Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 23:23, контрольная работа
Для раскрытия данной темы, необходимо реализовать цель. Цель следующая: изучить учебно-методическую литературу по теме и выделить основные социологические воззрения основных представителей классической социологии.
Таким образом, для реализации цели, необходимо решить следующую задачу:
- проанализировать биографию В. Парето, М. Вебера и П. Сорокина и выделить их социологические воззрения.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Социологические воззрения основных представителей классической социологии
1.1. В.Парето……………………………………………………………………5
1.2. М.Вебер…………………………………………………………………...10
1.3. П.Сорокин………………………………………………………………...15
Заключение ……………………………………………………………………18
Список использованной литературы ………………………………………..20
ПЛАН
Введение…………………………………………………………
1. Социологические воззрения основных представителей классической социологии
1.1. В.Парето…………………………………………………………
1.2. М.Вебер……………………………………………………………
1.3. П.Сорокин………………………………………………………
Заключение …………………………………………………
Список использованной литературы ………………………………………..20
Введение
Социология, так же как и другие общественные науки, изучает общество.
Социология как самостоятельная научная дисциплина сформировалась относительно недавно. Истоки социологии можно найти еще в древней философии, которая пыталась определить порядок общественной жизни, способный обеспечить счастье всем людям и могущество правителям. Ее возникновение связывают с именем О.Конта, который в 30-х гг. 19 века предложил термин "социология" для обозначения принципиально новой науки об обществе, которую еще предстояло создать.
Сталкиваясь с новой, сложной, ускользающей от понимания реальностью, социологи 19 века искали эвристические аналогии или метафорические модели в областях знаний, которые были лучше разработаны. Натурализм, органицизм, социал-дарвинизм, эволюционизм - важнейшие понятия, которые характеризуют данный этап и данное направление развития социологии. Следует отметить, что уже в конце19 – начале 20вв. в борьбе с позитивизмом и натурализмом в социологии сформировалось альтернативное направление – антипозитивизм (В.Дильтей, М.Вебер), получившее название "понимающей социологии".
Так, к истокам социологии уходят споры о том, что определяет природу этого общества – сотрудничество или конфликт. Эту тенденцию в 20 веке продолжил и развил структурный функционализм1.
Тема данной контрольной
Для раскрытия данной темы, необходимо
реализовать цель. Цель следующая:
изучить учебно-методическую
Таким образом, для реализации цели, необходимо решить следующую задачу:
- проанализировать биографию В. Парето, М. Вебера и П. Сорокина и выделить их социологические воззрения.
Социологические воззрения
основных представителей классической социологии
Вильфредо Парето (1848-1923) — итальянский социолог. Профессор университета в Лозанне.
Основные сочинения: «Экономика и социология» (1907); «Трактат всеобщей социологии» (1916); «Трансформация демократии» и др2.
Истоки социологического мировоззрения Парето многообразны.
Парето в целом отрицательно относился к теории Маркса, рассматривая ее главным образом как одну из «идеологий», он признавал известное научное значение исторического материализма и марксовой концепции классовой борьбы.
Исторический материализм, согласно Парето, «заключает в себе часть истины, которая состоит в существовании взаимной зависимости экономики и других социальных явлений. Сама наука, социология, становится для Парето средством «срывания масок», орудием разоблачения социальных идеалов.
Парето стремился, по существу, доказать, что все религии ложны, так как они лишь камуфлируют истинные мотивы социального поведения. Парето стремился разрушить объект социологии. Также считает идеалы реальной действующей силой и не верит ни в один из них. Для него это лишь эффективно действующие мифы, «теории» (это понятие в его истолковании часто носит саркастический оттенок), которые являются либо результатом добросовестного заблуждения, либо инструментом обмана, с помощью которых элиты осуществляют свое господство.
В свете изложенного неудивительно, что Парето невысокого мнения о человеческой природе3.
