Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 21:40, реферат
Понятие институт (от лат. institutum — установление, учреждение) употребляется в трех смыслах: во-первых, социальный институт – это название научно-исследовательских учреждений, а также многих специализированных учебных заведений; во-вторых, определенная совокупность учреждений, соответствующих социальной структуре общества; в третьих, совокупность социальных норм и культурных образцов, определяющих устойчивые формы социального поведения в соответствии с этими правилами.
Воронежский
Государственный Университет
Реферат
По дисциплине: «Социология»
На тему: «Социальный институт. Его роль и значение в развитии общества»
Выполнил:
Ст. 2 курса, гр. А112 - Леонов А.С.
Преподаватель:
Ознобкина И.Ф.
ВОРОНЕЖ 2012г.
Понятие и структура социальных институтов.
Понятие институт (от лат. institutum — установление, учреждение) употребляется в трех смыслах: во-первых, социальный институт – это название научно-исследовательских учреждений, а также многих специализированных учебных заведений; во-вторых, определенная совокупность учреждений, соответствующих социальной структуре общества; в третьих, совокупность социальных норм и культурных образцов, определяющих устойчивые формы социального поведения в соответствии с этими правилами.
Особенности его словоупотребления
осложняются ещё тем
Из всего многообразия концепций социальных институтов, можно выявить следующие основные трактовки данного понятия. Социальный институт – это группа лиц, выполняющих определенные, важные для всех социальные функции; – конкретные организованные формы комплексов функций, которые выполняют некоторые члены группы от имени всей группы; – система материальных учреждения и формы действий, позволяющие индивидам выполнять общественные безличные функции, направленные на удовлетворение потребностей или регулирование поведения членов общности или группы; – социальные роли, особо важные для группы или общности.
В одном из словарей по социологии
российский социолог Л.А. Седов пишет
о том, что в большинстве западных
социологических теорий социальный
институт рассматривается как «…
Другой российский социолог С.С. Фролов предлагает нашему вниманию иную трактовку социального института: «Социальный институт — это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества» [18,с.162].
Интересную трактовку
Но всё же общепринятое определение
социальных институтов таково:
«Социальный институт — социальная структура
или порядок общественного устройства,
определяющие поведение некоторого множества
индивидов того или иного сообщества.»
Или «механизм, обеспечивающий набор постоянно
повторяющихся и воспроизводящихся социальных
отношений и социальных практик людей
(например: институт брака, институт семьи)».
Деятельность социальных институтов определяется:
1) набором специфических социальных норм, регулирующих соответствующие типы поведения;
2) интеграцией его в социально-политическую, идеологическую, ценностную структуры общества, что позволяет узаконить формально-правовую основу деятельности;
3) наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предложений и осуществление социального контроля.
Однако, стоит подчеркнуть, что понятие социального института может быть охарактеризовано не только с точки зрения его формальной структуры, но и содержательно, с позиции анализа его деятельности. Таким образом, получается, что социальный институт – это не только совокупность лиц, учреждений, снабжённых определёнными материальными средствами, системой санкций и осуществляющих конкретную общественную функцию.
Функции социальных институтов.
Что касается успешного функционирования социального института, то оно связано с наличием [в рамках института] целостной системы стандартов поведения конкретных лиц в типичных ситуациях. Стоит заметить, что данные стандарты поведения нормативно урегулированы, т.е. они закреплены нормами права и иными социальными нормами. А в ходе практики возникают определённые виды социальной активности, причём правовые и социальные нормы, регулирующие эту деятельность, концентрируются в определённую легитимированную и санкционированную систему, обеспечивающую в дальнейшем этот вид социальной деятельности, – именно такой системой и служит социальный институт.
В зависимости от сферы действия и их функций, социальные институты подразделяются на:
1.Реляционные – определяющие ролевую структуру общества в системе отношений;
2.Регулятивные – определяющие допустимые рамки независимых, по отношению к нормам общества, действий во имя личных целей и санкций, карающие за выход за эти рамки (сюда относятся все механизмы социального контроля);
3.Культурные – связаны с идеологией, религией, искусством и т.д.;
4.Интегративные – связаны с социальными ролями, ответственными за обеспечение интересов социальной общности как целого.
Е.А. Коростелёва говорит о том, что «Развитие социальной системы сводится к эволюции социальных институтов» [2,с.997]. Поясняет она это тем, что источниками подобной эволюции могут быть как эндогенные, так и экзогенные факторы. И здесь, на мой взгляд, стоит пояснить, что среди экзогенных факторов важнейшими являются воздействия на социальную систему культурных и личностных систем, связанных с накоплением нового знания и т.д. Что касается эндогенных факторов, то относительно их можно говорить о том, что эндогенные изменения [главным образом] происходят потому, что тот или иной социальный институт перестаёт эффективным образом обслуживать цели и интересы определённых социальных групп.
