Социологические воззрения основных представителей классической социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 23:23, контрольная работа

Описание работы

Для раскрытия данной темы, необходимо реализовать цель. Цель следующая: изучить учебно-методическую литературу по теме и выделить основные социологические воззрения основных представителей классической социологии.
Таким образом, для реализации цели, необходимо решить следующую задачу:
- проанализировать биографию В. Парето, М. Вебера и П. Сорокина и выделить их социологические воззрения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Социологические воззрения основных представителей классической социологии
1.1. В.Парето……………………………………………………………………5
1.2. М.Вебер…………………………………………………………………...10
1.3. П.Сорокин………………………………………………………………...15
Заключение ……………………………………………………………………18
Список использованной литературы ………………………………………..20

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 47.46 Кб (Скачать файл)

3. Престиж — основа социального статуса — как признание и уважение достоинств субъекта, высокая оценка его поступков, являющихся образцом для подражания.

          По Веберу, классы не могут появиться там, где нет рыночных отношений. Везде, где мы находим достаточно развитую рыночную экономику, мы можем ожидать хотя бы прообраз классовой стратификации. Продвижение к рыночному обществу предстает у Вебера как процесс рационализации. В рыночном обществе денежные расчеты, подобно математике, становятся неким универсальным языком, на котором можно выразить буквально все. Итак, класс неразрывно связан с рынком.                  Введение понятия “рыночная ситуация” позволило Веберу отличить не только один класс от другого, но и выделять страты внутри одного класса. Понятие рыночной, или классовой, ситуации проходит красной нитью через всю социологию Вебера. На рынке люди занимают разные рыночные позиции или находятся в разной “классовой ситуации”.

        Социальный класс возникает под действием двух факторов — собственности на средства производства и рынка труда. Подобное происходит только при современном капитализме, где выделяются два главных класса — собственники и несобственники. Те и другие распадаются на множество страт, которые отличаются друг от друга различием в жизненных шансах, определяемых рыночной ситуацией.

          Третьим измерением стратификации у Вебера выступает политическое измерение, связанное с партиями и борьбой за власть. То, что сфера политики связана с борьбой за власть, — это азбучная истина. Она еще раз доказывается Вебером, который считает, что два первых измерения — социальное и экономическое — в конечном итоге подчинены третьему, политическому, измерению. В работе «Основные понятия стратификации» Вебер пишет: «Сейчас мы можем сказать: «классы», «статусные группы» и «партии» — явления, относящиеся к сфере распределения власти внутри сообщества»10.

           Исследуя социальное поведение людей в хозяйственно-экономической сфере, Вебер выявил две модели действий «экономического человека». Первая — это иррационально-авантюрная модель, возникшая в глубокой древности и характерная для торговцев, спекулянтов, ростовщиков, представителей финансово-торгового капитала, стремящихся «делать деньги», не производя товаров. Эта имморально-криминальная модель не исключает насилия, воинственных акций, морского разбоя, использования труда рабов и прочих подобных средств, отличающихся этической неразборчивостью, бесцеремонностью, агрессивностью, правовым нигилизмом. Вторая модель — рациональная, возникшая в Европе в эпоху Реформации, когда в протестантских странах стали ликвидировать монастыри, а от их бывших обитателей потребовалось выполнение всех христианских заповедей в миру. Укрепилось убеждение, что Богу угодно, когда человек много и честно работает, что следует уповать не на счастливый случай, а на рационально организованный, систематический труд по производству товаров. Эти умонастроения Вебер назвал «духом капитализма», требующим целерациональной организации всей жизни, умеренного прагматизма, запрета тратить деньги широко и бездумно, как это делали аристократы-феодалы.

           Вебер попытался провести отчетливую границу между правовой и моральной нормативностью. Специфику первой он увидел в ее институциональном, организационном характере, в наличии организованных групп специалистов-профессионалов — судей, прокуроров, адвокатов. Предназначение стражей закона в том, чтобы строго следить за соблюдением правопорядка и, при необходимости, наказывать виновных, а для этого государство снабдило их всеми полномочиями. Моральные нормы, в отличие от правовых, лишены институциальности и осуществляют свои регулятивные функции по-иному.

