Социальные технологии в современном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 23:23, доклад

Описание работы

Технология – совокупность методов, форм, приемов, операций изменения состояния объекта, осуществляемых в определенном процессе. Проявление феномена социальная технология, связанная с потребностью быстрого и крупномасштабного тиражирования новых видов, форм и способов социальной деятельности и отношений. Иванов и Тощенко отмечают, как технология производства есть совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния материала, социальная технология изменяет социальное отношения на основе алгоритмов, является регулирующим компонентом социальных процессов

Файлы: 1 файл

Sotsiologia_upravlenia_otvety.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

 

Основные концепции управления в первой половине 20в.

Эта наука развивалась  дискретно в пространстве и во времени. Тейлор (родоначальник основ управления, основатель классической школы управления) – разработал ряд методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью стандартизации приемов и орудий труда, развивал «научное управление» в 4 областях: нормирование, исследование соотношение времени и задач, отбор и обучение кадров, денежные стимулы. Он подчеркивал точное исследование мотивов, влияющих на поведение рабочих, выделял два самых важных момента в механизме научного управления – урок и премия. Выделил 4 принципа управления: 1 разработка истинных научных основ производства, 2 научный подбор рабочих, 3 научное дружественное сотрудничество между администрацией и работником, 4 тесное сотрудничество. 

Гилберт – конкретизировал  идеи Тейлора, разработал наилучший метод выполнения работ и определил условия, необходимые для этого: рабочее место.

Эмерсон – комплексный  подход к организациям управления –  книга «12 принципов производительности», где он расположил их в следующей  последовательности: цели и идеалы, здравый смысл, дисциплина, справедливое отношение к персоналу и т.д.

Анри Файоль (основатель административной школы управления) – рассматривал административное управление, выделил основные операции, при которых  осуществляется эффективное управление. «Управлять – значить предвидеть (учитывать грядущие программы действия), предвидеть, организовывать (строить материальный и социальный организм предприятия), распоряжаться (заставлять персонал работать), координировать (связывать, объединять), контролировать (проверять соответствие установленным правилам и отданным распоряжениям)». Одним из условий эффективного управления считает решающую роль администратора.

(Малиновский) Багданов  - всеобщая организационная наука,  в ее основе лежит идея единства опыта, применительно к социальным системам, решающую роль играет организационный опыт. Общество – сочетание внутренних (главные группы) элементов и внешних, общество должно демонстрировать состояние равновесия, для этого существует организационный порядок. Он выделил классы регулированных и саморегулированных систем.

Вебер – разработал идеальный  тип административного управления «теория бюрократии» – вся  деятельность организации, расчленяется на простейшие операции, что определяет задачи каждого из звеньев организации. Управленческая деятельность строится на принципах иерархии. Служба в системе управления основывается на соответствии квалификации сотрудника занимаемой им должности, а служащие должны быть ограждены от произвольного  увольнения, служба не отделима от карьеры – отсюда система «продвижения». Наем сотрудников основывается на профессиональных качествах кандидатов. Придав первостепенное значение формально организуемым аспектам управления, он оставил вне поля зрения неформальные отношения, но они важны – это было доказано в эмпирических социологических исследованиях, так например в школе «человеческих отношений», представителем которой является Мэйо – работа, производственный процесс имеют для рабочего меньшее значение, чем его социально-психологическое положение на производстве, отсюда вывод, что все проблемы производства и управления должны рассматриваться с позиции человеческих отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные концепции управления во второй половине 20в.

В русле развития доктрины «человеческих отношений», основанной  Мэйо в первой половине 20в. в 40-60гг. были разработаны несколько концепций мотивации деятельности, учет которых позволяет повысить эффективность управления.  А. Маслоу (основоположник теории мотивации) – в процессе управленческого воздействия на людей необходимо учитывать классификацию потребностей человека, которая имеет следующий вид иерархии: 1 физиологические потребности, 2 безопасность, 3 вторичные, 4 социальные, 5 престижные потребности (потребности в уважении), 6 потребность в самовыражении.

Мак – Грегор (концепция  человеческих ресурсов) – теория «Х»  и «У». Х – обычному человеку свойственно  внутреннее неприятие труда, стремление избежать его любым путем, избегает ответственности, не имеет амбиций, необходима защита. У – люди становятся пассивными лишь в результате работы организации, затраты физических и интеллектуальных сил человеку в труде совершенно естественны, самоуправление и самоконтроль, принятие на себя ответственности. Задача этой теории У – интегрировать, создавать комплекс условий соответствующих развитию интеллектуальных способностей.

