Социокультурная деятельность в Древнем Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 22:01, контрольная работа

Описание работы

В IX веке до н.э. на берегу Тибра возникли поселения пастухов и землевладельцев. Постепенно поселения слились, были обнесены стеной и стали городом Римом.

Легенды рассказывают, что Рим был основан братьями – близнецами Ромулом и Ремом, сыновьями бога войны Марса и дочери царя Нумитора. Легенда гласит, что у царя был брат Амулий, который давно мечтал править сам.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ Древний Рим.docx

— 37.41 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

В IX веке до н.э. на берегу Тибра  возникли поселения пастухов и землевладельцев. Постепенно поселения слились, были обнесены стеной и стали городом  Римом.

Легенды рассказывают, что  Рим был основан братьями –  близнецами Ромулом и Ремом, сыновьями  бога войны Марса и дочери царя Нумитора. Легенда гласит, что у  царя был брат Амулий, который давно  мечтал править сам. Подкупив придворных, Амулий сверг своего брата, убил его  сына, а дочь отправил весталкой  в храм Весты. Рея Сильвия была так красива, что Марс влюбился в  неё и спустился с небес  на землю. Вскоре она родила двух сыновей. Амулий, напуганный будущими соперниками  за власть, приказал утопить младенцев  в Тибре. Но река в это время  широко разлилась и раб оставил  корзину с мальчиками на берегу. Пробегавшая мимо волчица подобрала  их, отнесла в свое логово и вскармливала их своим молоком. Позже их там  нашел царский пастух и забрал малышей к себе домой, воспитал их вместе с женой. Супруги и назвали  мальчиков Ромулом и Ремом  Когда братья подросли, пастух открыл им тайну их рождения. Узнав правду, Ромул и Рем подняли на восстание  жителей всей страны, свергли Амулия и вернули царство своему деду Нумитору. А сами решили основать свой город. Место они выбрали как  раз то, где их подобрала волчица  – на берегу Тибра на Палатинском  холме. Но между братьями тут же завязался  спор, о том кто будет давать название городу, как его основывать и кто будет в нем царствовать. По древнему обычаю нужно было узнать волю богов, ауспиции (гадания по полету птиц) отдали предпочтение Ромулу. Но Рема не устраивало такое решение. Однажды, наблюдая за тем, как прокладывается ров и возводится вал будущего города, он стал издеваться над маломощностью  укреплений, которые строил Ромул. Рем  с легкостью перепрыгивал через  ров и вал, насмехаясь над братом. Ромул не смог сдержать своего гнева  и ударил Рема, так он убил своего брата. После этого он впряг в  плуг белого быка и корову и провел священную борозду. Она ограничивала будущий город и показывала его  внешние стены. Там, где должны были быть ворота, он поднимал плуг и нес  его на руках. Город он назвал своим именем – Римом (по-латыни – Рома).

Постепенно город рос, его жители – римляне подчиняли своей власти одно племя за другим. Вскоре уже вся Италия оказалась под их владычеством. Со временем они покорили почти все известные тогда страны и народы. Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно распланированные, удобные для жизни города с мощёными дорогами, великолепными мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, посвящённых нимфам), дворцов, вилл и просто хороших домов с добротной красивой мебелью – всё то, что характерно для цивилизованного общества.

 

Мифология и религия  Древнего Рима

Мифология наложила свой отпечаток  на развитие различных направлений  искусства, таких как литература, архитектура, живопись.

В древнейшей римской религии  отражался быт людей. По убеждению  римлянина вся его жизнь, каждое его действие находилось под опекой разных богов, так что человек  на каждом шагу зависел от какой-то высшей силы. Наряду с такими божествами как Юпитер и Марс существовало множество  других богов, духов. Все эти божества были безлики. Ни один римлянин не осмеивался утверждать, что он знает, как зовут  бога и бог это или богиня. На Палатине (одном из семи холмов, на которых  был расположен Древний Рим) до сих  пор стоит алтарь, на котором нет  никакого имени, а лишь уклончивая формула: «Богу или богине, мужу или женщине», и уж сами боги должны были решать, кому принадлежат жертвы, принесенные на этом алтаре.

Римская религия почти  весь период своего существования является политеистической. Римляне считали, что каждая семья, род имеет своих покровителей. Ими могут быть предки либо особые духи: маны, лары и пенаты. Каждый шаг человека от рождения до смерти сопровождали особые божества, которые отвечали за каждое отдельное действие. Мужчину в течение всей жизни сопровождало его доброе божество – Гений. У женщин вместо Гения были другие покровительницы – Юноны [1,с.30].

