Социальный портрет студента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:14, реферат

Описание работы

По мнению отечественных и западных ученых образование сегодня становится товаром, что определенным образом влияет на представления людей об учебе в высшем учебном заведении, правах собственности и передачи знания, о подлинной роли гражданства в современном обществе. Образование становится сегодня тем инструментом, с помощью которого каждый человек может добиться успеха в жизни, а общество в целом двигаться по пути прогресса.
Сегодня для всех очевидно: образование может дать чрезвычайно много и позитивного, и негативного. Пользоваться этими возможностями необходимо профессионально и целенаправленно, так как будущее общества формируется сегодня нами, в ближайшей перспективе нашими студентами.

Содержание работы

Введение. 2
Какие они сегодняшние студенты? 3
Обучение в высшем учебном заведении и профессиональная ориентация студентов. 5
Социальный портрет современного студента по результатам различных социологических исследований. 7
Проблема социальной и ценностной самоидентификации современного студенчества 9
Заключение. 12
Список использованной литературы. 13

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 38.69 Кб (Скачать файл)

На вопрос «Какие социальные проблемы молодежи Вы считаете сегодня  наиболее серьезными?» студенты дали следующие ответы: наркомания - 60,8%, трудоустройство - 49,6%, преступность - 36,7%, пьянство - 24,1%, получение образования - 20,8%, невозможность обрести материальную независимость - 19,8%.

К первостепенным ценностям  современное студенчество вуза относит: карьера - 80%, здоровье - 60%, материальные блага - 50%, семья - 50%, образование - 50%, духовное развитие - 50%, самореализация - 50%, моральная  устойчивость - 40%, честность - 10%, любовь - 10%.

Негативными качествами личности студенты считают: необразованность - 30%, лживость, наглость, инфальтильность, лень, неумение работать - 20% (каждая позиция), предательство, заносчивость, притворство, меркальтивность, доверчивость, зависть, лицемерие, жадность, эгоизм, истеричность, деградацию - по 10%, соответственно каждая позиция.

Проведенный социологический  опрос среди студентов показал, что «портрет современного студента»  им представляется как: активный, общительный, приветливый - 100% (каждая позиция), внимательный - 80%, ответственный, легкообучаемый - 70%, пунктуальный и вежливый - 60%, аккуратный - 50%, корректный и отзывчивый - 40%.

К негативным качествам современного студента, опрошенные студенческие группы вуза отнесли: неответственный и неаккуратный - 50%, неорганизованный, неусидчивый и невнимательный - 40%, некоммуникабельный и невоспитанный, соответственно - 30%.

Характеризуя «Современный портрет педагога» к его позитивным качествам студенты относят: профессионализм, образованность, коммуникабельность - 100%, справедливость - 90%, компетентность - 80%, вежливость - 70%, активность, доброжелательность, убедительность, общительность, уравновешенность, отзывчивость - 60% (каждая позиция), требовательность, терпеливость, организованность - 50%, жизнерадостность, трудолюбие, внимательность, оптимизм, любовь к работе, чувство юмора, корректность, умение выслушать - 20%, энтузиазм, приветливость - 30%.

Основными негативными качествами современного педагога студенты считают: непрофессионализм, необразованность, неумение управлять аудиторией - 70%, безответственность, агрессивность, грубость в общении, ленивость, пассивность, деспотичность - 60%, некоммуникабельность, безразличность, хитрость, замкнутость - 50%, вспыльчивость, неопрятность, неорганизованность, некорректность, равнодушие, строгость, нервозность - 40%, невнимательность, неотзывчивость, несправедливость - 30%, невежливость, меланхоличность - 20%.

  Проблема социальной и ценностной самоидентификации современного студенчества

 

Чтобы рассматривать проблемы студенческой молодежи, а именно молодежь составляет подавляющую часть студенчества, необходимо представлять себе, что  же такое молодёжь, чем она отличается от других общественных групп.

Одно из первых определений  понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В.Т.Лисовским: «Молодежь - поколение  людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости  от конкретных исторических условий  возрастные критерии молодежи могут  колебаться от 16 до 30 лет». Позднее более  полное определение было дано И.С. Коном: «Молодежь - социально-демографическая  группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных  тем и другим социально-психологических  свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические  особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного  строя, культуры и свойственных данному  обществу закономерностей социализации».

В последние годы с изменением общенаучного подхода к решению  ряда социальных проблем возникла потребность  в целостном подходе к изучению всего многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения, в рассмотрении молодежи как органического  субъекта развития общества.

Сегодня ученые определяют молодежь как социально-демографическую  группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных  теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем  социально-экономического, культурного  развития, особенностями социализации в российском обществе.

По мнению многих исследователей, основные черты социального «портрета» современной студенческой молодежи обусловлены принятой ей системой ценностей, и самоидентификацией студенческой молодежи в социуме. При этом, как  подчеркивают социологи, в современном  обществе потребления существует опасность, что усваивая поведенческие стандарты доминирующих социальных отношений, молодой человек может определить границы своей внешней идентификации лишь в рамках массовой культуры, унифицирующей его духовные потребности, выводя их в основном в рекреативную сферу. Подобная внешняя идентификация носит конформистский характер и формирует установку на квазипотребление духовных ценностей.

Внешняя идентификация не всегда переходит во внутреннюю, то есть в самоидентификацию, обретение  индивидом осознанных убеждений  и ценностных ориентации, определяющих его социальную роль.

