Социальные типы личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 11:33, контрольная работа

Описание работы

Проблема человека, личности является одной из фундаментальных междисциплинарных проблем. С древних времен она занимает умы представителей разных наук. Накоплен огромный теоретический и эмпирический материал, но и сегодня эта проблема остается самой сложной, самой непознанной. Ведь не зря говорится, что человек вмещает в себя целый мир.
Каждый человек тысячами нитей, видимых и невидимых, связан с внешней средой, с обществом, вне которого он не может сформироваться как личность. Именно это - взаимодействие индивида и общества рассматривает социология, а отношение «общество-личность» - базовое социологическое отношение.

Содержание работы

1. Введение.
2. Социологическое понятие личности, ее структура.
3. Типы личности.
4. Социализация личности.
5. Заключение.
6. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Социология.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

Нельзя не упомянуть  вариант типологии В. А. Ядова, который  выделял следующие типы: идеальный, базисный и модальный тип.

Широко распространены типологии, в которых рассматриваются  типы личностей в качестве носителей  признаков определенных общностей - классов, социальных групп.

Нельзя не учитывать, что специфика отношений в  разных сферах общественной жизни стимулирует  проявление определенных личностных качеств  и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию прагматизма, хитрости, расчетливости, отношения в сфере производства формируют эгоизм, карьеризм и кооперацию, а сфера семейной и личной жизни - эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск гармонии любой ценой.

Таким образом, тип и  характер определяются прежде всего  тем, в рамках какого общества, какой культуры личность находится.

Интересными в научном  плане представляются типологизации  личности, выдвинутые Э. Фроммом, Д. Рисменом, исходящими из концепции «социального характера». Так, Рисмен считал, что  развитие той или иной формы общения приводит к формированию социального характера, т. е. стабильной и четко выраженной системы ориентаций. Исследуя условия формирования социального характера в процессе перехода от доиндустриальных обществ к капиталистическим и в период становления современного развитого индустриального общества, он выделял три типа социального характера: ориентированный на традицию, ориентированный на себя, ориентированный на другого (в современных обществах, в которых существует тесная зависимость личности от социальной группы, от ее оценки, одобрения со стороны).

Актуальным остается тип авторитарной личности, описанный  в свое время Т. Адорно, разработавшим F-шкалу для измерения ее качеств. Признаки авторитарной личности следующие: раболепное подчинение авторитарному лидеру, слепое следование приказу, инструкции, агрессивное неприятие инакомыслия, безапелляционное осуждение тех, кто отклоняется от стандарта, мистическая вера в непогрешимость догматов собственной группы, убежденность в приемлемости всех средств для достижения целей своей группы, стремление к господству путем насилия.

В зависимости от ценностных ориентаций выделяются следующие типы личности:

1) традиционалистский (личность ориентирована на ценности долга, дисциплины, законопослушания, с низким уровнем самостоятельности, способности к самореализации);

2) идеалистический (личность критически относится к традиционным нормам, с установкой на саморазвитие);

3) фрустрированный (личность с низкой самооценкой, угнетенным самочувствием);

4) реалистический (личность сочетает стремление к самореализации с развитым чувством долга, скептицизм с самоконтролем);

5) потребительский (личность ориентирована на удовлетворение потребительских желаний).

В современной социологии получило широкое распространение  выделение типов личности в зависимости от их ценностных ориентаций.

Традиционалисты ориентированы  в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а такие  качества, как самостоятельность  и стремление к самореализации, у  данного типа личности выражены весьма слабо.

У идеалистов, наоборот, сильно выражены независимость, критическое  отношение к традиционным нормам, установки на саморазвитие и пренебрежение  авторитетами.

Реалисты сочетают в  себе стремление к самореализации с  развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм — с самодисциплиной и самоконтролем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Социализация личности.

 

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком  социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.

Термин "социализация" соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность - процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен прежде всего для психоанализа.

Понятие "формирование личности" подразумевает единство объективных и субъективных условий, определяющих процесс становления и развития человека.

