Социальный институт. Его роль и значение в развитии общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 21:40, реферат

Описание работы

Понятие институт (от лат. institutum — установление, учреждение) употребляется в трех смыслах: во-первых, социальный институт – это название научно-исследовательских учреждений, а также многих специализированных учебных заведений; во-вторых, определенная совокупность учреждений, соответствующих социальной структуре общества; в третьих, совокупность социальных норм и культурных образцов, определяющих устойчивые формы социального поведения в соответствии с этими правилами.

Файлы: 1 файл

социологя.docx

— 29.44 Кб (Скачать файл)

Наука как социальный институт, в  понимании Роберта Мертона –  это нормы исследования, которые  всегда остаются неизменными и определяют отношения и связи между участниками.

В рамках феноменологически ориентированной  социологии науки, социальный институт науки понимается как общая схема  интерпретации, которая позволяет  участникам познавательного процесса осмысливать своё поведение и  поведение коллег. Считали, что социологически можно объяснить даже научное  познание.

Возникновение такого способа организации  науки было вызвано, в первую очередь, изменением характера её связи с  техникой и производством. Если вплоть до XIX века наука играла вспомогательную  роль по отношению к производству, то теперь развитие науки опережает  развитие техники и производства. Благодаря этому складывается единая система: «Наука-Техника-Производство», в которой главная роль принадлежит  науке.

В эпоху научно-технической революции, наука постоянно трансформирует структуру и содержание материальной деятельности. Как отмечает Карл Маркс, процесс производства всё более  «…выступает не как подчинённый  непосредственному мастерству рабочего, а как технологическое применение науки» [9,с.206].

Наряду с техническими и естественными  науками, всё большее значение начинают приобретать общественные науки, которые  задают определённые ориентиры для  развития общества и изучают самого человека во всём многообразии его  проявлений. Именно на этой основе происходит всё большее сближение естественных, технических и общественных наук.

Рассмотрев историю становления  науки как социального института, стоит перейти непосредственно  к самому анализу данного института. Для этого я предпочитаю обратиться к советскому учёному И.И. Лейману  и его работе «Наука как социальный институт».

Напомню, что Лейман под социальным институтом понимает объединение людей, которые выполняют специфические  функции в рамках социальной целостности. Более того, социальный институт, по мнению Леймана, является также объединением, которое обладает внутренней структурой и иерархией, а также обладает особым устойчивым характером связей и отношений как внутренних, так  и внешних.

В своём труде «Наука как социальный институт» Лейман отмечает, что «Специфическая цель науки – познание законов  объективной действительности для  удовлетворения общественной практики. Данная цель тесно связана с кругом функций, направленных на превращение  науки в непосредственную производительную силу, орудие научного руководства всеми социальными явлениями. Разработаны права и обязанности определенных лиц в зависимости от роли, выполняемой в рамках данного института. Учреждения науки – это академии наук, научно-исследовательские институты и лаборатории, различные научные общества, издательства, библиотеки, музеи и т.д. Материальными средствами выступают – техника, здания, вычислительные центры, экспериментальные заводы и испытательные полигоны. При этом символическими средствами являются научная терминология, научная символика, системы мер, различные формы «технического языка» (графики, чертежи), а идеальными – логика и методология научного познания. Санкции, система поощрения, средства и способы контроля в науке разрабатываются в зависимости от уровня развития общества (ученые звания, зашита авторских прав)» [7,с.23-24].

Теперь, на мой взгляд, мне стоит  попробовать ответить на самый главный  вопрос данного параграфа: «Какова  роль науки как социального института  в развитии общества?».

В развитии современного общества наука  играет особую роль. Как отмечает Е.А. Якуба «Наука не только важнейший, но и связующий, интегрирующий элемент современной культуры. Все структурные элементы общества испытывают все большее влияние науки. В свою очередь наука подвергается более сильному воздействию социально-политических, экономических и других процессов» [20,с.159].

Более того, стоит сказать о том, что наука – это непосредственная производительная сила современного общества. Однако данная сила общества не только материальная, но и духовная, нравственная и интеллектуальная.

Как отмечают современные социологи, социальный институт науки придаёт  устойчивость и определённость общественным отношениям и, более того, ускоряет общественное развитие. Институциональный  характер научной деятельности выступает  в качестве причины того, что современная  научная деятельность представляет собой целостно-иерархичную деятельность, она имеет сложные организационные  формы, опирается на специальную  материальную базу и систему специальных  методов.

