Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:41, контрольная работа
В рамках социологии даже сложилось специальное направление, которое ныне обозначается как “социология конфликта”. Тему социальных конфликтов можно отнести к числу хорошо разработанных тем в социологии, но в условиях постоянно меняющегося общества эта проблема не может быть решена раз и навсегда, социальные конфликты по-новому проявляются в жизни общества, предстают в новом качестве, требуют новых подходов к своему решению.
Введение......................................................................................3
Природа социального конфликта..............................................4
Типология социального конфликта..........................................7
Предупреждение конфликта....................................................13
Способы разрешения конфликта............................................13
Заключение................................................................................17
Список используемой литературы..........................................18
Типы конфликтов по социальным последствиям:
В зависимости от времени протекания конфликты делятся на:
Постоянные конфликты
Конфликты могут быть длительными или кратковременными. Последние возникают в результате таких причин, которые, теряя актуальность, самоустраняются, растворяются в других формах социальной напряженности.
Существуют так же сложные конфликты, в которых одновременно взаимодействуют (содействуют, противодействуют) интересы разных сторон и разных типов конфликтов. При этом одна сторона может быть в содружестве с другой, в коалиции с третьей, в жестком конфликте с четвертой, в нейтралитете с пятой, в антагонизме с шестой, а шестая в антагонизме со второй и т.д.
Социальные конфликты в
С учетом мотивации конфликта и субъективных восприятий ситуации выделяют виды конфликтов:
- конструктивный – возникающий
на основе реально
-
случайный – возникший по
-
смещенный - возникший на ложном
основании, когда истинная
- неверно приписанный конфликт – это конфликт, в котором истинный виновник, субъект конфликта, находится «за кулисами» противоборства, а в конфликте задействованы участники, не имеющие к нему отношение.
Если за основание классификации берется психическое состояние сторон и соответствующее этому состоянию поведение людей в конфликтных ситуациях, то конфликты делятся на рациональные и эмоциональные. В зависимости от целей конфликта и его последствий, конфликты подразделяются на позитивные и негативные, конструктивные и деструктивные.
Классификация конфликтов может проводиться
и в зависимости от особенностей
социальных противоречий, лежащих в
основе их возникновения и развития.
Сама процедура классификации
Критериев классификации может быть достаточно много. Это, во-первых, время действия противоречия. С этой точки зрения можно говорить о противоречиях целой исторической эпохи или её отдельных этапов. Во-вторых, это характер противоречий. Здесь уместно говорить об имманентных и неимманентных противоречиях, антагонистических и неантагонистических противоречиях. В-третьих, это роль и значение противоречий. В этом смысле можно выделять основные и не основные, главные и второстепенные противоречия. Наконец, в-четвертых, критерием классификации социальных противоречий может быть сфера их проявления. В соответствии с тем, что выделяются политические, экономические, национально-этнические и протестные противоречия, выделим соответствующие виды конфликтов.
Это конфликты по поводу распределения власти, конфликты влияния, доминирования, авторитета и управления. Эти конфликты могут иметь скрытый или открытый характер.
Экономические конфликты - это конфликты многоуровневые. Они обусловлены денационализацией и приватизацией, дележом собственности, разделением сфер экономического влияния и многими подобными факторами. Это конфликты, связанные с «перекачкой» финансовых потоков из бюджета в частные карманы, созданием и крахом финансовых пирамид, коррупцией высших эшелонов власти. Социальная характеристика конфликтов такого рода связана прежде всего с их человеческим «измерением». Это конфликты потребностей и средств обеспечения, уровня жизни и бюджетного финансирования, потребительской корзины и уровня заработной платы, уровня цен на различные блага и реального доступа к их использованию.
В их основе борьба за права и интересы этнических и национальных групп. Природу национально-этнических конфликтов в современных условиях вряд ли можно всесторонне проанализировать. Вместе с тем, достаточно определенно выяснить два подхода к анализу этно-национальных столкновений. Это социологический и политологический подходы. На основе анализа методологическим подходом и типологизации различных конфликтов межнациональные конфликты можно условно разделить на четыре группы по доминирующим причинам и предметам:
Кроме этого, конфликты можно
Конфликт – это столкновение, он возникает там, где сталкиваются разные желания, различные альтернативы и принятие решений затруднено. Чем больше разброс критериев при принятии решений и возможных вариантов этих решений, тем глубже может быть конфликт.
