Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2015 в 13:02, реферат
Актуальность книг данного автора вызвана прежде всего новым этапом в развитии российского общества, стремлением осмыслить собственное научное наследие, определить будущее государства.
В центре внимания Питирима Сорокина всегда находились человек, общество и культура. Будучи по происхождению русским человеком П. Сорокин уделял России огромное внимание. Однако на родине вплоть до 60-х годов ХХ века не только не переиздавались его книги, изданные в России до 1922 года, но также не была переведена и издана ни одна книга его американского периода.
ВВЕДЕНИЕ
1. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ П. СОРОКИНА
1.1 КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ
1.2 СИСТЕМА СОЦИОЛОГИИ П. СОРОКИНА
1.3 НАУЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ П. СОРОКИНА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Этот труд считается классическим учебником по теории социальной мобильности и стратификации. В нем впервые введены такие термины, как "социальное пространство", "вертикальная и горизонтальная мобильность", ставшие затем общеупотребительными.
Барри В. Джонстон упоминает: "В первых трех томах "Социальной и культурной динамики" Сорокин выявил крупные исторические флуктуации в точных науках, искусстве, философии, религии, войнах, революциях, праве и других важных общественных институтах за период более 2500 лет" . Представление о вводном разделе первого тома и о содержании четвертого находим у А.Ю. Согомонова . Основные идеи четырехтомника таковы.
Человеческие культуры состоят из миллионов индивидов, предметов и событий, связанных воедино бесчисленным множеством всевозможных комбинаций, так как все люди вступают в систему социальных взаимоотношений под влиянием целого ряда факторов.
Сорокин утверждал, что культурные системы организуются вокруг центральных ценности или принципа, которые придают им порядок и единство. Социолог открывает их с помощью логико-смыслового метода. "Суть этого метода … нахождение центрального принципа (смысла), который пропитывает все составные части (какой-либо культуры), придает смысл и значение каждой из них и таким образом творит космос из хаоса неинтегрированных фрагментов".
Сорокин выделил три типа культуры. Две чистые их формы - идеациональная и чувственная, третью - смесь обеих, он называл идеалистичной. В книге "Социальная и культурная динамика" Сорокин исследует "культуру" - понятие более широкое, чем "общество" и включающее его в себя. Основное понятие, которым при этом пользуется Сорокин, - понятие "социокультурной системы" (суперсистемы).
Рассматривая исторический процесс как смену трех социокультурных типов (чувственного, идеационального и интегрального) при доминировании одного из них, Сорокин определял каждый социокультурный тип как строй или порядок с присущей этому типу политической, экономической, социальной, культурной, религиозной и ментальной организацией, системой ценностей и типом личности.
Для полноты картины циклическую смену социокультурных типов, по мнению Сорокина, следует дополнить перемещением центра "культурного лидерства" в географическом пространстве. Его схема исторического перемещения центра лидерства такова: до 14 века этим центром являются государства Азии и Африки, в течение последних 5 - 6 веков он перемещается к западным народам, а теперь снова наблюдается перемещение его из Европы в "Америки, Азию и Африку" .
Концепция интегрализма Сорокина представляет собой сложную систему, включающую в себя понятие Интегральной Истины (составляющую основу интегральной науки), Человека как интегральное существо, интегрального суперорганического мира и Высшей интегральной ценности. Эта философия "…рассматривает всю действительность как бесконечное Х бесконечных качеств и количеств: духовных и материальных, моментальных и вечных, вечно-меняющихся и неизменных, личностных и сверхличностных, временных и безвременных, пространственных и лишенных пространства, единых и многих меньших, чем малое, и больших, чем большое. В этом смысле действительность представляет собой страшную тайну и колдовство совпадений противоположностей" .
Человек, по Сорокину также постигается как "чудесное интегральное существо": "Он является не только животным организмом, но также и рационально мыслящим и деятельным…" , "…он также является сверхсознательным творцом, который в состоянии контролировать и переступать пределы своих бессознательных и сознательных сил и который фактически делает это в моменты "божественного вдохновения" в наилучшие периоды своего интенсивного творчества" . Сорокин также намеренно проводит параллель с триадическими концепциями человека, преобладающими в великих религиях.
Общество для Сорокина - результат объединенного действия миллионов индивидов, и если общество хочет устранить социальное зло и достичь интегрального равновесия, нужно делать людей лучше, то есть ступить на "путь религиозно-нравственной деятельной любви человека ко всем людям, ко всему живому, ко всему миру, любви безусловной и постоянной" .
Сорокин внес огромный вклад в разработку той области этики, которая до этого казалась полем деятельности проповедников и богословов, ему удалось ассимилировать некоторые религиозные понятия и ценности в корпус науки.
Таковы основные направления творческой научной деятельности П.А. Сорокина. Безусловно, нельзя ограничиваться рассмотрением только этих направлений, но творчество его настолько широко и многогранно, что приходится ограничивать границы исследования рамками названных теоретических направлений.
Заключение
В настоящее время интерес к творчеству П.А. Сорокина как со стороны западных, так и со стороны российских социологов значительно возрос. Все более актуальными становятся его идеи в связи с подтверждением истинности и глубины его гениальных прозрений.
Сейчас, например, уже трудно отыскать принципиальные различия в экономическом, социальном и политическим строе, научных, религиозных, идеологических взглядах между Россией и США, что подтверждает предсказанную Сорокиным тенденцию конвергенции этих двух держав. Однако, следует отметить, что не все так гладко: Россия в порыве отказа от социалистической идеологии и экономики, резво и кардинально поменяв ее на принципы и методы "капиталистической" экономики, приобрела так называемый "дикий капитализм" со всеми его отрицательными сторонами, разрушив таким образом большинство былых позитивных завоеваний и преимуществ и накопив большинство негативных сторон "заимствованной" системы. Сейчас необходимо отметить все более усиливающуюся тенденцию к сокращению теперь уже экономической "пропасти" между США и Россией, а также постепенное уравнивание сил в отношении лидерства в значительной части геополитического и геоэкономического пространства. В целом, Россия постепенно становится сильнее.
Особенно ценной для существующей сейчас ситуации в России является положение Сорокина о том, что только глобальная ценностная переориентация внутри самого общества может стать гарантом его стабилизации, дальнейшего развития и процветания.
Список использованных источников
1 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество.
2 Сорокин П.А. Система социологии, Т 1.
3 Голосенко И.А. Питирим Сорокин о внутренних нарушениях социального порядка // СОЦИС. 2000. №4.
4 Джонстон Б.В. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. // СОЦИС. 1999. - №6.
5 Сорокин П.А. Обзор циклических концепций социально-исторического процесса // СОЦИС. 1998. - №12.
6 Сорокин П.А. Моя философия - интегрализм // СОЦИС, 1992, №10.
7 Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени.
8 Сорокин П.А. Таинственная энергия любви // СОЦИС. 1991. №8.
9 Конституция Российской Федерации. М., 1993.
10 Белов Г.А. Политология. М., 2000.
11 Гутман М.Ю. Политология в таблицах, схемах и понятиях: Учебное пособие. СПб., 2000.
12 Политология: Учебник для юридических вузов. Под ред.В.П. Сальникова и С.В. Степашина. СПб., 1999.