Социологические концепции о соотношении биологического и социального в человеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 21:39, реферат

Описание работы

В несколько ином плане интересующая нас проблема встает при рассмотрении соотношения биологического и социального компонентов человеческого поведения. Здесь конечный результат определяется нередко сочетанием, наложением или «конфликтом» генетически унаследованных и обретенных в ходе воспитания (социализации) форм поведения. Трудно судить, насколько первые значимы в нормальных жизненных условиях, но они дают себя знать в экстремальных ситуациях, особенно когда человек стоит перед драматической дилеммой: сохранение жизни (при пытке, голоде) или бесчестье.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
История возникновения концепций………………………………………...5
Биологическое в человеке …………………….……………………..……….9
Человек как личность…………………………………................................10
Человек – существо биосоциальное …………………………..…………..16
Заключение………………………………………………………………………….19
Список используемой литературы……………………………………………...20

Файлы: 1 файл

Социология реферат.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)


Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет имени  Александра Григорьевича и Николая  Григорьевича Столетовых» (ВлГУ)

Кафедра социологии

 

 

 

Реферат по социологии

на тему:

 

«Социологические концепции о соотношении биологического и социального в человеке»

 

 

 

 

Выполнил ст. гр. МН-112:

Грыжин Сергей

Проверила :

                                                              Баннова Т.А.




 

 

 

Владимир 2013

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение……………………………………………………………………………...3

  1. История возникновения концепций………………………………………...5
  2. Биологическое в человеке …………………….……………………..……….9
  3. Человек как личность…………………………………................................10
  4. Человек – существо биосоциальное …………………………..…………..16

Заключение………………………………………………………………………….19

Список используемой литературы……………………………………………...20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Человек стал размышлять о том, кто он собственно такой  едва научился выражать свои мысли и чувства посредством знаков и символов. Он издревле пытался понять самого себя. Вероятно, эта глубинная, трудно насыщаемая потребность раскрыть собственную тайну и составляет сущность человеческого. Нелегко представить себе, как мучительно долго через значительность деяний, через художественное совершенство, через боль и трагедию истории продвигалось человечество к пониманию значимости всечеловеческого. 1

   Цель данной работы - понимание сущности человека, что важнее в нем – биологическое или социальное? Задачей работы является рассмотрение человека в различных его составляющих, как биологических, так и социальных; рассмотрение единства и взаимосвязи социального и биологического в человеке.

  Данная проблема  очень актуальна в наши дни, так как, несмотря на богатейшую историю человека, мы до сих пор не знаем сущности человеческого. Проблема актуальна, потому что и объектом, и субъектом исследований является человек. Именно поэтому нет, наверное, для человека проблемы более важной, но одновременно и более трудной, чем он сам.

   Рассматривая отношения биологических и социальных явлений, мы нередко говорим об обусловленности биологического социальным. Наглядным  примером тому могут служить социогенные болезни — те устойчивые  психофизиологические отклонения от нормы, которые  обусловлены  факторами общественной жизни: профессиональные заболевания, так называемые социальные  болезни, а также болезни, вызываемые или стабильно  подкрепляемые  нарушением  экологического равновесия. 2

  В несколько ином плане интересующая нас проблема встает при  рассмотрении соотношения биологического и социального компонентов   человеческого поведения.  Здесь  конечный  результат  определяется   нередко   сочетанием, наложением или «конфликтом» генетически унаследованных и обретенных в ходе воспитания (социализации) форм поведения. Трудно  судить, насколько первые значимы в нормальных жизненных условиях, но они  дают себя знать в экстремальных ситуациях, особенно когда человек стоит перед драматической дилеммой: сохранение жизни (при пытке, голоде) или бесчестье. И может быть, «животный страх» — не просто художественно-метафорическое представление крайней степени человеческого испуга,  блокирующего моральные принципы, а фиксация реальной деградации  поведения до той ступени, где социальные ценности уступают свои контролирующие функции (критерия, нормы, образца) биологическим инстинктам?

  Включенность человека  сразу в два мира — в мир  общества и в мир органической природы — порождает немало проблем, как касающихся  актуального существования людей, так и связанных с объяснением самой  природы человека. Из числа последних рассмотрим две, которые можно считать ключевыми.

