Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 17:34, реферат
Актуальность изучения творчества П.А. Сорокина вызвана прежде всего новым этапом в развитии российского общества, стремлением осмыслить собственное научное наследие, определить будущее государства.
В центре внимания Питирима Сорокина всегда находились человек, общество и культура. Будучи по происхождению русским человеком П.Сорокин уделял России огромное внимание. Наличие в архивах АН СССР его первых статей и работ, переизданные в России в первую очередь научных трудов, относящихся к так называемому «русскому периоду» его творчества, а также несомненный интерес обществоведов возрождающейся России к событиям 1917 – 1920-х годов - все это отчасти способствовало акцентированию внимания российских социологов в первую очередь на русском периоде творчества П.А. Сорокина.
Еще одним фактом, подтверждающим актуальность изучения творчества этого социолога является непреходящая ценность его идей и прозрений, его прогнозов, особенно в свете тех событий, которые происходят в нашей стране и во всем мире в настоящее время.
Вступ
1.Жизнь и этапы творческого пути
2.Основные положения социологических концепций Питирима Сорокина
2.1.Становление теоретических воззрений
2.2.Система социологии П.Сорокина
2.3. Научные концепции П.Сорокина
Висновок
Використана література
Исходным условием «извержения» социальных нарушений Сорокин считал «неустроенность» социальной или культурной или обеих вместе систем, однако, определяющую роль в его построениях оставалась за значимостью ценностей и их систем, т.е. за культурной системой. «Неустроенность определялась им как расшатанность, несовместимость, некристаллизованность» либо как главных и духовных ценностей, так и социальных отношений, либо только главных духовных ценностей. Когда какая-либо социокультурная система вырабатывает свой предел прочности, она ясно начинает демонстрировать признаки дезинтеграции и входит в стадию транзита, которая характеризуется бурным ростом социальных нарушений, приближающим пик социальных нарушений, который может быть острым и не очень острым, в зависимости от того, насколько «стихийное протекание «транзита» можно сделать более управляемым и целесообразным.
Сорокин приходит к выводу,
что войны и революции имеют
одинаковую сущность, они лишь проявляют
себя на разных уровнях: революция –
следствие дезинтеграции общей
системы ценностей какого-либо общества
(внутренний процесс), война – следствие
дезинтеграционных процессов в
отношениях каких-либо двух или более
обществ (внешний процесс для
каждого из них). Кроме того, «Характерно,
что война стимулирует
В отношении рассматриваемых
Сорокиным проблем
В этой статье Сорокин привлекает
внимание своих читателей к «…иной,
цикличной концепции социальных
перемен и исторического
В заключении статьи он приводит несколько заявлений, по сути являющимися постановкой проблемы дальнейшего «достоверного обобщения», поиска реального социологического знания, подтвержденного фактическим материалом, что, собственно, он и воплощает в «Социальной и культурной динамике».
Проблемы социокультурной динамики и социальной мобильности раскрываются Сорокиным также в книге «Социальная и культурная мобильность».
Этот труд считается
классическим учебником по теории социальной
мобильности и стратификации. В
нем впервые введены такие
термины, как «социальное пространство»,
«вертикальная и горизонтальная
мобильность», ставшие затем
Барри В.Джонстон упоминает: «В первых трех томах «Социальной и культурной динамики» Сорокин выявил крупные исторические флуктуации в точных науках, искусстве, философии, религии, войнах, революциях, праве и других важных общественных институтах за период более 2500 лет».25 Представление о вводном разделе первого тома и о содержании четвертого находим у А.Ю.Согомонова 26. Основные идеи четырехтомника таковы.
Человеческие культуры состоят из миллионов индивидов, предметов и событий, связанных воедино бесчисленным множеством всевозможных комбинаций, так как все люди вступают в систему социальных взаимоотношений под влиянием целого ряда факторов.
Сорокин утверждал, что
культурные системы организуются вокруг
центральных ценности или принципа,
которые придают им порядок и
единство. Социолог открывает их с
помощью логико-смыслового метода.
