Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 18:16, реферат
Исследование социодинамики культуры - наиболее важная и актуальная область познания изменений, происходящих в обществе.
Само понятие появляется в 30-х гг. ХХ в., когда П.Сорокин назвал свой четырехтомный труд об истории культуры с древнейших времен и о переходе от одной культурной системы к другой (или от одного культурного стиля к другому) “Социальная и культурная динамика”. Широкое использование понятия «динамика культуры» приходится на вторую половину ХХ в., когда в области научной аналитики происходит активное расширение представлений об изменениях в культуре, о многообразии динамических типов и форм, а также об источниках и предпосылках культурного движения.
Нужно понять основное
положение культурного
Самый рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе – сочетание черт и этноцентризма, и культурного релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы или общества и высказывая приверженность основным образцам этой культуры, в то же время способен понять другие культуры, поведение членов иных социальных групп, признавая их право на существование.
Нормативная культура (от лат. norma — правила, образец) — сфера культуры, охватывающая весь спектр поведенческих норм: право, мораль, включающую в себя также и нравственные предписания религии, этикет, правила, связанные с принадлежностью к различным ассоциациям.
В отличие от элитарной народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют также любительской (но не по уровню, а по происхождению), или коллективной. По своему исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение песни, танца), массовыми (карнавальные шествия) Еще одно название народной культуры — фольклор. Он всегда локализован, так как связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.
Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия ее средне образованным человеком. Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства». Типичным проявлением эстетического изоляционизма, концепции «чистого искусства» является деятельность художественного объединения «Мир искусства».
Массовая культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Наибольший размах ее начинается с середины XX в., когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Механизм распространения массовой культуры напрямую связан с рынком. Ее продукция предназначена для употребления массами. Это искусство для каждого, и оно обязано учитывать его вкусы и запросы. Каждый, кто платит, может заказать свою «музыку».
Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Как правило, она обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная или народная. Но в отличие от элитарной массовая культура обладает большей аудиторией, а в сравнении с народной — она всегда авторская. Она призвана удовлетворять сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и стремится его отразить.
Каждое общество
создает культурные ценности, которые
разделяются большинством членов общества.
Систему таких ценностей и
идеалов принято называть домин
Одновременно
в обществе всегда находятся социальные
группы, члены которых ориентируются
на другие культурные ценности, создаваемые
и развиваемые именно в рамках
этих социальных групп. Такого рода культурные
комплексы принято называть суб
Отличительной
особенностью субкультур является то,
что они не претендуют на доминирование
в общей культуре. Субкультуры являются
очень динамичными элементами культуры
и могут развиваться независимо от ядра
доминирующей культуры. В современной
культуре спектр различных субкультур
столь широк, что становится все более
проблематичным выделение доминирующей
культуры.
В истории культуры
известны и такие ситуации, когда отдельные
субкультуры либо локальные культурные
комплексы начинают претендовать на универсальность
и противопоставлять себя ценностям доминирующей
культуры либо общечеловеческим ценностям,
входящим в структуру любой культуры.
В итоге появляется контркультура.
Термин «контркультура»
был введен в 1968 г. Т. Роззаком и означал
форму протеста «новых левых», хиппи, панков
против стереотипов, норм и ценностей
индустриального общества. Он выделил
основные особенности этих движений: оппозиция
ценностям западноевропейской культуры
(отрицание массовой культуры, технократизма,
рационализма); настроение эсхатологизма;
провозглашение необходимости возвращения
к природе и целостности человека.
Контркультура,
несмотря на свои протестные основания,
в жизни общества выполняет и позитивную
роль, являясь мощным катализатором культурно-исторической
процесса и иногда превращаясь в ядро
будущих культурных систем. Контркультура
с течением времени интегрируется в официальную
доминирующую культуру, трансформируя
ее.