Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:14, реферат
По мнению отечественных и западных ученых образование сегодня становится товаром, что определенным образом влияет на представления людей об учебе в высшем учебном заведении, правах собственности и передачи знания, о подлинной роли гражданства в современном обществе. Образование становится сегодня тем инструментом, с помощью которого каждый человек может добиться успеха в жизни, а общество в целом двигаться по пути прогресса.
Сегодня для всех очевидно: образование может дать чрезвычайно много и позитивного, и негативного. Пользоваться этими возможностями необходимо профессионально и целенаправленно, так как будущее общества формируется сегодня нами, в ближайшей перспективе нашими студентами.
Введение. 2
Какие они сегодняшние студенты? 3
Обучение в высшем учебном заведении и профессиональная ориентация студентов. 5
Социальный портрет современного студента по результатам различных социологических исследований. 7
Проблема социальной и ценностной самоидентификации современного студенчества 9
Заключение. 12
Список использованной литературы. 13
На вопрос «Какие социальные проблемы молодежи Вы считаете сегодня наиболее серьезными?» студенты дали следующие ответы: наркомания - 60,8%, трудоустройство - 49,6%, преступность - 36,7%, пьянство - 24,1%, получение образования - 20,8%, невозможность обрести материальную независимость - 19,8%.
К первостепенным ценностям современное студенчество вуза относит: карьера - 80%, здоровье - 60%, материальные блага - 50%, семья - 50%, образование - 50%, духовное развитие - 50%, самореализация - 50%, моральная устойчивость - 40%, честность - 10%, любовь - 10%.
Негативными качествами личности студенты считают: необразованность - 30%, лживость, наглость, инфальтильность, лень, неумение работать - 20% (каждая позиция), предательство, заносчивость, притворство, меркальтивность, доверчивость, зависть, лицемерие, жадность, эгоизм, истеричность, деградацию - по 10%, соответственно каждая позиция.
Проведенный социологический опрос среди студентов показал, что «портрет современного студента» им представляется как: активный, общительный, приветливый - 100% (каждая позиция), внимательный - 80%, ответственный, легкообучаемый - 70%, пунктуальный и вежливый - 60%, аккуратный - 50%, корректный и отзывчивый - 40%.
К негативным качествам современного студента, опрошенные студенческие группы вуза отнесли: неответственный и неаккуратный - 50%, неорганизованный, неусидчивый и невнимательный - 40%, некоммуникабельный и невоспитанный, соответственно - 30%.
Характеризуя «Современный
портрет педагога» к его
Основными негативными качествами современного педагога студенты считают: непрофессионализм, необразованность, неумение управлять аудиторией - 70%, безответственность, агрессивность, грубость в общении, ленивость, пассивность, деспотичность - 60%, некоммуникабельность, безразличность, хитрость, замкнутость - 50%, вспыльчивость, неопрятность, неорганизованность, некорректность, равнодушие, строгость, нервозность - 40%, невнимательность, неотзывчивость, несправедливость - 30%, невежливость, меланхоличность - 20%.
Чтобы рассматривать проблемы
студенческой молодежи, а именно молодежь
составляет подавляющую часть
Одно из первых определений
понятия «молодежь» было дано в 1968 г.
В.Т.Лисовским: «Молодежь - поколение
людей, проходящих стадию социализации,
усваивающих, а в более зрелом
возрасте уже усвоивших, образовательные,
профессиональные, культурные и другие
социальные функции; в зависимости
от конкретных исторических условий
возрастные критерии молодежи могут
колебаться от 16 до 30 лет». Позднее более
полное определение было дано И.С. Коном:
«Молодежь - социально-демографическая
группа, выделяемая на основе совокупности
возрастных характеристик, особенностей
социального положения и
В последние годы с изменением общенаучного подхода к решению ряда социальных проблем возникла потребность в целостном подходе к изучению всего многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения, в рассмотрении молодежи как органического субъекта развития общества.
Сегодня ученые определяют
молодежь как социально-демографическую
группу общества, выделяемую на основе
совокупности характеристик, особенностей
социального положения и
По мнению многих исследователей, основные черты социального «портрета» современной студенческой молодежи обусловлены принятой ей системой ценностей, и самоидентификацией студенческой молодежи в социуме. При этом, как подчеркивают социологи, в современном обществе потребления существует опасность, что усваивая поведенческие стандарты доминирующих социальных отношений, молодой человек может определить границы своей внешней идентификации лишь в рамках массовой культуры, унифицирующей его духовные потребности, выводя их в основном в рекреативную сферу. Подобная внешняя идентификация носит конформистский характер и формирует установку на квазипотребление духовных ценностей.
Внешняя идентификация не всегда переходит во внутреннюю, то есть в самоидентификацию, обретение индивидом осознанных убеждений и ценностных ориентации, определяющих его социальную роль.
