Социальный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 14:43, реферат

Описание работы

Пытаясь открыть законы общества , дать дефиницию человека и выяснить законы ,
по которым он живет и развивается , социология не может не интересоваться и
отношением , существующим между обществом и индивидом . И вполне можно
утверждать , что всякая социологическая теория , объясняя общество и элементы
, из которых оно состоит , стремится определить так же отношения общества и
индивида , объясняя это отношение в соответствии со своим пониманием сущности
общества .

Содержание работы

1. Понятие социального контроля .
2. Элементы социального контроля .
3. Механизм действия социального контроля .
4. Самоконтроль .

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 31.95 Кб (Скачать файл)

                  Социальный контроль          

 

      

                                 План :                                 

     1. Понятие социального контроля .

     2. Элементы  социального контроля .

     3. Механизм  действия социального контроля .

     4. Самоконтроль .

                             Введение.                            

Пытаясь открыть законы общества , дать дефиницию человека и выяснить законы ,

по которым он живет и развивается , социология не может не интересоваться и

отношением , существующим между обществом и индивидом . И вполне можно

утверждать , что всякая социологическая теория , объясняя общество и элементы

, из которых оно состоит , стремится  определить так же отношения  общества и

индивида , объясняя это отношение в соответствии со своим пониманием сущности

общества .

Существуют различные теории , которые сводят общество к индивидам или

рассматривают индивида как всего лишь часть , “молекулу “  общества .

Существуют так же и представление , будто индивид и общество - это два

отдельных и независимых друг от друга явления , которые имеют собственные

отдельные и независимые законы своего возникновения и развития . Между тем

человек и общество диалектически взаимосвязаны . Они не могут рассматриваться

изолированно , отдельно друг от друга : нет общества без человека , но и

человек существует только в обществе . Отношение между  обществом и человеком

является сложным . Эта сложность воздействие человека на общество и общества

на человека  проистекает из того , что человек как отдельный индивид

появляется на свет с определенными психическими склонностями , которые лишь в

обществе , в продолжение жизни в общественном коллективе , развиваются и

через развитие которых индивид становится личностью. Личность , как единство

особенностей , свойств , формируется в результате взаимодействия организма и

общественной среды . Важнейшими свойствами личности являются ее творческая

способность ( которая проявляется в способности изменить внешний мир , а так

же во внутренней потребности в творчестве ) , социальность ( которая отражает

включенность в социальный коллектив и общественный характер человеческой

природы ) , субъективность ( выражение своеобразной индивидуальности ) и

целостность ( в которой выражается взаимосвязанная организация со всеми

психосоциальными характеристиками и которая обеспечивает относительное

единство поведения в различных ситуациях ) . Люди устанавливают

взаимоотношения и согласуют между собой свое поведение как личности , и в

этом взаимосвязанном поведении проявляются личные качества индивида , такие ,

как совесть , характер, отношения к общественным ценностям и др.

Таким образом , то , что отдельные люди представляют собой как личности ,

индивидуальность имеет большое значение для характера отношений , которые они

устанавливают в обществе своим взаимосвязанным поведением .

С другой стороны , и общество , более или менее организовано , через

социальные институты оказывает влияние на всякого индивида , то есть на

формирование личности . Именно в обществе развертывается процесс превращения

биологического индивида в личность . Этот процесс называется социализацией .

Социализация есть процесс неорганизованного и организованного воздействия

общества на индивида с целью формирования личности , которая отвечает

потребностям данного общества . Это может быть воздействием на индивида

определенных социальных групп и общественных ситуаций , в которых индивиды

оказываются как члены общества или как более или менее активные участники . В

таких случаях от индивида требуется , чтобы он усвоил определенные правила и

нормы поведения и поступал в соответствии с ними . Но общество может

воздействовать на индивида еще и развивая в человеке, посредством различных

видов и уровней образования и воспитания , его человеческие и индивидуальные

способности , готовя его к тому , чтобы стать членом коллектива и проявить

себя как существо , способное производить .

                 1. Понятие социального контроля .                

