Социологические проблемы в наследии З. Фрейда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 20:07, реферат

Описание работы

Как известно, возникновение социологии как науки приходится на З0-е годы XIX в.; появление ее было реакцией на общественную потребность знать и изучать изменяющийся в направлении целостности социальный мир. Так, в XVIII в. капиталистическая форма хозяйствования уверенно завоевывала право на существование. Вначале мануфактурная организация производства демонстрировала неизвестные предшествующей (сельскохозяйственной) цивилизации возможности новых способов продуктивной деятельности, разделения труда, наведения порядка.

Содержание работы

1.Введение……….…………………………………………………………3
2.Человек и общество в концепции З.Фрейда …………………………...4
1.Структура общества……………………………….………………5
2.Проблема конфликта человека и общества…………….………..5
3.Социальные изменения…………………………………………...6
3.Фейдистская социология……………………………………………… 7
3.1. Теория инстинктов. Психоанализ………………………………7
3.2. Психология масс. Масса и толпа……………………………….9
4.Заключение……….……………………………………………………..13
5.Список литературы…………………………………………………….14

Файлы: 1 файл

Реферат. фрейд.docx

— 122.25 Кб (Скачать файл)

                                  МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

«Российский Государственный Гуманитарный Университет»

 

 

Социологический Факультет

 

 

 

 

 

Мещерякова Оксана Юрьевна

Социологические проблемы в наследии З. Фрейда.

 

Реферат по зарубежной социологии

студентки 2 курса дневного отделения

группы «Политический и бизнес PR»

 

 

Проверил:

Доктор исторических наук, проф.

Романовский Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2013

 

Содержание:

  1. Введение……….…………………………………………………………3
  2. Человек и общество в концепции З.Фрейда …………………………...4
    1. Структура общества……………………………….………………5
    2. Проблема конфликта человека и общества…………….………..5
    3. Социальные изменения…………………………………………...6
  3. Фейдистская социология……………………………………………… 7

3.1.    Теория инстинктов. Психоанализ………………………………7

3.2.    Психология  масс. Масса и толпа……………………………….9

  1. Заключение……….……………………………………………………..13
  2. Список литературы…………………………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение.

Как известно, возникновение  социологии как науки приходится на З0-е годы XIX в.; появление ее было реакцией на общественную потребность знать и изучать изменяющийся в направлении целостности социальный мир.

Так, в XVIII в. капиталистическая форма хозяйствования уверенно завоевывала право на существование. Вначале мануфактурная организация производства демонстрировала неизвестные предшествующей (сельскохозяйственной) цивилизации возможности новых способов продуктивной деятельности, разделения труда, наведения порядка. Последующий промышленный поворот, связанный с введением машин в производство, изменил взгляд на культуру: теперь это не только интеллектуальная деятельность, но и материальное изобилие.

На фоне общих изменений, закрепляющих промышленные и социально-политические преобразования, на повестку дня стал вопрос создания новой действенной  науки, имеющей возможность объективно показать новую становящуюся цивилизацию.

Таким образом, корни социологии имеют общецивилизованную природу ввиду постепенного складывания мирового рынка, возникновения сходных политических структур, процесса формирования взаимосвязи различных культур.

Помимо эволюционной теории Г.Спенсера, идеи определяющей роли экономических факторов в развитии общества К.Маркса, оказавших большое влияние на развитие социологии в XIX-начале XX в., и являющихся одними из основополагающих теорий в настоящее время, широкое развитие получило психосоциологическое учение о бытии человека в норме и патологии, созданное австрийским врачом, психологом и социальным мыслителем, Зигмундом Фрейдом.

 

2.Человек и общество в концепции З.Фрейда.

Разработанные Фрейдом новые  идеи и подходы сыграли большую  роль в различных интеллектуальных, исследовательских и художественных сферах 20 в. Они основаны на гипотезе о доминирующей роли в человеческой жизни бессознательных импульсов, в основном сексуального характера. На этой гипотезе построена психоаналитическая техника, направленная на выявление бессознательных процессов, импульсов, мотиваций, влечений с целью избавления пациента от неврозов, восстановления его душевного равновесия. Проблема разрешения сексуальных коллизий - в том числе на самых ранних этапах - имеет, согласно Фрейду, решающее значение не только в индивидуальном развитии каждого человека, но и в историческом процессе.

