Социологическая теория М.М. Ковалевского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 15:36, контрольная работа

Описание работы

Россия в настоящее время находится на сложном и ответственном этапе своего развития. Реформы, проводимые во многих сферах общественной жизни, призваны создать современное гражданское общество и правовое государство. Для осмысления процессов реформирования российского общества необходимо не только обращаться к опыту передовых западных стран, не менее ценным может быть и российский опыт, особенно опыт предшественников-гуманитариев, и в первую очередь - ведущих социологов, чей анализ конструктивных элементов государственной и национальной традиции развития является актуальным и своевременным в контексте современной российской ситуации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Краткая биография М.М. Ковалевского…………………………………………4
Социологические взгляды М.М. Ковалевского…………………………………7
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

Домашняя работа по социологии.docx

— 41.70 Кб (Скачать файл)

Академия труда и социальных отношений

Кафедра социологии и управления социальными процессами

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

на тему

«Социологическая  теория М.М. Ковалевского»

 

 

 

                                                                                           Работа выполнена:

Студентом 1 курса, группы зс-мо10-4

Казанцевым И. А.

                                                                              Проверила: проф. Элбакян Е.С.

 

 

 

Москва, 2010 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Краткая биография М.М. Ковалевского…………………………………………4

Социологические взгляды  М.М. Ковалевского…………………………………7

Заключение……………………………………………………………………….14

Список литературы………………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Россия в настоящее время находится на сложном и ответственном этапе своего развития. Реформы, проводимые во многих сферах общественной жизни, призваны создать современное гражданское общество и правовое государство. Для осмысления процессов реформирования российского общества необходимо не только обращаться к опыту передовых западных стран, не менее ценным может быть и российский опыт, особенно опыт предшественников-гуманитариев, и в первую очередь - ведущих социологов, чей анализ конструктивных элементов государственной и национальной традиции развития является актуальным и своевременным в контексте современной российской ситуации. В этой связи обращение к социологическим взглядам на отечественную государственную власть и всему творческому наследию крупнейшего русского и мирового социолога конца XIX вв. М. М. Ковалевского может многое дать современному исследователю.

Актуальность темы определяется представлениями М. М. Ковалевского о перспективах эволюции российской государственности, выборе оптимального пути развития России в русле цивилизационных процессов, которые происходили в XX в. в ведущих европейских странах и Соединенных Штатах Америки.

Актуальность избранной темы определяется еще и тем, что в последнее  время значительно повысился  интерес к работам отечественных  дореволюционных социологов, мысли  и идеи которых были искажены или  забыты после 1917 г.

 

 

 

Краткая биография  М.М. Ковалевского

Максим Максимович Ковалевский (1851 - 1916) происходил из зажиточной дворянской семьи. По окончании гимназического курса в 1868 г. поступил на юридический факультет Харьковского университета, где у него сложился особенный интерес к исторической науке.

В студенческие годы Ковалевский  увлекался Прудоном, читал Лассаля, Сен-Симона, Фурье, Оуэна. Но ни политика, ни острые социальные проблемы не изменили его планов. Его влекла к себе академическая научная деятельность без бурь и потрясений.

Готовясь к профессуре, Ковалевский уехал за границу, где  провел около пяти лет с 1872 по 1877 г. Он сблизился со многими учеными, в том числе со Спенсером, Меном, Вырубовым, Соловьевым, Лавровым. Ковалевский познакомился также с Марксом и Энгельсом, с которыми поддерживал впоследствии дружеские отношения и обменивался научной информацией.

Возвратившись в Россию, Ковалевский защитил магистерскую, а затем докторскую диссертации, и, как профессор Московского  университета, вел курсы по конституционному праву зарубежных государств.

Ковалевский сформировался  как юрист, ориентированный на историю  в ее обобщенном виде, то есть социологическом  содержании.

На научную и особенно на преподавательскую деятельность Ковалевского в правительственных  кругах смотрели подозрительно. Независимый  характер, либеральные убеждения, наконец, популярность талантливого профессора в студенческой среде - все это сильно не нравилось властям. Министерство просвещения предложило Ковалевскому оставить университет ввиду его «отрицательного отношения к русскому государственному строю». В 1886 г. Ковалевский уехал за границу, где провел почти восемнадцать лет.

