Социологические концепции Сорокина П.А.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 17:34, реферат

Описание работы

Актуальность изучения творчества П.А. Сорокина вызвана прежде всего новым этапом в развитии российского общества, стремлением осмыслить собственное научное наследие, определить будущее государства.
В центре внимания Питирима Сорокина всегда находились человек, общество и культура. Будучи по происхождению русским человеком П.Сорокин уделял России огромное внимание. Наличие в архивах АН СССР его первых статей и работ, переизданные в России в первую очередь научных трудов, относящихся к так называемому «русскому периоду» его творчества, а также несомненный интерес обществоведов возрождающейся России к событиям 1917 – 1920-х годов - все это отчасти способствовало акцентированию внимания российских социологов в первую очередь на русском периоде творчества П.А. Сорокина.
Еще одним фактом, подтверждающим актуальность изучения творчества этого социолога является непреходящая ценность его идей и прозрений, его прогнозов, особенно в свете тех событий, которые происходят в нашей стране и во всем мире в настоящее время.

Содержание работы

Вступ
1.Жизнь и этапы творческого пути
2.Основные положения социологических концепций Питирима Сорокина
2.1.Становление теоретических воззрений
2.2.Система социологии П.Сорокина
2.3. Научные концепции П.Сорокина
Висновок
Використана література

Файлы: 1 файл

Сорокин.docx

— 45.11 Кб (Скачать файл)

НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ  ДЕРЖАВНОЇ ПОДАТКОВОЇ СЛУЖБИ УКРАЇНИ

Обліково-економічний факультет

 

 

 

 

 

Реферат на тему:  «Социологические концепции Сорокина П.А.»

 

 

 

 

 

 

 

 

Виконала:

Студентка 1-го  курсу

Групи ОБП-13.3

Ляшенко Дмитро Вадимович

Викладач:

Льовкіна Олена Генадіївна

 

 

 

 

Ірпінь 2013

План

Вступ

1.Жизнь и этапы творческого  пути 

2.Основные положения социологических  концепций Питирима Сорокина 

2.1.Становление теоретических  воззрений

2.2.Система социологии  П.Сорокина 

2.3. Научные концепции  П.Сорокина 

Висновок

 

Використана література

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступ

Актуальность изучения творчества П.А. Сорокина вызвана прежде всего  новым этапом в развитии российского  общества, стремлением осмыслить  собственное научное наследие, определить будущее государства.

В центре внимания Питирима Сорокина всегда находились человек, общество и культура. Будучи по происхождению  русским человеком П.Сорокин уделял России огромное внимание. Однако на родине вплоть до 60-х годов ХХ века не только не переиздавались его книги, изданные в России до 1922 года, но также не была переведена и издана ни одна книга  его американского периода. Самого Питирима Сорокина очень огорчал  этот факт: «До сих пор ни один из моих томов не переведен на русский  язык, - с сожалением писал он в  одном из писем в Москву, - тогда  как книги моих учеников – Парсонса, Мертона, Беккера и других – переведены и изданы, хотя они являются более  «буржуазными» и консервативными, чем мои идеологии и теории».1

Наличие в архивах АН СССР его первых статей и работ, переизданные в России в первую очередь научных  трудов, относящихся к так называемому  «русскому периоду» его творчества, а также несомненный интерес  обществоведов возрождающейся России к событиям 1917 – 1920-х годов - все  это отчасти способствовало акцентированию внимания российских социологов в первую очередь на русском периоде творчества П.А. Сорокина.

Но американский период по-прежнему изучен не достаточно и в значительной степени остается «белым пятном»  в науке.

Еще одним фактом, подтверждающим актуальность изучения творчества этого  социолога является непреходящая ценность его идей и прозрений, его прогнозов, особенно в свете тех событий, которые происходят в нашей стране и во всем мире в настоящее время. Это подчеркивается и российскими, и зарубежными исследователями.

1.Жизнь и этапы  творческого пути

Питирим Александрович Сорокин  – видный русско-американский социолог, один из крупнейших мыслителей ХХ века. Родился 21 января 1889 года в с.Турье  Вологодской губернии. А.В. Липский  и П.П. Кротов, в частности указывают: «… доподлинно узнать время появления  на свет Питирима Сорокина – 20, 21 или 23 января – уже не представляется возможным. Однако место рождения – село Турья, Яренского уезда – более не подлежит сомнению»2. Умер 10 февраля 1968 г. в США.3

Отец Александр Прокопьевич  Сорокин был странствующим ремесленником  и занимался церковно-реставрационными работами. Сам он был устюжанином, где, собственно, и выучился чеканному  ремеслу у знаменитых мастеров Великого Устюга, в одной из гильдий.