  Суть другой проблемы  заключается  в  следующем:  признавая,  что  каждый

человек уникален, своеобразен, неповторим, в практической жизни мы,  однако,

группируем людей по различным  признакам,  из  которых  одни  (скажем,  пол,

возраст) определяются  биологически,  другие  —  социально,  а  некоторые  —

взаимодействием биологического и социального. Возникает вопрос,  какое же

значение в жизни  общества имеют биологически  обусловленные  различия  между людьми и группами людей?

 

 

 

 

 

 

  1. История возникновения концепций

История возникновения  концепций о роли биологического и социального в человеке берёт своё начало ещё в Древней Греции, участниками дискуссий вокруг этих проблем являются  не  только  философы,  но  и представители специальных наук   о человеке, а также общественные деятели. Мировоззренческая  значимость  таких дискуссий очевидна. Ведь в  ходе  их  не  только  выдвигаются,  подвергаются критике и переосмысливаются теоретические  концепции,  но  и  вырабатываются новые  линии  практического   действия,   способствующие   совершенствованию взаимоотношений между людьми.

   Древнегреческих  мыслителей особенно привлекал вопрос качественного своеобразия человека. Например, один из первых философов, Анаксагор, полагал, что человек является самым разумным из животных вследствие того, что имеет руки. Другой философ той же эпохи, Демокрит, объяснял специфику человека процессом его формирования, где важнейшее место отводил взаимоотношению его с природной средой. Уже здесь налицо различные подходы. Анаксагор видит специфику человека в его организме, Демокрит – вне его, в особом способе действия людей. Таким образом, уже на первых этапах развития древнегреческой философии рассматривалась проблема своеобразия человека, его отличия от животных (а это важная часть целостной проблемы соотношения социального и биологического).3

Древнегреческий философ  Платон (427 – 347гг. до н. э.) считается основателем теории врожденных идей. Важным для понимания этой концепции является противопоставление Платоном души и тела. В основе души лежат два начала: «одно из них, с помощью которого человек способен рассуждать, мы назовем разумным началом души, второе, из-за которого человек влюбляется, испытывает голод и жажду, мы назовем началом разумным и вожделеющим…». Но есть еще и третий вид, однородный со вторым,  - ярость духа или мужественная душа. К тому же, душа состоит из бессмертной разумной и смертной частей. Последняя делится на более грубую, помещенную в животе и менее грубую, мужественную часть, являющуюся посредником между разумной и вожделеющей.

  Самое главное в платоновском учении о душе то, что разумная часть ее бессмертна и переселяется в другие тела. Тех, кто достойно прожил жизнь, ожидает лучшее перерождение, недостойных – худшее. Одним из худших признается перерождение в рыбу. Лучшее из животных – благородный олень, из растений – благородный лавр. В целом, позиция Платона в вопросе соотношения врожденного и приобретенного сводится к тому, что и хорошую душу можно загубить без соответствующего воспитания.

   Несколькими десятилетиями  позднее ученик Платона Аристотель (384 – 322гг. до н.э.) предложил свое  понимание соотношения врожденного и приобретенного. Оригинальное у Аристотеля состоит в предложении рассматривать ум, разум человека по аналогии с чистой доской: “Здесь должно быть так, как на дощечке для письма, на которой еще ничего не написано; таков и ум”. (Дощечка для письма в Древней Греции покрывалась мягким воском, т.е. это не просто чистая доска в нашем понимании, а своеобразно подготовленная к восприятию внешних воздействий). По Аристотелю, у человека имеется биологически потенциальная способность мыслить. Эта возможность становится действительностью при взаимодействии с окружающим миром, но все-таки она врожденная. Общую позицию Аристотеля в этом вопросе можно выразить так: движение от возможности мышления к действительности его через взаимодействие с окружающим миром.4

   Христианство рассматривает человека как храм, как вместилище богатейших чувств. Человек несет на себе знак иного предназначения, ибо на него накладывается отпечаток абсолютной личности творца. Человек обретает в христианстве некую самоценность, независимую от космологии. Вместе с тем, рождается идеальное представление о человеке как о существе, воплотившим в себе телесно-чувственную субстанцию, одушевленную разумом, духовностью. В христианстве оформилось воззрение на греховность людской природы: тело отвращает человека от высшего предназначения. Но христианство, которое принижает  человека как плотское, заключающее в себе радикальное злое существо, тем не менее, утверждает, что человек создан по образу и подобию Божьему. Несовершенство человека вызвано грехопадением, а отнюдь не изъянами господнего творения.

