Социальный портрет студента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:14, реферат

Описание работы

По мнению отечественных и западных ученых образование сегодня становится товаром, что определенным образом влияет на представления людей об учебе в высшем учебном заведении, правах собственности и передачи знания, о подлинной роли гражданства в современном обществе. Образование становится сегодня тем инструментом, с помощью которого каждый человек может добиться успеха в жизни, а общество в целом двигаться по пути прогресса.
Сегодня для всех очевидно: образование может дать чрезвычайно много и позитивного, и негативного. Пользоваться этими возможностями необходимо профессионально и целенаправленно, так как будущее общества формируется сегодня нами, в ближайшей перспективе нашими студентами.

Содержание работы

Введение. 2
Какие они сегодняшние студенты? 3
Обучение в высшем учебном заведении и профессиональная ориентация студентов. 5
Социальный портрет современного студента по результатам различных социологических исследований. 7
Проблема социальной и ценностной самоидентификации современного студенчества 9
Заключение. 12
Список использованной литературы. 13

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 38.69 Кб (Скачать файл)

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

Новосибирский государственный аграрный университет

Кафедра истории, политологии и культурологии

 

Реферат

По  социологии

на тему:

Социальный  портрет студента

 

 

 

Выполнил:

Студентка 2ого  курса 
                                                                                              экономического факультета       
                                                                                               группы 4208

Капустина Екатерина  Валерьевна

 

Проверил:

доцент

Бахмацкая Галина Владимировна

 

 

 

 

Новосибирск 2013 год

Оглавление

Введение. 2

Какие они  сегодняшние студенты? 3

Обучение  в высшем учебном заведении и  профессиональная ориентация студентов. 5

Социальный  портрет современного студента по результатам  различных социологических исследований. 7

Проблема  социальной и ценностной самоидентификации  современного студенчества 9

Заключение. 12

Список использованной литературы. 13

Введение.

 

В настоящий момент российское образование характеризуется большим  выбором образовательных услуг  и возрастанием конкуренции со стороны  как государственных, так и негосударственных  ВУЗов с целью привлечения  новых студентов. В этой связи  немаловажным является проведение серьезных  исследований социально-типологических характеристик студентов. Важным является также изучение социального статуса  родителей, оплачивающих обучение своих  детей и таким образом выступающих  потребителями дистанционных образовательных  услуг ВУЗа.

Анализ потребителей образовательных  услуг, степени их заинтересованности создает основания как для  корректировки учебной программы, совершенствования управления образовательным  процессом, так и для совершенствования  политики ВУЗа, направленной на разработку методов поиска абитуриентов и на привлечение потенциальных студентов  ВУЗа.

По мнению отечественных  и западных ученых образование сегодня  становится товаром, что определенным образом влияет на представления  людей об учебе в высшем учебном  заведении, правах собственности и  передачи знания, о подлинной роли гражданства в современном обществе. Образование становится сегодня  тем инструментом, с помощью которого каждый человек может добиться успеха в жизни, а общество в целом  двигаться по пути прогресса.

Сегодня для всех очевидно: образование может дать чрезвычайно много и позитивного, и негативного. Пользоваться этими возможностями необходимо профессионально и целенаправленно, так как будущее общества формируется сегодня нами, в ближайшей перспективе нашими студентами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какие они сегодняшние студенты?

 

За последние годы студенты очень изменились. Основным стал принцип  выживания. Когда человек говорит: «Я так хочу» - это словесное выражение  инстинктивной деятельности. А основные инстинкты все знают: поесть, поспать  и т.д.

Современные студенты вынуждены  в ущерб учебе тратить много  времени на подработки.

Одна треть студентов  работает, потому что родители не могут  обеспечить их всем необходимым. Еще  одна треть работает, чтобы попробовать  себя в деле и к концу учебы  четко понимать, на чем они хотят  специализироваться. Оставшаяся часть  студентов работает, чтобы обеспечить себе трудоустройство после окончания  учебного заведения.

Из этой проблемы вытекают достаточно глобальные последствия.

Корпоративные связи внутри студенчества как социальной группы сейчас достаточно слабы и в первую очередь, определяются совместной деятельностью  внутри группы.

Раньше это была не только учеба, но и студенческие кружки, турпоходы, слеты, конкурсы авторской песни  или дежурства. Сейчас все эти  мероприятия выражены в очень  слабой степени, и даже учеба для  современного студента - это полдела, поэтому и социальные связи стали  наполовину слабее. У студента на первом месте стоит проблема заработка.

