Социальный надзор: сущность и область применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 13:59, аттестационная работа

Описание работы

В данной работе рассматривается социальный надзор как патронаж (от фр. рatrоnаgе - покровительство) - вид социального обслуживания, преимущественно на дому, клиентов группы риска, который заключается в постоянном социальном надзоре, регулярном посещении их жилищ социальными работниками, оказании им необходимой экономической, материально-бытовой помощи, проведении несложных медицинских манипуляций и т.д.

Содержание работы

I. Теоретическая часть……………………………………………………….3
Введение……………………………………………………………………….3
1.1. Социальный надзор: сущность и область применения………………..6
1.2. Определение социального патронажа и принципы социального патронажа……………………………………………………………………..8
1.3. Этапы технологии социального патронажа……………………………11
1.4. Виды (направления) социального патронажа…….……………………13
1.5. Функции социального патронажа, этапы технологии социального патронажа…………………………………………………………………….16
1.6. Методы применяемые в технологии социального патронажа……….24
II. Практическая часть……………………………………………………..25
2.1. Решите ситуационную задачу, используя законодательство………....25
2.2. На основе перечисленной симптоматики, определите заболевание…26
Список использованной литературы…………………………………….28

Файлы: 1 файл

Социальнальная адоптация.docx

— 46.77 Кб (Скачать файл)

• адресный характер. Социальный патронаж адресуется и предоставляется конкретным семьям и детям в соответствии с характером возникающих у них социальных и личностных проблем и особенностью ситуации, которая профессионально диагностируется как трудная и опасная для них самих и окружающих;

• взаимодействие и содействие, заключающееся в создании условий для осознания клиентами своей позиции по отношению к специалистам службы и совместной работе с ними по корректировке ситуации;

• разделение ответственности между клиентами и специалистами на решение кризисной жизненной ситуации и постепенная, но целенаправленная, ее передача клиентам;

• создание условий для самостоятельного творческого освоения клиентами системы взаимоотношений с окружающим миром и со своей ближайшей средой, а также для совершения личностно значимых жизненных поступков и выбора.

Наряду с этими специфическими принципами, деятельность службы социального патронажа должна строиться с учетом общих принципов работы социальных служб, которые имеют универсальный характер. Это принципы служения клиенту; учета его личностных, психологических, гендерных, возрастных и физиологических особенностей; конфиденциальности; открытости для всех нуждающихся; своевременности оказания социальных услуг и ряд других.

 

1.3. Этапы технологии социального патронажа

 

Стадии процесса социального патронажа по Панову А.М.:

• Постановка социального диагноза - выявление и оценка семейной ситуации как кризисной, трудной или опасной, сбор предварительных данных, анализ информации для разработки патронажной программы.

• Вмешательство патронажной службы и с ее помощью - других социальных служб в семейную ситуацию.

• Работа по изменению мотивации клиентов и ближайшего окружения.

• Проблемный анализ - совместная работа с семьей по определению причин ее неблагополучия, характера проблем и их влияния на жизнедеятельность, а также по выявлению ресурсов и систем связей, способных участвовать в поддержке семьи.

• Рассмотрение всего диапазона возможных решений, способов их достижения и выбор наиболее эффективных, составление договора формального или неформального характера, определяющего ответственность и обязанности сторон, сроки работы, время и место встреч и другие моменты, имеющие значение для успешной реализации патронажной программы.

• Социальная терапия - непосредственное выполнение действий, направленных на достижение запланированных преобразовании с учетом различных обстоятельств и обязательств участников.

• Оценка эффективности совместных действий и при необходимости обращение к другим, более адекватным средствам достижения поставленных целей.

• Помощь клиентам в принятии решения о целесообразности использования постоянной системы поддержки, иных путей и средств при возникновении непредвиденной ситуации.

Безусловно, данная схема - это идеальная модель процесса функционирования патронажной службы. В реальной практике пока нет ни одной подобной службы, которая бы строила свою деятельность на основе всех восьми стадий социального патронажа; обычно присутствуют лишь несколько из них (от 2-3-х до 5-6-ти). Это, разумеется, снижает эффективность социального патронажа, а иногда вообще сводит «на нет» все усилия патронажных работников.

Вместе с тем, если суммировать проанализированную практику, то именно названные выше стадии в совокупности составляют оптимальную схему социального патронажа, которая должна иметь место в деятельности каждой патронажной службы.