Питирим Сорокин рано осиротел. Окончив Гамскую второклассную  школу с отличными результатами, по протекции учителя Образцова  осенью 1904 года он поступает на казенный кошт в Хреновскую церковно-учительскую  школу в деревне Хреново, Костромской  губернии. Немаловажную роль сыграл в  его дальнейшей судьбе его учитель  Образцов – ведь без его рекомендаций он должен был бы уехать учительствовать  в одно из сел Яренского уезда  «по распределению». Кроме того, видимо он и направил Сорокина именно в Хреновскую школу, которая открывала  своим выпускникам дорогу в светские высшие учебные заведения, оценив его  незаурядные способности к науке. Липский и Кротов подчеркивают следующее: «Таким образом, можно уверенно говорить, что уже по окончании Гамской  школы П.А. Сорокин сознательно  определил свои жизненные планы  – получение гимназического, а  затем и высшего образования  для занятий наукой» 4.

Всеобщее брожение умов, характерное для социально-политической ситуации этих лет, охватило и школу, где учился Сорокин, разбив студентов  на группы. В 1905 году он вступил в  организацию социалистов-революционеров, созданную в 1901 - 1902 гг. на останках народнической  идеологии.

Интересные факты для  представления облика Сорокина-студента приводят Липский и Кротов в своем  очерке: «Особенностью сорокинского стиля занятий являлась нерегулярность посещения лекций. Он предпочитал  самостоятельно изучать первоисточники и монографии профессоров, читавших курсы, чем слушать то же самое  в аудиториях. Достигавшаяся этим экономия времени позволяла вникать  в предмет глубже и шире предписанного  программой. Так, например, 3 тома по теории права и морали профессора Л. Петрожицкого он проштудировал за несколько дней вместо годичного курса по шесть  академических часов в неделю. Недостаток лекционного общения  с преподавателями Сорокин возмещал на семинарах и в личных беседах  с ними, заслужив репутацию способного молодого ученого.»5.

Будучи студентом Петербургского университета Сорокин ведет активную научную и публицистическую деятельность. В этот период он публикует более  десятка серьезных научных работ, не считая рецензий, рефератов и  обзоров публикаций в зарубежной периодике. В это время он сотрудничает с журналами «Вестник психологии», «Вестник знания», «Запросы жизни», «Заветы», «Новые идеи в социологии». Главное  его достижение в этот период –  пятисотстраничная монографическая  работа (зима 1912 – 1913 года) «Преступление  и кара, подвиг и награда», которая  вышла в 1914 году, была отмечена многими  положительными рецензиями ученых.

В 1919 году Сорокин основал  социологический факультет, став первым его профессором и деканом. В 1923 году он переезжает в США, где работает профессором в университете Миннесоты, а в 1929 г. его приглашают в Гарвардский  университет.

Вообще, следует отметить, что Сорокину понадобилось менее  года для культурной и языковой акклиматизации в США. Посещая церковь, публичные  собрания, университетские лекции и  много читая, Сорокин довольно быстро обрел свободный разговорный  язык. Затем он объехал друзей в  штатах Среднего запада, читая лекции и подыскивая работу. Уже летним семестром 1924 года, благодаря усилиям  Росса и Ф.С. Шэпина, он приступает к чтению лекций в Миннисотском университете, сотрудничая при этом с университетами в Иллинойсе и Висконсене.

Интересные данные этого  периода его жизни можно обнаружить в переписке Питирима Сорокина с  профессором Самюэлем Харпером (1882 – 1943) одним из первых американских специалистов по России, преподавателем русского языка в университете Чикаго, неофициальным советником ряда американских послов в Москве, автором многочисленных книг о России. Питирим Александрович  очень ценил его работы, статьи и книги, посвященные России: «… я должен честно признаться, что  он представляет собой очень счастливое исключение из большого числа американцев, пишущих о России. Ваша характеристика спокойна, но совершенно адекватна. Будучи русским, выражаю Вам свою глубокую благодарность за такую правдивую  информацию для американцев о  моей стране».6 Переписка относится к 1923 – 1930 годам и включает шесть писем С. Харпера и 14 писем Сорокина.

С момента своего пребывания в Америке Сорокин сталкивается с глухой оппозицией со стороны академических  ученых, однако, предвзятость в отношении  ученого спадает не только благодаря  поддержке таких асов как Ч. Кули, Э. Росс, Ф.Гиддингс, но также его трудам периода работы в Миннисоте (1923 – 1929), которые хотя и были неоднозначно встречены и оценены американским научным сообществом, но определяли уровень социологической науки того времени и создали Сорокину репутацию крупной фигуры в американской социологии, ученого противоречивого, но такого, которого нельзя игнорировать.

Благодаря достоинствам его  трудов президент Гарвардского университета Эбботт Лоуэлл пригласил Сорокина в 1930 году стать первым руководителем  создаваемого отделения социологии. Лоуэлл искал ученого, который вывел  бы Гарвард на ведущую позицию  в весьма активной тогда социологии. Ранее Сорокин отклонял предложения  такого рода, но на сей раз решается занять деканское кресло и с головой  уходит в организацию нового факультета, предпринимая попытку воплотить  свои творческие и дидактические  замыслы, имевшие место еще в  России. За 12 лет, в течение которых  Сорокин был деканом, факультет  воспитал множество известных и  популярных ученых (Р. Мертон,У.Мур, Ч.Лумис, Э.Шилз, Р.Бербер, Дж.Хоманс, Э.Тирьякан и др.); факультет стал впоследствии центром социологии в Америке. Питирим  Александрович проработал на факультете до ухода на пенсию в 1959 году.

