Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 07:05, контрольная работа
Проституция существовала, существует, и, скорее всего, будет существовать во всех странах, независимо от их культурного развития и принимаемых против этого мер. На протяжении многих веков это явление привлекало внимание общественности. Сегодня, во времена, когда практически весь мир находится в плену эпидемии ВИЧ-инфекций и венерических болезней, а проституция способствует их распространению, эта проблема становится как никогда актуальной. К этому добавляются также проблемы, связанные с генофондом, с воспроизводством здорового населения, так как проститутка утрачивает возможность произвести на свет нормального, здорового ребёнка.
Введение………………………………………………………………………………….2
1. Сущность проституции как социального явления………………………………….4
2. Социально-исторический портрет проституции в различные эпохи......…………7
3. Социально-психологический портрет проституции…………………………........12
Заключение……………………………………………………………………………...16
Список используемых источников…………………………………………………….18
Мужчина желал свободно удовлетворять свои страсти, что было бы невозможно, если бы со всей строгостью относились к требованию мужской верности. Поэтому проституцию и легализовали, тем более что она давала возможность мужчине удовлетворять свою потребность в разнообразных чувственных удовольствиях изо дня в день.
Наиболее ярким показателем роли проститутки в жизни общества являются праздники эпохи Ренессанса. В большинстве случаев, проститутки были главным фактором, создававшим праздничное настроение, так как они больше всех вносили в эти праздники живость. Их привлекали ко всем праздникам устроители торжеств, которые сознательно использовали проституток для поднятия настроения у населения.
Эпоха абсолютизма (XVIII в.)
В эпоху абсолютизма число
В малых городах и деревнях официальные публичные дома, существовавшие в XV и XVI веках, с течением времени стали редкостью. Но вместе с публичными домами проституция не исчезла. Она стала скрытой. Если раньше проститутки носили определённые знаки, указывающие на её профессию и привлекающие внимание, то теперь она обязана была одеваться скромно и «честно» зарабатывать свой хлеб как швея, прачка, вышивальщица. Но внешняя порядочность нисколько не мешала тому, что эти женщины были очень хорошо известны мужской половине населения. Общение с проститутками было окутано тайной.
В провинции практически исчезает бродячая проституция, так как характерное для мелких городов внешнее благочестие и чопорность мешали развитию этого типа. Этому способствовало так же и то, что скрытая проституция полностью удовлетворяла половые потребности. Некоторые проститутки должны были принимать каждый вечер 10-12 мужчин.
В больших городах проституция носила совсем другой характер. Хотя проститутка и престала быть украшением праздников, как это было в эпоху Ренессанса, тем не менее, без неё не обходилось ни одно развлечение взрослой части населения. Вольнопромышляющие проститутки заполняли улицы и площади. В большинстве городов существовали особые места и часы для массовых прогулок проституток. Как правило, это были самые оживлённые места в городе. Часто проститутки прогуливались в вызывающе украшенных экипажах и старались привлечь к себе внимание мужчин не возгласами, а изысканностью поведения и недвусмысленными жестами с помощью веера. Самые экстравагантные проститутки появлялись верхом на лошади. Но, как бы не выделялись проститутки в экипажах, главную роль играли всё же пешие проститутки. Во-первых, они были намного многочисленнее; во-вторых, им было легче завлекать клиентов.
Солдатские проститутки не исчезли и в эпоху абсолютизма. Но, если в век Ренессанса они были составной частью организации войска, то после возникновения постоянной армии вместо наёмной, то проститутки работали не в течение походов, а в мирное время. Так как в мирное время солдат получал маленькое жалование, которого не хватало на жизнь, то он часто сходился с проституткой и был покровителем (сутенёром) во время ее ежедневных поисков заработка. В награду за это она содержала его. Этот тип проституток считался самым низким.
