Социальный институт добрачного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 21:42, реферат

Описание работы

Кроме изучения общества как единого организма, социология изучает социальные отношения в этом обществе, а также социальные общности и их деятельность. Т.е. изучает человеческое общество, в котором существуют определенные типы социальных отношений. Это отношения, которые обеспечивают общество наиболее важными потребностями, необходимые для функционирования социальной группы как социальной единицы. Например, к ним можно отнести:
- потребность в материальных благах, что заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения;
- потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы, что заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения и отношения обучения молодых людей.

Содержание работы

1. Введение
2. Понятие социального института
3. Добрачное поведение современной молодёжи
4. Гендерная специфика
5. Задача изучения добрачного поведения
6. История развития институтов брака и семьи
7. Эволюция института добрачного поведения
8. Заключение
9. Использованная литература

Файлы: 1 файл

Социальный институт добрачного поведения.docx

— 27.55 Кб (Скачать файл)

Социальный  институт добрачного поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  1. Введение
  2. Понятие социального института
  3. Добрачное поведение современной молодёжи
  4. Гендерная специфика
  5. Задача изучения добрачного поведения
  6. История развития институтов брака и семьи
  7. Эволюция института добрачного поведения
  8. Заключение
  9. Использованная литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Социология - это наука о закономерностях  становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей. Социология, как наука появилась в 1989 году. Термин «социология» состоит из слов двух разных языков: латинского и греческого. В переводе с латинского «socium» – это общество, а с греческого «logos» – это изучение. По представлениям О. Конта социология должна была объединить все понятия и знания об обществе в единый организм и дать ему научную основу. Т.е. объектом изучения социологии является специфика развития общества.

Основной целью социологии является «анализ структуры социальных отношений  в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия». Непосредственным помощником в изучении социального общества можно отнести  такие дисциплины как:

- история - изучение влияния  времени на общество,

- экономика - изучение влияния  экономических отношений, в которые  вступают люди внутри социальной  группы (производство, обмен, реализация, потребление товара)

- политология – изучение влияния  политической власти на людей  и социальные группы,

- психология – изучение поведения  человека в группе, обществе,

- религия - изучения влияния  религиозной культуру на общество (влияние церкви, сект) и т.д.

Кроме изучения общества как единого  организма, социология изучает социальные отношения в этом обществе, а также  социальные общности и их деятельность. Т.е. изучает человеческое общество, в котором существуют определенные типы социальных отношений. Это отношения, которые обеспечивают общество наиболее важными потребностями, необходимые  для функционирования социальной группы как социальной единицы. Например, к  ним можно отнести:

- потребность в материальных  благах, что заставляет людей  закреплять и поддерживать производственные  отношения;

- потребность социализировать  подрастающее поколение и воспитывать  молодежь на образцах культуры  группы, что заставляет закреплять  и поддерживать семейные отношения  и отношения обучения молодых  людей.

- и т.д.

На основе таких отношений появляются различные виды социальных связей в  обществе (экономические, политические, культурные, религиозные и т.д.). Т.е. внутри социального общества устанавливаются  связи от семьи до системы религии  и государства. Такие связи еще  называют социальными институтами. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы. Поэтому изучение социального института и институциональных связей является одной из основных задач социологии.

2

Главным объектом исследований в социологии является социальные институты. Само понятие «институт» в переводе с латинского - это установление, организация, учреждение. Это особая форма организации совместной деятельности общества людей, а так же определенные взаимоотношения между людьми.

Отсюда социальный институт представляет собой:

- ролевую систему, в которую  включаются также нормы и статусы;

- совокупность обычаев, традиций  и правил поведения;

- формальную и неформальную  организацию;

- совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу  общественных отношений;

- обособленный комплекс социальных  действий.

Отсюда сделаем вывод, что «Социальный  институт» — это устойчивые, организованные, общепризнанные формы взаимоотношений  людей, устанавливаемые для выполнения одной из функций общества.

Устойчивые — значит существующие достаточно длительно в более или менее постоянной, стандартной форме.

Организованные — значит, существующие в виде определенной организации, устойчивой группы, оформленные, имеющие границы.

