Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 10:35, контрольная работа
Поскольку труд понимается как целесообразная деятельность, содержанием которой выступает изменение вещества природы для удовлетворения общественных потребностей, то естественно, что он приобретает статус философской категории, обозначающей всеобщую общественную субстанцию. Анализ труда как философско-социологической категории означает, что он рассматривается в качестве основной формы жизнедеятельности человеческого общества, исходного условия его бытия, которое определяет способ отношения человека к миру и человека к другому человеку. Являясь основой всех других сторон общественной жизни, труд исторически обусловил и способствовал выделению общества из природы, а человека — из животного мира. В этом проявляется его социоантропогенетическая функция.
1. Основные категории социологии труда.
2. Содержание индивидуального труда.
3. Условия труда.
4. Общественный процесс труда.
5. Содержание общественного труда.
6. Виды труда.
7. Список литературы.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Российский государственный
торгово-экономический
Кафедра социологии
Контрольная работа
по курсу
социология
На тему: “Социология труда”
Выполнил
студент группы МПи-23
Ивонин А.А.
Проверил
Галина Алексеевна Алексеенка
Пермь, 2012
Содержание
1. Основные категории социологии труда.
2. Содержание индивидуального труда.
3. Условия труда.
4. Общественный процесс труда.
5. Содержание общественного труда.
6. Виды труда.
7. Список литературы.
1. Основные категории социологии труда
Принципиальная особенность социологии в целом, и социологии труда в частности, состоит в двойственности методологического статуса. Социология возникла из недр философского знания, в значительной мере сохранив и сегодня эту специфику. Философская традиция берет свое начало с О. Конта, М. Вебера, Г. Зиммеля и продолжается у Т. Парсонса, П. Блау, А. Тоффлера. С другой стороны, социология обращена на решение конкретных проблем, поведение социальных групп и индивидов. Отсюда берут начало, количественная методология, практика эмпирических исследований и прикладных технологий. В социологии труда подобная специфика проявляется еще ярче. Ее предмет — общественный труд — может быть адекватно осмыслен и как социологическая категория, и как эмпирическая реальность поведения людей одновременно. Таким образом, двойственный статус социологии труда вытекает также из многомерности общественного труда как предмета социологического исследования.
Социология, поскольку она не может игнорировать философский аспект своего предмета, должна брать за исходное труд как общественную субстанцию. Это означает, что в ее структуре нужно выделить высший уровень знания, на котором труд рассматривается не как частнотеоретическое понятие, технический термин или эмпирический индикатор, а как особый компонент знания, т. е. категория. Следовательно, речь должна идти о знании, обладающем, во-первых, признаком всеобщности, во-вторых, необходимости.
Что означает рассмотрение труда как всеобщей общественной субстанции, единство всеобщего, особенного и единичного? Это значит, что речь идет о категории труда, как обобщенно-логической форме отражения взаимодействия общества и природы, человека и общества через исторический генезис материально-предметной среды и антропосоциогенез. Вместе с тем это означает философское обоснование социологии труда как теоретической системы знания. Свое философское обоснование имеют также психология и экономика. Разумеется, оно не сводится к тому, чтобы любое понятие нагружать философским смыслом. Скорее надо говорить о фундированнии социологического мышления, о построении такого концептуального аппарата, который отражал бы не случайные признаки явлений, а внутреннюю логику и необходимую связь. До тех пор, пока социолог ограничивается эмпирически очевидными, случайными связями явлений, классифицирует данные о текучести кадров, абсентеизме или мотивации и удовлетворенности трудом, он не выходит за рамки формальной логики, остается по существу ремесленником. Пытаясь шире взглянуть на проблему, проанализировать скрытые факторы, дать их исторический генезис и связь с эволюцией общества, он неизбежно поднимается до уровня категориального осмысления. Такова эволюция научного творчества ученого. Однако наука в целом не есть механическая сумма отдельных достижений. Она представляет собой качественно особое явление, она есть такая целостность предмета исследования, в которой все уровни знания и этапы эволюции даны в законченном и систематическом виде. Поэтому научным является только логически обоснованное и философски осмысленное знание. И в этой своей целостности оно передается каждому новому поколению, усваивается и дополняется им. При этом принципы изложения готового знания могут существенно отличаться от методов и правил творческой работы отдельного ученого. Наука, как завершенное знание включает только знание всеобщее и необходимое (что вовсе не эквивалентно знанию абстрактному, схоластическому). Так, например, подлинно научным — всеобщим и необходимым — будет знание о закономерностях трудовой мотивации, одинаково применимое к Японии, США, России. Нет «американской» или «русской» мотивации, нет мотивации отдельной для женщин и мужчин, стариков и молодых. Есть лишь национальные особенности и половозрастная специфика ее проявления. Но это уже уровень особенного, а не всеобщего или единичного. В научном знании, если оно действительно научное, соединяются все три уровня. Вот почему социолог изучает, что такое труд вообще, каковы национальные особенности его проявления и как он фиксируется (измеряется) в конкретном случае.