Концепция Парето представляет методологическую ценность для исследований в области антропосоциологии. Он берет в качестве исходной антропологической аксиомы тезис об иррациональности человеческого поведения, предопределяемого инстинктами, эмоциями и страстями. Специфика всех форм рациональности состоит в том, что с их помощью человек пытается скрыть, замаскировать свой животный эгоизм. Существующие социо-гуманитарные теории представляют собой хитросплетения софизмов, стремящихся придать иррациональным антропологемам видимость рациональных формообразований, пытающихся изобразить алогичные энергетические импульсы как осознанные мотивы целеполагающей и целепреследующей деятельности. Учения такого рода пронизаны идеологическим самообманом и являются «деривациями» или отклонениями от истины, в которых сознательная ложь довлеет над неосознанными заблуждениями. Доктринальные «деривации», несостоятельные в свете критериев истинности, неустанно создавались во все времена, что объясняется их способностью выполнять определенные позитивные функции в жизни общества и государства. Они позволяли правящим элитам направлять энергию масс в выгодное для них русло, добиваться от них нормативного, законопослушного поведения4.
Таким образом, выступая против рационалистической модели человека, Парето стоит на позициях ультрарациональной науки, целиком основанной на логике и эксперименте. Этот рационализм ученого-социолога призван разоблачить те ложные мотивы, иллюзии, «теории», которыми человек рационализирует свое поведение, обманывая себя и других, скрывая истинные мотивы. Учитывая общие теоретико-методологические ориентации Парето, его несомненно можно было бы считать сциентистом, если бы вера в науку не представлялась ему столь же иллюзорной, как и любая другая.
Парето противопоставляет свою трактовку социологии трактовке догматической. Эта точка зрения означает, что основаниями научного доказательства служат исключительно наблюдение, опыт и построенные на них логические выводы. При этом общие принципы следует рассматривать лишь как простые гипотезы, «цель которых — обеспечить нам познание синтеза фактов, связать их посредством теории, обобщить их. Теории, их принципы, их дедукции, целиком подчинены фактам и не имеют иного критерия истинности, кроме хорошего представления фактов»5.
Основу теории социального поведения у Парето составляет разделение человеческих действий на логические и нелогические. Основанием различения логических и нелогических действий для Парето служит соотношение в них средств и целей как в субъективном, так и в объективном аспекте. «Существуют действия, которые представляют собой средства, соответствующие цели, и которые логически соединяются с этой целью. Существуют и другие действия, у которых этот признак отсутствует. Эти два класса действий весьма различаются в зависимости от того, рассматриваем ли мы их в объективном или субъективном аспекте. В последнем аспекте почти все человеческие действия относятся к первому классу. Область логических действий - это главным образом естественные науки, технология, некоторые военные, политические, юридические действия и экономика.
Вообще логические действия довольно редки; в социальной жизни доминируют нелогические действия. Логические действия основаны на рассуждении, нелогические - на чувстве. Но, будучи глубинным фактором поведения, чувства сами по себе неуловимы: это своего рода «вещи в себе». Логико-экспериментальная социология может их постигнуть только через определенные внешние проявления. Средством постижения этих чувств служит разработанная Парето теория «осадков» и «производных». Теории, посредством которых люди представляют свои нелогические действия в качестве логических, содержат в себе постоянный и изменчивый элементы. Первый Парето обозначает несколько странным для социальной науки термином «осадок» (итал. «residuo», франц. «rtfeidu»), второй - термином «производное» («деривация»).
Сам Парето усматривал в соотношении «осадков» и «производных» известную филологическую аналогию, сравнивая его с соотношением корней и производных, образующих слова какого-нибудь языка6.
Парето рассматривает общество как систему, состоящую из взаимозависимых частей. Системная ориентация составляет одну из важнейших особенностей и достижений его социологии. Состояние социальной системы в данное время и в данном месте определяется следующими факторами. Во-первых, это внешние природные условия: почва, климат, флора и фауна, геологические условия и т. п. Во-вторых, это условия, внешние по отношению к данному обществу в данное время неприродного характера.
