Социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:22, контрольная работа

Описание работы

Формальные социальные институты имеют общий признак — взаимодействие между субъектами осуществляется на основе формально оговоренных правил, законов, регламентов, положений и т. п. Формальные социальные институты играют важную роль в упрочении общества. Неформальные социальные институты хотя и регламентируются, в социальных действиях, связях, но не оформлены законом и т. п. Неформальные социальные институты основаны на тесных личных связях, взаимных симпатиях, непосредственном общении, общности действия, стремлении, чувств, интересов. Социальный институт и социальный контроль здесь осуществляется с помощью неформальных санкций — моральных норм, обычаев, традиций и т. п.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА 5
1.1. Понятие социального института 5
1.2. Институционализация, институциональные признаки. 7
2. ТИПЫ ИНСТИТУТОВ И ИХ ФУНКЦИИ 10
2.1. Типология институтов. 10
2.2. Функции и дисфункции социальных институтов. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
Прложение 1. Словарь основных понятий. 21

Файлы: 1 файл

социология безопасности.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

2.1. Типология институтов.

В обществе существуют главные и неглавные институты. Основными признаками главных институтов общества являются такие как установки и образцы поведения, символические культурные признаки, утилитарные культурные черты, кодекс устный и письменный, идеология.

  Если те или иные элементы у него отсутствуют, значит институт несовершенен, недостаточно развился или находится в упадке. Если большинство институтов недостаточно развиты, значит общество, в котором они функционируют, находится либо на начальных стадиях своего культурного развития, либо в упадке.

Внутри главных институтов скрываются (наподобие матрешек) неглавные, или неосновные, институты. Неосновные институты называют еще социальными практиками. Что они собой представляют? У каждого главного института свои системы наработанных практик, методов, приемов, процедур. Так, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов и практик, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т.д. Реализации этих специализированных задач и служат неосновные институты. Неосновные институты могут возникнуть и развиться внутри главных постепенно, через обычай, традицию (например, внутри института семьи и брака — институт материнства и отцовства, наследования социального статуса и т.д.), а могут быть учреждены какими-либо структурами, прежде всего государством, сверху (например, институт представителей Президента России). Такие искусственно созданные неосновные институты часто называют частными (не в смысле принадлежности кому-то, а как структура, выполняющая часть функций основного института).

2.2. Функции и дисфункции социальных  институтов.

Как же функционируют  социальные институты? Социальные институты выполняют в обществе целый ряд разнообразных функций. Все эти функции делятся на две группы: явные и латентные. Явные функции легко распознаются как часть признанных целей того или иного института, а латентные — это побочные, непреднамеренные функции. Явные функции имеют типовой характер. В их состав входят [2]:

1) Функция закрепления  и воспроизводства общественных  отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества. Действительно, кодекс института семьи, например, подразумевает, что члены общества должны разделяться на достаточно устойчивые малые группы — семьи. С помощью социального контроля институт семьи стремится обеспечить состояние стабильности каждой семьи, ограничивает возможности ее распада. К чему может привести разрушение института семьи? К появлению хаоса и неопределенности в жизни большинства людей, к невозможности организации нормальной сексуальной жизни и качественного воспитания подрастающего поколения, а также многим другим негативным биосоциальным последствиям.

2) Регулятивная функция. Она состоит в стандартизации поведения людей в рамках тех или иных институтов, в выработке шаблонов поведения. Это регулирует взаимоотношения между членами общества через предсказуемость их поведения в рамках институтов. Каким бы видом деятельности не занимался человек, он всегда сталкивается с институтом, регламентирующим его поведение в этой области. Даже если какой-то вид деятельности не упорядочен и не урегулирован, люди немедленно начинают институционализировать его. Таким образом с помощью институтов человек выполняет ролевые требования-ожидания и знает, чего ждать от окружающих его людей. Такое регулирование необходимо для совместной деятельности.

3) Интегративная функция. Суть этой функции состоит в обеспечении сплочения членов института на основе взаимозависимости и взаимоответственности членов входящих в него социальных групп. Это происходит под воздействием институциализированных норм, правил, санкций и систем ролей. Всякая интеграция в институте состоит из трех основных элементов или необходимых требований: а) консолидация или совмещение усилий; б) мобилизация, когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей; в) согласованность личных целей индивидов с целями других или целями группы. Интеграция — это одно из важнейших условий выживания организаций и институтов.