Предполагая «труд вообще» в качестве исходной клеточки категориального анализа, мы фиксируем такое всеобщее, которое получается путем сравнения различных определений, относящихся к любым историческим эпохам и странам. Рассмотрение «труда вообще» как исходной понятийной абстракции вовсе не означает, что начинать следует с простейшего, элементарного труда, какой существовал в примитивном обществе. «Труд кажется, совершенно простой категорией. Представление о нем в этой всеобщности, — пишет К. Маркс, — как о труде вообще является тоже весьма древним. Тем не менее «труд», экономически рассматриваемый в этой простой форме, есть столь же современная категория, как и те отношения, которые порождают эту простую абстракцию [Соч. Т. 46. Ч. 1. С. 40.]. Таким образом, начинать с «труда вообще» не означает уводить анализ в историю общественных формаций, а рассматривать самые существенные и необходимые моменты современного производства.
Всеобщность труда предполагает, что он лежит в основе всех других общественных явлений и процессов, представляет собой субстанцию, рассматриваемую со стороны ее внутреннего единства.
Поскольку труд понимается как целесообразная деятельность, содержанием которой выступает изменение вещества природы для удовлетворения общественных потребностей, то естественно, что он приобретает статус философской категории, обозначающей всеобщую общественную субстанцию.
Анализ труда как
философско-социологической
Двойственный характер «труда вообще» означает, что он представляет собой, с одной стороны, обмен веществ между природой и человеком, с другой — обмен продуктами деятельности между индивидами. Первый аспект раскрывает простой процесс труда, независимый и от индивида, и от общества. Его основное предназначение — воспроизводства жизнедеятельности индивида как биологического существа. Второй аспект, напротив, характеризует общественную определенность труда, детерминированную разделением труда в обществе и формами собственности. Здесь предназначение труда изменяется и главной его функцией становится удовлетворение общественных потребностей и воспроизводство человека как социального существа. Если речь идет о построении концептуального аппарата социологии труда, то нельзя забывать о том, что каждая из сторон «труда вообще» описывается собственной системой понятий.
Когда мы говорим о совокупности операций, выполняемых человеком на рабочем месте, организации и условиях труда, то мы не выходим за рамки первого определения. Приблизительно от 40 до 60% деятельности заводского социолога посвящено изучению простого процесса труда (включая рационализацию и обогащение труда). Вторая сторона раскрывает социальную и общественную его организацию, и связана не столько с процессом производства, сколько с процессом обмена, потребления и распределения. Последним, практикующий социолог, уделяет — таковы характер его работы и предметная специфика прикладной социологии — гораздо меньше внимания, чем академический. Таким образом, первый аспект раскрывает простой процесс труда, а второй характеризует его общественную определенность.
Основное предназначение простого процесса труда — воспроизводство человека как живого существа, а не как общественного индивида со всем богатством его духовных потребностей и социальных связей. Желая утолить голод, человек использует средства труда, применяет их к определенному предмету труда и получает готовый продукт труда. Составные элементы — предмет, средства и субъект труда. Первые три раскрывают внутренний механизм и движение вещественного труда. Субъект труда, т. е. человек, включается в другое понятие — живой труд. Соединение всех элементов дает новое понятие — процесс труда.