Но увлеченность не исчезла. Она всегда подогревается любопытством, поэтому человек никогда ее не утратит. У современного студента есть стремление к познанию нового. Намного  повысился уровень знаний современного студента, он стал эрудированнее. Но читают студенты очень мало. Если раньше хорошо знали классику, то сейчас - нет. Но незнание классических произведений они восполняют другим. Сейчас поступление информации многоканальное. У современного студента появился компьютер, Интернет, широкие  возможности для изучения любого предмета. Ко всему вышесказанному, современный студент, конечно же, стал мобильнее. Но все равно студенты не в полной мере используют то, что  им дано, учитывая, что у них столько  источников информации и столько  возможностей. Все зависит от выбора каждого из них.

Время учебы в вузе совпадает  со вторым периодом юности, или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Характерной чертой нравственного  развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение совладать собой. Повышается интерес к моральным проблемам.

 

Формирование  личности студента в современной  образовательно-воспитательной среде  ВУЗа.

В системе жизненных ценностей, отмечает К. Мяло, «образовался феномен  гипертрофированного стремления иметь  материальные блага, не обеспеченные равнозначным стремлением эти блага создавать». Этот феномен определяющим образом  повлиял на основной вектор ценностных изменений у поколений, выросших в условиях рыночных реформ. Об этом за последние годы убедительно свидетельствуют  многочисленные социологические опросы различных категорий молодежи. Многие из них выявили общий ценностный и нормативный кризис, выразившийся у определенной части молодежи в  дегуманизации и аморализме жизненных  установок.

Как показывают исследования, именно гуманизм и нравственность больше, чем любая другая сфера внутреннего  мира человека, обеспечивают социальную устойчивость системы отношений  человека и общества, человека и  других людей, они также эффективно влияют на формирование сознания, самосознания, социально-профессиональных качеств.

«Быть человеком в человеческом обществе, - писал Герцен, - вовсе  не тяжкая обязанность, а просто развитие внутренней потребности…».

Учитывая, что образование  является наиболее динамичным фактором воздействия на личность студента, особое значение приобретают личностные аспекты социальных функций высшей школы, её гуманитарная направленность, комфортная гуманитарная среда вуза.

Прошлый опыт воспитательной работы в вузах показал, что там, где не развивалось личностное содержание методов воспитания, там сразу  разрастались различные организационные  формы воспитания.

 

Обучение в высшем учебном заведении и профессиональная ориентация студентов.

 

Важность изучения профессиональных ориентаций студентов связана с  выявлением цели обучения в университете и основной причины, по которой студенты выбирают именно данный тип учебного заведения. Выбор ВУЗа выпускниками школ - это не только выбор места  учебы, но и профессиональное самоопределение, признание ими приоритета определенного  образа жизни. Целью своего обучения 49% студентов считают получение специальности с последующим успешным трудоустройством; 36% основным мотивом поступления называют необходимость получения высшего образования; целью 11% поступивших студентов было повышение уровня знаний; поступили в ВУЗ, чтобы получить вторую специальность, 4% опрошенных. Прагматизм в профессиональной деятельности продолжает играть доминирующую роль среди целей обучения. Чисто образовательные цели «повышение уровня образования», которые характерны для молодежи, не имеющей четко выраженной профессиональной направленности и жизненного опыта, назвали 10,5% студентов. В 2002 г. такая цель обучения - повышение уровня образования - была названа 37,5% опрошенных.

При поступлении студентов  привлекают доступность образования - 50,7%; новые информационные технологии в процессе обучения - 37,8%; гибкий график обучения - 31,3%; высокое качество обучения - 28,9%. Обращает на себя внимание тот  факт, что 31,6% студентов пришли в  ВУЗ по рекомендации знакомых и друзей, а вот реклама ВУЗа привлекла  лишь 6,4% опрошенных. В настоящее  время в условиях острой конкуренции  высших учебных заведений в борьбе за абитуриентов важным является качество и эффективность их рекламной  деятельности. Реклама отражает позицию  ВУЗа, формирует его образ в  сознании потенциальных потребителей образовательных услуг. И низкий процент опрошенных студентов, которых  привлекла реклама ВУЗа, говорит  о неэффективной рекламной деятельности, которая в целом проводится в  филиалах.

Для большой части студентов  степень бакалавра не является достаточной, и они хотели бы продолжить свое обучение до получения степени специалиста (55,2%) и магистра (25%).