4) Транслирующая функция. Суть ее — в передаче социального опыта. В каждом институте существует механизм, способствующий усвоению новыми людьми, новыми поколениями его ценностей, норм, ролей. Например, семья, воспитывая ребенка, ориентирует его на те ценности семейной жизни, которых придерживаются родители. Государственные учреждения стремятся воздействовать на граждан таким образом, чтобы привить им нормы повиновения и лояльности и т.п.

5) Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института, с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и вовне, во взаимодействии между институтами. Коммуникативные связи института — это формальные связи, осуществляемые в системе институциализированных ролей. Коммуникативные возможности различных институтов неодинаковы: одни специально предназначены для передачи информации (средства массовой информации), другие имеют ограниченные возможности для этого. Однако все явные функции институтов, и коммуникативная в том числе, являются ожидаемыми и необходимыми.

Латентные функции. Они не запланированы, но их результаты могут иметь очень большое значение для жизни общества, а знание об их наличии и сущности помогает составить истинную картину социальной жизни. Например, марксистско-ленинская идеология по замыслу ее вдохновителей должна была сплачивать советское общество, способствовать укреплению государства. Реально же она являлась инструментом нагнетания и провоцирования конфликтов в обществе. Или сегодня продажа и приобретение роскошных товаров направлены не на удовлетворение насущных потребностей. Они выполняют латентную функцию — удовлетворение потребности людей в повышении таким образом своего престижа. Кроме того, в обществе бывают такие ситуации, когда происходит путаница функций институтов. Функции некоторых институтов становятся амбивалентными, т.е. неопределенными. Это чаще всего происходит в обществах, находящихся в переходном состоянии. Функция одного и того же института может быть явной для одних членов общества и латентной для других. Например, одним важно приобрести в университете фундаментальные знания, а другим — завязать знакомства или уклониться от службы в армии. Наличие латентных функций показывает, что человек при желании может извлечь из любого института гораздо большую пользу, нежели об этом официально заявляется.

Перечисленные явные  функции называются универсальными, т.е. присущими всем институтам. Наряду с ними существуют еще специфические функции. Это функции, которые присущи одним и не свойственны другим институтам. Например, детородная функция свойственна только семье, а открытие и передача новых знаний — науке и образованию и т.д. В то же время какие-то функции могут выполняться рядом институтов, но каждым — согласно своей специфике. При этом складываются комбинации универсальных и специфических функций.

Внутри каждого социального  института можно выделить целый ряд подфункций, которые он выполняет и которых может не быть у других институтов. Например, в институте семьи есть репродуктивная, функция сексуального регулирования, функция эмоциональной поддержки, социально-статусная и другие функции, которые присущи только семье.

Общество устроено так, что ряд институтов выполняет  несколько функций одновременно, и в то же время на выполнении одной функции могут специализироваться сразу несколько институтов. Например, функцию воспитания выполняют семья, школа, государство, а для верующих людей и церковь. Функции, выполнявшиеся некогда одним институтом, со временем могут передаваться другим или распределяться частично или полностью среди других. Например, образовательная функция некогда выполнялась семьей, а теперь — школой и другими образовательными учреждениями. Кроме того, семья выполняла когда-то производственно-хозяйственную функцию, но со временем производственная часть этой функции отошла институту бизнеса и государству, а сама функция трансформировалась в хозяйственно-бытовую.

Развитие института  может привести и приводит также  к расширению и усложнению его  функций. Государство, например, на заре своего возникновения выполняло немного функций, прежде всего по обеспечению внутренней и внешней безопасности граждан. Однако по мере усложнения общества усложнялось и государство. Сегодня оно не только защищает границы и борется с преступностью, но также регулирует (в той или иной мере) экономику, занимается социальным обеспечением и помощью малоимущим, собирает налоги, поддерживает здравоохранение, науку, школу и т.д.

Если социальная функция  института — приносить пользу обществу, то случаи, когда от института  помимо пользы происходит вред, называют дисфункцией института. Возникновение дисфункции объективно, поскольку общественные потребности, которые должен удовлетворять институт, меняются быстрее, чем организационно-материальные и содержательные элементы деятельности соответствующего института. Например, функция института образования — готовить всесторонне развитых специалистов. Но если руководство школ или вузов видит свою задачу гораздо более узко, только как предоставление образовательных услуг и, кроме того, далеко не всегда заботится об их качестве, то ни образованных и воспитанных граждан, ни первоклассных специалистов общество не получит. Функция может превратиться в дисфункцию.

