Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 21:42, реферат
Кроме изучения общества как единого организма, социология изучает социальные отношения в этом обществе, а также социальные общности и их деятельность. Т.е. изучает человеческое общество, в котором существуют определенные типы социальных отношений. Это отношения, которые обеспечивают общество наиболее важными потребностями, необходимые для функционирования социальной группы как социальной единицы. Например, к ним можно отнести:
- потребность в материальных благах, что заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения;
- потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы, что заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения и отношения обучения молодых людей.
1. Введение
2. Понятие социального института
3. Добрачное поведение современной молодёжи
4. Гендерная специфика
5. Задача изучения добрачного поведения
6. История развития институтов брака и семьи
7. Эволюция института добрачного поведения
8. Заключение
9. Использованная литература
Социальный институт добрачного поведения.
Содержание
1
Социология - это наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей. Социология, как наука появилась в 1989 году. Термин «социология» состоит из слов двух разных языков: латинского и греческого. В переводе с латинского «socium» – это общество, а с греческого «logos» – это изучение. По представлениям О. Конта социология должна была объединить все понятия и знания об обществе в единый организм и дать ему научную основу. Т.е. объектом изучения социологии является специфика развития общества.
Основной целью социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия». Непосредственным помощником в изучении социального общества можно отнести такие дисциплины как:
- история - изучение влияния времени на общество,
- экономика - изучение влияния
экономических отношений, в
- политология – изучение
- психология – изучение
- религия - изучения влияния
религиозной культуру на
Кроме изучения общества как единого организма, социология изучает социальные отношения в этом обществе, а также социальные общности и их деятельность. Т.е. изучает человеческое общество, в котором существуют определенные типы социальных отношений. Это отношения, которые обеспечивают общество наиболее важными потребностями, необходимые для функционирования социальной группы как социальной единицы. Например, к ним можно отнести:
- потребность в материальных
благах, что заставляет людей
закреплять и поддерживать
- потребность социализировать
подрастающее поколение и
- и т.д.
На основе таких отношений появляются различные виды социальных связей в обществе (экономические, политические, культурные, религиозные и т.д.). Т.е. внутри социального общества устанавливаются связи от семьи до системы религии и государства. Такие связи еще называют социальными институтами. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы. Поэтому изучение социального института и институциональных связей является одной из основных задач социологии.
2
Главным объектом исследований в социологии является социальные институты. Само понятие «институт» в переводе с латинского - это установление, организация, учреждение. Это особая форма организации совместной деятельности общества людей, а так же определенные взаимоотношения между людьми.
Отсюда социальный институт представляет собой:
- ролевую систему, в которую
включаются также нормы и
- совокупность обычаев,
- формальную и неформальную организацию;
- совокупность норм и
- обособленный комплекс
Отсюда сделаем вывод, что «Социальный институт» — это устойчивые, организованные, общепризнанные формы взаимоотношений людей, устанавливаемые для выполнения одной из функций общества.
Устойчивые — значит существующие достаточно длительно в более или менее постоянной, стандартной форме.
Организованные — значит, существующие в виде определенной организации, устойчивой группы, оформленные, имеющие границы.
Общепризнанные — значит принятые в согласии с большинством. Каждому институту соответствует свой набор правил поведения и ролей для выполнения соответствующей социальной функции.
В социальном обществе насчитывают сотни институтов, но более всего выделяют политический институт, экономический институт, социально - культурный институт, институт религии, институт образования, а так же институт семьи. Примеры институтов: семья, образование, армия, милиция, здравоохранение, банки, право и т. д.
Приспосабливаясь к среде, общество создает свои социальные институты, на которые влияют непосредственно историческое время, географическое местоположение, этнические и культурные отношения, религиозная и политическая власть и т.д. Поэтому институты разных обществ отличаются друг от друга и отражают культурный облик характерный для этого общества
Например, рассматривая институт брака у разных народов, он содержит своеобразные обряды и церемонии, опирается на принятые в каждом обществе нормы и правила поведения. В одних странах институт брака допускает многоженство, а в других странах категорически запрещено. Так же со временем меняются и сами понятия брака, как например: раньше было неприемлем брак без соответствующей его регистрации, а в современном обществе существует понятие гражданского брака, т.е. брака без регистрации.
Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. А так же институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, т. к. благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.
3
Кризисные процессы современного общества, связанного с депопуляцией населения и кризисом института семьи, ростом внебрачной рождаемости, широким распространением социального сиротства и девиантного поведения – непосредственно влияют на добрачное поведение молодежи.