Римские боги, в отличие  от греческих, не спускались на землю  и не показывались людям так охотно. Они держались вдали от человека и, даже если хотели о чем-то предупредить, появлялись в глубине лесов, во мраке  холмов, либо в тишине полей вдруг  раздавались неожиданные возгласы. Между человеком и богом дело никогда не доходило до близости. Эту  первобытную религию называли религией Нумы, по имени второго из семи римских  царей, которому приписывалось установление важнейших религиозных положений. Она была очень проста, лишена всякой пышности, не знала ни статуй, ни храмов. В чистом виде она продержалась недолго. В нее проникали религиозные  представления соседних народов, и  теперь с трудом можно воссоздать ее облик, скрытый позднейшими наслоениями.

Чужие боги очень легко  приживались в Риме. У них был  обычай при завоевании новых городов  римляне переселяли божеств в  свою столицу, дабы завоевать их расположение и уберечь себя от их гнева.

Еще до столкновения римлян с греками, большое влияние на религию оказал соседний народ –  этруски. Это был народ неведомого происхождения, они жили в северо-западной части Италии. Об этрусских богах  можно сказать немногое. Среди  большого числа их выделяется над  другими троица: Тини, бог громовержец, вроде Юпитера, Уни, богиня-царица, подобная Юноне, и крылатая богиня Менфра, соответствующая  латинской Минерве. Это как бы прототип прославленной Капитолийской  троицы.

Но более сильное влияние  на римскую мифологию оказали  греческие верования. Римляне полностью  восприняли всех греческих богов, дав  им только другие имена: Зевс стал Юпитером, Гера – Юноной, Афродита –Венерой, Арес – Марсом и так далее.

Мир богов представлялся  устроенным по образу мира людей; они  имели своего царя Юпитера. Они делились на богов небесных, земных и подземных, но некоторые из них, как, например, Юпитер, Меркурий, Диана, могли действовать  во всех трёх мирах. Миры богов, людей  и мёртвых были разграничены и  с ним же тесно связаны. Люди не начинали ни одного важного дела, не узнав, как отнесутся к нему боги [4,с.75].

Как и в древнегреческой  религии, римская религия не имела  единой церкви и догматики, а состояла из культов различных божеств. Религиозные  обряды, связанные с жизнью семьи  или домашними и частными делами, совершал сам отец семейства. В деревне  его мог заменить обладавший особыми  полномочиями управляющий поместьем. Официальные государственные обряды совершались опосредственно некоторыми носителями высшей власти – сначала царём через так называемых жреческих царей, потом консулами и преторами, в критические моменты – диктатором. При этом император, совместивший в себе функцию Великого понтифика, обычно своих инициатив не выражал.

Институт жрецов ввёл по традиции Нума Помпилий. При этом римские  жреческие коллегии не были замкнутой кастой – доступ к ним был открыт через общественную деятельность. Так, например, сана авгура добились Цицерон и Плиний Младший, а например Цезарь и Нерон в ранней карьере были фламинами. Важную роль играла коллегия фециалов, ведавшая сакральным ритуалом объявления войны и частично курировашая римскую дипломатию. Большую роль играла и коллегия весталок [5,с.86].

Коллегии (лат., ед. ч. collegium) в  Древнем Риме, корпорации лиц,  связанных  отправлением культа или общей профессией. Различались Коллегии религиозные, жреческие (арвальских братьев, понтификов, авгуров, фециалов, салиев и др.), ремесленные, ветеранские, погребальные и др. Во главе коллегии стоял выборный магистр. Каждые 5 лет список членов коллегии пересматривался. Коллегии имели общие  святыни, помещения для совершения религиозных обрядов, собраний и  совместных трапез, общую кассу, а  также патронов из высших сословий. С 1 в. до н. э. коллегии, особенно ремесленные  и жителей кварталов, объединявшие свободных и рабов, активно вмешивались  в политическую жизнь, что приводило  к их периодическому запрещению (например, после так называемого первого  заговора Катилины в 66 до н. э.). В эпоху  империи Коллегии функционировали  лишь с разрешения правительства. Наряду с традиционными коллегиями создавались  новые: августалов, ведавшие отправлением культа императора, домашние – состояли из рабов – для почитания гения  господина, и др. В период поздней  империи членство в большинстве  ремесленных коллегий становится принудительным.

 

Древнеримская архитектура

Учителями римлян были этруски, именно они научили римлян строить  здания, но очень скоро ученики  превзошли их в этом искусстве. Римляне  положите начало новой эпохе зодчества, в котором основное место занимали общественные сооружения, рассчитанные на большое количество людей.

Потребности римского общества породили много типов сооружений: амфитеатры, термы, триумфальные арки, акведуки и др. Главной святыней Рима являлся храм Юпитера, Юноны  и Минервы на Капитолийском холме. Храм не сохранился, но учёные предполагают, что он был распланирован по этрусскому образцу: с глубоким передним портиком, высоким цоколем и лестницей, ведущей к главному входу [3,с.95].