О том, что Ковалевского постоянно  тянуло к России и к русским  в период долгого пребывания за границей, свидетельствует факт организации  им «Русской высшей школы общественных наук» в Париже в 1900 г,, в которой  слушателями была большей частью находившаяся в эмиграции радикально настроенная молодежь. В этой школе  наряду с такими профессорами, как  К. А. Тимирязев, Н. И. Кареев и многие другие, некоторое время читали лекции В. И. Ленин и Г. В. Плеханов.

Ковалевский выступал с лекциями также в университетах Франции, Бельгии, Англии, США, Швеции. Его избрали членом общества социологии в Париже, а затем Международного института социологии, в котором он стал сначала вице-председателем, а с 1907 г. возглавил это международное сообщество.

Поселившись на юге Франции, Ковалевский работал над главными своими трудами: «Происхождение современной  демократии» (в 5 томах), «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства» (в 3 томах), «От прямого  народоправства к представительному  и от патриархальной монархии к парламентаризму» (в 3 томах). Кроме этих фундаментальных  трудов, он опубликовал огромное количество больших и мелких работ в заграничных  и русских изданиях. Результатом исследования социологических проблем явились две книги, а именно: «Современные социологи» и два тома «Социология».

Ковалевский вернулся в Россию в 1905 г. Сторонившийся в прежние  годы политики, теперь он захвачен общественным подъемом - участвует в различных  организациях, пытается создать собственную  политическую партию «демократических реформ» с умеренно-либеральной  программой, становится депутатом Государственной  Думы и членом Государственного Совета.

Ни общение с Марксом  и Лавровым, ни русская революция, по-новому поставившая многие проблемы жизни страны, не изменили давно  сложившихся у него конституционно-монархических  убеждений. Если прежде, в 80-90-х гг., обоснование  и защита конституционализма еще  имели для России какое-то значение в борьбе с самодержавием, то теперь умеренный либерализм потерял в  глазах передовых людей всякую привлекательность. Из относительно прогрессивной в  свое время политическая доктрина Ковалевского превратилась в консервативную.

Влияние его как ученого по-прежнему в академических кругах было высоким. Он читает лекции в Петербургском университете, на Высших женских курсах, в Психоневрологическом институте, поддерживает связи с многочисленными зарубежными научными учреждениями и учеными, издает журнал «Вестник Европы», заканчивает давно начатые исследования и берется за новые. Российская Академия наук избирает Ковалевского своим членом.

23 марта 1916 года  М.М.  Ковалевский умер в Петрограде.

 

 

Социологические взгляды М.М. Ковалевского

Для М. Ковалевского социология - это прежде всего, «синтез результатов, полученных конкретными общественными науками». Сравнительная история права, история различных учреждений (институтов), этнография служат социологии, доставляя огромный материал для ее общих построений. Частные науки (история, этнография, право и др.) могут дать лишь эмпирические обобщения.

Определяя предмет социологии, он писал, что социология, в отличие, например, от истории, отвлекается от массы конкретных фактов. Ее задача - указывать их общую тенденцию, а главное - никогда не терять из виду основной своей цели: раскрывать причины покоя (стабильности) и движения человеческих обществ, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственно причинной связи между собой.

Предмет социологии, как  его определял Ковалевский, есть наука «о порядке и прогрессе  человеческого общества».

Социологическая концепция  Ковалевского сложилась под влиянием двух источников: позитивизма и марксизма (он называл себя учеником Конта  и последователем Маркса). Такой  необычный на первый взгляд синтез противоположных друг другу теорий на самом деле был распространен  в 70-90-х гг. как в Западной Европе, так и в России.

В своих социологических  исследованиях Ковалевский уделял большое внимание исторической науке  и широко использовал сравнительно-исторический метод. Современники назвали Ковалевского «историком-социологом». Историко-сравнительный метод Ковалевский считал наиболее эффективным, способным открыть законы социального развития и наметить основные этапы развития общества. С помощью этого метода социология должна решить проблему происхождения и развития общественной жизни социальных институтов.

Смысл этого метода заключается  в том, что социолог и историк, подобно биологу, при рассмотрении ступеней в развитии общества, а  также при рассмотрении жизни  различных народов, прибегает к  сопоставлениям, устанавливая степени  сходства и различия однотипных явлений, в результате чего в объективном  ходе исторических событий выявляются общие и частные закономерности.

Общество по Ковалевскому - это многосложная, развивающаяся организация, в которой все стороны находятся в тесном взаимодействии. Поэтому необходимо изучение одной его стороны с помощью наук, изучающих другие его стороны.