Весьма привлекательной  оказалась для студентов возможность  обучения за границей. Воспользоваться  ею хотели бы 73,2% опрошенных; не решили для себя этот вопрос 15,3%; ответили «нет» и «скорее нет» лишь 7,9% и 7,6% опрошенных студентов.

Большинство студентов уверены, что диплом вуза в будущем расширит доступ к интересующей работе, явится основой для их карьеры и трудоустройства.

Несмотря на то, что 55% родителей  опрошенных студентов принадлежат  к базовому слою современного общества, 80,8% студентов хотели бы принадлежать к среднему социальному слою, быть квалифицированными профессионалами, представителями мелкого бизнеса, среднего звена управления. Быть государственными служащими или рабочими хотели бы 18,7% студентов, стать сельхозслужащими, вести домашнее хозяйство хотят 0,5% студентов.

Большей части студентов  высших учебных заведений необходима помощь в трудоустройстве. Деятельность ВУЗов по трудоустройству предполагает изучение спроса на специалистов выпускаемых ВУЗами профиля, а также изучение желания студентов работать в различных структурах. Несмотря на определенную «непопулярность» государственных предприятий, на них хотели бы работать 40% студентов. Очевидно, такая позиция может быть связана со стабильностью государственных предприятий. В крупных негосударственных корпорациях хотели бы работать 31,5% опрошенных, заниматься индивидуальным предпринимательством - 24,7 %, работать на малом негосударственном предприятии - только 3,8%. Такой небольшой процент выбора студентами малых негосударственных предприятий может быть связан с большим риском распада данных предприятий.

Таким образом, можно уверенно сказать, что представитель современного студенчества России обладает рядом  доминирующих характеристик. Студенты имеют высокий уровень притязаний по отношению к обучению, нацелены на получение профессии, востребованной в обществе. Для этой социальной группы характерно самостоятельное  принятие решений. Прагматизм в профессиональной деятельности продолжает играть доминирующую роль среди целей обучения студентов.

В настоящее время в  условиях острой конкуренции возрастает роль рекламной деятельности, отражающей позицию ВУЗов и формирующей  в сознании потребителей образовательных  услуг образ высшего учебного заведения. К сожалению, низкий процент  студентов, которых привлекла реклама  ВУЗа, говорит о неэффективной  рекламной деятельности (проведение конференций, семинаров, «дней открытых дверей»), которая в целом проводится в ВУЗах.

Социальный  портрет современного студента по результатам  различных социологических исследований.

 

Среди различных классификаций  мотивов учебной деятельности студентов выделяют три:

1) профессионально-познавательный  мотив (в основе которого лежат  как широкие познавательные потребности,  так и интерес к знаниям,  специфичным для будущей профессии);

2) мотив получения диплома  о высшем образовании (как стремление  к определенному статусу в  обществе);

3) мотив межличностного  общения (в основе которого  находится потребность общения  с "единомышленниками" - кругом  людей, объединенных общими интересами  и профессиональной направленностью).

В одном из исследований социальный портрет современного студента описывается следующим образом. Современные студенты предпочитают Интернет с огромным количеством  сайтов, которые им нужны не только для развлечения, но и для учёбы. В среднем в сети «зависают» на 2-5 часов, а многие и не отключают  его вовсе. Наибольшей популярностью  пользуются электронные странички  «Одноклассники» и «В контакте». Любят, проводить весело время, приходят на занятия, вечно сонными и голодными. Они считают, что студент живет  от сессии до сессии, так же он должен успевать везде и всюду, так описали  современного студента 72% опрошенных. А 38% считают, что современный студент должен стремиться к новым знаниям и быть отзывчивым, помогать сокурсникам, целеустремлённым, общительным, активно участвовать в жизни своего университета, и, конечно же, вести здоровый образ жизни.

По-мнению преподавателей современный  студент, разносторонний, инициативный, самокритичный, активный, азартный, энергичный, всегда в движении и в поисках  приключений, трудолюбивый, и старательный. А так же у них много амбиций, чем знаний, смелые и рискованные, умеют «доставать» материалы из Интернета, которые остаются только на бумаге, но не в их головах. Если бы не лень, современные студенты, были бы идеальными учениками наших преподавателей, которые вкладывают в студентов не только свои знания, но и любовь к предмету.

 

Приведенные ниже данные социологических  исследований позволяют дать характеристику современного студента, выделить наиболее типичные черты его социального  портрета.

Информация о работе Социальный портрет студента