоченность как на внутригрупповом, так и на межгрупповом уровне, а стороны, части и элементы одной и той же социальной общности или взаимодействие нескольких общностей характеризуются тождественностью, равновеликостью (семьи в составе нации). Их взаимодействие друг на друга не принимает формы односторонней зависимости и подчиненности. Равновесие поддерживается равными возможностями и равными воздействиями. (социальный род – совокупность исходных социальных индивидов, социальный индивид – простейшая единица деятельности социальной материи).

Координация в государственной  службе – 

Это система должностного взаимодействия государственных служащих и государственных  органов по горизонтали. Субординация – вертикальное упорядочение элементов, при которых один играет роль ведущего, определяющего начало деятельности всех остальных. Здесь действует соподчинение, взаимодействие компонентов различных уровней. В государственной службе субординация – это система должностного подчинения, основанная на правилах служебной дисциплины. Спроектировать оптимальную структуру управления не возможно без понимания объективно-субъективного характера отношений. Координация и субординация выступают двумя базовыми взаимообуславливаемыми и взаимодополняющими видами социального управления.

Реординация – переподчинение (характерный  не только для государственного, но и для других видов управления). В России в настоящее время  в системе государственного управления все силовые министерства переподчинены  Президенту, тогда как раньше они были в прямом подчинении у правительства.

При объектно-объектно и субъектно-субъектных отношениях возможны консолидация (объединение  для ответного действия).

 

Культура власти. Понятие, основные элементы.

Культура (от лат. Возделывание, воспитание, образование, развитие) – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей результаты, в их взаимоотношениях, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностях.. Включает в себя предметные результаты деятельности людей, а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности. Культура власти – термин интегративный, состоит из политической культуры, правовой, культуры делопроизводства, культуры общения людей и т.д. Культура управления – комплексная обобщающая характеристика управленческого труда, отражающая его качественные черты и особенности. Культура управления важна для руководителя, так как главным в его работе является общение с людьми. Развитие культуры управления – важнейший фактор совершенствования управления и повышения его эффективности. Культура власти управляется доминирующей личностью, она обычно встречается там, где организация управляется своим основателем. Вся власть в организации распространяется из центра по каналам влияния и коммуникаций. Контроль осуществляется на персональном уровне, а не посредством правил и процедур – такие культуры «гордятся лишь силой», они гибкие, способны к быстрым реакциям, но они сильно зависят от господствующего индивида.

Культура характеризует особенность  поведения, сознания, деятельность людей  в конкретных сферах общественной жизни. В культуре может фиксироваться  способ жизнедеятельности отдельного индивида, социальной группы или общества в целом. Культура профессиональная – социально-профессиональное качество субъекта труда. Культура профессиональная представляет собой степень овладения трудящимися, достижениями научно-технического и социального прогресса и является личностным аспектом культуры труда.

 

Власть и лидерство в управлении.

Лидер управления – это  люди, которые по своим профессиональным и личностным качествам выделяются в социальной организации, среди  многих умеют использовать эти качества для грамотного выдвижения целей управления, их обоснование и своевременного инновирования, создание сильной дееспособной организации. Они также способны выбирать оптимальные методы решения поставленных задач, осуществлять эффективный контроль на всех этапах управления за деятельностью своих подчиненных. К числу их профессиональных качеств относятся: умение применять на практике основы научного управления, разносторонние знания в области смежных с теорией управления наук, высокая общая культура, стремление к новым знаниям. Интуиция и склонность к общению не исключают волевые качества, которые при отстаивании принципиальных позиций и осмысленных убеждений имеют решающее значение. Высшая и надежная власть – это власть красоты и обаяния личности, образец для подражания и мотивирует другую личность к добровольному принятию тех норм и ценностей, который тот исповедует. В этой связи власть принимает следующие формы: утилитарная власть – воздействие сильных мотивов; авторитарно-нормативная – законная власть; объединенная – власть группы. Успех в управлении приходит к лидерам, обладающим настойчивостью и умением предвидеть, убеждать, вырабатывать стратегию, общаться с людьми. Самоменеджмент ( в освоении современной ценностной среды, т.к. культивируемые ценности в обществе, в организации мотивируют личность к самосовершенствованию). Трудно ужиться с руководителем, который доводит требовательность до садизма (эгоизм, плутовство, холадность). 5 черт суперлидера: 1. Проницательность; 2 коммуникабельность; 3 настойчивость; 4 воодушевление; 5 организационные способности. К чертам, характеризующим руководство относятся: внимание к подчиненным, чуткость к запросам потребителей и их удовлетворение, 3 создание и сохранение функциональной организационной культуры, стратегический склад ума. Управленец должен быть мотивирован к деятельности. Лидер может быть формальным и неформальным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственный интерес. Виды государственного интереса, его  связь с типом государства.