Когда в середине 30-х годов  Сорокин аннонсирует новое направление  исследований своей творческой лаборатории, Гарвардский университет выделяет четырехгодичный грант колоссальных по тем временам размеров в 10 тысяч  долларов для осуществления его  замыслов. На протяжении нескольких лет, привлекая к работе многих ученых, и учеников в качестве соавторов  и для сбора эмпирического  материала и для технической  обработки источников и специальной  литературы, он создает свой главный  труд «Социальную и культурную динамику» (в 4-х томах), где «проанализированы  закономерности циклической флуктуации европейской культуры в течение  трех тысячелетий».7 Реакция на это академических кругов, которые и являлись основными читателями Сорокина, оказалась весьма неблагоприятной и Сорокин обращается к «читающей Америке» и издает популярную адаптацию «Динамики» для массового читателя – книгу «Кризис нашего времени» (1941г.), которая стала впоследствии самой читаемой книгой ученого. Также появляются не менее известные его книги «Человек и общество в бедствии», «СОС: значение нашего кризиса» (1951г.)

В конце 1959 года Сорокин выходит  в отставку и получает звание почетного  профессора Гарвардского университета.

Творческую эволюцию воззрений  П.Сорокина можно разделить на три  основных этапа.

На первом этапе (до 1922 г.) – русском – Сорокин создает  позитивистскую модель социологии, основанную на бихевиоризме. В этот период им написаны следующие работы: «Преступление  и кара, подвиг и награда» (1913), «Самоубийство  как общественное явление» (1913), «Предмет и границы социологии» (1913) «Общедоступный учебник по социологии» (1920), «Система социологии» (1920), «Голод как фактор» (1921).

Второй этап (1922-1930) характеризуется  продолжением идей первого периода. Сорокин разрабатывает основные положения теории «социальной стратификации» и «социально мобильности», которые  были изложены в книгах «Социология  революции» (1925) и «Социальная мобильность» (1927). В конце этого периода  он обращается к проблемам философии  культуры, что нашло свое отражение  в работе «Современные социологические  теории» (1928).

Третий этап характеризуется  кардинальным пересмотром своих  взглядов. На переднем плане – проблемы культуры, которым отводится роль определяющего фактора социальной жизни и поведения человека. Итогом работы стало создание интегральной системы социологии культуры. 30-50-е  годы – пик научного творчества Сорокина. Он пишет системное исследование «Общество, культура и личность» (1947). Всемирную известность ему приносит четырехтомная монография «Социальная  и культурная динамика» (1937-1941).

В этот период Сорокин пишет  книгу за книгой: «Социальная философия  в век кризиса» (1950), «Альтруистическая  любовь» (1950), «Изыскания в области  альтруистической любви и поведения» (1950), «Пути и власть любви» (1954), «Виды  любви и ее сила» (1954), «Причуды и  недостатки социологии и смежных  наук» (1956), «Американская сексуальная  революция» (1957). «Власть и нравственность» (1959) и другие.

В конце 1959 года Сорокин выходит  в отставку и получает звание почетного  профессора Гарварда. В 60-е годы ученый закладывает основы теории конвергенции в книге «Взаимная конвергенция США и СССР в направлении смешанного социокультурного типа» (1961), пишет  автобиографию «Дальняя дорога» (1963), издает труды «Основные тенденции  нашего времени» (1964) и «Социологические теории сегодня» (1966). Переиздание его  классических трудов в 60-е годы и  появление двух сборников статей, посвященных ему (Allen.A. Pitirim Sorokin in Rewiew. Durham. N.Y., 1963; Tiryakian E. Sociological Theory Values, and Sociocultural Change, N.Y.,1963) привлекло к нему еще больше внимания.

Приковывают внимание многие аспекты личности Сорокина: каким  он был в жизни, каким преподавателем, ученым и просто человеком. Обратимся  к воспоминаниям современников  и учеников.

Один из выпускников Гарварда вспоминал: «Сценически Сорокин  как лектор был бесподобен. Обладая  громадной физической силой, он совершал натиски «атак» на классную доску, зачастую разламывая при этом все мелки»8.

Роберт Мертон, его ученик, в своих воспоминаниях подчеркивает противоречивость и цельность личности своего учителя. Сорокин отличался  «научным нетерпением все охватить», острым критицизмом, и хотя «Сорокин подходил к чужим работам со скептицизмом, рассматривая их с самых высоких  общенаучных позиций», это не мешало ему «относится к аспирантскому  творчеству как к последнему слову  в науке», и включать подготовленные Мертоном «куски» текста для «Социокультурной динамики» прямо в свою книгу. По воспоминаниям Мертона, его семинары «походили скорее на лекции, чем  на обычный процесс работы со студентами». «Вспышки гнева охватывали его в  тех случаях, когда люди не оказывали  ему должного уважения, в открытую не соглашались с его идеями или  посягали на его авторитет. Он не был  очень общительным, но я никогда  не испытывал дискомфорта в его  присутствии. В целом он был очень  хорошим человеком».9

Информация о работе Социологические концепции Сорокина П.А.