Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 10:35, контрольная работа
Поскольку труд понимается как целесообразная деятельность, содержанием которой выступает изменение вещества природы для удовлетворения общественных потребностей, то естественно, что он приобретает статус философской категории, обозначающей всеобщую общественную субстанцию. Анализ труда как философско-социологической категории означает, что он рассматривается в качестве основной формы жизнедеятельности человеческого общества, исходного условия его бытия, которое определяет способ отношения человека к миру и человека к другому человеку. Являясь основой всех других сторон общественной жизни, труд исторически обусловил и способствовал выделению общества из природы, а человека — из животного мира. В этом проявляется его социоантропогенетическая функция.
1. Основные категории социологии труда.
2. Содержание индивидуального труда.
3. Условия труда.
4. Общественный процесс труда.
5. Содержание общественного труда.
6. Виды труда.
7. Список литературы.
К примеру, за последние 10 лет травматизм на советских шахтах унес приблизительно 10 тысяч человеческих жизней, а на американских — в 8 раз меньше. Продолжительность жизни шахтера в СССР составляла 49 лет, а в США — 70. В СССР на 1 млн. т добытого угля гибли 3—4 шахтера. Хотя параметры условий труда поддаются количественной оценке, почти все они нормируются путем стандартов, санитарных требований и правил безопасности.
Организация труда имеет непосредственное отношение к условиям труда и содержанию труда. Все они тесно взаимосвязаны. Под организацией труда понимаются форма, способ и порядок соединения живого (человек) и вещественного (оборудование) труда.
Но независимо от политико-экономического измерения категория способа соединения имеет также четко выраженный практический, технико-функциональный показатель. Им является организация труда, которая отвечает на вопрос а том, рационально или нет соединяется работник с орудиями или средствами труда независимо от того, трудится он на капиталистическом или социалистическом, государственном или кооперативном (арендном) предприятии.
Надо различать сходные понятия, в которых используется термин «организация» как нечто общее им всем. Форма организации производства обозначает способ (форму) соединения вещественного и живого труда в рамках основной экономической (народнохозяйственной) единицы. Примерами: выступают мануфактура, фабрика, завод, комбинат, объединение. Таковы исторические формы развития предприятия. Термин «предприятие» является собирательным названием.
Организация производства в рамках отраслей промышленности выражается в концентрации производства, выборе и обосновании рациональных размеров предприятий, в их специализации, кооперировании, комбинировании и размещении. Данное понятие включает организацию технической подготовки производства, технического обслуживания производства, контроля качества продукции, материально-техническое снабжение, внутризаводское планирование.
Организация труда входит как отдельный элемент в организацию производства и в строгом смысле охватывает одно рабочее место. Выражения «организация труда на предприятии» или «организация труда в цехе» подразумевают, что речь идет не об организации производства, а о совокупности рабочих мест. Они могут быть взаимосвязаны между собой или нет, но исходной клеточкой всегда выступает отдельное рабочее место.
Понятие «организация труда» описывает простой процесс труда и его субъекта. Как только появляется множество субъектов, и речь заходит о взаимосвязи нескольких (десятков, сотен, тысяч) простых процессов труда, надо говорить об организации производства. Кооперация рабочих мест в одном целом выходит за рамки организации труда, она приобретает новое качество, становясь организацией всего производства.
В литературе «организация труда» употребляется в узком и в широком смысле. Во втором случае она охватывает не только отдельный трудовой коллектив, но и общество в целом (тогда говорят об общественной организации труда). Понятие «организация труда» не является ценностно нагруженным, т. е. круг вопросов сам по себе ничего не говорит о том, является организация труда традиционной, отсталой, консервативной, прогрессивной и т. п. Все зависит от того, как решается конкретный вопрос, какими средствами, например, укрепляется дисциплина труда или организуется совместный труд группы людей — авторитарными методами и старым типом бригады или демократическими методами и автономными группами.
Сама по себе организация труда базируется на нескольких ключевых элементах: разделение труда (его специализация), кооперация труда (функциональная взаимосвязь работников), распределение работ и контроль (экономические рычаги, социальные санкции и юридические нормы). Указанные элементы создают упорядоченную систему ролевого поведения и взаимодействия людей в труде. Это суть любой организации труда, а способ предписания таких ролей, задания норм и функций, форма разделения кооперации и контроля определяют ее конкретный облик. Она может быть научной (НОТ), когда практическому внедрению мероприятий предшествует тщательный научный анализ; грубо-практической, если усовершенствования проводятся «на глазок», интуитивно, методом проб и ошибок.