Общепризнанные — значит принятые в согласии с большинством. Каждому институту соответствует свой набор правил поведения и ролей для выполнения соответствующей социальной функции.

В социальном обществе насчитывают  сотни институтов, но более всего  выделяют политический институт, экономический  институт, социально - культурный институт, институт религии, институт образования, а так же институт семьи. Примеры институтов: семья, образование, армия, милиция, здравоохранение, банки, право и т. д.

Приспосабливаясь к среде, общество создает свои социальные институты, на которые влияют непосредственно  историческое время, географическое местоположение, этнические и культурные отношения, религиозная и политическая власть и т.д. Поэтому институты разных обществ отличаются друг от друга  и отражают культурный облик характерный  для этого общества

Например, рассматривая институт брака  у разных народов, он содержит своеобразные обряды и церемонии, опирается на принятые в каждом обществе нормы  и правила поведения. В одних  странах институт брака допускает  многоженство, а в других странах  категорически запрещено. Так же со временем меняются и сами понятия  брака, как например: раньше было неприемлем брак без соответствующей его  регистрации, а в современном  обществе существует понятие гражданского брака, т.е. брака без регистрации.

Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. А так же институты  одновременно выступают и инструментами  социального контроля, т. к. благодаря  своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую  дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.

3

 Кризисные процессы современного общества, связанного с депопуляцией населения и кризисом института семьи, ростом внебрачной рождаемости, широким распространением социального сиротства и девиантного поведения – непосредственно влияют на добрачное поведение молодежи.

Эти тенденции вызывают тревогу  у общества и государства, так  как семья не только следствие, но и причина социально значимых действий. В современной семье  происходит ослабление социально-психологической  общности, что ускоряет разрыв преемственности  между поколениями. В этих условиях молодежь обретает ценности во многом самостоятельно. Если в прошлом выбор  брачного партнера определялся интересами рода, семьи, сословия и подчинялся стереотипам, принятым в обществе, то сегодня молодежь во многом свободна в своем поведении. Для юношей и девушек любовь, эмоциональные  контакты и сексуальное удовлетворение все больше представляют ценность сами по себе и не всегда соотносятся  с вопросом, заключить брак или  нет.

Установки и ценностные ориентации добрачного поведения молодежи, в  том числе и студенческой, представления  о браке и семье складываются не спонтанно, а в течение определенного  времени и под влиянием различных  социальных институтов: первоначально  культуры общества, родительской семьи, школы, дающей образование и подготовку к трудовой и общественно-политической жизни. Велико воздействие средств  массовой коммуникации, внешкольных  учреждений и учреждений дополнительного  образования, сверстников и старших  товарищей т.д. Это множество институтов социализации расширяет кругозор и  диапазон интересов личности, ее взглядов на мир в целом, на брак и семью  в частности. Невозможно выделить, какой  из них важнее, влиятельнее или  ответственнее за формирование представлений  молодежи о характере будущего супружества, эмоционально-психологического отношения  к семейным ценностям, конечный результат  добрачного поведения – принятия решения вступить в брак, создать  семью или отказаться от такого решения.

4

Теоретическое осмысление гендерной  специфики добрачного поведения  молодежи позволило выявить, что  основным положением гендерной составляющей выступает представление о том, что отношения между полами, поведенческие  нормы и стереотипы определены социально. Этот подход отличается от традиционного, рассматривающего различие социальных ролей и поведение мужчин и женщин как результат их различной биологической организации, а поэтому расценивающий их социальные роли и особенности поведения как естественные, природные. Гендерная идентификация и полоролевая социализация служат базовыми детерминантами межполового взаимодействия в процессе добрачного поведения.

Концептуально-методологические подходы  к изучению гендерной специфики  добрачного поведения и выбора брачного партнера можно разделить на несколько  типов: универсальные модели добрачного поведения и выбора брачного партнера, одинаково приемлемые как для  женского, так и для мужского пола; модели добрачного поведения и выбора брачного партнера, где доминирующая роль отводится мужчине; модели добрачного поведения и выбора брачного партнера, где доминирующая роль отводится  женщине; модели добрачного поведения и выбора брачного партнера, приемлемые только для мужского типа поведения; модели добрачного поведения и выбора брачного партнера, приемлемые только для женского типа поведения  .