Поэтому важное значение имеют «крупицы» опыта, сложившегося в самых разных социальных службах, обобщенные и представленные ниже в целостном виде.

 

1.4. Виды (направления) социального патронажа

 

Холостова Е.И. различает два направления социального патронажа семьи.

Первое направление основывается на характере тех действий, которые осуществляют социальные службы в отношении семей и детей особого риска. Оно включает в себя такие виды патронажа, как социальный, медико-социальный, социально-педагогический, социально-психологический, социально-экономический, выражающийся в выдаче пособий, продуктов, одежде и т.д.

Второе направление основывается на характеристике объектов патронажа. Они классифицируются по возрасту (дети, подростки, пожилые люди), по половой принадлежности (девочки, мальчики, женщины, мужчины), по медицинским показаниям (инвалиды, беременные женщины и т. д.), по социальному статусу (безнадзорные дети, жертвы насилия), по семейным проблемам (неблагополучные семьи, дети родителей алкоголиков) и т.д.

Рассматривая первое направление отметим, что, например, медико-социальный патронаж действует в отношении больных и физически неполноценных членов семьи, в том числе детей (инвалидов), нуждающихся в повседневном уходе.

Содержание медико-социального патронажа зависит от категории этих клиентов. Он включает доставку лекарств, измерение давления, ночное дежурство, предоставление гигиенических услуг, доставку продуктов и кормление, уборку помещения, выполнение несложных физических упражнений и т.д., т.е. все то, в чем нуждается человек, не способный к самообслуживанию

Главной задачей работника, осуществляющего медико-социальный патронаж, помимо оказания перечисленных услуг остается утверждение с клиентом отношения взаимного доверия и толерантности.

Социально-психологический патронаж реализуется в различных формах длительно оказываемой психологической и социальной помощи семьям, переживающим конфликт или стрессовое состояние, а также имеющим проблемы в воспитании детей, находящимся в состоянии хронической социально-психологической дезадаптации и эмоционального напряжения.

Специалисты, осуществляющие психологический патронаж проводят консультирование, находят вместе с клиентами альтернативные пути выхода из конфликтных ситуаций, выполняют посреднические функции между клиентом и его окружением, помогают снизить у клиента чувство тревожности, при этом специалист должен квалифицированно совместить членов семьи в процесс планируемых изменений.

Социальный патронаж способствует изучению и прояснению ситуации с учетом социального и психологического состояния клиента при использовании средств, снижающих уровень тревоги и предоставляющих эмоциональную поддержку, а также направлен на оказание конкретной помощи по ликвидации кризисной или критической ситуации, сложившейся в семье и на стабилизацию благоприятных тенденций.

Кроме того, с помощью социального патронажа социальные работники включают в решение проблем клиентов и других специалистов, т. е. используют комплексный подход, например, экономического и культурно-просветительного – с одной стороны, и психологического и психосоциального, с другой.

Главным когнитивным умением специалиста при этом остается способность анализировать ситуацию. Действуя в рамках патроната, социальный работник исполняет самые разнообразные функции: доброжелательного и компетентного собеседника, помощника, посредника, советника, защитника. Он обладает способностью стабилизировать сложившуюся ситуацию, контролировать ход патронажа на всех фазах, приобщать к решению своих проблем членов семьи, закреплять успехи, а также вносить необходимые коррективы в стратегию дальнейших действий.

Тем самым социальный патронаж семьи предусматривает многометодные действия специалиста по социальной работе.

Социально-педагогический патронаж включает в себя всестороннюю и действенную помощь семье, имеющей различные проблемы, силами специалистов социальных служб, ориентирующихся на собственные педагогические возможности, а также на ресурсы социально-педагогического пространства [8, С. 524-527]. Алексеева Л.С. помимо вышеперечисленных видов социального патронажа выделяет социально-экономический патронаж - периодическое оказание материальной помощи, выражающееся в выдаче пособий, талонов, продуктов, одежды и пр., в целом он может трактоваться лишь как элемент социального, что соответствует структуре стандартов социальной помощи.

Некоторые социологи в качестве самостоятельных рассматривают такие виды патронажа, как обслуживание на дому, уход за недееспособными престарелыми членами семей в клиниках, уход за малолетними детьми на дому, а также институциональный патронаж (психиатрический, оказываемый психиатрическими службами, педиатрический патронаж новорожденных, патронаж беременных женщин со стороны женских консультаций, патронаж абонентов Телефонов доверия и пр.)[1, с. 36].