Система организации труда называется традиционной, если ее методы базируются на принципах тейлоризма, или нетрадиционной (новой), когда учитывается роль человеческого фактора и социально-психологических отношений. Новые формы организации труда называют еще нестандартными. К ним относят неполный рабочий день, сокращенную рабочую неделю, гибкий график рабочего времени, разделение работ, удлинение отпусков, работу на дому и некоторые другие. Эти и другие нестандартные формы повышают производительность труда и улучшают его мотивацию. Однако главная цель — более рациональное распределение рабочей силы. С их помощью в производство вовлекаются пенсионеры, домохозяйки и т. д. Распределение кадров — только часть организации труда. Другая ее часть — рационализация рабочего места постоянного занятого в производстве контингента. Методы, призванные сократить монотонность, повысить удовлетворенность работой и одновременно производительность труда, называют обогащением труда. Так, например, автономные группы, расширение заданий, ротация и другие новые формы изменяют содержание индивидуального труда, гуманизируют его, обогащают. Их надо считать наиболее приоритетной группой.
Таким образом, организация труда — один из важных резервов эффективности производства на основе достижения науки и передового опыта. Сюда включаются мероприятия по рационализации структуры управления трудовым коллективом, форм разделения и кооперации труда; улучшение организации и обслуживания рабочих мест; проектирование и внедрение новых методов и приемов труда; совершенствование нормирования и стимулирования труда, улучшение условий труда; подбор, подготовка и повышение квалификации кадров, укрепление трудовой дисциплины. Социологию интересуют социально-экономические и оргтехнические мероприятия, способствующие повышению степени содержательности и привлекательности труда.
К числу новых, прогрессивных методов организации труда относятся следующие: 1) расширение должностных обязанностей, ответственности и возможности участия рабочих в принятии управленческих решений; 2) оперативная смена рабочих мест и операций в течение дня или недели (ротация на конвейере); 3) расширение объема выполняемых операций и принятие более напряженных заданий; 4) свободная организация рабочего ритма и применение гибкого рабочего дня; 5) периодические профессиональные перемещения и совмещение смежных профессий. Кроме них в практике промышленной социологии используются так называемые компенсаторные методы, которые не меняют организации трудового процесса, но позволяют снизить отрицательный эффект монотонности труда. Применение таких методов сопровождается использованием некоторых технических средств, что, в конечном счете, приводит к усложнению ритмического рисунка работы, обогащению ее содержания. К ним можно отнести: 1) трансляцию функциональной музыки во время работы; 2) производственную гимнастику; 3) организацию общения во время работы и в регламентированные перерывы и т. д.
4. Общественный процесс труда
Если простой процесс труда раскрывает специфический для человека способ обмена веществ между ним и природой, то общественный процесс труда представляет способ обмена продуктами деятельности между людьми. Первый по преимуществу индивидуален, а его «чистой формой» выступает ручной труд отдельного индивида. Второй всегда коллективный, его субъектом выступают большие социально-профессиональные группы людей (совокупный субъект), занятые в народном хозяйстве и применяющие современные средства производства, созданные коллективным трудом. Формирующиеся здесь отношения качественно отличаются от таковых в простом процессе труда. Отношения между людьми (т. е. совокупными субъектами), как-то: производителями и потребителями, работниками основного и вспомогательного производства, представителями различных отраслей промышленности и т. д. — определяют характерные черты процесса труда.
В простом процессе труда индивид, проявляет себя как самое обыкновенное живое существо. Трудовые операции присутствуют здесь в своих простых инстинктивных формах. Монотонный труд на конвейере и в массовом поточном производстве (частичный труд) потому и вызывает у человека чувство опустошенности, что специфически человеческого в нем практически ничего нет. Человек преодолевает сопротивление вещества природы, совершая с ним механический обмен, воздействуя на него с помощью той логики, которая подсказана самой природой. Иначе говоря, в простом процессе труда человек не выходит за рамки природного существа, учитывает естественные свойства материала (его вес, массу, сопротивление, ковкость и т. п.), а не общественные потребности.
Рутинные элементы труда присутствуют в любом виде деятельности, даже в творческом труде. Они составляют не менее 50—70% трудовой деятельности человека. Оставшиеся 30—50% (в разных профессиях их удельный вес колеблется) приходятся на творческие элементы труда, связанные с постановкой цели, выбором оптимального метода работы из нескольких альтернативных, решением неожиданных задач. Это вторая составляющая простого процесса труда, определяющая целесообразный характер. Суть последнего — наличие идеального плана действия, который показывает не естественно-природную, а человеческую определенность труда. Он перестает быть только суммой физиологических затрат, в трудовую деятельность добавляется эмоционально-психологическая (в основе своей нервно-физиологическая) составляющая.
Акт полагания цели создает границу между двумя характеристиками (определенностями) процесса труда: по одну сторону — животноподобный труд, а по другую — человечески определенный. Привнесение идеального плана (цели) ведет к радикальному изменению характера трудовой деятельности. Появление еще одного измерения свидетельствует о том, что с этого момента человек начинает сознательно относиться к своему труду. Именно цель обусловливает появление отношения к труду и мотивации труда.