Проституция в XIX веке
Основные причины расцвета проституции в XIX веке состояли в следующем: во-первых, в значительных слоях общества браки стали заключаться в более позднем возрасте. Во-вторых, многие профессии потеряли свой прежний характер закрепления за определённым географическим местом. По мере того, как главным законом производства становилась интернациональность обмена рабочей силы, основой существования стали постоянные переезды из города в город, из страны в страну. Миллионы людей были лишены возможности создать семью, так как большую часть года они были вынуждены отсутствовать дома. Такие кочевники ежедневно наводняли каждый город. Так как, это в основном, были мужчины, то для них единственной возможностью удовлетворять свои половые потребности становилась всегда готовая к услугам проститутка. В-третьих, в сфере развлечений также произошли изменения; они становятся массовыми удовольствиями, а необходимым катализатором возбуждения масс являются проститутки. Следовательно, требовалось как можно большее их количество, чтобы удовлетворить эту потребность.
Изменился немного и характер проституции. Если раньше большинство проституток находилось в публичных домах, то в XIX веке их число сократилось, а увеличилось количество вольнопромышляющих проституток. Общее число женщин, открыто занимающихся проституцией, значительно сократилось. Это привело к тому, что замаскированная проституция значительно увеличилась в своих размерах. Ещё никогда, ни в одну из предыдущих эпох она не достигала такого размаха. Огромные финансовые осложнения, нужда, характерные для XIX века, способствовали увеличению числа женщин, готовых торговать своим телом. Обязанность уличной проститутки одеваться в костюм порядочной женщины, характерная в ХУП-Х1УШ веках только для маленьких городов, и запрещённая в эпоху Возрождения, стала в XIX веке категорическим условием существования проституции в крупных городах. Ремесло проститутки стало завуалированным. Из внешних признаков, отличающих их от приличных женщин, остались только некоторые манеры одеваться, вызывающий способ задирать юбку, обольщающие взгляды и достаточно откровенные приглашения.
В конце XIX века ситуация с уличной проституцией не изменилась. А жизнь и быт в низших кварталах, где многие женщины занимались проституцией, были просто ужасными. В кварталах, посещавшихся более состоятельными клиентами, внешне жизнь выглядела совсем иначе: здесь проститутки сами не заманивали посетителей. Потенциальному клиенту путь подсказывал красный фонарь или опущенные шторы.
В XIX веке тайная проституция намного превосходила открытую. Именно в этом и состоит главное отличие XIX века от прежних эпох. Значительным было число женщин, для которых проституция была лишь подсобным заработком, способом увеличить свой скудный бюджет, удовлетворить потребность в роскоши. Прежде всего, это были официантки, продавщицы, горничные. Другая форма скрытой проституции - готовность многих женщин отдаваться мужчинам в интересах собственной карьеры или ради карьеры мужа. Очень многие женщины разрешали своему хозяину те или иные вольности, чтобы повыситься по службе или получить прибавку к жалованию.
Все меры, предпринимаемые в XIX веке простив проституции, были фактами жестокости и злоупотребления полицией своей властью над проститутками. Никогда ещё проституция не стола на общественной ступени так низко, как в эту эпоху. Проститутки подвергались осмотру полицейского врача часто против воли и без предварительного судебного приговора. Такой осмотр внушал многим из них дикий ужас. На проституток устраивались облавы. И они изо всех сил старались завязать контакт с органами полиции. Проститутки добывались этого или подкупом, или оказанием интимных услуг. Часто полицейские становились сутенёрами. Во многих городах, где существовали публичные дома, полиция постоянно получала взятки и пользовалась правом бесплатного посещения.