 

 

1.5. Функции социального патронажа,  этапы технологии социального патронажа

Служба социального патронажа выполняет следующие функции (Алексеева Л.С.):

• изучение и анализ жизненной ситуации потенциальных и реальных клиентов (семей и детей группы социального риска);

• комплексное и системное воздействие на эту ситуацию и на клиентов с целью социального оздоровления;

• обеспечение последующего социальною контроля за жизнедеятельностью клиентов для недопущения рецидивных явлений асоциального плана[2, с.51].

Этапы технологии социального патронажа:

Стадии процесса социального патронажа по Панову А.М.:

• Постановка социального диагноза - выявление и оценка семейной ситуации как кризисной, трудной или опасной, сбор предварительных данных, анализ информации для разработки патронажной программы.

• Вмешательство патронажной службы и с ее помощью - других социальных служб в семейную ситуацию.

• Работа по изменению мотивации клиентов и ближайшего окружения.

• Проблемный анализ - совместная работа с семьей по определению причин ее неблагополучия, характера проблем и их влияния на жизнедеятельность, а также по выявлению ресурсов и систем связей, способных участвовать в поддержке семьи.

• Рассмотрение всего диапазона возможных решений, способов их достижения и выбор наиболее эффективных, составление договора формального или неформального характера, определяющего ответственность и обязанности сторон, сроки работы, время и место встреч и другие моменты, имеющие значение для успешной реализации патронажной программы.

• Социальная терапия - непосредственное выполнение действий, направленных на достижение запланированных преобразовании с учетом различных обстоятельств и обязательств участников.

• Оценка эффективности совместных действий и при необходимости обращение к другим, более адекватным средствам достижения поставленных целей.

• Помощь клиентам в принятии решения о целесообразности использования постоянной системы поддержки, иных путей и средств при возникновении непредвиденной ситуации.

Безусловно, данная схема - это идеальная модель процесса функционирования патронажной службы. В реальной практике пока нет ни одной подобной службы, которая бы строила свою деятельность на основе всех восьми стадий социального патронажа; обычно присутствуют лишь несколько из них (от 2-3-х до 5-6-ти). Это, разумеется, снижает эффективность социального патронажа, а иногда вообще сводит «на нет» все усилия патронажных работников.

Вместе с тем, если суммировать проанализированную практику, то именно названные выше стадии в совокупности составляют оптимальную схему социального патронажа, которая должна иметь место в деятельности каждой патронажной службы.

Поэтому важное значение имеют «крупицы» опыта, сложившегося в самых разных социальных службах, обобщенные и представленные ниже в целостном виде.

Постановка социального диагноза

В практике патронажных служб, достигающих наибольшего результата в своей деятельности, имеет место серьезная подготовка патронажных работников к знакомству с семьей группы риска. Еще до первой встречи с клиентами патронажные работники собирают необходимую информацию о семьях групп риска. Аккуратный, тщательный и своевременный сбор такой информации они расценивают как крайне важный шаг и необходимую часть работы с будущими клиентами.

Безусловно, сбор информации продолжается и в процессе патронажной работы, на стадии целенаправленного изучения социальной ситуации объектов патронажа.

По мнению наиболее опытных сотрудников патронажных служб, первичная информация о семье должна отвечать следующим требованиям:

• наличие данных об имеющихся проблемах, которые следует решать в первую очередь, что дает возможность последовательно выполнять намеченные планы;

• использование разных каналов поступления информации, ее систематизация и упорядочение. При этом сведения не должны основываться только на эмоциональных впечатлениях самих патронажных работников, они должны быть максимально многоплановыми и разносторонними, а главное - объективными;

• адекватность и направленность на решение тех проблем семьи, в которых сфокусированы ее основные трудности (реальная полезность информации; излишние сведения только мешают объективной оценке и свидетельствуют о бесполезной трате времени). Исходная информация необходима, но не достаточна для социального диагноза. Его постановка на практике также имеет свои этапы.

Прежде всего патронажная служба пытается получить необходимые данные для первичного диагноза:

• общие сведения о семье и их анализ;

Информация о работе Социальный надзор: сущность и область применения