Социологические теории П. Сорокина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2015 в 13:02, реферат

Описание работы

Актуальность книг данного автора вызвана прежде всего новым этапом в развитии российского общества, стремлением осмыслить собственное научное наследие, определить будущее государства.
В центре внимания Питирима Сорокина всегда находились человек, общество и культура. Будучи по происхождению русским человеком П. Сорокин уделял России огромное внимание. Однако на родине вплоть до 60-х годов ХХ века не только не переиздавались его книги, изданные в России до 1922 года, но также не была переведена и издана ни одна книга его американского периода.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ П. СОРОКИНА
1.1 КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ
1.2 СИСТЕМА СОЦИОЛОГИИ П. СОРОКИНА
1.3 НАУЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ П. СОРОКИНА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

социология реферат.rtf

— 235.21 Кб (Скачать файл)

НазваниеУказательСодержание

 

Введение

1. Социологические теории П. Сорокина

1.1 Краткая биография

1.2 Система социологии П. Сорокина

1.3 Научные концепции П. Сорокина

Заключение

Список использованных источников

 

 

Введение

 

В представшей Вашему взору контрольной работе рассмотрен вопрос теории социологии П. Сорокина.

           Хотелось бы отметить, что довольно многие люди в нашей стране заинтересованы изучением творчества П.А. Сорокина. Актуальность книг данного автора вызвана прежде всего новым этапом в развитии российского общества, стремлением осмыслить собственное научное наследие, определить будущее государства.

В центре внимания Питирима Сорокина всегда находились человек, общество и культура. Будучи по происхождению русским человеком П. Сорокин уделял России огромное внимание. Однако на родине вплоть до 60-х годов ХХ века не только не переиздавались его книги, изданные в России до 1922 года, но также не была переведена и издана ни одна книга его американского периода.

Наличие в архивах АН СССР его первых статей и работ, переизданные в России в первую очередь научных трудов, относящихся к так называемому "русскому периоду" его творчества, а также несомненный интерес обществоведов возрождающейся России к событиям 1917 - 1920-х годов - все это отчасти способствовало акцентированию внимания российских социологов в первую очередь на русском периоде творчества П.А. Сорокина.

Но американский период по-прежнему изучен не достаточно и в значительной степени остается "белым пятном" в науке.

Еще одним фактом, подтверждающим актуальность изучения творчества этого социолога является непреходящая ценность его идей и прозрений, его прогнозов, особенно в свете тех событий, которые происходят в нашей стране и во всем мире в настоящее время. Это подчеркивается и российскими, и зарубежными исследователями.

 

 

1. Социологические теории П. Сорокина

1.1 Краткая биография

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) оставил свой след в истории как выдающийся представитель социологической школы, наш бывший соотечественник, русско-американский социолог и историк культуры. Выходец из беднейших слоев коми-зырянского народа, он лишь в 14 лет освоил грамоту и вскоре стал крестьянским революционером, вступив в партию эсеров.

Получив известность еще до февральской революции 1917 года, он подвергался преследованиям царизма, вскоре стал одним из лидеров своей партии. Активно сотрудничал в Государственной Думе, был одно время секретарем главы правительства А.Ф. Керенского, позднее - профессором Петроградского университета. После Октябрьского переворота, который Сорокин встретил в штыки, его арестовали большевики по обвинению в покушении на Ленина, он скрывался в лесах русского Севера, но потом примирился с победой новой власти и написал нашумевшее открытое письмо, объявляя о своем разрыве с эсерами. Это письмо и послужило поводом для написания известной статьи Ленина "Ценные признания Питирима Сорокина", сделавшей его известным на всю тогдашнюю Россию. Вернувшись в Петроград в 1919 году, он организует первый в стране социологический факультет и становится его деканом, тем не менее оставаясь в оппозиции с большевизмом. Все это было одним из ярчайших проявлений идейного противостояния русской интеллигенции того времени большевистскому "беспределу". В 1922 году, опять-таки по инициативе Ленина и Дзержинского, Сорокин вместе с большой группой ученых и писателей, представлявших цвет русской общественной мысли, был выслан из страны. После непродолжительного пребывания в Берлине и годичной работы в Чехословакии по приглашению ее президента Т. Масарика, ученый в 1923 году переезжает в США, где быстро осваивает английский язык и становится одним из ведущих социологов и культурологов. В Гарвардском университете Сорокин создает и возглавляет факультет социологии и к концу жизни становится одним из всемирно признанных авторитетов в этой области. Будучи подлинным энциклопедистом, освоившим все достижения современного ему гуманитарного знания, поддерживая теорию духовной элиты как ведущей силы общества, Сорокин подчеркивал неразрывную связь социальных процессов с развитием культуры. При этом вслед за древними греками он считал пружинами культурного развития врожденное стремление людей к Истине, Добру и Красоте в сочетании с общественно значимым критерием Пользы.

