Социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:22, контрольная работа

Описание работы

Формальные социальные институты имеют общий признак — взаимодействие между субъектами осуществляется на основе формально оговоренных правил, законов, регламентов, положений и т. п. Формальные социальные институты играют важную роль в упрочении общества. Неформальные социальные институты хотя и регламентируются, в социальных действиях, связях, но не оформлены законом и т. п. Неформальные социальные институты основаны на тесных личных связях, взаимных симпатиях, непосредственном общении, общности действия, стремлении, чувств, интересов. Социальный институт и социальный контроль здесь осуществляется с помощью неформальных санкций — моральных норм, обычаев, традиций и т. п.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА 5
1.1. Понятие социального института 5
1.2. Институционализация, институциональные признаки. 7
2. ТИПЫ ИНСТИТУТОВ И ИХ ФУНКЦИИ 10
2.1. Типология институтов. 10
2.2. Функции и дисфункции социальных институтов. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
Прложение 1. Словарь основных понятий. 21

Файлы: 1 файл

социология безопасности.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

 

 

ТЕМА 9. Общество и социальные институты.

1 .Виды  и функции социальных институтов.

2.Основные  социальные институты.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение

В повседневной жизни социальные связи, действия между людьми достигаются через социальные институты.

Во-первых, особым типом  регламентации регулирования взаимоотношений, механизмами регуляции социальных институтов более жёстко обеспечивается регулярность, большая четкость, высокая предсказуемость и надежность функционирования социальных связей

Во-вторых, четким распределением функций, прав и обязанностей участников взаимодействия. Каждый выполняет свои функции, а потому и каждый другой имеет достаточно надежные и обоснованные ожидания. Если же не соблюдаются обязанности, то принимаются санкции, а отсюда поведение индивида в пределах социального института обладает большей предсказуемостью, а деятельностью социальных институтов — регулярностью самовозобновляемостью.

В-третьих, регулярность и самовозобновляемость большинства  социальных институтов обеспечиваются также обезличенностью требований к тому, кто включается в деятельность социального института, а выполнение определенного круга обязанностей ведет к разделению труда и профессионализации выполнения функций и т. д. Для выполнения своих функций социальный институт имеет учреждения, в пределах которых организуется деятельность людей, осуществляется управление социальными действиями, связями контролируется их деятельность и т. п. Каждый социальный институт обладает необходимыми средствами, ресурсами и т. п. Социальный институт здравоохранения обладает такими учреждениями как больницы, поликлиники, профилактории, санатории, имеет свои органы управления. Для деятельности системы здравоохранения нужны ресурсы (помещения, медицинское оборудование, квалификация врачей, доверие со стороны клиентов и т. д.).[1]

Институализированные  социальные связи бывают формальные и неформальные.

Формальные социальные институты имеют общий признак — взаимодействие между субъектами осуществляется на основе формально оговоренных правил, законов, регламентов, положений и т. п. Формальные социальные институты играют важную роль в упрочении общества. Неформальные социальные институты хотя и регламентируются, в социальных действиях, связях, но не оформлены законом и т. п. Неформальные социальные институты основаны на тесных личных связях, взаимных симпатиях, непосредственном общении, общности действия, стремлении, чувств, интересов. Социальный институт и социальный контроль здесь осуществляется с помощью неформальных санкций — моральных норм, обычаев, традиций и т. п.

Социальные институты  различаются по типу потребностей решаемых ими задач.

В рамках данной работы изучим социальные инстутуты, как устойчивые формы организации общественной жизни.

 

1. Определение социального  института

1.1. Понятие социального института

В своей повседневной жизни люди понимают под институтами  разные социальные единицы. Это могут быть учебные или научные организации и учреждения, любые крупные целевые организации. Сам термин пришел в европейские языки из латинского: institutum — установление, устройство. Со временем он приобрел два значения — узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений) и широкое социальное (совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений, например, институт брака, институт наследования и т.д.).

Социологи позаимствовали это понятие у правоведов и при этом наделили его новым содержанием. В социологии существует не одно, а целый ряд определений социального института. Но начнем не с определения, а с представления. Одним из первых его дал видный американский социолог и экономист Т. Веблен (1857—1929 гг.). Он считал, что эволюция общества — это процесс естественного отбора социальных институтов. По своей природе они представляют привычные способы реагирования на стимулы, которые создаются внешними изменениями.

В свою очередь Р. Миллс под институтом понимал общественную форму некоторой совокупности социальных ролей. Институты, которые он классифицировал по выполняемым задачам (религиозным, военным, образовательным и т.д.), образуют институциональный порядок. Известный американский социолог П. Бергер институтом называет обособленный комплекс социальных действий (брак, организационно оформленная религия и т.д.). Встречается и еще целый ряд определений зарубежных авторов. В отечественной литературе ему тоже уделяется важное место. В ней социальный институт определяется как ведущий компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни. Если суммировать все множество подходов, то их можно разделить на следующие. Социальный институт представляет собой [4]:

  • ролевую систему, в которую включаются также нормы и статусы;
  • совокупность обычаев, традиций и правил поведения;
  • формальную и неформальную организацию;
  • совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;
  • обособленный комплекс социальных действий.

Социальный институт, наряду с социальными отношениями  и социальными общностями, является вариантом социального взаимодействия. Общество, создавая тот или иной социальный институт, утверждает и закрепляет тем самым конкретные виды социального взаимодействия. Происходит это без какого-либо плана, но в силу той или иной общественной потребности. Так, обычай назначать свидание, будучи элементом института ухаживания, развивался как средство выбора партнера. Банки — элемент института бизнеса — развивались как потребность в накоплении, перемещении, займах и откладывании денег и в результате превратились в самостоятельный институт. Сам процесс превращения называется институционализацией. Он складывается из определения и закрепления соответствующих социальных норм, правил, статусов и ролей, приведенных в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности.