Дисфункция может выражаться в неопределенности функции института, размытости целей, падении его общественного авторитета. Институт начинает работать не ради той цели, для которой создан, а ради своих внутренних целей, для своего самосохранения. Ярким примером такой дисфункции является укрывательство (нерегистрация) преступлений от учета в системе МВД. Для решения главной задачи МВД — борьбы с преступностью, полная и своевременная регистрация всех выявленных преступлений является крайне важной. Но она мешает частной, внутренней задаче министерства — показать высокую эффективность своей работы. Так, общая цель приносится в жертву частной.

Но если какой-то социальный институт не удовлетворяет (или удовлетворяет плохо) насущную потребность членов общества, не выполняет возложенную на него функцию защиты интересов граждан, то за ее выполнение могут взяться дисфункциональные (преступные) для общества структуры и тогда функция становится дисфункциональной по инструментарию ее реализации. Известно, например, что в нашей современной экономической жизни возврат долгов кредиторам во многом обеспечивают не арбитражные суды и не правоохранительные органы, а бандиты. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к социальной дезорганизации общества.[4]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Институты служат не только организации совместной деятельности людей ради удовлетворения их социальных потребностей. Они также регулируют использование ресурсов, которыми располагает общество. Рассмотрим, например, экономические институты, связанные с производственной деятельностью коммерческих фирм, производственных предприятий, семейных ферм и других организаций. Экономисты считают, что для производства товаров и услуг все они должны иметь в своем распоряжении четыре вида ресурсов:

  1. землю, или всю совокупность природных ресурсов и технических знаний;
  2. труд, или мотивацию и навыки людей;
  3. капитал, или богатство, вкладываемое в средства производства;
  4. организацию, или способ сочетания и координации первых трех видов ресурсов.

Для деятельности других институтов также необходимы ресурсы. Семья, к примеру, не может существовать при отсутствии некоторых необходимых условий: зарплаты, обеспечивающей удовлетворение материальных потребностей, любви и чувства долга между родителями и детьми, а также разумного использования власти (одного или обоих родителей) для преодоления внутрисемейных конфликтов. Учебным институтам требуются оборудование для занятий физкультурой, преподаватели, обладающие соответствующим уровнем знаний и эрудицией, и хотя бы минимальное желание учащихся получать знания и социализироваться.

Следовательно, институты  представляют собой социальное образование, созданное для использования ресурсов общества в формах интеракции ради удовлетворения той или иной социальной потребности. Одной из важных функций институтов является стабилизация деятельности людей путем сведения ее к более или менее предсказуемым образцам социальных ролей.

Институт (от лат. Institutum — установление) — понятие, используемое в большинстве социологических теорий для обозначения устойчивого комплекса формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов. Мы пользуемся понятием «социальный институт» в том случае, если рассматриваем крупные группировки формальных ролей. Так, понятие «институт материального производства» подразумевает не конкретную социальную организацию одного из предприятий, а комплекс норм, реализующихся во множестве социальных организаций, предприятий, выпускающих материальную продукцию.

Среди социологов широко распространена точка зрения, что  «институт» — одна из базисных дефиниций, выражающих самую сущность упорядоченной социальной жизни. Традиция такого подхода идет еще от Г. Спенсера, считавшего, что изучение институтов есть изучение строения и развития общества, анализ возникновения, роста, изменений, сломов, а следовательно, оно и составляет сущность социологии как науки. Институционалисты (в частности, Т. Веблен) выдвинули исследование институтов в качестве главной задачи всех общественных наук.

Разрабатывая понятие  института, представители этого  направления трактовали его как  группу людей, объединенных какими-либо идеями для выполнения каких-либо функций, а в формализованном, категориальном виде — как систему социальных ролей, организующую систему поведения и социальных отношений. Как и многие другие базовые научные понятия, «институт» трактуется в литературе широко и неопределенно. Тем не менее, в качестве определяющей черты институционального взаимодействия можно отметить организованность, а важнейшими элементами институциональной структуры считать социальные нормы, роли, ожидания.

Социальный институт обозначает устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему. Социальные институты—великое социальное изобретение человека, не только обеспечивающее достижение главных преимуществ социального (предсказуемость, надежность, регулярность и т. д.), но и дают основание надеяться на то, что та или иная потребность так или иначе удовлетворяется и цель достигается на качественном уровне. Если человек тысячами невидимых нитей связан с людьми, с обществом, то в системе социальных связей социальные институты наиболее. Крепкие; мощные канаты, которые предопределяют жизнеспособность системы социальных связей, системы социальных действий. Именно решающим фактором, определяющим уровень жизнедеятельности индивида, социальной общности есть утверждающийся, отлаженный и регулярный, то есть институциональный аспект социальной жизни.

Информация о работе Социальный институт