Парсонс – важную роль в управлении играет явления институтционализаци  образцов ценностных ориентаций, управляющими поступками и действиями отдельных  групп, институционализация здесь  - это процесс формирования норм и стандартов, регулирующих соответствующие типы социальной деятельности отдельных групп и личностей. Всякая власть нуждается в легитимации. Он характеризует различие исполнительных и управленческих ролей как типов действий, необходимо учитывать в управлении разнообразие социальных ролей. Особое внимание он уделял контролю как функции управления, особенно таким ее видам как: контроль над мотивацией, контроль над личной структурой членов общества и контроль над экономико-технологическим комплексом.

Мертон (структурно-функциональный анализ) – ввел понятие дисфункция – такое наблюдаемое последствие, которое уменьшает приспособление и адаптацию системы.

60-70гг. – на  передовые позиции выходит системный  подход управления, базирующийся на теории систем (Парсонс, Мертон, Саймон). Существенный вклад в развитие науки внесли разработчики теории иерархичных многоуровневых систем (Макко, Такохара) – три основных уровня функционирования управляющих систем -   1 одноуровневые и одноцелевые, 2 одноуровневые и многоцелевые, 3 многоуровневые и многоцелевые (иерархически управленческие системы). В последние годы используется ситуативный подход (Вудворд, Лоуренс) – оптимальное управление возможно только при условиях, когда внутреннее функционирование организации четко согласовано с требованиями стоящих перед ней задач, техническим оснащением, потребностями персонала, внешним окружением.

Новейшие управленческие концепции – системная и ситуационная представляют собой попытку интегрировать  предыдущие школы.

 

Социальная сущность управления.

Общество как целостная  динамическая система – самоорганизуема  и саморегулируема – самоуправляемая, это значит, что все ее составляющие и сама она в целом нуждаются  в управлении. Решение возникающей  перед отдельным индивидом или социальной группы проблемы есть исходный пункт управленческой деятельности, направленный на осуществление низшей формы управления – регулирование (решает проблемы деятельности в рамках уже сложившихся отношений, это процесс, посредством которого обеспечивается упорядоченное состояние системы), высшие формы управления включают в себя такие процессы, посредством которых данная система переводится из одного организационного состояния в другое. Усложнение общества – потребность осуществлять управленческую деятельность органически – самоуправление человека – переход к сложным формам общения и деятельности. Способность человека управлять своим воздействием на что-либо или кого-либо возникает в сфере личных отношений, затем охватывает все виды активной общественной деятельности. Управление видоизменяется, всегда выступает в конкретных исторических формах, связанных со спецификой конкретного исторического этапа общества, из этого вытекает, что в процессе смены одних этапов цивилизационного развития другими происходит смена социальных механизмов  принятия и осуществления управленческих решений (на основе традиционных суждений, предубеждений, гадания, манипулирования). Чем больше развит капитализм, тем большее значение приобретает принятие управленческих решений, возникает разветвленный управленческий аппарат (Бернхен «Революция менеджеров» – финансист, технический руководитель, коммерсант,  управляющий).

Питер Друкер «Управление» - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу. Современный управленец сочетает в себе несколько социальных ролей. Это определяет особенности управленческого труда. Отсюда умственный труд управленца состоит из: прием и передача информации, восприятие и оценка решений, воспитательная деятельность. В условиях перехода от индустриальной к постиндустриальной цивилизации важно отметить, что возникает необходимость разрешать проблемы, совершенствуя способность своевременного и эффективного его разрешения, означает резкое расширение значимости личности во всех сферах деятельности, особенно в управлении.

 

 

Особенности управления в чрезвычайных ситуациях.