 

1.2 Система социологии П. Сорокина

 

С точки зрения Сорокина, предметом социологии выступает межчеловеческое взаимодействие, отличное от взаимодействия в неорганической и органической природе.

Вся социология делится автором на теоретическую и практическую. Теоретическая социология распадается на 3 основных отдела:

) "… на социальную аналитику (или социальную анатомию и морфологию), изучающую строение населения" . Она делится на 2 подотдела: социальную аналитику, изучающую строение простейшего социального явления и социальную аналитику, изучающую строение сложных социальных единств, образованных путем той или иной комбинации простейших социальных явлений. "Таким образом, социальная аналитика есть учение о социальных явлениях, рассматриваемых, во-первых, статистически,… во-вторых, изучаемых … с точки зрения их строения" ;

) "…на социальную механику, изучающую социальные силы и социальные процессы". Она делится на 3 части:

"…1 часть: учение о раздражителях человеческого поведения и факторах социальных процессов…

часть… ставит задачей изучение не сил, а процессов, совершающихся в среде данного населения… здесь изучаются все важнейшие "физиологические процессы, данные в среде любой социальной группы…

часть…изучает механику социальных процессов на анализе судеб личности с момента ее появления и до момента ее смерти…

Эти три части "Социальной механики" исчерпывают "физиологию общества", т.е. учение о социальных процессах" .

)"… на социальную генетику, или теорию эволюции общественной жизни и отдельных ее сторон, исследующую законы развития последних явлений" "… ее можно иначе назвать теорией социальной эволюции (в отличие от оценочной теории прогресса) . Практическая социология (или "социальная политика"): "Социальная политика, подобно прикладной медицине, должна быть системой рецептуры, указывающей точные средства для борьбы с социально-психическими болезнями, для рациональных реформ во всех областях общественной жизни… для наилучшего использования социально-психической энергии".

Сорокин не только надолго сохранит это видение структуры социологического знания, но также использует многие версии и наметки двухтомника "Системы социологии" в своих работах американского периода. Интересен в этом смысле комментарий В.В. Сапова: "Система социологии" по замыслу автора должна была состоять "по меньшей мере", из восьми томов, из них опубликованы два тома" . Структура социологического знания, в книге, безусловно, есть, но вот структуру труда, состоящего из 8 томов, с распределением информационных блоков по каждому тому, здесь не имеется. Если следовать логике Сорокина, который посвятил "первых 2 тома двум подотделам социальной аналитики, то можно предположить, что на социальную механику предполагалось написать 3 тома (по каждой из перечисленных выше частей), на социальную генетику, видимо, отводилось 2 тома, потому как круг поднимаемых вопросов, которые призвана решать, по Сорокину, социальная генетика, очень широк, а этого автора отличает подробное и обстоятельное изложение материала и 8 том, вероятно, планировался для изложения "рецептов" "социальной политики". Подтверждения этой моей гипотезе найти не удалось. Интерес представляют дальнейшие выводы В.В. Сапова: "Основные идеи третьего тома "Системы социологии" изложены П.А. Сорокиным в "Общедоступном учебнике социологии". Как сильно "разросшиеся" части третьего тома можно рассматривать книги Сорокина "Голод как фактор" (Пг., 1921г., сохранилось 17 печатных листов этого уничтоженного советской цензурой труда) и "The Sociology of Revolution" (1925). И еще две книги можно рассматривать как продолжение "Системы социологии": "Social Mobility" (1927), и "Contemporery Sociological Theory" (1928), и, тем не менее, задуманный Сорокиным грандиозный "синтез" не был завершен. В конце 20-х годов произошла идейная переориентация Сорокина. Свои прежние воззрения он отнес теперь к умеренной форме "русского бихевиоризма" (Russion Sociology in 20 Century, 1927). Это и явилось основной причиной, в силу которой "Система социологии" в целом не была завершена" .