Содержательность труда в отличие от содержания выражает не технико-функциональную сторону труда, а его социально-психологическую структуру. Рутинный труд, исполняемый в заранее заданных параметрах и нормах, не является творческим уже хотя бы потому, что план работы составлен не самим исполнителем. Эмоциональное отношение к нему может быть только отношением к чужому труду. Из процесса труда изъята главная человеческая компонента — цель. Труд рассматривается индивидом как осмысленный или творческий, если построен по собственному плану. Подчинение чужому плану либо чужой власти ведет к психологическому или социальному отчуждению. Изъятие цели (внутреннего смысла) труда приводит к тому, что человек становится «совершенно равнодушен к содержанию своего труда» (К. Маркс). Он равнодушен к сохранности оборудования и инструмента, качеству продукции, экономии сырья и электроэнергии. В современном производстве подобное происходит независимо от воли и сознания людей. Такова технологическая логика производства. Обществу приходится как-то компенсировать объективно возникший дефицит за счет мобилизации субъективных факторов. Отсюда и возникли все самые изощренные методы стимулирования и мотивации труда. На какие только хитрости ни пускается общество, чтобы преодолеть естественное для индустриального общества равнодушное отношение к труду: гуманизация и «обогащение труда», премиальные, гибкий режим, поощрение свободным временем. В то время как методы рационализации труда направлены на оптимизацию, улучшение технико-функциональных сторон простого процесса труда, методы гуманизации труда призваны вернуть человеку смысл труда, его содержательность. В самом общем значении рационализация труда стоит ближе к стимулированию, а гуманизация — к мотивации труда.
Стимулирование труда (от лат. stimulus — стрекало, остроконечная палка, которой подгоняли животных) — система материального и морального поощрения, вознаграждения за трудовое усилие. Стимулы — это внешние факторы побуждения к труду (например, деньги). Они относятся к форме косвенного воздействия на поведение человека в отличие от прямых — приказ, распоряжение, нормы, задание, которые надо считать разновидностью или элементами принудительного управления трудом. К материальным стимулам в экономике относят условия, формы и системы оплаты труда (основная и дополнительная заработная плата на основе тарифных ставок и окладов, фонд заработной платы, нормы и нормирование задания, премии, выплаты за выслугу лет, дополнительный отпуск). Стимулирование труда — первый, часто не самый эффективный прорыв в сферу свободного труда; оно — лишь полшага от принудительного труда к свободному.
Мотивация труда (от франц. motif — побуждение) — побуждение к активной трудовой деятельности, основанное на удовлетворении важных для человека потребностей (в признании, самореализации, принадлежности к «значимым другим»). Мотивы — внутренние факторы (потребности к труду), тесно связаны с ценностями и ценностными установками. Мотивы труда — еще один и более важный шаг от принудительного труда к свободному.
Ценность — положительная значимость объектов окружающего мира для человека, определяемая не их реальными свойствами, а наделяемая человеком (обществом, классом) символическими свойствами. Если мотив подразумевает важную для индивида потребность, которая требует удовлетворения, то ценность предполагает гораздо более важные объекты, которые выступают жизненно значимыми и требуют порой не просто удовлетворения, а подчинения. Таковы нравственные ценности добра и зла, религиозные ценности спасения, социально-этические ценности чести и достоинства. Для их достижения жертвуют нередко всем, даже жизнью. Поэтому их называют еще императивами (от лат. imperativus — повелительный).
Мотивы предполагают субъективную оценку: для одного человека признание заслуг или карьера важны, а для другого — нет. Мотивы относительны. А ценности как нравственные императивы абсолютны. В их основе лежит не субъективная оценка, а объективное признание чего-то обществом, всеми людьми в качестве непререкаемой нормы. Ценности составляют опорные точки человеческой культуры, а мотивы — опорные точки внутриличностной структуры, психики. Разделяемые личностью социальные ценности превращаются в ценностные ориентации (установки) человека. Благодаря ним он как бы вырывается из субъективного мира мотивов и устремляется к трансцендентным (от лат. transcendo — выхожу за пределы, стоящий за или над чем-то) ценностями. Труд на благо общества в социалистической героике, труд как путь спасения в протестантизме, труд как путь опрощения или смирения гордыни в толстовстве — все это примеры ценностей трудовой этики. Ценности труда становятся не просто субъективной потребностью, имеющей относительное преходящее значение, но целью (а иногда и смыслом) жизни индивида. Ради них он готов пожертвовать материальными стимулами и неудовлетворением потребностей (мотивами). В свете ценностей все остальное уходит на второй план, они окончательно выводят человека из сферы принудительного труда в сферу свободного.