Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 18:16, реферат
Исследование социодинамики культуры - наиболее важная и актуальная область познания изменений, происходящих в обществе.
Само понятие появляется в 30-х гг. ХХ в., когда П.Сорокин назвал свой четырехтомный труд об истории культуры с древнейших времен и о переходе от одной культурной системы к другой (или от одного культурного стиля к другому) “Социальная и культурная динамика”. Широкое использование понятия «динамика культуры» приходится на вторую половину ХХ в., когда в области научной аналитики происходит активное расширение представлений об изменениях в культуре, о многообразии динамических типов и форм, а также об источниках и предпосылках культурного движения.
Социокультурная динамика
Исследование социодинамики
культуры - наиболее важная и актуальная
область познания изменений, происходящих
в обществе.
Само понятие появляется в 30-х гг. ХХ в.,
когда П.Сорокин назвал свой четырехтомный
труд об истории культуры с древнейших
времен и о переходе от одной культурной
системы к другой (или от одного культурного
стиля к другому) “Социальная и культурная
динамика”. Широкое использование понятия
«динамика культуры» приходится на вторую
половину ХХ в., когда в области научной
аналитики происходит активное расширение
представлений об изменениях в культуре,
о многообразии динамических типов и форм,
а также об источниках и предпосылках
культурного движения. «Динамика» (от
греч. dinamis) переводится как «сила». Когда
речь идет о социодинамике, подразумеваются
изменения, которые происходят в культуре
и человеке под воздействием внешних и
внутренних сил. Изменение - неотъемлемое
свойство культуры. Развитие культуры
происходит как через изменение уже имевшегося,
так и через возникновение качественно
новых форм.
Обратимость культурных изменений характеризует
циклические процессы, отсутствие закономерности
- случайные изменения катастрофического
типа, отсутствие направленности разрывает
непрерывную внутренне взаимосвязанную
линию развития.
Явление культуры в его историческом развитии
есть расширение сфер и областей человеческого
опыта, который рефлексирует и осмысливается,
закрепляясь в традиции (от лат. traditio -
передача). Однако, несмотря на важность
традиций, которые обеспечивают устойчивость,
авторитет культуры и культурных норм
нельзя себе представить развитие культуры
без обновления культурного опыта, без
инноваций.
Существуют различные модели социокультурных
динамических процессов: циклические
(круговая и волновая), эволюционная, синергетическая
и т.д.
Наиболее древним является представление
о том, что изменения в мире подчинены
закону повторяемости, обратимости. Циклическая
повторяемость - закон биологического
существования, ему подчиняется мир природы
и человек. Каждая культура проходит определенный
жизненный цикл от рождения до смерти,
двигаясь по замкнутому кругу к исходному
состоянию хаоса. Подобные взгляды были
распространены в V - V вв. до н.э. в греческой
(Аристотель, Полибий) и древнекитайской
(Сым Цянь) философии. Так, Полибий выделил
шесть основных, сменяющих друг друга
политических режимов: монархию, тирания,
аристократию, олигархию, демократию,
охлократию («власть толпы»).
Идея цикличности противостояла идее
прогрессивного поступательного развития
человеческой культуры и в XIX - нач. XX вв.
Она представлена в теории культурно-исторических
типов у русского социолога Н.Я. Данилевского,
жизни «культурных организмов» в концепции
О. Шпенглера, «круговороте локальных
цивилизаций» А. Тойнби, теории этногенеза
Л.Н. Гумилева.
Широкий аналитический диапазон в изучении
динамики культуры позволяет говорить
о многообразии позиций в понимании характера
ее процессов. Аналитики признают значимость
в динамических изменениях поступательно-линейных
векторов развития, хотя очевидно, что
этот вид динамики культуры является далеко
не единственным и часто не ведущим по
значимости; как правило, он дополняется
или чередуется с фазовыми, циклическими
или этапными изменениями, могущими перерастать
в волновое развитие, в развитие по кругу.
