Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 22:01, контрольная работа
В IX веке до н.э. на берегу Тибра возникли поселения пастухов и землевладельцев. Постепенно поселения слились, были обнесены стеной и стали городом Римом.
Легенды рассказывают, что Рим был основан братьями – близнецами Ромулом и Ремом, сыновьями бога войны Марса и дочери царя Нумитора. Легенда гласит, что у царя был брат Амулий, который давно мечтал править сам.
Под ареной находились сложные инженерные сооружения, водопровод, конструкции для механических устройств (подъемные механизмы, доставляющие гладиаторов и зверей наверх), клетки для животных, склады для оружия, помещения для декораций, комнаты гладиаторов. Арена современного Колизея лишена покрытия, поэтому сейчас можно видеть прежде скрытые помещения.
Колизей – выдающийся памятник архитектуры Древнего Рима, самый крупный амфитеатр античного мира, символ величия и могущества императорского Рима.
Римский Колизей представлял
собой огромную чашу со
Второй шедевр зодчества – это знаменитая Триумфальная арка Тита. Триумфальные арки – тоже римское архитектурное новшество, возможно заимствованное у этрусков. Арка была границей своего и чужого мира. По сторонам проёма арки Тита стоят по две коринфские колонны. Украшает арку высокая надстройка – аттик с посвящением Титу от «сената и народа римского». Наверху – статуя императора на колеснице, запряжённой четвёркой лошадей. В аттике был захоронен прах Тита. Арка являлась архитектурным сооружением, постаментом для статуи и одновременно мемориальным памятником.
Во II в. был создан один из самых духовных памятников мировой архитектуры. Пантеон – «храм всех богов» – и сейчас стоит в центре Рима. Это единственный памятник, не перестроенный и не разрушенный в Средневековье. Снаружи он представляет собой огромный цилиндрический объём, к которому пристроен глубокий портик. Прежде в Пантеон входили через стоявшую на его площади триумфальную арку. Она была символическим знаком приобщения к божественному. Внутри же Пантеон совсем иной. Он имеет двухъярусную стену с колоннами и нишами, прорезанную сводчатыми арками. На втором, меньшем и более плоском ярусе стоит купол. Его мощь зрительно облегчают пять рядов перспективных кессонов (квадратных углублений) и верхний проём диаметром девять метров [6,с.77].
Искусство Древнего Рима
Культура Древнего Рима прошла сложный путь развития, впитав культурные традиции многих народов и разных эпох. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства и права, градостроительства и т. д.
Из сведений древних авторов следует, что первые храмы для римлян возводили их соседи, более цивилизованные этруски. Именно этруски создали для Капитолия, главного из семи холмов, на которых расположен Рим, символ легендарной прародительницы римлян – статую Капитолийской волчицы. Из завоёванных провинций в Рим стали стекаться талантливые мастера в поисках работы и замечательные произведения искусства [7,с.68].
Наиболее значительным было влияние греческих традиций в области скульптуры. Римляне охотно копировали образцы. В большинстве случаев именно эти римские копии, а не греческие подлинники, дошли до наших дней. Однако римскими многие из них также могут быть названы лишь условно: в скульптурных мастерских Рима работали преимущественно греческие мастера.
Одним из великих достижений
римского искусства стал портрет. Были
характерны портреты, очень близкие
к натуре. Они передают все мельчайшие
особенности человеческого
Но самой популярной и самой загадочной вещью в римском искусстве являются, безусловно, маски: мужские и женские, трагические и комические, безобразные и прекрасные.
Сценическое искусство Древнего Рима развивалось под влиянием греческого театра и собственно римских народных представлений. Самая счастливая и долгая судьба оказалась у ателланы. Так называли представление (обычно комическое), в котором действовали маски характеры. Именно маски ателланы стали одним из истоков итальянской комедии дель арте. Каждая маска обозначала определённый тип личности. Всего было четыре постоянных персонажа: Макк – обжора, дурак и простофиля (изображался лысым, с крючковатым носом и ослиными ушами), Буккон – смышленый и болтливый обжора (в маске подчёркивались отвислые губы и раздутые щёки), Папп – богатый, скупой и глупый старик, и, наконец, Доссен – хитрый горбун, невежа и шарлатан. Текст ателланы сочиняли по ходу действия участники спектакля, и только в I в. до н э. появились литературные обработки ателланы.
Долгое время в Риме
не существовало постоянных театральных
зданий. Актёры считались не уважаемыми,
а презираемыми людьми. Их набирали
из числа рабов и
Спектакли могли ставиться
и в любое другое время по инициативе
знатного гражданина. Для представлений
строились специальные
История сохранила имена двух великих римских актёров – комика Росшая и трагика Эзопа, живших в I в. до н.э. До этого времени актёры выступали без масок, Эзоп и Росший ввели маски в театральную практику.
Важным событием в театральной жизни Рима было появление первого постоянного театра, построенного из камня. Этот театр был сооружен в 55 г до н. э. и вмещал до 40 тысяч человек. В конце Iв. до н. э. в Риме было построено еще два каменных театра: театр Бальба и театр Марцелла. От последнего до сих сохранились остатки наружной стены, разделенной на три этажа, что соответствует трем внутренним ярусам.