   Самый весомый вклад в решении вопроса о соотношении врожденного и приобретенного внес немецкий мыслитель Г.В. Лейбниц (1646 – 1716). Он пытался связать врожденное и приобретенное, применяя для этого диалектику, взаимопереход потенциального и актуального. “Это не просто какая-то голая способность, заключающаяся в одной только возможности понять их (истины), - это предрасположение, задаток, преформация, которая определяет и благодаря которой эти истины могут быть извлечены из нее. Это подобно разнице между фигурами, произвольно высекаемыми из камня или мрамора, и фигурами, которые прожилками мрамора уже обозначены или предрасположены обозначиться, если ваятель воспользуется ими”, - утверждал Лейбниц.

   Продолжали дискуссию о  роли биологического и социального  в жизни человека французские  философы – материалисты XVIIIв.: Руссо, Дидро, Гельвеций, Ламетри, Кондильяк, Гольбах. Все они придерживались мнения, что в формировании человека значительную роль играет воспитание, развивали материалистически понятый тезис об активности человека в процессе воспитания. Французские материалисты значительно обогатили содержание соотношения биологического и социального. Была создана всеобъемлющая программа формирования человека, служащая как ориентир в исследовании и руководство к практическим действиям.

   Другой крупнейший представитель классической немецкой философии – Г.В. Гегель (1770 – 1831), большую роль отводил опыту взаимодействия человека с внешним миром. Используя библейский сюжет, философ дает свое понимание процесса появления человека. Оно состоит в том, что человек при своем возникновении выделился из природы, из рая – сада животных, и создал другой мир, основанный на собственном труде. Гегель считал отличительной чертой человека способность удовлетворять свои потребности в процессе труда, используя природный материал. Труд – это новое в исследовании проблемы соотношения биологического и социального, хотя в зародыше эту идею можно встретить у материалистов Древней Греции.5

   К. Маркс и Ф.Энгельс обобщили результаты многовековой дискуссии  о природе и сущности человека. Согласно определению К.Маркса: “Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений”. Г.Г. Кириленко и Е.В. Шевцов считают, что “сущность человека”  - понятие из мира должного, притягательный образ для сверхчеловека. Марксово определение сущности человека, по мнению авторов, при ближайшем рассмотрении обнаруживают эту идеальную нормативность, недоступность для полного и окончательного воплощения. Н.А. Белоусов, анализируя метафору: “человек есть ансамбль всех общественных отношений”, также отмечает, “что данное положение необходимо рассматривать скорее как методологический принцип, а не как констатацию какого-либо эмпирического факта”.6

  Таким образом, в истории  можно наблюдать полярные оценки  человека. Этот вопрос в различных его формулировках привлекает внимание мыслителей уже по крайней мере двадцать пять веков. Но особенность рассматриваемой проблемы в том, что она имеет, не только научно-теоретическое, но и практическое значение, поскольку она затрагивает каждого из нас.

 

 

 

 

 

  1. Биологическое в человеке

Человек  в качестве индивида предстает в своих природных, биологических особенностях как человеческий организм. Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид как целостность – это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит процесс не только дифференциации органов и функций, но также и их интеграции, их взаимного «слаживания». В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом. Человек как индивид является продуктом филогенетического и онтогенетического развития.

  Специфика человеческой индивидности  опосредована всей историей вида, которая преломилась в наследственной  программе человека. Так, только  человеку присущи рекордная продолжительность периода детства; возможность пребывать при рождении в состоянии крайней «беспомощности»» вес мозга ребенка при рождении составляет всего лишь около четверти мозга взрослого человека (у обезьян это соотношение составляет две трети). С момента рождения человеческий индивид является носителем специфически человеческой биологии, сформированной предшествующим развитием в филогенезе.7

   Человек обладает физическим  телом, которое функционирует  на той же основе, как и у  других живых организмов на земле. Любой человек имеет совершенно индивидуальные биологические характеристики: нервную систему, обмен веществ, эндокринную систему, побуждения (голод, жажда), особенности созревания организма. Биологические характеристики человека оказывают определенное влияние на поведение человека, но не определяют его сущность.8

Информация о работе Социологические концепции о соотношении биологического и социального в человеке