В качестве варианта циклического. развития
выделяют инверсионное развитие, которое
реализуется в форме маятниковых колебаний
культурных изменений. Одна из форм перехода
от постепенных изменений к резкому обновлению
и инновациям — взрыв (в понятиях синергетики
- «точка бифуркации»), т.е. резкое повышение
удельного веса перемен, а также изменение
вектора развития с набором нескольких
альтернатив будущего.
Изменения могут вести к обогащению и
дифференциации культуры. Однако нередки
изменения, ведущие к ослаблению дифференциации,
к упрощению культурной жизни, к ее аномии,
что интерпретируется как упадок и деградация,
переходящие в кризис культуры.
В особое состояние выделяют культурный
застой, состояние длительной неизменности
и повторяемости норм, ценностей, смыслов,
знаний. Застой следует отличать от устойчивости
культурных традиций; он наступает, когда
традиции доминируют над инновациями,
подавляют их.
Своеобразен подход сторонников постмодернистской
парадигмы к интерпретации культурных
изменений. Для них динамика культуры
(анализ в рамках постмодернизма проводится
обычно на примере духовных областей культурной
активности, нередко — художественной
практики, искусства) — не рост, не развитие,
не целенаправленное распространение,
а принципиально иной тип движения, который
они обозначили термином, взятым из ботаники,
«ризома» (беспорядочное распространение,
«движение желания», лишенное направления
и регулярности).
Итак, мы ознакомились с основными проблемами
теории культуры, что позволяет открыть
следующую страницу культурологии - историю
культуры.
Основные элементы культуры
В социологическом понимании
1. Язык – система знаков и символов, наделенных определенным значением. Будучи исходным условием образования любых сообществ, предпосылкой любого социального взаимодействия, язык выполняет разнообразные функции, главная из которых – создание, хранение и передача информации.
Выступая средством
2. Социальные ценности – это социально одобряемые и принятые убеждения относительно того, к чему человек должен стремиться.
В социологии ценности рассматриваются
как важнейший элемент
Социальные ценности являются продуктом взаимодействия людей, в ходе которого формируются их представления о справедливости, добре и зле, смысле жизни и т. д. Каждая социальная группа выдвигает, утверждает и защищает свои ценности. В то же время могут быть и общечеловеческие ценности, к числу которых в демократическом обществе относят мир, свободу, равенство, честь и достоинство личности, солидарность, гражданский долг, духовное богатство, материальное благополучие и др.
Выделяют также индивидуальные ценности, для характеристики которых социологи используют понятие ценностные ориентации. Это понятие отражает ориентацию индивида на определенные ценности (здоровье, карьеру, богатство, честность, порядочность и т. д.). Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и проявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других аспектах сознания личности.
На основе социальных ценностей
возникает другой важный элемент
системы регуляции
3. Социальные нормы – это правила, образцы и стандарты поведения, регулирующие взаимодействия людей в соответствии с ценностями определенной культуры.
Социальные нормы обеспечивают
повторяемость, устойчивость и регулярность
взаимодействий людей в обществе.
Благодаря этому поведение
Социальные нормы
Социальные нормы также могут опираться на обычаи, традиции и обряды, совокупность которых образует еще один важный компонент культуры.
4. Обычаи, традиции и обряды – это воспринятые из прошлого формы социальной регуляции поведения людей.
Обычаи означают исторически сложившиеся массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. Это своего рода неписаные правила поведения. К их нарушителям применяются неформальные санкции – замечания, неодобрение, порицания и т. д. Обычаи, имеющие моральное значение, образуют нравы. Это понятие характеризует все те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. Если обычаи переходят от одного поколения к другому, они приобретают характер традиций.
Традиции – это элементы социального и культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в течение длительного времени. Традиции являются объединяющим началом, способствуют консолидации социальной группы или общества в целом. В то же время слепое следование традициям порождает консерватизм и застой в общественной жизни.
