Социальный конфликт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:41, контрольная работа

Описание работы

В рамках социологии даже сложилось специальное направление, которое ныне обозначается как “социология конфликта”. Тему социальных конфликтов можно отнести к числу хорошо разработанных тем в социологии, но в условиях постоянно меняющегося общества эта проблема не может быть решена раз и навсегда, социальные конфликты по-новому проявляются в жизни общества, предстают в новом качестве, требуют новых подходов к своему решению.

Содержание работы

Введение......................................................................................3
Природа социального конфликта..............................................4
Типология социального конфликта..........................................7
Предупреждение конфликта....................................................13
Способы разрешения конфликта............................................13
Заключение................................................................................17
Список используемой литературы..........................................18

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

Типы конфликтов по социальным последствиям:

  1. Успешные – если в результате конфликтов достигается заранее поставленная цель.
  2. Безуспешные – если  конфликты не приводят и не могли привести к поставленной цели. Существуют и такие разновидности безуспешных  конфликтов, которые можно отнести к разряду бессмысленных.

В зависимости от времени  протекания конфликты делятся на:

  1. постоянные
  2. продолжающиеся (пролонгированные)
  3. кратковременные.

Постоянные конфликты сопровождают отношение сторон, чьи коренные, жизненноважные интересы абсолютно  несовместимы. Конфликт постоянен не в смысле своей неизменчивости, а в смысле постоянства своей сущностной основы.

Конфликты могут быть длительными или кратковременными. Последние возникают в результате таких причин, которые, теряя актуальность, самоустраняются, растворяются в других формах социальной напряженности.

Существуют так же сложные конфликты, в которых одновременно взаимодействуют (содействуют, противодействуют) интересы разных сторон и разных типов конфликтов. При этом одна сторона может быть в содружестве с другой, в коалиции с третьей, в жестком конфликте с четвертой, в нейтралитете с пятой, в антагонизме с шестой, а шестая в антагонизме со второй и т.д.

Социальные конфликты в зависимости  от форм, методов и интенсивности  противодействия, подразделяются на насильственные и ненасильственные, более интенсивные  и менее интенсивные, открытые и  закрытые (латентные). В зависимости от времени протекания затяжные и быстротечные. В зависимости от масштабов распространения – локальные и широкомасштабные.

С учетом мотивации конфликта и субъективных восприятий ситуации выделяют виды конфликтов:

  1. Ложный конфликт – субъект воспринимает ситуацию как конфликтную, хотя реальных причин нет;
  2. Потенциальный конфликт – существуют реальные основания для возникновения конфликта, но пока одна из сторон или обе в силу тех или иных причин (например из-за недостатка информации) ещё не осознали ситуацию как конфликтную;
  3. Истинный конфликт – реальное столкновение между сторонами. В свою очередь, истинный конфликт можно разделить на  следующие подвиды:

-   конструктивный – возникающий  на основе реально существующих  между субъектами противоречий;

-  случайный – возникший по недоразумению  или случайному стечению обстоятельств;

-       смещенный -  возникший на ложном  основании, когда истинная причина  скрыта. Например, студент, недовольный  низкой оценкой своих знаний, ищет любой повод,  чтобы вступить в конфронтацию с экзаменующим преподавателем;

-      неверно приписанный конфликт – это конфликт, в котором истинный виновник, субъект конфликта, находится «за кулисами» противоборства, а в конфликте задействованы участники, не имеющие к нему отношение.

Если за основание классификации  берется психическое состояние  сторон и соответствующее этому  состоянию поведение людей в  конфликтных ситуациях, то конфликты  делятся на рациональные и эмоциональные. В зависимости от целей конфликта  и его последствий, конфликты подразделяются на позитивные и негативные, конструктивные и деструктивные.

Классификация конфликтов может проводиться  и в зависимости от особенностей социальных противоречий, лежащих в  основе их возникновения и развития. Сама процедура классификации социальных конфликтов весьма осложнена в связи  с её производным характером. Это  связано с тем, что тот или иной социальный конфликт есть лишь выражение некоторых сущностных социальных противоречий, к параметрам конфликта имеющие не всегда прямое отношение.

Критериев классификации может  быть достаточно много. Это, во-первых, время действия противоречия. С этой точки зрения можно говорить о противоречиях целой исторической эпохи или её отдельных этапов. Во-вторых, это характер противоречий. Здесь уместно говорить об имманентных и неимманентных противоречиях, антагонистических и неантагонистических  противоречиях. В-третьих, это роль и  значение противоречий. В этом смысле можно выделять основные и не основные, главные и второстепенные противоречия. Наконец, в-четвертых, критерием классификации социальных противоречий может быть сфера их проявления. В соответствии с тем, что выделяются политические, экономические, национально-этнические и протестные противоречия, выделим соответствующие виды конфликтов.

  1. Политические конфликты.

Это конфликты по поводу распределения  власти, конфликты влияния, доминирования, авторитета и управления. Эти конфликты могут иметь скрытый или открытый характер.

  1. Социально-экономические конфликты.

Экономические конфликты - это конфликты многоуровневые. Они обусловлены денационализацией и приватизацией, дележом собственности, разделением сфер экономического влияния и многими подобными факторами. Это конфликты, связанные с «перекачкой» финансовых потоков из бюджета в частные карманы, созданием и крахом финансовых пирамид, коррупцией высших эшелонов власти. Социальная характеристика конфликтов такого рода связана прежде всего с их человеческим «измерением». Это конфликты потребностей и средств обеспечения, уровня жизни и бюджетного финансирования, потребительской корзины и уровня заработной платы, уровня цен на различные блага и реального доступа к их использованию.