Государственный интерес  – потребность государства, обусловленная экономическими, социокультурными, политическими и другими факторами.

Виды государственных  интересов: общие, частные и корыстные, а также естественными и искусственными.

К числу главных постоянных интересов любого суверенного государства  относятся: сохранение страны (сохранение и защита ее населения и территории); освоение, рациональное, бережное использование и развитие потенциала страны, включая ее природные и человеческие ресурсы, развитие экономики, культуры, образования, обеспечивающих социальный прогресс. Все это для России более чем актуально. Сохранение страны, ее независимости, недопущение превращения ее в колонию, в мирового моргинала. Так же к постоянным интересам относятся создание и развитие эффективной системы политической власти, умело взаимодействующей с обществом в решении проблем. К среднесрочным интересам принадлежат такие, осуществление которых важно для общественных структур и политических институтов и требует их объединенных усилий в течении достаточно длительного периода времени – нескольких десятилетий (индустриализация, сохранение и эволюция науки и т.д.). Краткосрочные интересы государства обусловлены конкретными проблемами развития либо кризисными ситуациями. Интересы этого типа и масштаба формулируются в официальных документах власти (в этих документах четко указывается период времени, в течении которого полагается решить эту задачу). Другой важный интерес – глубокое реформирование политической, экономической, правовой и других систем общественной жизни на базе демократических принципов и в соответствии с идеологией, которая не противоречит воззрениям преобладающей части населения, их историческому жизненному опыту. В содержание этого интереса входит и создание нового, защищенного от проникновения коррупций аппарата государственного управления. Национально-государственные интересы по своему содержанию и формам проявления не являлись идентичными на конкретно исторических этапах ее развития: менялись ориентиры, ценности, идеалы, механизмы и методы их достижения, что сказывалось на существенном понимании и осуществлении взаимосвязи общества, государства и личности – в зависимости от приоритета отдельного элемента этой триады выстраивались и формировались определенные интересы социальных субъектов – доминирование роли государства вело к значительному ущемлению собственно общественных интересов, и главное, интересов отдельных личностей, государственные интересы становились выше всех иных, что порождало имперский характер России. В настоящее время в России, заявившей о переходе к правовому государству и гражданскому обществу, основные интересы личности, общества и государства являются единой системой национальных интересов (национальная безопасность, укрепление государственности и т.д.).

 

Управленческий менталитет современного российского чиновника.

Правовое положение  регулируется законом о государственной  службе, инструкциями и кодексом государственной  службы.

Менталитет  – сложившиеся в результате исторического  развития традиций, ценности социума.

Составляющие  менталитета – система нравственных отношений, этика и этикет. Эта проблема является на сегодняшний день одной  из наиболее исследуемых, в частности управленческий менталитет современного российского чиновника достаточно часто рассматривается на страницах печатных изданий. Нравственные отношения – это особый вид отношений людей, которые возникают в процессе их жизни и связаны с нравственной оценки поступков, результатов их деятельности. Нравственные отношения государственных служащих к обществу находят выражение в стремлении при любых условиях выполнить свои обязанности, но зачастую ли мы сталкиваемся с этим на практике. Нравственные отношения государственных служащих проявляются в разных формах. Важнейшими из них являются долг, ответственность, честь, достоинство и совесть. Вступая в отношения друг с другом, они должны подчиняться дисциплине, требованиям законов, устоявшимся традициям, нравам, привычкам. Вот тут мы и упоминаем об одной из особенностей менталитета – это неформальные связи, которые позволяют решать личные вопросы «ты мне, а там сочтемся». Нравственные отношения характеризуются системой ценностей, сложившейся в обществе. Моральные ценности выступают как ориентиры поведения человека, в их качестве выступают установленные принципы, нормы и правила поведения, образ жизни и идеалы. Большая часть чиновников находится в тесной взаимосвязи с электоратом. Не касается это лишь элиты. Распространено мнение о том, что бюрократы отлынивают от работы, возможно и скорее всего это имеет место на практике, но вместе с этим мы не можем отрицать и того факта, что лишь российские чиновники способны работать в течении 24 часов. Также особенностью является и то, что бюрократический аппарат всецело зависит от руководящего звена, вынуждено учитывать личностные характеристики своего начальства и по возможности предугадывать последующие шаги.

Большое значение для управленца имеет та социальная роль, которую  он выполняет в качестве такового.

Бытует мнение о том, что российский чиновник не является бюрократом, т.к. по Веберу бюрократ работает в целом на систему. Коррумпированность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Среда управления. Понятие, виды.

Среда управления – совокупность элементов, в которых происходит непосредственное воздействие субъекта на объект. Среда: агрессивная; инертная, позитивная.

Информация о работе Социальные технологии в современном управлении