Конфликты коммуникации.
Это конфликты, возникающие в процессе коммуникации. Субъектами коммуникационного конфликта являются участники спора, полемики, дискуссии, дебатов, в которых стороны отстаивают свою точку зрения, свой тезис.
Внутриличностный конфликт.
Он может принимать различные формы. Одна из самых распространенных форм – ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы.
Межличностный конфликт.
Этот тип конфликта, возможно, самый распространенный. Межличностный конфликт может проявляться как столкновение личностей. Люди с разными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом.
Конфликт между личностью и группой.
Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию отличающуюся от позиции группы.
Межгрупповой конфликт.
Межгрупповой конфликт представляет
собой конфликтное
Конфликты можно подразделить на конструктивные и деструктивные.
Конструктивный конфликт возникает, когда оппоненты не выходят за рамки этнических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Причинами являются обычно недостатки в организации деятельности и управления. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы. Последствия такого конфликта являются функциональными и ведут к повышению эффективности организации.
Деструктивный конфликт возникает в двух случаях:
Последствия такого конфликта являются дисфункциональными и приводят к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Таким образом, возникновению деструктивных конфликтов способствуют, как правило субъективные причины.
По направлению конфликты делятся на:
Один и тот же вид конфликта может вовлекать в противоборство самые различные уровни сторон. Например, конфликты по поводу властных полномочий, материальных ресурсов или ценностных ориентаций могут возникать на уровне и межличностного, и межгруппового, и межгосударственного взаимодействия людей. В процессе возникновения и развития один вид конфликта может накладываться на другой, образуя сложные конфликты, состоящие сразу из нескольких видов
Кроме того, важнейшей особенностью конфликта является характер потребности, за удовлетворение которой борется человек. Согласно теории иерархии потребностей А. Маслоу, потребности можно сгруппировать, выделить пять иерархически связанных уровней: физиологические, в безопасности и защищенности, социальные потребности, в уважении, потребности самовыражения.
В случае неудовлетворения любой из этих потребностей может возникнуть конфликт. Если объединить некоторые группы потребностей и представить их в виде потребностей материальных, социальных и духовных, то классификация конфликтов будет иметь еще и следующий вид:
Тип конфликта |
ресурсный |
Статусно-ролевой |
из-за идей, норм и принципов |
Объект удовлетворения потребностей |
ресурсы |
Статус в группе, роль в межличностных отношениях |
Идея, норма, принцип |
потребности |
материальные |
социальные |
духовные |
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТОВ
Не все конфликты надо предупреждать и нельзя жить вообще без конфликта.
Но даже те конфликты, которые необходимо предупредить, очень сложно спрогнозировать, сложно предсказать их развитие и найти способы предупреждения (единственный верный способ – избегание).
Предупреждение конфликта
№ |
Этап конфликта |
Содержание управления |
1 |
предконфликт |
Прогнозирование Предупреждение /стимулирование |
2 |
Осознание конфликтной ситуации хотя бы одной из сторон |
Предупреждение /стимулирование |
3 |
Начало открытого конфликтного взаимодействия |
Регулирование |
4 |
Эскалация конфликта |
Регулирование |
5 |
Разрешение или затухание |
Разрешение |
Этапы управления конфликтом:
Управляющие воздействия2:
1. пресечение 2.гашение 3. преодоление 4. устранение
В существующих условиях прогнозирование конфликта возможно лишь на короткий срок и с небольшой долей вероятности. Для того, чтобы прогнозирование было осуществимо, необходимо, чтобы конфликтология сформировала четкие объяснительные модели конфликтов. Но мы с вами знаем, что любому конфликту предшествует предконфликтная ситуация. Без этого конфликт почти невозможен. Иногда такая ситуация бывает молниеносной, и мы уже не в состоянии ничего сделать по предупреждению конфликта. Но чаще предконфликтная ситуация имеет достаточную для предупреждения продолжительность.