Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 16:40, реферат
Трансформационные изменения в современном мире затрагивают все сферы жизнедеятельности, в том числе и семейно-брачные отношения. Быстрые и существенные изменения социальной, экономической, культурной среды в нашей стране, происходящие с начала последнего десятилетия ХХ века, обусловили трансформацию российской семьи. Это выражается в смене традиционной, авторитарной модели семьи на эгалитарную, развитие альтернативных форм брачно-семейных отношений, в падении рождаемости, росте числа разводов и внебрачных детей.
Введение
Трансформационные изменения в современном мире затрагивают все сферы жизнедеятельности, в том числе и семейно-брачные отношения. Быстрые и существенные изменения социальной, экономической, культурной среды в нашей стране, происходящие с начала последнего десятилетия ХХ века, обусловили трансформацию российской семьи. Это выражается в смене традиционной, авторитарной модели семьи на эгалитарную, развитие альтернативных форм брачно-семейных отношений, в падении рождаемости, росте числа разводов и внебрачных детей.
Происходят изменения
и в добрачном поведении
Социальный институт добрачного поведения включает в себя такие понятия как «брачность», «брачный возраст» «брачный выбор (отбор)», «брачное состояние», «брачный круг» «брачный рынок».
Брачность - это процесс образования брачных (супружеских) пар в населении; включает вступление в первый и повторные браки. В сочетании с процессами овдовения и разводимости брак определяет воспроизводство брачной структуры населения. Это социально-демографический процесс, который обусловливается и регулируется социально-культурными нормами, имеет юридические, социальные, экономические и др. аспекты [5].
Брачный возраст – минимальный
возраст, начиная с которого закон
или обычай допускает вступление
в брак. В большинстве стран
мира брачный возраст
Под брачным отбором В.М. Медков предлагает понимать процесс, в результате которого из совокупности возможных, потенциальных брачных партнеров (так называемый «брачный круг») тем или иным способом отбирается тот, кто становится мужем (женой) в зарегистрированном или незарегистрированном браке.
Брачный выбор – это
выбор брачного партнёра в рамках
данного брачного круга. На брачный
выбор влияют социальные, экономические,
культурные, психологические и
антропологических (возраст, внешние данные), психологических (взаимная симпатия) и тому подобных факторов. [11]
В современном обществе (когда
в значительной мере утрачивают значение
социальные, экономические, этнические
и религиозные барьеры) на первое
место выступают
Под брачным состоянием понимают положение лица по отношению к институту брака, определяемое в соответствии с обычаями и правовыми нормами страны. Различают не состоящих в браке и состоящих в браке. В условиях моногамного брака не состоящие в браке делятся на никогда не состоявших в браке, вдовых и разведённых. Перечисленные категории брачного состояния считаются основными и выделяются в большинстве разработок статистических данных. При браке, разводе, овдовении происходит переход лица из одной категории брачного состояния в другую.
Брачный круг, представляет
собой совокупность возможных брачных
партнёров и определяется системой
норм общества, а также социально-
На формирование брачного круга, его динамику и состав значительно влияет ситуация на «брачном рынке». Диспропорция численности бракоспособных лиц в населении приводит к сужению брачного круга лиц одного пола, имеющих численный перевес (в этих условиях брачное состояние пополняется за счёт лиц, которые прежде не рассматривались в качестве потенциальных брачных партнёров, т.е. брачные предпочтения ослабевают), и соответствует расширению брачного круга лиц другого пола.
«Брачный рынок» - это
термин, применяемый для условного
обозначения системы
В добрачном поведении
более длительный процесс, чем процесс
выбора партнера. В целом на добрачное
поведение молодого человека влияет
определяющим образом стиль родительских
отношений и атмосфера
С переходом в ранний юношеский
возраст воздействия
Вероятно, следует согласиться с Л. И. Савиновым, что в современных условиях действуют стереотипные и нестереотипные ценностные ориентации добрачного поведения. К стереотипным ориентирам относятся: выбор брачного партнера из своего сословия, примерно равного материального положения, уровня образования, одной и той же национальности, вероисповедания; общепринятые возраст вступления в брак, разница в годах между супругами; общие черты ухаживания, следования предсвадебным и свадебным обычаям и традициям; учет мнения родителей, родственников и друзей при выборе брачного партнера [19].
Нестереотипные ценностные
ориентации – это поведение, которое
в данной культуре считается не общепризнанными,
редко встречающимся и
В социологии семьи принято выделять добрачный и предбрачный периоды.
К добрачному периоду относят весь жизненный сценарий человека от рождения до брака, к предбрачному – взаимодействие с брачным партнером до брака. В предбрачном периоде выделяют предбрачное знакомство и предбрачное ухаживание.Рассмотрим особенности добрачного и предбрачного периодов в жизненном сценарии современной молодежи.
В социологии семьи принято выделять добрачный и предбрачный периоды.
К добрачному периоду относят весь жизненный сценарий человека от рождения до брака, к предбрачному – взаимодействие с брачным партнером до брака. В предбрачном периоде выделяют предбрачное знакомство и предбрачное ухаживание.
Рассмотрим особенности добрачного и предбрачного периодов в жизненном сценарии современной молодежи.