У молодежи культурная идентификация зачастую носит транзитный, переходный характер, когда идентичность не опирается на ближайшую среду, а ищет в меняющемся социуме новые формы.
В результате перестройки
нарушился традиционный механизм социальных
регуляций в виде государственных
и общественных институтов, которые
обеспечивали процесс социализации
и духовно-идеологической преемственности
поколений. Под воздействием нарастающей
дезинтеграции монолит
Например, универсальный, почти магический характер, по наблюдениям социологов, имеет у многих молодых людей акт купли-продажи хорошо разрекламированных товаров. Приобщение к миру престижных и красивых вещей становится самоцелью существования, смыслом бытия. Средство становится целью, отчуждая личность от мира духовных ценностей, деформируя саму структуру их освоения.
По точному замечанию Б. Ерасова, «десакрализация отношений к миру и обществу, упадок идеальной, возвышенной, романтической стороны жизни сопровождаются ее банализацией, обуржуазиванием, подчинением законам рынка, превращением в товар. Прежняя символика и образность, выражавшие высокие и часто недостижимые идеалы, превращаются в продукт массового духовного освоения, но освоения мнимого, ограниченного аудиовизуальным знакомством. Идеалы превращаются в продукт массового духовного потребления, но не освоения».
Мировоззрение молодежи, идеалы в виде продуктов массового духовного потребления формируются во многом телевидением. Так, по данным проводимых в этой сфере исследования, молодые люди отдают предпочтение прежде всего художественным телефильмам (34,5% опрошенных), затем выпускам теленовостей (30,5% опрошенных) и телеиграм, викторинам, конкурсам («Поле чудес» и др. - 15,2% опрошенных).
В итоге досуг большинства студентов сориентирован на потребление так называемой «массовой культуры»: прослушивание аудиозаписей, радио - 90,9%; просмотр телевизионных передач, видеозаписей - 71,9% студентов.
В обществе потребления, благодаря
СМИ и аудиовизуальным
Человек становится объектом манипуляции со стороны им же созданной индустрии досуга и развлечений. Культ моды и потребления овладевает сознанием и приобретает универсальный характер. Классическая культура начинает терять ценностную привлекательность, становясь чуждой и архаичной. Так же становятся чуждыми у определенной части молодежи понятия «родина», «Россия», «родной город». Так, только 37,1% из числа опрошенных студентов отметили как духовно близкое им понятие «Россия», 36,3% - идентифицируют себя с соотечественниками по признаку «единая культура», 27% - по признаку «историческое прошлое». На вопрос «Ощущаете ли вы себя гражданами России?» утвердительный ответ получен у 70,9% опрошенных молодых людей, остальные ответили или отрицательно (9,3%) или согласились с тем, что не задумывались об этом (19,8%).
Таким образом, среди ценностных установок современного студенчества, существует нравственная проблема, связанная с тем, что студенческая молодежь отчетливо осознает безразличное отношение к себе государства, и, более того, чувствует себя брошенной и оскорбленной, поскольку о ней вспоминают лишь тогда, когда возникает потребность в пушечном мясе для очередной «миротворческой» операции.
Может быть, поэтому так близки студентам нормы и ценности массовой культуры, где на первом плане элементарные ценности с безоглядным гедонизмом и беспроблемностью. Отсюда неопределенность жизненных позиций молодежи, постоянный поиск новых форм идентичности, что, впрочем, вполне естественно для периода ее становления. Но отсюда и обострившаяся проблема одиночества, стресса, выход из которых все больше и больше молодых людей находят в девиантном поведении, наркотиках.
Приведенные социологические данные не требуют подробных комментариев, они лишь подтверждают, что современное студенчество, несмотря на многие сложившиеся в последние годы негативные тенденции в обществе, сохраняет присущий ему творческий потенциал, веру в добро и в людей, готовность служить российским идеалам гуманизма, культуры, образования и науки.
Сегодня, когда происходят изменения в общественном сознании, во взглядах на мир и месте в нем человека его общественно-политического, духовно-нравственного, ценностно-ориентированного отношения к окружающей социально-культурной среде, задачей государства становится формирование новых идеалов, культурных ценностей, социально-значимых интересов, которые всегда были и остаются основными устоями жизни человеческой цивилизации.
1. Голощапова Т.В. Особенности маркетинговой деятельности вузов в условиях рынка. – 2008 г.
2. Дмитриев А.В. Общая социология: Учебное пособие. – 2006 г.
3. Кибакин М.В., Лапшов В.А. Социально-типический портрет российского студента // Труды СГУ. – 2009 г. Выпуск 10.
4. Шереги Ф.Э., Харчева В.А., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. – 2007 г.