Среди многочисленных функций науки, можно выделить две основные социальные функции: 1) познавательная (данная функция  направлена на поиск нового, анализ сущности процессов и явлений  и выявление закономерностей  их развития); 2) практическая (данная функция  направлена на применение знания в  различных сферах общества).

Социальный институт науки –  многоуровневый, многогранный и многофункциональный  организм.

Современная наука всё глубже связывается  со всеми без исключения социальными  институтами, пронизывая собой не только промышленное и с.-х. производство, но и политику, административную и военную  сферу. В свою очередь, наука как  социальный институт становится важнейшим  фактором социально-экономического потенциала, требует растущих затрат, в силу чего политика в области науки  превращается в одну из ведущих сфер социального управления.

Социальные институты  и их роль в развитии общества.

Социальные институты возникли в связи с объективной потребностью общества в специальном регулировании  в сферах социальных отношений и  социальной деятельности.

Социальные институты характеризуются  утверждёнными, устойчивыми, регулярными  и упорядоченными социальными взаимодействиями. В противоположность этому могут  выступать спонтанные, случайные, хаотичные  и неорганизованные связи между  людьми и социальными группами. Так, например, образование как социальный институт имеет преимущества и качественно  отличается от случайных социальных связей по поводу передачи знаний. Такими отличительными чертами выступают: «а) постоянное и глубокое взаимодействие между участниками этой связи, в отличие от случайных, поверхностных контактов; б) чёткое определение функций, прав и обязанностей, обеспечивающих высокую степень срабатываемости, взаимодействия каждого из участников связи (ученик-учитель); в) регламентация и контроль за этим взаимодействием; г) наличие специально подготовленных людей для передачи знаний молодежи; д) концентрация ими своих усилий, прежде всего, на этой деятельности (профессионализация) и т.д. и т.п.» [13,с.131].

Существование общества как целого зависит от устойчивости социальных отношений. Для того чтобы существовала гарантия устойчивости данных отношений, в обществе существует своеобразная система учреждений, которые осуществляют контроль и регулирование поведения  членов общества или какой-либо социальной группы. В такой системе учреждений главная роль отводится социальным институтам.

Благодаря социальным институтам закрепляются и воспроизводятся особо важные для общества социальные отношения. Более того, социальные институты  выступают важной формой социального  взаимодействия и одним из основных элементов социальной культуры общества.

Если посмотреть на жизнь любого индивида, то не трудно заметить, что  он с самого рождения живёт в тесной связи с социальными институтами. Так человек рождается в семье, воспитывается в семье, детских  садах, получает образование в школах и институтах, работает в различных  организациях и т.д., именно таким  образом человек оказывается  включённым в сеть социальных институтов, которые регулируют его деятельность и поведение.

На мой взгляд, социальные институты  можно охарактеризовать как величайшее социальное творение общества. Благодаря  такому творению обеспечивается стабильность и надёжность взаимодействия членов общества в важнейших сферах его [общества] жизнедеятельности, а также  обеспечивается устойчивость социальной структуры и порядок в обществе, что объясняется тем, что они [социальные институты] нормативно закрепляют определённые виды социального взаимодействия и  делают их обязательными для всех членов общества.

Как отмечает С.С. Новикова, благодаря  социальным институтам люди имеют все  основания надеяться не только на то, что их потребности будут удовлетворены, но и на то, что поставленная цель будет достигнута на качественно  высоком уровне.

В заключение можно сказать о  том, что развитие любого общества во многом осуществляется за счёт развития социальных институтов. Так, по мнению социологов, самый верный критерий зрелости общества – многообразие и развитость существующих в нём  социальных институтов, способных надёжно  и на профессиональном уровне удовлетворять  разнообразные потребности индивидов  и социальных групп и эффективно регулировать их поведение.

Заключение.

Подводя итог, можно говорить о  том, что развитие любого общества во многом осуществляется за счёт развития социальных институтов. Так, на мой  взгляд, можно сказать, что самый  верный критерий развитости общества – многообразие и развитость существующих в нём социальных институтов, которые  способны надёжно, устойчиво и на профессиональном уровне удовлетворять  разнообразные потребности индивидов  и социальных групп и эффективно регулировать их поведение.


Информация о работе Социальный институт. Его роль и значение в развитии общества