 

В этом ракурсе Фрейд рассматривает, в частности, возникновение государства, религии, морали, социального контроля, норм, санкций и т. п. Сублимация сексуальной  энергии лежит, согласно Фрейду, в  основе социо-культурной, художественной и других видов человеческой деятельности. Со временем, впрочем, сексуальный "монизм" все больше уступал у Фрейда место сексуальному "дуализму": сексуальные инстинкты превращаются в его доктрине в "инстинкт жизни" - Эрос, наряду с которым появляется не менее могущественный "инстинкт смерти" - Танатос. Борьба этих инстинктов между собой и с цивилизацией, взаимодействие их сублимированных и несублимированных форм, а также бессознательного и сознания и определяют, по Фрейду, природу общества, его функционирование, развитие, конфликты.

 

 

2.1.Структура общества.

Представления Фрейда о структуре  общества и его динамике довольно расплывчаты. Социальную структуру  он видит преимущественно в патриоцентристском плане, рассматривая, в сущности, только одну стратификационную схему: "вождь - элита - массы" (хотя он говорит иногда и о классовой структуре). Имея в виду лишь авторитарную форму лидерства, Фрейд считал, что массы всегда ищут вождя или поклоняются вождю, жаждут отказа от самостоятельности и ответственности. Идеализация вождя и идентификация с ним, с точки зрения Фрейда,- один из основных механизмов внутригрупповой солидарности и социального господства. Среди социообразующих факторов первостепенное значение в концепции Фрейда имеют принудительные факторы, значительная роль отводится взаимным, в частности трудовым, интересам, еще большая - "социальным чувствам" - несексуальным формам эмоциональных отношений между членами группы - альтруистической любви, дружбе, которые, впрочем, представляют собой, по Фрейду, превращенную форму сексуальных импульсов. Что касается механизмов социального господства и подавления, Фрейд выделяет среди них культивирование "нарциссистского" любования социальной системой, в которой сформировался индивид, национальными и культурными традициями, что дает иллюзорную компенсацию за подавление, которому он подвергается.

2.2.Проблема конфликта  человека и общества.

Другой механизм социального  подавления и господства, по Фрейду,- сексуальная репрессивность, выражающаяся в принудительном единообразии форм сексуальной жизни, в лишении многих лиц возможности сексуального удовлетворения, в превращении сексуальной свободы в тайную или явную привилегию господствующих классов. Главная проблема, которую пытался разрешить Фрейд,- проблема конфликта человека и общества. Отношение к социальному контролю, нормам, запретам, санкциям и т. п. у Фрейда двойственно. С одной стороны, это, по его мнению, необходимый инструмент обуздания инстинктов, без которого человечеству грозит самоуничтожение, с другой - нечто такое, что неизбежно ведет ко все большему извращению личности, к росту неврозов и т. п. Фрейд колебался между радикалистским и конформистским подходом к проблеме.

2.3.Социальные  изменения.

Двойственно и отношение  Фрейда к проблемам социальных изменений. Он склонялся то к пессимистической идее, согласно которой неизменность человеческой природы в принципе блокирует возможность существенных социальных трансформаций, то к осторожно оптимистической эволюционистской позиции, согласно которой посредством психоаналитической терапии и адекватной социализации личности может все-таки произойти фундаментальное изменение человека и общества - массы поднимутся до уровня элиты, разум станет управлять страстями, сексуальные инстинкты окажутся в необходимой степени удовлетворяемыми или сублимированными, а агрессивные инстинкты трансформируются в мирные средства управления обществом. Двойственность социальных позиций Фрейда послужила основой для возникновения в рамках фрейдизма, неофрейдизма и постфрейдизма довольно далеких друг от друга консервативных, либеральных и радикалистских социальных теорий.

 

 

 

 

 

 

3.Фейдистская социология.

3.1.Теория инстинктов. Психоанализ.

Наиболее существенная часть психоаналитической социологии 3. Фрейда — учение о человеке, представляющее собой совокупность разнопорядковых концепций о природе и сущности человека, его психике, формировании, развитии и структуре личности; причинах и механизмах деятельности и поведения человека в различных социальных общностях.

Одной из отличительных особенностей учения 3. Фрейда было утверждение принципа всеобщей детерминации психической  деятельности, что обусловило значительное расширение исследовательских горизонтов и многомерную интерпретацию  мотивов человеческого поведения.

По мысли Фрейда, началом  и основой психической жизни  человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческому организму.

Умозрительная теория инстинктов Френда основывалась на понимании и толковании инстинктов как «психического отражения» потребностей человеческого организма и как своеобразного биологического и психического неделимого стереотипа поведения человека.