 

1.3 Научные концепции П. Сорокина

 

Прежде всего, необходимо представить, как обозначаются разными социологами направления, теории и концепции разностороннего учения П.А. Сорокина. Это "концепции социальных нарушений", "социология революций", "аграрная социология", "теория конвергенции", "теория социокультурной динамики", "теория социальной стратификации и мобильности", "интегрализм", "концепция истории теоретической социологии", "теории цикличности", "концепция смены мировых цивилизаций" и т.д. Названий бесконечно много и нет смысла все их здесь перечислять, необходимо выделить самые значительные и своеобразные теории. Такую попытку предпринял профессор МГУ В.П. Култыгин. По его мнению, П. Сорокин создал как минимум четыре совершенно уникальных и эпохальных научных парадигмы: работы по социологии экстремальных ситуаций, интегративный подход, приведший к появлению теории социальной стратификации, к теории мобильности; социальная и культурная динамика; теория социальной любви и творческого альтруизма. Взяв ее частично за основу, опуская критические замечания, считаю необходимым определить следующие этапы рассмотрения научной деятельности П.А. Сорокина:

) концепция социальных нарушений и их роли в жизнедеятельности общества;

) теория истории и социокультурной динамики;

) интегрализм - парадигмальная основа мировоззрения ученого;

) теория социальной любви и творческого альтруизма.

Стержнем созданной им концепции социальных нарушений являются войны и революции. Следует вкратце охарактеризовать эту концепцию.

В первую очередь Сорокин приводит классификацию и дифференциацию социальных нарушений. Он выделяет 5 классов нарушений:

политические нарушения, способные вызвать изменение существующего политического режима или строя;

социоэкономические нарушения направленные на модификацию социального и экономического порядка;

национальные и сепаратистские нарушения, направленные на достижение национальной независимости, автономии или каких-либо привилегий на национальной почве;

религиозные нарушения - дезорганизация, раскол церковной жизни, конфликты разных конфессий и т.п.;

"смешанный тип" нарушений, без единого лидирующего класса, объединяющий их в самые причудливые комбинации".

Первым критерием дифференциации Сорокин определяет социумный уровень и выделяет в этом отношении нарушения, могущие иметь место на персональном, групповом (институциональном) уровнях и на уровне суперсистемы. Последние два вида усложняются, передаются от группы к группе, "наслаиваются" друг на друга в жизни групп, институтов, обществ и их систем.

Вторым критерием является степень опасности нарушений для целостности социального порядка. Здесь выделяются совсем не опасные (например, несоблюдение водителями машин правил уличного движения) и нарушения, грозящие разрушением порядка (бунт, волнения, революции и пр.) Нарушения второго вида надолго остаются в исторической памяти, это "наиважнейшие" нарушения.

Третьим критерием дифференциации Сорокин определяет историческое время существования групп и институтов. В зависимости от этого он выделяет две группы нарушений: напоминающие "болезни роста" бурно развивающегося молодого организма или "недомогания" старческого.

Однако, Сорокин не останавливается лишь на классификации нарушений и критикуя множественные и разнообразные определения социальных нарушений исследователей и историков, предлагает не "передавать эмоции в словах", а попытаться "измерить социальные штормы".

Он опирается на "индикаторы социальных нарушений", которые собирались им за внушительный промежуток времени - с 60 века до н.э. до 20 века н.э. (т.е. охватывали античную цивилизацию Древней Греции, Рима, Византии и европейскую цивилизацию с 6 века н.э.). По четырехаспектной схеме делались замеры нарушений и сводились в общие списки, таблицы, графики и диаграммы; использовались фактические данные, собранные в многотомной Британской энциклопедии, в исторических хрониках, научных историографических изысканиях. Всю эту информацию Сорокин очень интересно оформил: разбил "горизонталь" на "отдельные исторические единицы в лице национальных государств": Англию, Францию, Италию, Испанию, Нидерланды, Россию и две пары Германию-Австрию, Польшу-Литву. "вертикаль" разбил на временные отрезки по 25 и 100 лет. Таким образом, все эти сведения раскрывали увеличение и уменьшение ("флуктуацию") социальных нарушений "по горизонтали" - от страны к стране, от цивилизации к цивилизации, "по вертикали" - от периода к периоду.