Социально-психологический портрет проституции
В 90-х годах было проведено исследование, цель которого - определение социального портрета проституции. Использовались такие методики, как опрос и анкетирование проституток, сотрудников правоохранительных органов, врачей кожно-венерологических диспансеров. Была поставлена задача получить ответы о возрасте, образовании, месте рождения (городская или сельская местность), местность проживания (город, пригород, сельская местность), материальном, жилищном, социальном и семейном положении (наличие родителей, мужа, детей, других родственников), среде воспитания (семья, в том числе полная или нет, вне родительского дома), возрасте, с которого стала заниматься проституцией, причинах, побудивших к этому, месте, где обычно подыскивается клиент и т.п. От сотрудников правоохранительных органов стремились получить оценку эффективности, прежде всего, правовых мер по борьбе с этим явлением. У работников кожно-венерологических диспансеров выяснялись состояние и динамика венерологических заболеваний по отдельным категориям граждан. Было опрошено 98 проституток (из них - 42 валютные), 243 сотрудника правоохранительных органов, 121 медицинский работник. С учётом невысокой репрезентативности объёма исследования использовались данные других исследований, опубликованных в печати. Осуществлён выборочный контент - анализ более 750 статей по проблемам проституции. Результаты были такими: среди валютных проституток 69% - женщины до 30 лет. Из них: несовершеннолетних - 7%, 18 - 20-летних - 14%, 21 - 25-летних - 29%, 26 - 30-летних - 19%, старше 40 лет - 5%.Среди уличных и вокзальных проституток 68%, старше 30 лет. Из них: 35% - женщины 41-45 лет, 10% - 51-60 лет, несовершеннолетних - 13%. Около 65% валютных проституток имеют образование не ниже среднего, а 23% - высшее или незаконченное высшее. Только 15% вокзальных проституток имеют среднее образование. Подавляющее большинство (81%) из общего числа респонденток не состоят в браке, из них - 24% разведены, 2% - вдовы. Более половины вокзальных и иных низших категорий проституток не работают (52%). Служащих - 24%, рабочих - 10%, домохозяек - 8% , учащихся - 6%. Среди валютных проституток соотношение несколько другое: не работающие - 36%, служащие - 29%, рабочие - 23%, учащиеся - 9%, домохозяйки - 2%. Чаще всего среди проституток преобладают представительницы сферы обслуживания, а также студентки вузов, учащиеся техникумов и ПТУ, школьницы. Среди валютных проституток 75% проживают либо в отдельных, либо в коммунальных квартирах, не имеют жилья - 10%. Около 50% вокзальных проституток не имеют постоянного места жительства. У каждой пятой опрошенной из общего числа проституток семейный бюджет ниже определённого государством прожиточного уровня. Свыше половины (53%) проституток воспитывались в неполных семьях, либо вне родительского дома - 16% (детдом, родственники, знакомые). 22% ничего не сказали о своих родителях, 16% к ним равнодушны, 4% высказали своё презрение [Ю.Г. Карпухин, Ю.Г. Торбин: «Проституция: закон и реальность»].
Ещё одним мотивом, толкающим женщину на панель, является нужда. Это подтверждают социологические опросы самих проституток, ещё одним подтверждением служит то, что проституция получила наиболее широкое распространение в странах с низким уровнем жизни, а также то, что ею занимаются, в основном, представительницы малоимущих слоев общества. Но, этому ремеслу предаются и многие обеспеченные женщины, в том числе, имеющие прочный достаток с помощью той же проституции. Тысячи женщин готовы умереть голодной смертью, но не торговать своим телом. Поэтому причину проституции следует искать не в нужде, в материальной необеспеченности, невысоком социальном положении, а в том, как эти обстоятельства отражаются в личности, в её мироощущении, в её отношении к окружающему миру, к своему месту в нём.
Проституцией, в основном, начинают заниматься женщины, которые испытывают неуверенность, тревогу, беспокойство по поводу своей социальной определённости и своего социального статуса в связи с невозможностью обеспечить себя материально, соответствовать определённым социальным ожиданиям, в том числе собственным. Проститутки — достаточно дезадаптированная часть женщин. Их дезадаптированность подтверждается тем, что многие из них не хотят работать, а если и работают, то относятся к ней прохладно, не стремятся повысить квалификацию, продолжать учёбу. Ю.М. Антоняном было проведено обследование московских проституток, промышляющих в основном в крупных гостиницах. По их формальному положению он их разделил на три группы: с высоким, средним и низким статусом. Наиболее крупную группу среди них (54,2%) составили последние. Это лаборантки, медсестры, мойщицы посуды и др. 14,5% приходится на долю учащихся высших и средних специальных учебных заведений, то есть тех, чьё социальное положение ещё не определено, а собственные доходы ограничены стипендией. Почти 30% являются жителями других областей и в столицу приехали, чтобы поправить своё финансовое положение. Но это не говорит о том, что все лаборантки, медсестры и другие представительницы низкооплачиваемых и непрестижных профессий, так же как и женщины, приезжающие в Москву обязательно станут проститутками. Чтобы сделать такой шаг, не достаточно испытывать просто нужду в чём-либо, не имея возможности её удовлетворить. Необходимо, чтобы эта нужда ощущалась как нечто исключительно важное, без чего разрушится вся жизнь. Ощущение нужды связано также с потребностью вести определённый, престижный образ жизни, иметь возможность свободно распоряжаться деньгами, посещать места, наиболее привлекательные для обывателей. Если такой «красивой» жизни достичь невозможно, то у подобных людей формируется чувство, что они находятся на обочине настоящей жизни. Психологическое изучение проституток показало, что для них типичны агрессивность, чёрствость, грубость, эгоцентризм, которые выполняют защитные функции и чаще всего скрывают неуверенность в себе, чувство неполноценности.