Обряд – это совокупность символических коллективных действий, обусловленных обычаями и традициями и воплощающих в себе определенные нормы и ценности. Обряды сопровождают наиболее важные моменты человеческой жизни: крещение, помолвку, свадьбу, погребение, отпевание и т. д. Сила обрядов заключается в их эмоционально-психологическом воздействии на поведение людей.
С обрядами тесно связаны церемонии и риту
Отмеченные выше элементы (в первую
очередь язык, ценности, нормы) образуют
ядро социальной культуры как ценностно-нормативной
системы регуляции поведения
людей. Существуют и другие элементы
культуры, выполняющие определенные
функции в обществе. К ним относятся привычки (
Таким образом, культура, представляя
собой сложную систему
В каждой культуре
приняты свои уникальные модели поведения,
которые кажутся странными
Без сомнений мы допускаем, что моногамные браки лучше полигамных; что молодые люди сами должны выбирать партнеров и это лучший способ образования супружеских пар; что наше искусство является самым гуманным и благородным, в то время как искусство, принадлежащее другой культуре, вызывающе и безвкусно.
Этноцентризм делает нашу культуру эталоном, с которым мы соизмеряем все другие культуры: по нашему мнению, они будут хороши или плохи, высоки или низки, правильны или ложны, но всегда по отношению к нашей собственной культуре. Это проявляется в таких позитивных выражениях, как “избранный народ”, “истинное учение”, “сверхраса”, и в негативных – “отсталые народы”, “примитивная культура”, “грубое искусство”.
Этноцентризм сплачивает группу, оправдывает жертвенность и мученичество во имя ее благосостояния; без него невозможно проявление патриотизма. Во-вторых, этноцентризм – необходимое условие появления национального самосознания. Этноцентризм может быть искусственно усилен в какой-либо группе с целью противостояния другим группам при конфликтном взаимодействии.
Уже одно упоминание об опасности, например, для существования какой-либо организации, сплачивает ее членов, повышает уровень этноцентризма. Периоды напряженности в отношениях между нациями или национальностями всегда сопровождаются повышением интенсивности этноцентристской пропаганды. Возможно, это связано с подготовкой членов группы к борьбе, к предстоящим лишениям и жертвам.
Следует отметить и его консервативную роль, негативное влияние на развитие культуры. Действительно, если наша культура лучшая в мире, то зачем надо что-то совершенствовать, изменять и тем более заимствовать из других культур?
Так, привилегированные
группы считают свое общество самым
лучшим и справедливым и стремятся
внушить это другим группам, поднимая
тем самым уровень
Возможны и крайние проявления этноцентризма, например национализм, презрение к культурам других обществ.
Если члены одной социальной группы будут рассматривать культурные обычаи и нормы других социальных групп только с точки зрения этноцентризма, то прийти к пониманию и взаимодействию очень сложно. Поэтому существует подход к другим культурам, который смягчает действие этноцентризма и позволяет находить пути к сотрудничеству и взаимному обогащению культур различных групп. Одним из таких подходов считается культурный релятивизм (от лат. relativus – относительный).
Основой культурного релятивизма служит утверждение, что члены одной социальной группы не могут понять мотивов и ценностей других групп, если они анализируют эти мотивы и ценности в свете своей собственной культуры. С точки зрения культурного релятивизма не важно, является ли определенный обычай нравственным, или нет, значение имеет та роль, которую он играет в жизни народа.
Например, у некоторых инуитских народностей немощных стариков оставляют умирать на холоде. Социологи не оценивают эту практику с точки зрения своего общества, а исследуют ее в контексте инуитской культуры, где такое поведение считается гуманной мерой. Инуиты верят, что в загробном мире у людей будет такое же тело, как и в земной жизни. Поэтому инуиты считают, что поступая таким образом, они сводят к минимуму страдания, которые будут испытывать их близкие в загробном мире. Кроме того, социологи отмечают, что такая практика применяется у народа, жизнь которого полна риска и опасностей, отличается дефицитом ресурсов и поэтому необходимо ограничение численности иждивенцев.