Социологическая теория М.М. Ковалевского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 15:36, контрольная работа

Описание работы

Россия в настоящее время находится на сложном и ответственном этапе своего развития. Реформы, проводимые во многих сферах общественной жизни, призваны создать современное гражданское общество и правовое государство. Для осмысления процессов реформирования российского общества необходимо не только обращаться к опыту передовых западных стран, не менее ценным может быть и российский опыт, особенно опыт предшественников-гуманитариев, и в первую очередь - ведущих социологов, чей анализ конструктивных элементов государственной и национальной традиции развития является актуальным и своевременным в контексте современной российской ситуации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Краткая биография М.М. Ковалевского…………………………………………4
Социологические взгляды М.М. Ковалевского…………………………………7
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

Домашняя работа по социологии.docx

— 41.70 Кб (Скачать файл)

Ковалевского интересовали не только общие социально-философские  проблемы общественного развития, но и характер, специфика и функционирование отдельных сфер социальной системы. Причем этот подход носил комплексный  характер, ибо он рассматривал процесс  взаимосвязи и взаимодействия между  различными подсистемами общества: политика, экономика, государство, право и  др.

Безусловная заслуга Ковалевского в том, что в своих исследованиях  он объяснял многие социальные явления  и процессы путем анализа их происхождения. Здесь Ковалевский наиболее ярко проявил свое амплуа историка. Именно генетическая социология занимается проблемами происхождения и образования  социальных институтов общества. Наиболее подробно Ковалевский исследовал происхождение  семьи, собственности и государства.

Глубокий историзм в подходах к изучению социальных институтов позволил Ковалевскому встать на передовые для  того времени позиции. Важной составляющей социологической концепции Ковалевского явился его историзм в понимании  характера частной собственности, взгляды на общинную собственность  как предшествующую частной собственности.

Значительное место в  социологии Ковалевского заняла проблема государства, его происхождение. Как представитель либеральной идеологии, он не был согласен с марксистским учением о государстве как особой политической организации господствующего класса, как аппарате диктатуры этого класса.

По Ковалевскому, государство  есть расширение «замиренной сферы», т.е. орган согласования интересов, обретения консенсуса в обществе. Именно эта функция является, как  показало современное развитие государства, одной из центральных. В соответствии с принципом плюрализма Ковалевский видел причину возникновения государства в совокупном воздействии ряда факторов. Он не отрицал роли экономического фактора и отмечал, что наследственная власть, как один из важных моментов процесса образования государства, стала возможной при наличии накопления богатства в одних руках. Однако большее внимание у Ковалевского было направлено на психологический фактор. Государство, по Ковалевскому, исторически возникло под воздействием психологической склонности людей признавать над собой власть тех, кто наделен магической силой, кто мог заклинаниями управлять природой. Позднее верховной власти стали приписывать божественный характер. Особое значение в становлении государственности Ковалевский придает «сильной личности», которая благодаря «гипнотическому влиянию» на народ, оказывается творцом государства. Это далеко не беспочвенный подход к пониманию механизма политической власти, и образования государства в частности.

Генезис государства и  генезис классов, составляющих социальную базу государственности, Ковалевский  разводит в разные стороны. Социальная дифференциация, по Ковалевскому, зависит  от общественного разделения труда, которое, согласно его теории, по большей  части вызвано ростом плотности  населения. Следовательно, причины  образования сословий и классов лежат в сфере экономики и биологии, в то время как главная причина возникновения государства - в сфере человеческой психологии.

Социальный аспект теории Ковалевского наиболее отчетливо выражался в понимании им социального прогресса. Прогресс он рассматривал как основной закон социальной жизни, а содержание прогресса - как расширение сферы солидарности, понимая солидарность не просто как психологический феномен, а как социальное единство людей. Взгляды Ковалевского на прогресс и связанную с ним солидарность формировались не только под влиянием идей О. Конта, но и под влиянием социальной обстановки, которая складывалась в России после реформ 60-70-х годов.

Безгранично веря в процесс  «замирения» в обществе, «рост  человеческой солидарности», Ковалевский  знал и о существующих в действительности противоречиях - экономических, политических, духовных и др. Он считал солидарность нормой, а борьбу в человеческом обществе и ее крайнее проявление - борьбу классовую - отклонением от нормы.

Во взглядах М. Ковалевского, составивших целую научную эпоху  в истории русской социологии, важным аспектом является его понимание  социального прогресса. Свои представления  о социальном прогрессе он связывал с существованием исторической закономерности.

Социальный прогресс, у Ковалевского - это выражение господствующей в истории закономерности, проходящей через всю жизнь общества, а не результат случайного волеизъявления. Исследования Ковалевского пронизаны мыслью, что все народы «проходят одинаковые стадии развития». Прогресс представлялся ему в виде последовательной смены определенных общественных и политических состояний. В начале существовал родовой быт, который в дальнейшем заменялся феодальным и затем капиталистическим бытом «гражданского равенства». Причины того, что, несмотря на существующие пространственно-временные различия, повторяются практически однохарактерные общественные явления, он видел в тождестве физической и психической природы людей, в их возможностях развития под влиянием приспособления и воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Анализируя социологические  идеи различных школ и направлений, Ковалевский старался показать, что  то или иное направление вносит нового в понимание природы общества и его отдельных проявлений, а  также указать те границы, за пределами  которых выводы оказываются несостоятельными. В своей научной деятельности он остался верен идее объективной  закономерности исторического прогресса, а также объективного и беспристрастного подхода к исследованию различных  проявлений общественной жизни. По своим  философско-методологическим принципам  он во многом остался в лоне позитивизма, и новые социологические веяния не коснулись его. А вся его  общественная и политическая деятельность была связана с поиском лучшего  будущего для русского народа и стремлением  вывести его на магистральную  дорогу человеческой цивилизации.

Социология для Ковалевского оказалась той наукой, которая  полностью отвечала духовным запросам учёного, была его систематическим  мировоззрением. Последовательный позитивист, М.М. Ковалевский творчески развивал идеи основателя социологии О. Конта, что  позволило русскому социологу внести существенные уточнения в понимание  предмета и задач социологии, основать новое научное направление генетической социологии.

От большинства своих  русских коллег М.М. Ковалевский  отличался тем, что не примыкал ни к одному из направлений, стоял в  стороне от жесткой полемики между  народниками и марксистами, находился  вообще вне каких-либо партийных  движений.

Крупный организатор науки  и образования, Ковалевский участвовал в формировании первых международных  и отечественных социологических  институтов. Широко известна терпимость учёного по отношению к любым  мнениям. Либерал по убеждениям, обладатель энциклопедических знаний, интеллектуально и материально независимый человек, получивший образование в России, а затем зарубежом, Ковалевский всю жизнь посвятил служению науке.

Многое сделанное им в  области теории, истории и методологии  науки сохраняет актуальность и  поныне, а его гражданский подвиг, служение отечественной культуре остаются образцом для новых поколений людей науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Электронная библиотека - http://www.lib.ua-ru.net
  2. Библиотека Российского государственного интернет-университета - http://www.i-u.ru/
  3. Социостудия - http://sociostudy.ru/
  4. Осипов Г.В., Култыгин В.П., История социологии. – НОРМА, М., 2009.
  5. Горелов А.А., Социология в вопросах и ответах. - Эксмо, М., 2009
  6. Сорокин П.А.,  Духовный облик М.М. Ковалевского как мыслителя. – Социологические исследования, 1989, №3

 


Информация о работе Социологическая теория М.М. Ковалевского