В современной социологии принято делить функции социальных институтов на две большие группы – явные и скрытые функции. У истоков этой идеи стоит американский социолог Р. Мертон с его сочинением «Явные и латентные функции».
Явные функции социальных институтов носят преднамеренный характер и осознаются людьми. Такие функции, как правило, записаны в уставах или декларированы, закреплены в системе статусов и ролей, следовательно, они легко поддаются общественному контролю.
Основной и общепринятой функцией любого социального института является функция удовлетворения социальных потребностей, ради которых тот или иной социальный институт и был создан, и существует по сей день. Однако, тут важно понимать, что для осуществления выше обозначенной функции каждому социальному институту приходится выполнять иной ряд функций, которые и обеспечивают ту совместную деятельность людей, которая, в свою очередь, стремится к удовлетворению потребностей. Таким образом, можно выделить следующие функции:
1.Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений – это система правил и норм поведения каждого члена института.
2.Регулятивная функция – это выработанный социальным институтом шаблон поведения, норм и контроля взаимоотношений между членами общества.
3.Интегративная функция – это процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп.
4.Транслирующая функция – это передача социального опыта приходящим в социальный институт новым людям.
5.Коммуникативная функция – это распространение произведенной в институте информации как внутри института, так и передача её во вне при взаимодействии с другими институтами.
Скрытые функции социальных институтов, в отличие от явных, не запланированы заранее, носят непреднамеренный характер и их последствия осознаются не сразу и не всегда.
Р. Мертон, полагает, что изучение скрытых функций социальных институтов позволяет не только создать достоверную картину социальной жизни, но и даёт возможность осуществлять контроль над развитием социальных связей и социальных объектов.
Другую точку зрения представил Я. Щепаньский. Он считает, что социальные институты в общественной жизни выполняют следующие функции:
1.Создают возможность
2.Регулируют действие
3.Определяют и поддерживают
общественный строй своей
4.Производят интеграцию стремлений, действий и отношений индивидов и обеспечивают внутреннюю сплоченность общности [19,с.106].
Последняя классификация функций
социальных институтов, которую я
бы хотел рассмотреть в своей
работе, принадлежит представителям
институциональной школы в
1.Воспроизводство членов общества (например, институт семьи);
2.Социализация – передача молодому поколению установленных в обществе образцов поведения и способов деятельности (например, институт религии);
3.Производство и распределение (например, экономическо-социальные институты);
4.Функции управления и контроля, осуществляемые через систему социальных норм и предписаний, определяющие и регулирующие типы поведения.
Виды социальных институтов.
Один из первых кто разработал классификацию видов социальных институтов является английский социолог Г. Спенсер. Он различал три основных типа института – это 1) Институты продолжающие род (например, семья); 2) Распределительные институты (экономические); 3) Регулирующие институты (например, религия).
На сегодняшний день существует настолько огромное множество классификаций видов социальных институтов, что представить их все в моей работе не является возможным. Однако, достаточно обобщённо можно выделить шесть групп социальных институтов:
1.Экономические – это все
институты, которые
2.Политические – это
3.Воспроизводства и родства
– это институты, благодаря
которым поддерживается
4.Социально-культурные и
5.Социально-церемониальные –
6.Религиозные — институты,
Я бы хотел подчеркнуть, что в данной классификации представлены лишь основные виды социальных институтов.
Социальные институты можно рассматривать и под иным углом – как формальные и неформальные.
Формальный институт – это институт, в котором объем функций, средства и методы действия регулируются предписаниями законов или иных правовых актов. формально утвержденных распоряжений, установлений, правил, регламентов, уставов и т.д. Формальными социальными институтами являются государство, армия, суд, семья, школа и т.п.
Неформальный институт — это
институт, в котором функции, средства
и методы деятельности не установлены
формальными правилами (т.е. четко
не определены и не закреплены в
специальных законодательных
Роль социальных институтов в развитии общества.
Наука как социальный институт и её роль в развитии общества.
Науку как социальный институт изучает такая дисциплина, как социология науки.
Существует три классических подхода
к пониманию науки как
Марксистский подход. Представители данного подхода, науку как социальный институт понимают как связи и отношения, которые исторически происходят между участниками. Наука, в понимании Маркса – это всеобщий труд. Главное внимание он уделяет кооперации – основная форма взаимодействия учёных.
Информация о работе Социальный институт. Его роль и значение в развитии общества