Социолог неустанно подчеркивает взаимозависимость всех элементов социальной системы. Вследствие этой взаимозависимости изменения, происходящие в одних элементах, неизбежно вызывают изменения в других. Процессы действий и противодействий в обществе нейтрализуют друг друга, поэтому общество, как правило, находится в состоянии равновесия.
Парето впервые разработал развернутую теорию элиты. Он описал некоторые социально-психические характеристики элитарных групп и такие черты массы, как авторитарность, нетерпимость и неофобия. В своей концепции циркуляции элит он обосновал необходимость социальной мобильности для поддержания социального равновесия и оптимального функционирования социальных систем.
Разработка теории элиты парадоксальным образом способствовала углублению и уточнению представления о демократии, столь нелюбимой самим Парето. Понимание истинного места элиты в обществе позволило перейти от бессодержательных и туманных положений о «подлинной» демократии как о власти Самого Народа, о Самоуправлении Народа, к представлению о демократии, в частности, как о специфической открытой системе формирования «циркулирующих» элит, публично и в равных условиях конкурирующих между собой за авторитет и власть в обществе.
Правда, теория элиты у Парето отчасти входит в противоречие с его системной ориентацией.
Будучи, по его собственному выражению, «атеистом всех религий», Парето стремился избавиться и от тех предрассудков, на которых вырос фашизм. В своем «Трактате», в частности, он осуждает такие идеологии, как национализм, империализм, расизм, антисемитизм. Но основное внимание он уделил «разоблачению» господствующей в его время либерально-демократической идеологии. Парето теоретически развенчивал те антитоталитарные ценности, которые затем практически подавлял фашизм.
Таким образом, вклад Парето в идеологию фашизма состоял не столько в позитивной разработке этой идеологии, сколько в критике той идеологии, которая противостояла фашизму и другим формам тоталитаризма.
Как уже отмечалось, Парето выразил сдержанную поддержку фашистскому режиму, установившемуся в Италии незадолго до его смерти7.
Макс Вебер (1864-1920) — немецкий социолог и социальный философ.
Основные сочинения: «К истории торговых обществ в средние века» (1889); «Римская аграрная история и ее значение для государственного и частного права» (1891); «Национальное государство и народно-хозяйственная политика» (1895); «Объективность социально-научного и социально-политического познания» (1904); «Протестантская этика и дух капитализма» (1905); «Критические исследования в области наук о культуре» (1906); «К положению буржуазной демократии в России» (1906); «О категориях понимающей социологии» (1913); «Хозяйственная этика мировых религий», «Политика как профессия» (1919); «Хозяйство и общество» (1921) и др.8
Концепция двух методов М. Вебера заключалась в том, что социолог исходил из положения о том, что природа и общество живут по разным законам и что каждой из сфер должен соответствовать свой тип знания и своя методология, естественнонаучная или социогуманитарная. Существуют два основных метода — объяснение и понимание.
Для Вебера социология — наука, стремящаяся понять смыслы социального поведения людей путем обнаружения движущих ими причин, ибо поведение — это человеческие действия, имеющие субъективный смысл. Ведущими типами социальных действий являются:
- целерациональные действия, ориентированные на социальный успех;
- ценностнорациональные действия, зависящие от ценностных ориентации личности и предполагающие готовность субъекта пренебрегать успехом;
- аффективные действия;
- традиционные действия, направляемые обычаями и привычками9.
М. Вебер попытался создать собственное учение о стратификации. Вебер не дал точного определения классов, хотя посвятил вопросам статуса, класса и партии несколько статей и глав в разных книгах.
Если говорить о теории стратификации Вебера в самых общих чертах, то окажется (таково мнение большинства исследователей творчества М. Вебера), что в основании лежат три фактора, или измерения: 1. Экономический статус, или богатство, как совокупность всех материальных ценностей, принадлежащих человеку, включая его доход, землю и прочие виды собственности;
2. Власть как возможность подчинять своей воле других людей, поступать лишь по собственному усмотрению — основа политического статуса;
Информация о работе Социологические воззрения основных представителей классической социологии