Историко-сравнительный  метод давал большие возможности  познания самых различных аспектов социального развития не только в  региональном, но и в глобальном, общечеловеческом плане, ибо этот метод  основывался на признании единства и целостности человеческой истории. Как считал М. Ковалевский, объектом наблюдения должны быть не отдельные  исторические явления, а «эволюция  форм общественной жизни всего человечества»  Он исходил из того, что сравнение  необходимо строить на предельно  широком материале, брать общество в связи всех его сторон.

Ковалевский считал возможным  «постепенное восхождение до познания общих мировых причин развития»  социальной жизни. Соединение исторического подхода с принципом сравнения позволяет делать выводы о генетическом родстве явлений, воспроизводить тенденцию и устойчивые моменты развития тех или иных социальных явлений, институтов, процессов. Недаром социологию Ковалевского называют генетической. «Генетической социологией называют ту часть науки об обществе, его организации и поступательном ходе, которая занимается вопросом о происхождении общественной жизни и общественных институтов, каковы: семья, собственность, религия, государство, нравственность и право...»

Ковалевского не увлекала разработка общих теорий путем дедуктивно-гипотетических посылок, и он строил свою социологию не сверху, а снизу, опираясь на фактический  материал, доставляемый различными историческими  науками. К основополагающим принципам  научного подхода Ковалевского относятся  генетический метод и теория факторов, которые органически вписывались в основные положения и идеи классического позитивизма, а все это завершала теория прогресса. «Без идеи прогресса, - подчеркивал Ковалевский, - не может быть и социологии». Важной частью его социологической деятельности являлся историко-критический анализ концепций многих современных ему авторов: Тарда, Гиддингса, Уорда, Гумпловича, Дюркгейма, Зиммеля, Маркса и др.

Он отрицал наличие  единого определяющего фактора. В действительности, считал он, мы имеем  дело со множеством факторов, каждый из которых так или иначе связан с массою остальных, ими обуславливается  и их обуславливает. Он акцентировал внимание прежде всего на тесном взаимодействии всех сторон общественной жизни.

Чтобы избежать односторонности  существующих социологических теорий и получить истинный взгляд на общество, по мнению Ковалевского, нужно синтезировать  все то положительное в подходе  к обществу, что имеется у различных  социологических школ. Эту задачу он и пытался решить с помощью  принципа плюрализма. Подобный интегративизм  сыграл значительную роль в развитии как русской, так и мировой  социологии.

Принцип «плюрализма факторов» был результатом эволюции взглядов русского социолога. Ковалевский считал, что общественные явления взаимно обусловлены и вызываются «не только влиянием внешней среды но еще массой взаимоотношений между отдельными проявлениями общественности, хозяйственными, правовыми, государственными, религиозными, художественными и т.п.»

В то же время Ковалевский  проводит мысль о великом значении для прогресса развития знания. «Факторы - рост населения и рост знаний - находятся между собою в постоянном взаимодействии. «Успехи техники, вызванные ростом знания... очевидно, рано или поздно ведут к освобождению народных масс от тех, кто монополизирует в своих руках орудия производства. А это равносильно переменам и в обмене, и в распределении, и скажется также и на демократизации государственных порядков»

Ковалевский считал «главным двигателем экономической эволюции рост населения». Об этом говорится  в его фундаментальной трехтомной работе «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства», а также в других работах, например «От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму» (1906).

Наряду с утверждением принципа множественности факторов Ковалевский признавал для отдельных  сфер общества и единственную, главную  причину изменения. В работе «Экономический рост Европы» Ковалевский пишет: «Важнейшим фактором эволюции (форм народного  хозяйства) является в каждый данный момент и в каждой данной стране рост населения, большая или меньшая  его густота, от которой зависит, прежде всего, выбор форм производства, а затем зависят и размеры, и порядки фактического владения землей, и сам характер общественных отношений».

По Ковалевскому, именно рост числа населения, его плотности  был определяющей причиной замены непроизводительного  рабского труда более производительным - крепостным. Этим же он объяснял и  переход в первобытном обществе от рыболовства и охоты к земледелию и скотоводству, который привел к  значительным социально-экономическим  изменениям. Правда, детерминирующую  роль отдельных фактов он никогда  не абсолютизировал, ибо считал, что  с течением времени всегда возможно появление новых причин.

Информация о работе Социологическая теория М.М. Ковалевского