5

Проанализировав существующие в науке  многообразие взглядов и подходов на добрачное поведение и гендерную  специфику добрачного поведения, мы пришли к выводу, что задача изучения добрачного поведения весьма сложна, что обусловлено, следующими обстоятельствами. Во-первых, понятие добрачного поведения  как социальной и психологической  системы многомерно, его определить не просто, так как трудно очертить границы данного явления. Непросто установить все ценности и стереотипы, входящие в структуру этого поведения. Добрачное поведение включает большое  число всевозможных отношений, взаимосвязей. В формировании этих отношений участвуют значительное количество личностных особенностей человека (пол, возраст, гендерная идентичность), социальное окружение, в частности – семья, традиции, обычаи, социально-экономические условия. Во-вторых, отсутствует единый подход к понятиям добрачного поведения и выбора брачного партнера, единого понимания их сущности. Нет пока и общепризнанной теории для изучения добрачного поведения. Вместо этого имеется значительное число концепций, направлений с различными, нередко трудно сопоставимыми подходами к толкованию добрачного поведения вообще и гендерной специфики в частности. В третьих, добрачное поведение – область социальной жизни, представление о котором складывается под воздействием обыденного опыта, оно подвержено влиянию социальных стереотипов. Каждый человек имеет свою точку зрения на добрачное поведение и считает ее единственно правильной для понимания добрачных отношений вообще. Так затрудняют изучение добрачного поведения скрытность (интимность) многих происходящих в нем событий, их изменчивость, отсутствие четких контуров.

6

Становление и развитие института  добрачного поведения связано с  историей развития институтов брака  и семьи. Одним из базовых факторов, способствовавших зарождению социального  института добрачного поведения, является появление первых запретительных и  ограничительных норм, регулирующих половые отношения и представляющие собой требования к добрачному поведению  и поиску брачного партнера. Первичными их формами были запреты возрастные, правила экзогамии и эндогамии .

Гендерная специфика добрачного поведения  есть результат сформированных на протяжении долгого времени ассиметричных  культурных оценок и ожиданий, адресуемых людям в зависимости от их пола, причем почти всегда один пол считается  вторичным и подчиненным другому, и этот гендер чаще всего – женщины.

7

Эволюция института добрачного поведения развивалась в русле  развития общества и вполне очевидно, что не могло ограничиться только половыми запретами. По мере общественного  прогресса, сферы жизнедеятельности  человека значительно расширялись, изменялся и семейно-брачный институт. На систему добрачного поведения  и выбора брачного партнера мужчины  и женщины налагались все новые  и новые ограничения и требования. К базовым факторам, обусловившим формирование социального института  добрачного поведения и гендерной  дифференциации следует отнести: разделение труда, смену матриархата патриархатом, формирование и трансформацию традиционной семьи, развитие крупной промышленности и, как следствие, появление частной  собственности, развитие товарно-денежных отношений, сопровождавшиеся формированием соответствующих обычаев и права .

Таким образом, модель добрачного поведения  и те роли, которые приписываются  мужчинам и женщинам в добрачном  поведении сегодня, являются продуктом  эволюции брачно-семейных отношений  в целом, результатом естественного  и социального отбора, при котором  были укреплены те нормы и правила  во взаимоотношении между полами которые лучше приспособились к социокультуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

И так в заключении подведем итог о нашем представлении, о «Социальных  институтах».

Социальный институт - это особая форма организации совместной деятельности общества людей, а так же определенные взаимоотношения между людьми. Также  это устойчивые, организованные, общепризнанные формы взаимоотношений людей, устанавливаемые  для выполнения одной из функций  общества.

Люди пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для  этого различные способы. В ходе общественной практики они находят  некоторые приемлемые образцы, шаблоны  поведения, которые постепенно превращаются в стандартизированные обычаи и  привычки. Спустя некоторое время  эти шаблоны и образцы поведения  поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система  санкций.

Информация о работе Социальный институт добрачного поведения