В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим рельефом и портретом, зато получили развитие изобразительные искусства с иллюзорной трактовкой объемов и форм – фреска, мозаика, станковая живопись [7,с.97].
В изобразительном искусстве в середине I в. стал формироваться жанр натюрморта (от франц. nature morte – «мёртвая натура»), показывающий неодушевлённые предметы. В гробнице Вестория Приска в Помпеях блистательно написан золотой стол на фоне алой драпировки. На столе стоят серебряные сосуды изящной формы – все парные, расставленные строго симметрично: кувшины, рога для вина, черпаки, чаши. Тихий, призрачный мир вещей группируется вокруг центрального кратера – сосуда для смешивания вина и воды, воплощения бога плодородия Диониса-Либера.
С середины II в. до н. э. латинское
начало набирало силу: прозаики перешли
на родной язык (ранее римские литераторы
писали по-гречески). Латынь переживала
становление литературного
Интерес к литературе возрос, т. к. политическая борьба, поглощавшая ранее все духовные интересы общества, потеряла всякий смысл. Август стремился управлять литературным процессом, заставить литературу выполнять социальные функции по своему собственному заказу.
Воспитатель императора Нерона, знаменитый философ Сенека, внес значительный вклад в развитие трагедийного жанра. Именно эту античную трагедию драматурги Нового времени избрали в качестве образца для подражания. Трагедии Сенеки написаны в духе «нового стиля»: затянутые патетические монологи, громоздкие метафоры и сравнения предназначены скорее для читателя, чем для зрителя.
Развитие искусства
Современниками Августа были известные историки Тит Ливий, Дионисий Геликарнасский, географ Клавдий Птолемей, анатом и физиолог Гален, архитектор Витрувий, автор великолепного трактата по архитектуре, прославившего его имя.
Календарь в древнем риме
В древнейшие времена римский (или Ромулов) год делился на 10 месяцев. Первым месяцем был март, названный в честь бога Марса, считавшегося, согласно преданию, отцом Ромула.
К VI веку был принят календарь, по которому в году было 12 месяцев: добавились январь, названный в честь бога дверей и всякого начала – двуликого Януса, и февраль – месяц, завершающий год и требующий искупительной жертвы (februare – очищать, жертвовать), которую приносили в Луперкалии. В середине I века до н.э. римский император Гай Юлий Цезарь под влиянием александрийского математика и астронома Сосигёна внес в римский календарь изменения, которым суждено было сформировать знакомую нам систему исчисления времени. Начало года было перенесено на 1 января, поскольку с этого дня консулы приступали к своим обязанностям. Был установлен годичный цикл (по движению Солнца) в 365.25 дня; 0,25 дня за четыре года складывались в целый день, который и прибавляли к каждому четвертому году, но не 29 февраля, как принято сегодня, а дважды считали шестой день перед мартовскими Календами – 24 февраля. В честь Цезаря месяц Квинтилий был назван июлем, т.е. месяцем Юлия, а измененный им календарь «юлианским». Когда Цезаря сменил император Октавиан Август, месяц секстилий был переименован в август. Названия месяцев древнего римского года сохранились и в нашем календаре. В латинском языке эти названия первоначально выступали в роли прилагательного к слову mensis – месяц. Отчет месяцев в календаре шел от марта, так, например, сентябрь – седьмой, октябрь – восьмой, ноябрь – девятый, декабрь – десятый [5,с.90].
Количество дней в каждом месяце, известное нам сегодня, было установлено также при Юлии Цезаре: 4 месяца (апрель, июнь, сентябрь и ноябрь) имеют по 30 дней, остальные – по 31 дню, февраль – 28 (29). Однако числа месяца определялись не привычным для нас перечислением с 1 по 30 (31), а по фазам Луны. Первый день месяца (новолуние) назывался Календы (от этого слова происходит «календарь»). 5-й или 7-й день месяца (вторая фаза Луны) назывались Ноны. 13-й или 15-й день месяца (третья фаза, полнолуние) назывались Иды. Ноны на 7-й, а Иды на 15-й день приходились в марте, мае, июле и октябре. В остальные месяцы Ноны приходились на 5-е, а Иды – на 13-е число.
В новых языках до наших дней сохранились и названия дней недели, которые у римлян обозначались по именам богов:
Понедельник – день Луны
Вторник – день Марса
Среда – день Меркурия
Четверг – день Юпитера
Пятница – день Венеры
Суббота – день Сатурна
Воскресенье – день Солнца
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Культура и искусство
Древнего Рима оставило человечеству
громадное наследие, значимость которого
трудно переоценить. Великий организатор
и создатель современных норм
цивилизованной жизни. Древний Рим
решительно преобразил культурный облик
огромной части мира. Только за это
он достоин непреходящей славы и
памяти потомков. Кроме того, искусство
римского времени оставило множество
замечательных памятников в самых
разных областях, начиная от произведений
архитектуры и кончая стеклянными
сосудами. Каждый древнеримский памятник
воплощает спрессованную
Список использованной литературы
Информация о работе Социокультурная деятельность в Древнем Риме