«Суть этого метода … нахождение
центрального принципа (смысла), который
пропитывает все составные
Сорокин выделил три
типа культуры. Две чистые их формы-
идеациональная и чувственная, третью
– смесь обеих, он называл идеалистичной.
В книге «Социальная и
Рассматривая исторический процесс как смену трех социокультурных типов (чувственного, идеационального и интегрального) при доминировании одного из них, Сорокин определял каждый социокультурный тип как строй или порядок с присущей этому типу политической, экономической, социальной, культурной, религиозной и ментальной организацией, системой ценностей и типом личности.
Для полноты картины
циклическую смену
Концепция интегрализма Сорокина
представляет собой сложную систему,
включающую в себя понятие Интегральной
Истины (составляющую основу интегральной
науки), Человека как интегральное существо,
интегрального
Человек, по Сорокину также
постигается как «чудесное
Общество для Сорокина
- результат объединенного
Сорокин внес огромный вклад в разработку той области этики, которая до этого казалась полем деятельности проповедников и богословов, ему удалось ассимилировать некоторые религиозные понятия и ценности в корпус науки.
Таковы основные направления творческой научной деятельности П.А. Сорокина. Безусловно, нельзя ограничиваться рассмотрением только этих направлений, но творчество его настолько широко и многогранно, что приходится ограничивать границы исследования рамками названных теоретических направлений.
В настоящее время интерес к творчеству П.А. Сорокина как со стороны западных, так и со стороны российских социологов значительно возрос. Все более актуальными становятся его идеи в связи с подтверждением истинности и глубины его гениальных прозрений.
Сейчас, например, уже трудно
отыскать принципиальные различия в
экономическом, социальном и политическим
строе, научных, религиозных, идеологических
взглядах между Россией и США,
что подтверждает предсказанную
Сорокиным тенденцию
Особенно ценной для существующей сейчас ситуации в России является положение Сорокина о том, что только глобальная ценностная переориентация внутри самого общества может стать гарантом его стабилизации, дальнейшего развития и процветания, что никакие отдельные меры в области экономики и политики не смогут помочь в устранении кризиса.
1 Мертон Р. Фрагменты из воспоминаний // СОЦИС. 1992.- №10, с.133.
2 Липский
А.В. Кротов П.П. Зырянский
3 Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология.-СПб., 1997, с.196.
4 Липский
А.В. Кротов П.П. Зырянский
5 Там же, с.130.
6 Дойков
Ю.В. Эпистолярное наследие П.
7 Сорокин П.А. Система социологии М., 1993, Т1,стр.39
8 Сорокин
П.А. Человек. Цивилизация.
9 Мертон Р. Фрагменты воспоминаний // СОЦИС. 1992.- №10.
10 Бондаренко
В.М. Питирим Сорокин и
11 Голосенко
И.А., Козловский В.В. История
12 Сорокин П.А. Система социологии. Т 1, с.56
13 Сорокин
П.А. Человек. Цивилизация.
14 Сорокин П.А. Система социологии, Т 1, с.56
15 Сорокин
П.А. Человек. Цивилизация.
16 там же, с.531
17 Сорокин П.А. Система социологии, Т 1.
18 Там же.
19 Там же.
20 Сорокин
П.А. Человек. Цивилизация.
21 Сорокин П.А. Система социологии, Т1.
22 Голосенко
И.А. Питирим Сорокин о
23 Джонстон
Б.В. Питирим Сорокин и
24 Сорокин
П.А. Обзор циклических
25 Джонстон
Б.В. Питирим Сорокин и
26 Сорокин
П.А. Человек. Цивилизация.
27 Джонстон
Б.В. Питирим Сорокин и
28 Там же, стр.15.
29 Сорокин
П.А. Моя философия –
30 Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени, с.51.
31 Сорокин
П.А. Моя философия –
32 Сорокин
П.А. Таинственная энергия