Этот массив информации собирался и предварительно обрабатывался многими людьми: специалистами по военной социологии, по праву, культурологами и т.д., в основном из ученых русского зарубежья.

Безусловно, по объему данных этот анализ беспрецедентен.

Пытаясь определить причину появления процессов социальных нарушений, он приводит "гипотезу транзита". Суть ее такова. "Гипотеза транзита" раскрывает происхождение флуктуации и пики роста социальных нарушений. Внутренние социальные нарушения есть одна из форм имманентной борьбы "интегральных", "неинтегральных" и "полуинтегральных" элементов за очередное лидерство в обществе и культуре. Центральная причина появления социальных нарушений в неизбежном имманентном изменении любой социокультурной системы, когда ее доминирующие формы, достигнув предела своих потенциальных возможностей, "лимита" начинают клониться к упадку, а идущие им на смену формы еще только складываются.

Исходным условием "извержения" социальных нарушений Сорокин считал "неустроенность" социальной или культурной или обеих вместе систем, однако, определяющую роль в его построениях оставалась за значимостью ценностей и их систем, т.е. за культурной системой. "Неустроенность определялась им как расшатанность, несовместимость, некристаллизованность" либо как главных и духовных ценностей, так и социальных отношений, либо только главных духовных ценностей. Когда какая-либо социокультурная система вырабатывает свой предел прочности, она ясно начинает демонстрировать признаки дезинтеграции и входит в стадию транзита, которая характеризуется бурным ростом социальных нарушений, приближающим пик социальных нарушений, который может быть острым и не очень острым, в зависимости от того, насколько "стихийное протекание "транзита" можно сделать более управляемым и целесообразным.

Сорокин приходит к выводу, что войны и революции имеют одинаковую сущность, они лишь проявляют себя на разных уровнях: революция - следствие дезинтеграции общей системы ценностей какого-либо общества (внутренний процесс), война - следствие дезинтеграционных процессов в отношениях каких-либо двух или более обществ (внешний процесс для каждого из них). Кроме того, "Характерно, что война стимулирует революцию, и наоборот.".

В отношении рассматриваемых Сорокиным проблем исторического процесса и социокультурных перемен, интересна его статья "Обзор циклических концепций социально-исторического процесса" (1927), которую, совместно с работой "Социальная и культурная мобильность" (1927), можно назвать предтечей, целеполагательным этапом работы над "Социальной и культурной динамикой".

В этой статье Сорокин привлекает внимание своих читателей к "…иной, цикличной концепции социальных перемен и исторического процесса" , забытой социологами второй половины XIX века, несмотря на ее "солидный возраст". Исторический обзор этих теорий, проходящих через всю историю социальной мысли, он начинает с древней астрологии, древней мысли Индии, Персии, даосизма в Китае, концепций древней Греции (теория истории Платона, идеи Сенеки, Фукидида, Плутарха, Геродота и пр.). Кроме того, он подчеркивает, что, например, среди греческих и римских авторов идея цикличной концепции исторического процесса была довольно обычной, в то время как линейная практически отсутствовала. После небольшого "застоя" в средние века, циклическая концепция возрождается в трудах Макиавелли, Кампанеллы и Вико. В XVIII в. не находит ничего интересного в этом смысле, и переходит сразу к теориям XIX и XX веков, подводя эти теории в рамки следующих видов: вечно повторяющиеся идентичные циклы; линейные или спиральные циклы, стремящиеся к определенной цели, которые могут быть как периодичными, так и непериодичными с определенной направленностью (прогрессивной или регрессивной); циклы и ритмы, которые неидентичны и не стремятся к определенной цели и могут быть периодичными и непериодичными. Свои собственные теории циклов революции, "ритмов увеличения и уменьшения государственного вмешательства", а также "циклов в жизни догмы, веры или идеологии" он относит к непериодичным циклам.

В заключении статьи он приводит несколько заявлений, по сути являющимися постановкой проблемы дальнейшего "достоверного обобщения", поиска реального социологического знания, подтвержденного фактическим материалом, что, собственно, он и воплощает в "Социальной и культурной динамике".

Проблемы социокультурной динамики и социальной мобильности раскрываются Сорокиным также в книге "Социальная и культурная мобильность".

Информация о работе Социологические теории П. Сорокина