Однако, концепции Зигмунда Фрейда и его последователей, касающиеся проблем поведения человека, культуры и развития общества, относятся к так называемой социобиологии, заявившей о себе почти полным игнорированием социальных факторов функционирования и развития общества. Игнорируется, прежде всего, роль социальных связей и отношений в поведении и деятельности людей. Каждый индивид рассматривается сам по себе; движущие силы его поведения усматриваются в его биологических потребностях и инстинктах.

Таким образом, фрейдовский человек оказался сотканным из целого ряда противоречий между биологическими влечениями и сознательными социальными нормами, сознательным и бессознательным, инстинктом жизни и инстинктом смерти. Но в итоге биологическое бессознательное начало оказывается у него определяющим. Человек, по Фрейду, - это прежде всего эротическое существо, управляемое бессознательными инстинктами.

Согласно его концепции, психика человека состоит из трех пластов.

Самый нижний и самый мощный слой - "Оно" (Id) находится за пределами сознания. По своему объему он сравним с подводной частью айсберга. В нем сосредоточены различные биологические влечения и страсти, прежде всего сексуального характера, и вытесненные из сознания идеи. Затем следует сравнительно небольшой слой сознательного - это "Я" (Ego) человека. Верхний пласт человеческого духа - "Сверх-Я" (Super Ego) - это идеалы и нормы общества, сфера долженствования и моральная цензура. По Фрейду, личность, человеческое "Я" вынуждено постоянно терзаться и разрываться между Сциллой и Харибдой - неосознанными осуждаемыми "Оно" и нравственно-культурной цензурой "Сверх-Я". Таким образом, оказывается, что собственное "Я" - сознание человека не является "хозяином в собственном доме"(см.рис.ниже). Именно сфера "Оно", всецело подчиненная принципу удовольствия и наслаждения, оказывает, по Фрейду, решающее влияние на мысли, чувства и поступки человека.

 


 

 

 

 

 

3.2.Психология масс. Масса и толпа.

Важной составной частью фрейдистской социологии явилась психоаналитическая интерпретация разнообразных феноменов  межличностных отношений и психологии масс.

Среди многообразных проблем  этой части учения 3. Фрейда значительное место занимает анализ природы социальных связей, исследование сущности организаций  и групп, изучение явлений массовой психологии и поведения разнообразных  социальных общностей.

Следует отметить, что примечательной особенностью фрейдовских изысканий в данных областях было то, что они осуществлялись на основе его понимания природы и сущности человека с использованием наработанной индивидуалистической методологии.

 

Пожалуй, наиболее ярко эта  методология проявила себя в предложенном Фрейдом определении психологии масс и ее предмета. Согласно утверждению Фрейда она «занимается исследованием отдельного человека как члена племени, народа, касты, сословия, института или как составной части человеческой толпы, организовавшейся в массу к определенному времени, для определенной цели». Данное понимание психологии масс и ее предмета было известным шагом назад для социологического психологизма, поскольку, согласно представлениям предшественников Френда (например, Г. Тарда, Г. Лебона и др.), психология масс должна претендовать на исследование социальных явлений к процессов взаимоотношений людей. Вместе с тем нельзя не отметить высокий уровень адаптационности фрейдистской социологии, позволившей ей стать связующим звеном между различными западными концепциями как в границах социологического психологизма так и вне их.

Исходным пунктом фрейдовского анализа феноменов межличностных отношений и психологии масс стал традиционный для социологического психологизма подход, согласно которому при исследовании различных явлений культуры и социальной психики, как правило, не обнаруживаются законы и закономерности, в принципе отличные от тех, которые выявляются при исследовании личности.

Для фрейдистской социологии характерно принципиальное допущение  существования практически почти  неизменной массовой психики, основывающееся на признании «непрерывности в жизни  чувств людей, дающей возможность не обращать внимание на прерываемость душевных актов вследствие гибели индивидов», поскольку психические процессы одного поколения находят свое продолжение в другом.

В данном случае Фрейд явно пренебрегал исторической психодинамикой, в силу чего его рассуждения нередко приобретали абстрактно-механистический характер.

Из многих разнообразных  человеческих общностей Фрейд особенно выделял два опорных типа: толпу  и массу.

Под толпой он понимал неорганизованный конгломерат (сборище) людей, а под массой — особым образом организованную толпу, в которой устанавливается «некоторая общность индивидов друг с другом: общий интерес к объекту, однородное чувство в определенной ситуации» и «известная способность оказывать влияние друг на друга». При этом следует иметь в виду, что под массой («психологической массой») Фрейд понимал такое сообщество людей, одним из отличительных признаков которого является либидонозная привязанность к вождю (лидеру) всех членов сообщества и либидонозная привязанность между составляющими его индивидами.

Информация о работе Социологические проблемы в наследии З. Фрейда