Эти тенденции вызывают тревогу у общества и государства, так как семья не только следствие, но и причина социально значимых действий. В современной семье происходит ослабление социально-психологической общности, что ускоряет разрыв преемственности между поколениями. В этих условиях молодежь обретает ценности во многом самостоятельно. Если в прошлом выбор брачного партнера определялся интересами рода, семьи, сословия и подчинялся стереотипам, принятым в обществе, то сегодня молодежь во многом свободна в своем поведении. Для юношей и девушек любовь, эмоциональные контакты и сексуальное удовлетворение все больше представляют ценность сами по себе и не всегда соотносятся с вопросом, заключить брак или нет.
Установки и ценностные ориентации добрачного поведения молодежи, в том числе и студенческой, представления о браке и семье складываются не спонтанно, а в течение определенного времени и под влиянием различных социальных институтов: первоначально культуры общества, родительской семьи, школы, дающей образование и подготовку к трудовой и общественно-политической жизни. Велико воздействие средств массовой коммуникации, внешкольных учреждений и учреждений дополнительного образования, сверстников и старших товарищей т.д. Это множество институтов социализации расширяет кругозор и диапазон интересов личности, ее взглядов на мир в целом, на брак и семью в частности. Невозможно выделить, какой из них важнее, влиятельнее или ответственнее за формирование представлений молодежи о характере будущего супружества, эмоционально-психологического отношения к семейным ценностям, конечный результат добрачного поведения – принятия решения вступить в брак, создать семью или отказаться от такого решения.
4
Теоретическое осмысление гендерной специфики добрачного поведения молодежи позволило выявить, что основным положением гендерной составляющей выступает представление о том, что отношения между полами, поведенческие нормы и стереотипы определены социально. Этот подход отличается от традиционного, рассматривающего различие социальных ролей и поведение мужчин и женщин как результат их различной биологической организации, а поэтому расценивающий их социальные роли и особенности поведения как естественные, природные. Гендерная идентификация и полоролевая социализация служат базовыми детерминантами межполового взаимодействия в процессе добрачного поведения.
Концептуально-методологические подходы к изучению гендерной специфики добрачного поведения и выбора брачного партнера можно разделить на несколько типов: универсальные модели добрачного поведения и выбора брачного партнера, одинаково приемлемые как для женского, так и для мужского пола; модели добрачного поведения и выбора брачного партнера, где доминирующая роль отводится мужчине; модели добрачного поведения и выбора брачного партнера, где доминирующая роль отводится женщине; модели добрачного поведения и выбора брачного партнера, приемлемые только для мужского типа поведения; модели добрачного поведения и выбора брачного партнера, приемлемые только для женского типа поведения .
5
Проанализировав существующие в науке
многообразие взглядов и подходов на
добрачное поведение и
6
Становление и развитие института
добрачного поведения связано с
историей развития институтов брака
и семьи. Одним из базовых факторов,
способствовавших зарождению социального
института добрачного поведения, является
появление первых запретительных и
ограничительных норм, регулирующих
половые отношения и
Гендерная специфика добрачного поведения
есть результат сформированных на протяжении
долгого времени ассиметричных
культурных оценок и ожиданий, адресуемых
людям в зависимости от их пола,
причем почти всегда один пол считается
вторичным и подчиненным
7
Эволюция института добрачного
поведения развивалась в русле
развития общества и вполне очевидно,
что не могло ограничиться только
половыми запретами. По мере общественного
прогресса, сферы жизнедеятельности
человека значительно расширялись,
изменялся и семейно-брачный
Таким образом, модель добрачного поведения и те роли, которые приписываются мужчинам и женщинам в добрачном поведении сегодня, являются продуктом эволюции брачно-семейных отношений в целом, результатом естественного и социального отбора, при котором были укреплены те нормы и правила во взаимоотношении между полами которые лучше приспособились к социокультуре.
Заключение
И так в заключении подведем итог о нашем представлении, о «Социальных институтах».
Социальный институт - это особая форма организации совместной деятельности общества людей, а так же определенные взаимоотношения между людьми. Также это устойчивые, организованные, общепризнанные формы взаимоотношений людей, устанавливаемые для выполнения одной из функций общества.
Люди пытаются реализовать свои
потребности сообща и ищут для
этого различные способы. В ходе
общественной практики они находят
некоторые приемлемые образцы, шаблоны
поведения, которые постепенно превращаются
в стандартизированные обычаи и
привычки. Спустя некоторое время
эти шаблоны и образцы
Информация о работе Социальный институт добрачного поведения