Проститутки, вопреки распространённому мнению о свободе и независимости таких женщин, чрезвычайно зависимы и от внешних факторов, и от собственных переживаний по поводу этих факторов. Важным моментом для понимания проституции имеет начало половой жизни, обстоятельства, при которых она началась, отношения с первым сексуальным партнёром. Многие будущие проститутки воспитывались в неблагоприятных условиях, в их окружении царили распущенность, открытость интимных отношений. У некоторых проституцией занимались матери, о чём им было хорошо известно. Эти девушки ране начали половую жизнь, чаще всего со случайными, малознакомыми людьми. Вследствие этого, у них могло появиться относительное сексуальное безразличие, при котором легко преодолеваются остатки нравственных запретов. Они начинают легко вступать в половые контакты без чувств, повинуясь лишь своим физиологическим потребностям и влечениям, требованиям или просьбам мужчин. Беспорядочность половых связей, готовность отдаваться практически любому мужчине могут быть вызваны неуверенностью молодых женщин в своём женском биологическом статусе, в своих возможностях нравиться мужчинам, завоёвывать их внимание и расположение. Продажа себя за деньги, особенно в условиях конкуренции, может быть способом избавления от неуверенности. Характерной чертой для проституток является отделение, отчуждение своего тела от своей личности. Они воспринимают своё тело как нечто чуждое, изолированнее» от них, в качестве некой данности, которой можно манипулировать для решения различных жизненных задач. Это отделение происходит на бессознательном уровне. Такое явление Ю.М. Антонян назвал десоматизацией. Он считает, что «именно этой особенностью можно объяснить удивляющее многих отсутствие у проституток страха перед венерическими заболеваниями, СПИДом, их пренебрежением высокой вероятностью быть жестоко избитыми или даже убитыми, быть подвергнутыми изощрённым и унизительным издевательствам. Они говорят об этом просто как о профессиональных издержках своего нелёгкого ремесла и, как правило, не ощущают никакого дискомфорта по поводу того, что их тело переходит из рук в руки». По данным А.Габиани и М. Мануильского, лишь 5,7% публичных женщин чувствуют себя униженными в связи с тем, что отдаются мужчинам за плату. Десоматизация находит яркое проявление в том, что некоторые проститутки могут искренне любить вполне определённого мужчину. В занятиях проституцией не участвуют их чувства, душа. Некоторые, выйдя замуж, становятся верными жёнами.
Заключение
Занятие проституцией - одно из древнейших социальных явлений, обнаруживаемое в разнообразных формах и размерах на страницах истории многих обществ. Проблема определения проституции как социального явления в разные времена решалась по-разному. У древних греков это смена партнеров, отчуждение, плата за услуги. У римлян главное в определении проституции - удовлетворение публичного спроса на секс услуги. Христианство рассматривало проституцию как беспорядочность половых связей. Германское право также не проводит строго различия между проституцией и внебрачными половыми связями. И в дальнейшем авторы определений, выделяя один из признаков проституции, остальные считал второстепенными - для одних это было ремесло, для других - преступление. В наше время под проституцией понимают вид внебрачных половых отношений, когда индивидуум публично или тайно предлагает свое тело в пользование неограниченному числу других индивидуумов за деньги или вознаграждение. Проституция выполняет функцию половой социализации определенных категорий лиц, не имеющих возможности удовлетворить свои потребности в рамках общепринятых норм. В современном мире проституция рассматривается властями и обществом как негативное явление, но правовая оценка ее в различных странах неодинакова.
Информация о работе Социальный портрет современной проститутки