Социализация касается прежде всего индивида . Это индивидуальный процесс . Но

он протекает всегда под бдительным оком общества , окружающих его людей . Они

не только обучают детей , но и контролируют правильность усвоенных образцов

поведения . Если контроль  осуществляется отдельным человеком , то он носит

индивидуальный характер , а если целым коллективом — семьей , группой друзей

, учреждением или социальным  институтом, то приобретает общественный  характер

и называется социальным контролем .

Основная задача социального контроля — создание условий для устойчивости той

или иной социальной системы , сохранение социальной стабильности и в то же

время для позитивных изменений . Это требует от контроля большой гибкости ,

способности распознавать отклонения  от социальных норм деятельности :

дисфункциональные , приносящие обществу вред , и необходимые для его развития

, которые следует поощрять .

Социальный прогресс в развитии общества основан на изменениях , инновациях ,

привнесениях нового , однако невозможен без сохранения старого , если это

старое заслуживает быть сохраненным для потомства . Самое важное в этом

старом — нравственные законы , нормы , правила поведения , обычаи , которые

составляют содержание культуры и без которых невозможна практика социальных

отношений , жизнедеятельность общества . Переселяясь на другое , новое место

народ переносит с собой не памятники материальной культуры , а обычаи , нормы

, традиции .

Таким образом , социализация , формируя наши привычки , желания и обычаи ,

является одним из основных факторов социального контроля и установление

порядка в обществе . Она облегчает трудности при принятии решений ,

подсказывая , как одеваться , как вести себя , как действовать в той или иной

жизненной ситуации . При этом любое решение , идущее вразрез с тем , которое

принимается и усваивается в ходе реализации , кажется нам неуместным ,

незаконным и опасным . Именно таким путем осуществляется значительная часть

внутреннего контроля личности за своим поведением .

                    2. Элементы социального контроля.                   

Социальный контроль помогает сохранить живую ткань социальных отношений и

представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка и

включает два главных элемента — нормы и санкции .

Социальные нормы — это предписания о том , как правильно надо себя вести в

обществе .

Социальные санкции — средства поощрения или наказания , стимулирующие людей

соблюдать социальные нормы .

Социальные нормы различаются масштабом . Одни нормы возникают и существуют

только в малых группах — компании друзей , рабочие коллективы , семьи ,

спортивные команды .  Другие нормы возникают и существуют в больших группах

или в обществе в целом и называются “ общими правилами “ , а не “ групповыми

привычками “ . К “общим  правилам “ относятся обычаи , традиции , нравы ,

законы , этикет , манеры поведения , которые присущи определенной социальной

группе .

Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того , насколько

строго соблюдается их исполнение . За нарушение одних норм следует очень

слабое наказание — неодобрение , ухмылка , недоброжелательный взгляд . За

нарушение других норм следуют  очень сильные санкции — изгнание из страны ,

смертная казнь , тюремное заключение . Строже всего карается нарушение табу и

юридических законов ( например , убийство человека , разглашение

государственной тайны ) , мягче всего — отдельные виды групповых привычек  ,

в частности семейные ( например , отказ выключать свет или закрывать входную

дверь ) . Однако существуют групповые привычки , которые ценятся очень высоко

и за нарушение которых следуют строгие санкции .

Нормы связывают людей в единую общность , в коллектив . Каким образом

подобное происходит ?  Во-первых , нормы — это еще и ожидание : от

соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного

поведения . Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы , а те , кто

идет на встречу , передвигаются по левой , возникает упорядоченное ,

организованное взаимодействие . При нарушении правила возникают столкновения

и беспорядок . Значит , нормы формируют систему социального взаимодействия ,

которая включает мотивы , цели субъектов действия , само действие , ожидание

, оценку и средства .

Таким образом , нормы выполняют определенные функции в зависимости от того ,

в каком виде они себя проявляют — как стандарты поведения ( обязанности ,

правила ) или как ожидание поведения ( реакции , поведение других людей ) .

Защита чести и достоинства членов семьи представляет собой обязанность

каждого мужчины . Здесь речь идет о норме как стандарте должного поведения .