Ещё одна достопримечательность Рима – рыночная площадь, находившаяся у подножия акрополя. У римлян он назывался форумом. Здесь происходили все главные городские события: собрания, советы, здесь оглашали важные решения, обучали детей, торговали

В конце I в. до н.э. был популярен  третий пампейский стиль. Его иногда называют «канделябровым». Среди архитектурных форм преобладали лёгкие ажурные сооружения, напоминающие высокие металлические канделябры (подсвечники), между ними помещались заключённые в рамы картинки. Их сюжеты непритязательны и просты, часто связаны с пастушеской жизнью.

В 70-80 гг. н.э. был сооружён грандиозный амфитеатр Флавиев, получивший название Колизей (от лат. colosseus – «громадный»). Он был выстроен на месте разрушенного Золотого дома Нерона. Слово «амфитеатр» состоит из двух греческих слов – «двойной театр» или «театр с обеих сторон». Название Колизей, по одной версии, происходит от искаженного в средние века латинского слова «сolosseum» (колоссальный). По другой, от названия гигантской бронзовой статуи Колосс Нерона, стоявшей недалеко от амфитеатра. В античном Риме Колизей называли амфитеатр Флавиев. Он был заложен в 75 императором Веспасианом Флавием (9-79) и в 80 открыт его сыном Титом (годы правления 79-81). Торжества по случаю открытия продолжались сто дней. Работы по архитектурному оформлению продолжались и позже. Колизей расположен в долине между холмами Эсквилином, Палатином, Целием, на месте искусственного озера, созданного в резиденции императора Нерона (37-68), которое было осушено для строительства амфитеатра. Три века Колизей служил для устройства боев гладиаторов (запрещены в 404-405), для травли зверей (продолжались до 526), для морских боев, для которых арена заливалась водой. В 11-12 вв. Колизей становится феодальным замком-крепостью. С середины 14 в. здесь поселяются религиозные братства (на арене сооружается церковь), проводятся религиозные представления – мистерии, запрещенные в середине 16 в. [2,с.158].

Здание Колизея разрушалось: частые землетрясения, пожары, варварское отношение людей. В эпоху средних  веков он использовался как каменоломня: каменные блоки брали для построек дворцов и церквей – это  был период наибольших разрушений. Уже в античные времена Колизей неоднократно восстанавливался, реконструировался. Лишь с начала 19 в. стали целенаправленно заниматься сохранением памятника и проводить археологические раскопки.

Колизей – постройка в  виде эллипса: длина 188 м, ширина 156 м, высота 48,5 м.

Средняя часть здания, арена (от лат. «arena» – «песок»), покрытая песком и предназначавшаяся для гладиаторских боев, травли животных, по форме представляла собой эллипс (длина 86 м, ширина 54 м). Размеры арены позволяли сражаться на ней одновременно 3000 пар гладиаторов. К ней примыкал четырехметровый подий, который служил оградой во время «навмахий», «морских сражений», когда арена заливалась водой. Арену обрамляли постепенно повышающиеся места для зрителей, расположенные 4 ярусами. На первом ярусе располагались места для почетных зрителей, выше находились 20 мраморных рядов для официальных гостей, всадников. За узким проходом следовало еще 20 мраморных рядов, а далее находилась колоннада, за которой был ярус с деревянными скамьями для простых людей. Распределение мест производилось строго в соответствии с социальной принадлежностью граждан (чем ниже положение, тем выше находилось место). Вместимость Колизея – 50 000 мест [2,с.167].

С наружной стороны Колизей  – четырехъярусное здание. Первые три яруса образовывали аркады по 80 арок, которые опирались на мощные столбы в 2,4 м шириной. Арки были украшены приставными полуколоннами с  антаблементом. На первом ярусе –  тосканский ордер, на втором – ионический, на третьем – коринфский. Арки второго  и третьего яруса были украшены стоявшими  в них статуями (не сохранились). Верхний этаж представлял собой  высокую стену, которая была декорирована 80 находившимися над колоннами  пилястрами коринфского ордера. Между  ними располагались квадратные окна, и помещались по три кронштейна, которые служили опорами для  мачт. На них натягивали тент от солнца (веларий), создававший тень над трибунами  и ареной. Последний этаж был украшен  бронзовыми щитами (не сохранились).

Внешние части Колизея  были сооружены из травертина, внутренние – из туфа, кирпича, мрамора, бетона и дерева. При строительстве Колизея  тщательно притертые камни были положены без раствора и скреплены  между собою железными скобами, большую часть которых выломали во времена средневековья.

80 арок нижнего яруса  (они были пронумерованы) служили  для входа и выхода зрителей, т.е. на каждый вход приходилось  по 600 зрителей. Пройдя через арки  нижнего яруса, люди попадали  в сводчатые галереи, идущие  параллельно внешней стене. Такие  же галереи во втором и третьем  ярусе использовались, как места  для отдыха. Лестницы, находящиеся  внутри здания, обеспечивали зрителям  быстрый вход внутрь.

Информация о работе Социокультурная деятельность в Древнем Риме