Психологическая задача предбрачного периода, которую решает каждый молодой человек, заключается в необходимости фактически отделить себя от родительской семьи и вместе с тем продолжать оставаться связанным с ней. В некоторых культурах проблема такого противостояния решается тем, что родители сами выбирают брачного партнера для сына или дочери. Эта модель характерна для общества традиционного типа. С подбором партнеров родители становятся важнейшим фактором в процессе принятия решения о браке. Даже современный городской человек весьма зависим в брачном вопросе от мнения родителей. И выбор «назло родителям» – это зависимый выбор. Известен выбор и «всей семьей», что в большинстве случаев можно трактовать как «невротический» выбор партнера. Что касается предбрачного знакомства, то статистика по этому периоду выглядит так: 18% молодых людей знакомятся в местах отдыха; 14% – по месту учебы; 17% – на работе; 18,7% – в местах досуга; 7% – живут на одной улице; 8% – знакомятся на улице; 2% – живут в одном доме. Таким образом, преобладающее число знакомств происходит в обстановке, удаленной от реальности, – в местах досуга и отдыха. Большинство таких ситуаций сопровождается «эффектом ореола». В основном молодые люди стараются выглядеть как можно лучше. Это относится и к фактору соответствия общепринятым стандартам внешней физической привлекательности, и к ценностным установкам. В таких условиях, происходит, по существу, общение «масок», которые люди надевают на себя. Анализ брачных объявлений подтверждает подобный расклад.Только 2% брачных объявлений содержат намеки на некие недостатки. В основном рекламируются привлекательные для противоположного пола качества личности. Знакомство до брака различается не только по характеру, но и по длительности. Причем исследователи выяснили, каким образом время предбрачного знакомства влияет на сохранение брачных отношений. Длительность знакомства до брака соотносится с показателем устойчивости брачных отношений (в %): до 1 мес. – 4; от 1 мес. до 6 мес. – 14; до 1 года – 22; от 1 года до 3 лет – 42; свыше 3 лет – 18. Таким образом, есть некий оптимальный срок развития предбрачных отношений, который коррелирует с успешностью и сохранностью брака. И слишком короткий, и слишком длительный период – фактор социального риска для устойчивости последующих брачных отношений. Короткий период предбрачных отношений недостаточно информативен и не способствует хорошему узнаванию брачного партнера, длительный ведет к уменьшению сексуальной привлекательности, снижает интерес и новизну межличностных отношений.
Предбрачный период очень важен для понимания всей специфики психологии семейных отношений. Супруги не являются кровными родственниками, они становятся родственниками по выбору. В этом смысле необходимо в предбрачный период много сил затрачивать на выбор, а впоследствии прикладывать немало психологических усилий для его сохранения. К функциям предбрачного периода относятся: 1) накопление совместных переживаний и впечатлений; 2) узнавание друг друга, уточнение и проверка принятого решения; 3) проектирование совместной жизни.
Социальная значимость предбрачного периода весьма актуальна. Такая проверка информативна, если она затрагивала домашние ситуации, ситуации переживания совместных трудностей и объединения усилий. По сути дела, разговор идет о предбрачном экспериментировании, в ходе которого проверяется функционально-ролевое взаимодействие партнеров. Исторически место такому эксперименту в предбрачных отношениях было четко отведено в различных культурах, известно оно как этап помолвки. В современном обществе такое явление на старте семейной жизни отсутствует. На смену ему пришло предбрачное сожительство, которое, однако, недостаточно информативно. Движущей силой брачного поведения всегда являлась потребность в браке и брачном партнере, а доминирование последней над первой означает снижение ценности брака и супружества, поскольку усиливается ценность партнерства или товарищеско-партнерского сожительства. Молодые люди бессознательно проверяют свои сексуальные
сценарии. Исходя из этого, юноши и девушки предпочитают интенсивное общение, которое подразумевает сексуальную близость, но не всегда юридически оформляют свои отношения. Однако сексуальная совместимость не проверяется, а формируется. В этом плане интимная «удача» до брака не индикатор успешной семейной жизни, в том числе и сексуального ее варианта. Самой важной проверкой для большинства является ролевая совместимость, сходство взаимных ценностных представлений о семейных (и внесемейных) ролях мужчины и женщины. Достижение ролевой совместимости –процесс бесконечный, поскольку ролевая притирка происходит на всем протяжении существования брачного союза и никогда не завершается полностью. Тем не менее основные ценностные установки должны соответствовать ролевым ожиданиям обоих партнеров, иначе неизбежная ролевая напряженность и последующий перманентно развивающийся ролевой конфликт супругов приведут к распаду брака. Попытку дать целостное описание процесса брачного выбора представляет собой теория «стимулов – ценностей – ролей» Б. Мурстайна.
Эта теория является общей теорией развитий диадических взаимоотношений. Первоначально она была разработана Мурстайном для анализа процесса ухаживания, затем применена для изучения межрасовых браков и затем с небольшими модификациями расширена применительно к исследованиям дружбы и супружеских взаимоотношений. Это теория обмена, устанавливающая, что «в условиях относительно свободного выбора аттракция (привлекательность) и интеракции зависят от обмена ценностями тех благ и обязательств, которые оба партнера предлагают друг другу». Процесс развития отношений, считает Мурстайн, детерминируется тремя классами переменных, которые он называет «стимулы», «ценностное сравнение» и «роли». Эти переменные действуют на всем протяжении процесса брачного отбора (знакомство, ухаживание, решение на брак), но каждая из них имеет зону максимального влияния на соответствующей стадии этого процесса, которая соответственно получает свое название — «стадия стимуляции», «стадия оценивания» и «ролевая стадия».На стадии стимуляции действуют факторы, которые «притягивают» индивидов друг к другу,делают их привлекательными друг для друга благодаря их физическим, интеллектуальным, социальным и другим характеристикам.
Информация о работе Социальный институт добрачного поведения