Иначе говоря, институционализация — это замена спонтанного поведения на предсказуемое, которое ожидается, моделируется, регулируется. Процесс этот небыстрый и непростой. Рассмотрим его на примере формирования общественного движения. Его прединституциональная фаза характеризуется спонтанными протестами и выступлениями, беспорядочным поведением. Лидеры движения появляются на короткий срок, а затем смещаются; их появление и смена зависят в основном от энергичности призывов. Но постепенно в этой стихии начинают формироваться определенные правила и нормы поведения, разделяемые все большим числом участников.

Эти нормы и правила  постепенно становятся само собой разумеющимися. Одновременно начинает складываться система социальных статусов и ролей участников. Появляются устойчивые лидеры, которые оформляются официально, согласно принятому порядку (например, выбираются или назначаются). Кроме того, каждый участник движения обладает определенным статусом и выполняет соответствующую роль: он может быть членом организационного актива, находиться в составе группы поддержки лидера, быть агитатором и т.д. Возбуждение под воздействием определенных норм постепенно ослабляется, поведение каждого участника становится стандартизированным и предсказуемым. Общественное движение институционализируется, т.е. превращается в социальный институт.[3]

1.2. Институционализация, институциональные  признаки.

Процесс институционализации  или образования социального  института, если рассмотреть его в обобщенном виде, состоит из нескольких последовательных этапов [5]:

1) возникновение потребности,  удовлетворение которой требует  совместных организованных действий, формирование общих целей;

2) появление социальных  норм и правил в ходе стихийного  социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

3) появление процедур, связанных с нормами и правилами;

4) институционализация  норм, правил и процедур, т.е. их  принятие и регулярное применение;

5) установление системы  санкций для поддержания норм  и правил, дифференцированность  их применения в отдельных случаях;

6) создание системы  статусов и ролей, охватывающих  всех без исключения членов института.

Представляется, что познакомившись с процессом  институционализации, мы можем дать следующее определение социального  института: социальный институт — это организованная система социальных связей и норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Социальных институтов в обществе много. Это семья, государство и его органы (парламент, президент, правительство, суд), системы: образования, здравоохранения, социального обеспечения, заводы, банки, научные и культурные организации и учреждения, средства массовой коммуникации, религия и т.д. Наиболее крупными, главными среди них являются: семья, государство, бизнес, образование и религия. Эти институты выделяются, потому что удовлетворяют фундаментальные потребности граждан и общества как целого. Это потребности:

  • в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);
  • в безопасности и социальном порядке (государство);
  • в добывании средств существования (экономические институты, производство, бизнес);
  • в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);
  • в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии). (Курганов, Кравченко, с. 193).

Каждый социальный институт, как видите, выполняет определенные функции. Социальные функции институтов состоят в том, чтобы удовлетворять те или иные потребности общества и граждан.

Пожалуй, определяющим условием появления института служит соответствующая социальная потребность. В самом широком смысле потребность можно характеризовать как нужду субъекта в чем-либо, для удовлетворения которой необходимы та или иная форма активности, тот или иной предмет. Эта нужда отражает связи субъекта со средой его существования. Можно сказать, что потребность есть нужда в поддержании равновесного состояния системы «субъект — среда». Критериями выделения потребностей (необходимое поддержание равновесного отношения между субъектом и средой его существования) являются основные цели деятельности субъекта, выполнение им функций в системах более высокого ранга, в которые субъект включен как элемент или подсистема.

Сущностные потребности  социальных групп (общностей) могут быть объяснены лишь в связи с их позициями в социально-экономической структуре общества и тенденциями развития последней. Для выполнения функций в этих позициях люди должны определенным образом воспроизводить себя, потребляя продукты питания, одежду, знания и т. д. Разные трудовые функции требуют разных объемов затрат на подготовку работников, на их воспроизводство, т. е. Разной продолжительности обучения, разных объемов и состава благ и услуг. А отсюда следует, что социально-экономическая неоднородность труда приводит и к неоднородности потребностей.

Размер этих потребностей ограничен масштабами общественного  производства, характером производственных отношений, уровнем культуры страны, историческими традициями. Потребности  людей, социальной группы (общности) есть объективная необходимость воспроизводства данной общности людей в ее специфически конкретной общественной позиции. Потребности социальных групп характеризуются: массовостью проявления, устойчивостью во времени и пространстве, инвариантностью в специфических условиях жизнедеятельности представителей социальной группы. Важное свойство потребностей — их взаимосопряженность. Сопряженность потребностей состоит в том, что возникновение и удовлетворение одной потребности влечет за собой целый комплекс других потребностей. Сопряженные потребности образуют длиннейшие цепи, переходящие одна в другую.

Целесообразно учитывать  следующие важнейшие роды потребностей, удовлетворение которых обеспечивает нормальные условия воспроизводства  социальных групп (общностей):

  1. в производстве и распределении товаров, услуг и информации, требуемых для выживания членов общества;
  2. в нормальном (соответствующем существующим социальным нормам) психофизиологическом жизнеобеспечении;
  3. в познании и саморазвитии;
  4. в коммуникации между членами общества;
  5. в простом (или расширенном) демографическом воспроизводстве;
  6. в воспитании и обучении детей;
  7. в контроле за поведением членов общества;
  8. в обеспечении их безопасности во всех аспектах.

Социальные потребности  удовлетворяются не автоматически, а только организованными усилиями членов общества, представляющие собой социальные институты.

Так выглядит институциональный  срез социальной структуры, взаимодействующий с ее социально-групповым срезом.[6]

 

 

2. Типы институтов и  их функции

Информация о работе Социальный институт