Предметы труда — вещество природы, на которое воздействуют средства труда. Они подразделяются на: 1) сырье (необработанное вещество), 2) полуфабрикат (частично обработанное вещество). Кроме того, они могут быть: а) основными материалами (исходный, главный субстрат), б) вспомогательными веществами (сопровождающие производственный процесс вещества типа горючего, воды и т. д.).
Предметы труда подразделяются также на естественные (находимые человеком в самой природе), искусственные (не имеющиеся в готовом виде в природе, создаваемые человеком по заранее заданной модели), композиционные материалы (сложносоставные), конструкционные материалы (основные виды материалов, из которых изготовляется оборудование, сооружаются каркасы зданий и которые несут основную силовую нагрузку при их эксплуатации).
Средства труда — вещь или совокупность вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда. Данное понятие надо отличать от «средств производства», которые представляют совокупность предметов и средств труда и включают: 1) орудия труда (машины, станки, инструменты и т. п.), 2) всеобщие материальные условия простого процесса труда (здания, сооружения, дороги, каналы и т. д.). Обычно орудия труда относят к наиболее активным элементам производственного процесса, а продукт труда — к наиболее пассивным.
Продукт труда — получившее окончательную обработку вещество природы, законченная вещь. По существу это конечная цель простого процесса труда, ради которой он и начинался. В экономическом смысле — потребительная стоимость, основа и повод для разворачивания товарно-денежных отношений. В социологическом — исходная клеточка системы распределительных отношений. Как известно, социальные отношения господства и подчинения, отчуждения и эксплуатации, властные отношения и т. п. формируются в обществе не по поводу предмета труда, а в связи с присвоением, разделением и распределением средств и продукта труда.
В социологическом исследовании предмет, орудия и продукт используются в качестве эмпирических референтов, с помощью которых описывается содержание индивидуального труда. Как таковые предмет, орудие и продукт труда — технические термины, поэтому употребляются социологами косвенно, через включение их в иные понятия.
2. Содержание индивидуального труда
Надо различать два сходных понятия — «индивидуальный труд» и «индивидуальная трудовая деятельность» (ИТД). Первое характеризует частичный труд, первичную клеточку разделения труда внутри предприятия. Разложение технологического процесса на его составные элементы и связанное с ним обособление трудовых функций обязательно порождает распределение и закрепление занятий между участниками; производственного процесса. Возникает индивидуальное рабочее место — пространственно обособленная трудовая зона со своим субъектом, набором функций, кругом обязанностей, оборудованием и инструментами. Индивидуальный труд — это элемент технологического разделения труда. Напротив, индивидуальная трудовая деятельность представляет собой элемент экономического разделения труда, к ней приложимы не технические, а социально-экономические характеристики. ИТД — общественно-полезная деятельность граждан, основанная на личном труде отдельных индивидов и членов их семей. Она называется по-разному — индивидуальное хозяйство, мелкотоварное производство, индивидуальный труд. Основу ИТД составляют находящиеся в личной собственности средства труда, жилые здания и постройки, продукты хозяйственного обихода и потребления, а также транспортные средства. Лица, занимающиеся ИТД, вступают в договорные отношения с государством, им выдается соответствующий патент. Подобная форма выступает элементом разделения труда внутри общества, а не внутри предприятия.