  1. Этно-национальные конфликты

В их основе борьба за права и интересы этнических и национальных групп. Природу  национально-этнических конфликтов в  современных условиях вряд ли можно  всесторонне проанализировать. Вместе с тем, достаточно определенно выяснить два подхода к анализу этно-национальных столкновений. Это социологический и политологический подходы.  На основе анализа методологическим подходом и типологизации различных конфликтов межнациональные конфликты  можно условно разделить на четыре группы по доминирующим причинам и предметам:

  1. Конфликты, вызванные желанием приобрести соответствующий административный или политический статус.
  2. Конфликты, вызванные желанием воссоединиться с основной массой своего этноса – феномен ирредентизма.
  3. Конфликты, вызванные желанием произвести передел территории совместного проживания.
  4. Конфликты, вызванные желанием произвести передел экономических и политических сфер влияния.

Кроме этого, конфликты можно классифицировать и по другим основаниям.

Конфликт – это столкновение, он возникает там, где сталкиваются разные желания, различные альтернативы и принятие решений затруднено.  Чем больше разброс критериев  при принятии решений и возможных вариантов этих решений, тем глубже может быть конфликт.

Конфликты коммуникации.

Это конфликты, возникающие в процессе коммуникации. Субъектами коммуникационного  конфликта являются участники спора, полемики, дискуссии, дебатов, в которых  стороны отстаивают свою точку зрения, свой тезис.

Внутриличностный конфликт.

Он может принимать различные  формы. Одна из самых распространенных форм – ролевой конфликт, когда  к одному человеку  предъявляются  противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат  его работы.

Межличностный конфликт.

Этот тип конфликта, возможно, самый распространенный. Межличностный конфликт может проявляться как столкновение личностей. Люди с разными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом.

Конфликт между личностью  и группой.

Между отдельной личностью и  группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию  отличающуюся от позиции группы.

Межгрупповой  конфликт.

Межгрупповой конфликт представляет собой конфликтное взаимодействие между различными социальными группами. Означенные выше политические, социальные этно-национальные конфликты являются межгрупповыми конфликтами. Примерами межгрупповых конфликтов так же являются конфликты ветвей власти, конфликты рабочих и администрации и пр.

Конфликты можно подразделить на конструктивные и деструктивные.

Конструктивный конфликт возникает, когда оппоненты не выходят за рамки этнических норм, деловых отношений  и разумных аргументов. Причинами  являются обычно недостатки в организации  деятельности и управления. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы. Последствия такого конфликта являются функциональными и ведут к повышению эффективности организации.

Деструктивный конфликт возникает  в двух случаях:

  1. Когда одна их сторон жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны или всей организации в целом.
  2. Когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремиться психологически, подавить партнера.

Последствия такого конфликта являются дисфункциональными и приводят к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Таким образом, возникновению деструктивных конфликтов способствуют, как правило субъективные причины.

По направлению конфликты  делятся на:

  1. Горизонтальные - в которых не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг друга.
  2. Вертикальные  - в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого
  3. Смешанные – включают и «вертикальные» и «горизонтальные» составляющие.

Один и тот же вид конфликта может вовлекать в противоборство самые различные уровни сторон. Например, конфликты по поводу властных полномочий, материальных ресурсов или ценностных ориентаций могут возникать на уровне и межличностного, и межгруппового, и межгосударственного взаимодействия людей. В процессе возникновения и развития один вид конфликта может накладываться на другой, образуя сложные конфликты, состоящие сразу из нескольких видов

Кроме того, важнейшей особенностью конфликта является характер потребности, за удовлетворение которой борется человек. Согласно теории иерархии потребностей А. Маслоу, потребности можно сгруппировать, выделить пять иерархически связанных уровней: физиологические, в безопасности и защищенности, социальные потребности, в уважении, потребности самовыражения.

В случае неудовлетворения любой из этих потребностей может возникнуть конфликт. Если объединить некоторые  группы потребностей и представить  их в виде потребностей материальных, социальных и духовных, то классификация  конфликтов будет иметь еще и следующий вид:

 

Тип конфликта

ресурсный

Статусно-ролевой 

из-за идей, норм и принципов

Объект удовлетворения потребностей

ресурсы

Статус в группе, роль в межличностных  отношениях

Идея, норма, принцип

потребности

материальные

социальные

духовные


 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТОВ

 

Не все конфликты надо предупреждать и нельзя жить вообще без конфликта.

Но даже те конфликты, которые необходимо предупредить, очень сложно спрогнозировать, сложно предсказать их развитие и найти способы предупреждения (единственный верный способ – избегание).

Предупреждение конфликта входит в понятие управление конфликтом.

Этап конфликта

Содержание управления

1

предконфликт

Прогнозирование

Предупреждение /стимулирование

2

Осознание конфликтной ситуации хотя бы одной из сторон

Предупреждение /стимулирование

3

Начало открытого конфликтного взаимодействия

Регулирование

4

Эскалация конфликта

Регулирование

5

Разрешение или затухание конфликта

Разрешение


Этапы управления конфликтом:

  1. симптоматика 2.диагностика  3. прогнозирование 4. разрешение

Управляющие воздействия2:

1. пресечение 2.гашение 3. преодоление  4. устранение

В существующих условиях прогнозирование конфликта  возможно лишь на короткий срок и с  небольшой долей вероятности. Для  того, чтобы прогнозирование было осуществимо, необходимо, чтобы конфликтология сформировала четкие объяснительные модели конфликтов. Но мы с вами знаем, что любому конфликту предшествует предконфликтная ситуация. Без этого конфликт почти невозможен. Иногда такая ситуация бывает молниеносной, и мы уже не в состоянии ничего сделать по предупреждению конфликта. Но чаще предконфликтная ситуация имеет достаточную для предупреждения продолжительность.

Информация о работе Социальный конфликт