Управление – сложный  вид деятельности по управлению людьми в самых разных ситуациях, во многом зависит от того каковы эти ситуации. Оно сталкивается  с особыми трудностями в чрезвычайных ситуациях, когда управленческое воздействие на поведение людей существенно затруднено. Экстремальная ситуация представляет собой резкий  переход социальной, экономической, экологической и других систем в результате чрезмерного нарастания внутренней или внешней напряженности из устойчивого состояния в неустойчивое, угрожающее распадом этой системы. Если выделить ее социальную составляющую, связанную с самоощущением индивидов и групп, то на первый план выдвигается опасность – возникает потребность в самосохранении, которая связана с понятием риска ( - мера ожидаемого индивидом или группой неблагополучия в случае неуспеха деятельности самого субъекта, определяемую сочетанием вероятности чрезвычайной ситуации и степенью ее неприятных последствий). Дело управленца зарегистрировать уровень, параметры неприемлемого риска, сформулировать предложения по снижению этого уровня, а затем принять активные управленческие действия в плане практического социально-политического управления технологическими нововведениями и поступками людей в пределах наименьшего риска. Сложности и трудности в чрезвычайных ситуациях учитываются при разработке и практическом применении социальных технологий управленческого характера: дефицит управленческого потенциала и то, что для эффективного управления системой необходимы дополнительные ресурсы – материальные, финансовые, которых зачастую не хватает. Чтобы справиться с трудностями, система должна совершить скачок в управлении, переналадить или создать в краткий срок качественно иные структуры и механизмы управления, способные адекватно реагировать на быстро изменяющуюся обстановку. Управление должно быть директивным, выражаться в форме четко выраженных указаний, которые требуют четкого понимания и исполнения. Люди, прежде всего, оценивают деятельность властных и управленческих структур, воспринимают их работу, ощущая на себе уровень здравоохранения и социального обеспечения, которые становятся в чрезвычайных ситуациях  ограниченными и зачастую малодоступными. Необходимо отметить нехватку наряду с основными ресурсами и  дефицит управленческой компетенции – следует подумать о подготовке инженерно-технических кадров. Управление такими ситуациями сводится в основном к управлению опасностью: предупреждение опасной ЧС, борьба с опасностью, ликвидация последствий. 1 осознание и предупреждение опасности, 2 оптимизация управленческой деятельности, 3 повышенное внимание специалистов, управленцев ко всем случаям технологических аварий и катастроф. Оптимизация управленческой деятельности в чрезвычайных ситуациях может осуществится только в том случае, когда на практику организации производства и управления им входит принцип: пока не доказана безопасность любого проекта, на него должно быть наложено абсолютное вето. Особенности: директивность, оперативность, собранность. Социальные технологии в этих ситуациях должны включать в себя до экстремальной стадии – проектирование всех видов человеко–машинных систем, оценка последствий для человека, разработка методов и способов адаптации людей, минимизация опасных для людей последствий катастрофы и реабилитация пострадавших общностей и объектов, база на основе оперативной и достоверной правдивой информации о масштабах, угрозах и последствиях в ЧС, выработка у каждой личности активной стратегии поведения в сложившейся ситуации.

 

Механизм разработки государственного интереса

Государственный интерес  – потребность государства, обусловленная  экономическими, социокультурными, политическими  и другими факторами.

1 анализ существующей  ситуации (экономическая, социальная  и т.д.), анализ текущих и перспективных  потребностей, 2 разработка концепций  внутренней и внешней политики  государства, 3 распространение в  СМИ основных идей  и концепций  развития государства,  4 законодательное закрепление основных положений государственной внешней и внутренней политики, 5 защита государственных интересов на международном уровне.

 

 

 

Место социологии управления среди  других социологических и политических дисциплин.

Социология управления – это специальная социологическая теория, изучающая процесс управления  в различных типах общности, организации, института и общества в целом, осуществляемых для сохранения и обеспечения устойчивости развития соответствующей системы, упорядочение и совершенствование ее структуры, достижение ее целей. Эта наука является смежной между социологией и теорией управления, она сочетает в себе их элементы, этим объясняется некоторая схожесть объекта и предмета этой науки с вышеперечисленными. Так, например, объектом социологии является общество, которое существует независимо от воли и сознания людей, процессы и действия, изучаемые социологией носят субъективный и объективный характер, в ней объект и субъект действия связаны неразрывными узами.  Что касается предмета социологии, то он находится всецело в голове того человека, который исследует какой-либо объект окружающей действительности, т.е. возникает в человеческом сознании. Под управлением понимается основанная на достоверном знание систематическое воздействие субъекта управления на социальный объект (общество, его сферы) с тем, чтобы обеспечить их целостность, нормальное функционирование, развитие. Управление осуществляется путем целенаправленного влияния, основная задача: хорошо скоординированная целенаправленная деятельность. Задача социологии управления выявить факторы, влияющие на развитие общества, выявить тенденции развития процессов управления, а также составить прогноз совершенствования управленческой деятельности в будущем. Основными функциями социологии управления можно выделить: познавательная (изучить основные особенности управления как сферы), оценочная (оценка соответствия  существующей системы управления основным тенденциям этого общества), прогностическая, образовательная.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социальные технологии в современном управлении