Содержание индивидуального труда относится к первому, а не ко второму понятию. Оно выражает распределение функций (исполнительских, регистрации и контроля, наблюдения, наладки и т. д.) на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций. Но совокупность операций можно оценивать только по отношению к конкретному предмету, средствам и продукту труда. Поэтому в содержание труда последние входят в качестве эмпирических референтов. В социологическом исследовании для описания данного явления применяется показатель «технический уровень оснащенности рабочего места». Он описывает типы и виды средств труда с помощью следующих индикаторов: 1) простые приборы и инструменты (молоток, письменные принадлежности); 2) простые механические инструменты (ручная дрель, механическая пишущая машинка); 3) машины ручного обслуживания с электрическим и т. п. приводом (токарный станок и др.); 4) полуавтоматические станки и оборудование, компьютеры и системы ЭВМ; 5) автоматизированные станки и оборудование. Приведенные в скобках примеры инструментов (молоток, ручная дрель) суть эмпирические референты. С их помощью уточняется и раскрывается соответствующий индикатор, скажем, «простые механические инструменты», который в свою очередь конкретизирует показатель «технический уровень оснащенности рабочего места». Последний, наряду с другими показателями, выражает частнотеоретическое понятие «содержание индивидуального труда». Конечно, список средств труда (т. е. набор эмпирических референтов) должен постоянно меняться и дополняться. Но индустриальному социологу не обязательно иметь исчерпывающий перечень инструментов для каждого рабочего места. Он должен знать наиболее типичные, а полное представление даст эксперт. В принципе список индикаторов здесь вообще не нужен (приведенный список инструментов служит эксперту всего лишь подсказкой) и вот почему. Для описания содержания труда эксперту (для рабочего таким экспертом является руководитель не ниже второго уровня, т. е. не бригадир, а мастер или начальник цеха) предлагается шкала, которая включает цифры от 1 до 7 или от 1 до 9. Причем к каждому показателю, с помощью которых описывается содержание труда, придаются одинаковые шкалы. Пример: технический уровень оснащенности рабочего места. Пожалуйста, оцените, как часто на данном рабочем месте, в общем, используются перечисленные ниже средства труда. Шкала из 9 позиций означает:
1 — фактически никогда
9 — фактически всегда
1.1. Простые приборы
и инструменты (молоток,
123456789
1.2. Простые механические инструменты (ручная дрель, механическая пишущая машинка)
123456789
1.3. Машины ручного обслуживания с электрическим и т. п. приводом (традиционный токарный станок, электрическая пишущая машинка)
123456789
1.4. Полуавтоматизированные станки и оборудование, компьютеры и системы ЭВМ
123456789
1.5. Автоматизированные станки и оборудование
123456789
Подобные метрические способы оценки конкретных параметров труда применяются как у нас в стране, так и за рубежом. В отличие от обычной анкеты предисловие к «Вопроснику эксперта» более подробно разъясняет, как должна происходить оценка рабочего места. Приведем текст инструкции из «Вопросника эксперта», который разработан в Институте социологии РАН в 1979 г. (авторы: Г. М. Денисовский, В. В. Колбановский, Г. В. Осипов и др.). «Вопросы предназначаются руководителю, следующему за непосредственным руководителем респондента (позиционный эксперт второго уровня), который точно знает выбранное для обследования рабочее место и может адекватно оценить его. Шкала, как правило, имеет 9 позиций — от 1, что означает «очень немного» (или фактически не бывает), до 9, что означает «очень много» (или фактически всегда). При этом следует непременно учитывать, что эксперт оценивает условия труда на рабочем месте по общественным масштабам. Это означает следующее: например, позиция 1 на шкале по вопросу «общая физическая тяжесть труда» означает не самую легкую работу, которая бывает в поле зрения эксперта, а самую легкую работу в рамках общества. Позиция 9 означает не самый тяжелый физический труд на данном участке, а самый тяжелый с точки зрения общества. Эксперт должен знать и адекватно понимать оба полюса шкалы; оценить, какая позиция шкалы между этими полюсами соответствует оцениваемому рабочему месту. Документ заполняется либо собственноручно экспертом, либо исследователем в ходе непосредственного интервью с экспертом». Практика работы с «Вопросником эксперта» показывает, что наилучшие результаты достигаются, когда исследователь своими словами дополнительно к инструкции объясняет способ заполнения и приводит конкретные примеры самого легкого (допустим, бухгалтер) и самого тяжелого (грузчик, шахтер) физического труда. Разъяснения желательно давать по каждому показателю или до тех пор, пока исследователь не убедится, что эксперт правильно понял свою задачу и дальше способен обойтись без посторонней помощи.