У молодежи культурная идентификация  зачастую носит транзитный, переходный характер, когда идентичность не опирается  на ближайшую среду, а ищет в меняющемся социуме новые формы.

В результате перестройки  нарушился традиционный механизм социальных регуляций в виде государственных  и общественных институтов, которые  обеспечивали процесс социализации и духовно-идеологической преемственности  поколений. Под воздействием нарастающей  дезинтеграции монолит государственной  культуры стал распадаться на множество  национально-культурных образований, автономий, субкультур и т.д. Получившие свободу средства массовой информации, различные формы массовой культуры стали определяющим образом влиять на формирование ценностных установок, стиля и образа жизни населения, особенно молодежи.

Например, универсальный, почти  магический характер, по наблюдениям  социологов, имеет у многих молодых  людей акт купли-продажи хорошо разрекламированных товаров. Приобщение к миру престижных и красивых вещей  становится самоцелью существования, смыслом бытия. Средство становится целью, отчуждая личность от мира духовных ценностей, деформируя саму структуру  их освоения.

По точному замечанию  Б. Ерасова, «десакрализация отношений к миру и обществу, упадок идеальной, возвышенной, романтической стороны жизни сопровождаются ее банализацией, обуржуазиванием, подчинением законам рынка, превращением в товар. Прежняя символика и образность, выражавшие высокие и часто недостижимые идеалы, превращаются в продукт массового духовного освоения, но освоения мнимого, ограниченного аудиовизуальным знакомством. Идеалы превращаются в продукт массового духовного потребления, но не освоения».

Мировоззрение молодежи, идеалы в виде продуктов массового духовного  потребления формируются во многом телевидением. Так, по данным проводимых в этой сфере исследования, молодые  люди отдают предпочтение прежде всего художественным телефильмам (34,5% опрошенных), затем выпускам теленовостей (30,5% опрошенных) и телеиграм, викторинам, конкурсам («Поле чудес» и др. - 15,2% опрошенных).

В итоге досуг большинства  студентов сориентирован на потребление  так называемой «массовой культуры»: прослушивание аудиозаписей, радио - 90,9%; просмотр телевизионных передач, видеозаписей - 71,9% студентов.

В обществе потребления, благодаря  СМИ и аудиовизуальным технологиям, массовая культура становится товаром  массового спроса, регулируемого  рекламой. Идя навстречу непритязательным духовным потребностям «спонтанного потребителя», рынок культурной продукции ставит ее на поток, гибко реагируя на малейшие изменения в конъюнктуре спроса.

Человек становится объектом манипуляции со стороны им же созданной  индустрии досуга и развлечений. Культ моды и потребления овладевает сознанием и приобретает универсальный характер. Классическая культура начинает терять ценностную привлекательность, становясь чуждой и архаичной. Так же становятся чуждыми у определенной части молодежи понятия «родина», «Россия», «родной город». Так, только 37,1% из числа опрошенных студентов отметили как духовно близкое им понятие «Россия», 36,3% - идентифицируют себя с соотечественниками по признаку «единая культура», 27% - по признаку «историческое прошлое». На вопрос «Ощущаете ли вы себя гражданами России?» утвердительный ответ получен у 70,9% опрошенных молодых людей, остальные ответили или отрицательно (9,3%) или согласились с тем, что не задумывались об этом (19,8%).

Таким образом, среди ценностных установок современного студенчества, существует нравственная проблема, связанная  с тем, что студенческая молодежь отчетливо осознает безразличное отношение  к себе государства, и, более того, чувствует себя брошенной и оскорбленной, поскольку о ней вспоминают лишь тогда, когда возникает потребность  в пушечном мясе для очередной  «миротворческой» операции.

Может быть, поэтому так  близки студентам нормы и ценности массовой культуры, где на первом плане  элементарные ценности с безоглядным  гедонизмом и беспроблемностью. Отсюда неопределенность жизненных позиций молодежи, постоянный поиск новых форм идентичности, что, впрочем, вполне естественно для периода ее становления. Но отсюда и обострившаяся проблема одиночества, стресса, выход из которых все больше и больше молодых людей находят в девиантном поведении, наркотиках.

Заключение.

 

Приведенные социологические данные не требуют подробных комментариев, они лишь подтверждают, что современное студенчество, несмотря на многие сложившиеся в последние годы негативные тенденции в обществе, сохраняет присущий ему творческий потенциал, веру в добро и в людей, готовность служить российским идеалам гуманизма, культуры, образования и науки.

Сегодня, когда происходят изменения в общественном сознании, во взглядах на мир и месте в  нем человека его общественно-политического, духовно-нравственного, ценностно-ориентированного отношения к окружающей социально-культурной среде, задачей государства становится формирование новых идеалов, культурных ценностей, социально-значимых интересов, которые всегда были и остаются основными  устоями жизни человеческой цивилизации.

Список использованной литературы.

 

1. Голощапова Т.В. Особенности маркетинговой деятельности вузов в условиях рынка. – 2008 г.

2. Дмитриев А.В. Общая социология: Учебное пособие. – 2006 г.

3. Кибакин М.В., Лапшов В.А. Социально-типический портрет российского студента // Труды СГУ. – 2009 г. Выпуск 10.

4. Шереги Ф.Э., Харчева В.А., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. – 2007 г.

 


Информация о работе Социальный портрет студента