Этому стандарту соответствует вполне конкретные ожидания членов семьи ,

надежда на то , что их честь и достоинство будут защищены  .

Почему люди стремятся соблюдать нормы , а общество строго следит за этим ?

Нормы стражники ценностей . Честь и достоинство семьи — одна из важнейших

ценностей человеческого общества с древнейших времен . А обществом ценится то

, что способствует его стабильности  и процветанию . Семья — основная  ячейка

общества , и забота о ней — его первейшая обязанность .

Социальные нормы — действительно стражники порядка и хранители ценностей .

Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то , что ценится группой

или обществом . Различие между нормой и ценностью выражается так : нормы —

правила поведения , ценности — абстрактные понятия о том , что такое добро ,

зло , правильное , неправильное , должное , недолжное и так далее .

Социальные санкции — охранники норм . Наряду с ценностями они отвечают за то

, почему люди стремятся выполнять  нормы . Нормы защищены с двух  сторон — со

стороны ценностей и со стороны санкций .

Социальные санкции — разветвленная система вознаграждений за выполнение норм

, то есть за девиантность . Выделяют  четыре типа санкций :  позитивные  и

негативные , формальные и неформальные . Они дают четыре типа сочетаний ,

которые можно изобразить в виде логического квадрата .

    

 

Позитивные

Негативные

Формальные

Ф +

Ф -

Неформальные

Н +

Н -


 

Формальные позитивные санкции — публичное одобрение со стороны официальных

организаций ( правительство , учреждения ) : правительственные награды ,

ученые степени , вручение почетных грамот и так далее .

Неформальные  позитивные санкции — публичное одобрение , не исходящее  от

официальных организаций : дружеская похвала , комплименты , аплодисменты ,

улыбка и так далее .

Формальные негативные санкции — наказания , предусмотренные юридическими

законами , правительственными указами , предписаниями , распоряжениями :

лишение гражданских прав , тюремное заключение , арест , увольнение , штраф ,

конфискация имущества .

Неформальные негативные санкции — наказания  не предусмотренные официальными

инстанциями , инструкциями : порицание , замечание , насмешка , злая шутка ,

пренебрежение и так далее .

            3. Механизм действия социального контроля.           

В системе социального контроля ключевую роль выполняют санкции . Вместе с

ценностями и нормами они составляют его механизм . Сами по себе нормы ничего

не контролируют . Поведение людей контролируют другие люди на основе норм ,

которые как ожидается , будут соблюдаться всеми . Соблюдение общепринятых

норм делает наше поведение предсказуемым . Санкции так же предсказуемы и

общеприняты . Каждый из нас знает , что за выдающиеся научное открытие

ожидает официальная награда , а за тяжкое преступление — тюремное заключение

. Санкции также  вносят в поведение  элементы предсказуемости . Когда  мы

ожидаем от другого человека определенного поступка , то надеемся , что он

знает , не только норму , но и следующую за  ним санкцию .

Таким образом , нормы и санкции соединены в единое целое . Если у какой - то

нормы отсутствует сопровождающая его санкция , то она перестает регулировать

реальное поведение . Она становится лозунгом , призывом , воззванием , но она

перестает быть элементом социального контроля .

Применение социальных санкций в одних случаях требует присутствия посторонних

лиц , а в других не требует . Увольнение оформляется отделом кадров

учреждения и предполагает предварительное издание распоряжения или приказа .

Тюремное заключение требует сложной процедуры судебного разбирательства , на

основании которого выносится решение суда . Привлечение к административной

ответственности , например , за  безбилетный проезд — штрафование ,

предполагает присутствие официального транспортного контролера , а иногда и

милиционера . Присвоение ученой степени предполагает не менее сложную

процедуру защиты научной диссертации и решения ученного совета . Если же

применение санкций совершается самим человеком , то такую форму контроля надо

считать самоконтролем .

     4. Самоконтроль .

В зависимости от способа вынесения санкций — коллективного или

Информация о работе Социальный контроль