Понятие "развитие личности" характеризует последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности.

Воспитание - это целенаправленное формирование у индивида определенных качеств, а социализация - усвоение социальных ролей того общества, в котором человек живет, будь оно тоталитарным, демократическим, единым, преступным, богатым и т.д. Социальное качество в данном случае не имеет значения.

Можно быть социализированным, но не воспитанным, и наоборот - воспитанным, но совершенно не социализированным, т.е. не знающим жизни.

Социализация - это долгий и трудный процесс становления  личности, постепенное усвоение ею требований общества: определенной системы  знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, необходимых для успешного функционирования личности в данном обществе.

 

Выделяют следующие  стадии социализации:

 

1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения "мир и я" характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, "вписаться" в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы: сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом; изменение себя, "стать как все"; конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми  жизненными циклами. Они отмечают важнейшие  вехи в биографии человека, которые  вполне могут служить качественными этапами становления социального "Я": поступление в ВУЗ (цикл студенческой жизни), женитьба (цикл семейной жизни), выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл), служба в армии (армейский цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл). Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни. Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс распадается на два этапа, получивших в социологии особые названия.

Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения  называется десоциализацией.

Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идет по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, является непреложным. Но свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности - от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под ее воздействием люди пытаются разобраться в своих конфликтах и изменить свое поведение на основе этого понимания.

Общественные функции  личности и вытекающие из них права  и обязанности по отношению к  другим участникам социального взаимодействия определяют её социальный статус, т. е. тот набор действий и соответствующих условий для их исполнения, которые закреплены за данным социальным статусом личности, занимающей определенное место, позицию в общественной структуре. Социальный статус личности является характеристикой социальной позиции, на которой она находится в данной социальной системе координат.

Общество следит, чтобы  личность исправно выполняла свои роли, общественные функции. Для чего наделяет ее определенным социальным статусом. В противном случае, оно ставит на данное место другую личность, полагая, что она будет лучше справляться с общественными обязанностями, принесет больше пользы другим членам общества, играющим в нем иные роли.

Социальные статусы  бывают предписанными (пол, возраст, национальность) и достигнутыми (студент, доцент, профессор).

Достигнутые статусы  закрепляются с учетом способностей, достижений, что дает перспективу  каждому. В идеальном обществе большинство  статусов достигаемы. В реальном —  далеко не так. У каждой личности много  статусов: отец, студент, преподаватель, общественный деятель и др. Среди них выделяется главный, который наиболее важен и ценен для общества. Ему соответствует социальный престиж данной личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Заключение.

 

Социологические исследования показывают, что специфика отношений в различных сферах общественной жизни стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию предприимчивости, прагматизма, хитрости, расчетливости, умения подать себя; взаимодействия в сфере производства формируют эгоизм, карьеризм и вынужденную кооперацию, а в сфере семейной и личной жизни — эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск гармонии.

Повзрослев, человек активно  вступает в общественную жизнь, стремясь занять в ней свое место, удовлетворить личные потребности и интересы. Взаимоотношения личности и общества можно описать по формуле: общество предлагает, личность ищет, выбирает свое место, стараясь реализовать интересы. При этом она показывает, доказывает обществу, что находится на своем месте и будет хорошо выполнять определенную отведенную ему роль.

Итак, в социологии – личность есть совокупность статусно - ролевых характеристик. Личность - это автономная систем, которая может быть независима от общества. Эта независимость проявляется в собственном  мировоззрении личности, в её самосознании. Социальные роли – это совокупность требований предъявляемых индивиду обществом. Это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в  социальной системе. У человека может быть множество ролей.

На формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе.

Однако следует помнить, что главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Список литературы.

 

1. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994 - 256 с.

2. Сальников В.П. Социология. Курс лекции для слушателей факультетов заочного обучения юридических вузов. СПбГУ МВД России, 2000 – 221 с.

3. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2003. - 512 с.

1 Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994 - 256 с.

2 Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2003. - С. 148 – 149.




Информация о работе Социальные типы личности