           Вебер разработал концепцию легитимной власти в государстве, обозначив несколько типов легитимного господства. Первый, легальный, заключается в преобладании рациональных принципов управления. Он позволяет человеку считать, что он подчиняется не вышестоящим индивидам, а законам, под властью которых находятся как управляемые, так и управляющие. Второй тип властвования, традиционный, основывается не столько на законности, сколько на общем признании священного характера старых традиций и древних иерархий. Он включает в себя три разновидности власти — геронтологическую (власть старейшин), патриархальную (власть племенных вождей) и патримониальную (власть монарха). Третий тип господства, харизматический, обозначает властные отношения, строящиеся на основе личной преданности вождю, государю-полководцу, пророку на вере масс в необыкновенную одаренность политического лидера11.

             Ученый ввел в социологию понятие идеального типа как теоретической модели распространенного социального явления, интересующего исследователей.

             Пользуясь компаративистской методологией, Вебер занимался сравнительным изучением протестантизма и католицизма, сопоставлял иудаизм с религиями Древнего Востока. Он видел в религии один из традиционных способов придания смысла социальным действиям человека, культурную форму, задающую и поддерживающую экзистенциальные смыслы, вносящую начала рациональности в мировоззрение и практику повседневного отношения к окружающей жизни. Благодаря религии мир превращается в арену действия сверхъестественных сил и существ, которые все вместе составляют целостный космос. Религия не только творит и хранит смыслы, скрепляющие человека с мирозданием в единое целое, но и формулирует важнейшую цель человеческого существования, находящуюся на вершине иерархии больших и малых жизненных целей и обретающую вид идеи спасения. Одновременно она определяет нормативные рамки человеческого существования, поощряет одни формы поведения и запрещает другие, позволяет индивидам отчетливо формулировать свои исходные нравственные позиции, побуждает к социальным действиям, отвечающим религиозно-нравственным критериям и препятствует поступкам, не отвечающим этим критериям.12

 

 

 

 

 

 

    1. П. Сорокин

 

          Питирим Александрович Сорокин (1889—1968) — крупнейший русский социолог XX в.

          Дипломное сочинение Сорокина «Преступление и кара, подвиг и награда» (1914). В 1920 г. вышла в свет книга «Система социологии», которую Сорокин публично защитил в качестве докторской диссертации.

          Сорокин — автор многих фундаментальных исследований, в том числе: «Основы социологии» (1922) «Социология революции» (1925); «Социальная мобильность» (1927); «Современные социологические теории» (1928); «Систематическая антология сельской социологии» (1932); «Социальная и культурная динамика», в 4 т. (1937-1941); «Кризис нашего столетия» (1942); «Общество, культура и личность: структура и динамика» (1947); «Социально-философские теории в век кризиса» (1951); «Власть и нравственность» (1959)13.

           П. А. Сорокин – один из  родоначальников теории социальной  стратификации и социальной мобильности. Социолог ввел в социологию в 1927 году термин «социальная мобильность». П. А. Сорокин рассматривал социальную мобильность как любое изменение социального положения, а не только переход лиц и семей из одной социальной группы в другую. Согласно взглядам П. А. Сорокина, социальная мобильность означает перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: 1) вертикальном – движение вверх и низ; 2) горизонтальном – передвижение на одном и том же социальном уровне14.

           Для Сорокина предназначение социологии заключалось в том, чтобы изучать межсубъектные взаимодействия и их социальные результаты. В фундаментальном исследовании «Система социологии» он изложил основы теории социального взаимодействия и предложил собственный подход к проблеме общественных противоречий, выделив два типа межсубъектного взаимодействия — антагонистический и солидаристический.

         Ученый, считая основными индикаторами антагонистического взаимодействия факты борьбы, принуждения и насилия, выделил четыре типа антагонизмов: антагонизмы сознательные и бессознательные; антагонизмы, вытекающие из сходства индивидов в каком-либо отношении; антагонизмы, следующие из различий индивидов в том или ином отношении: расовые, политические, классовые и др.; антагонизмы, различающиеся количеством участвующих в них лиц.

         В «Социокультурной динамике» Сорокин изложил концепцию трех исторических типов цивилизаций — идеациональнои (умозрительной или религиозной), чувственной (сугубо светской, атеистической) и идеалистической (занимающей промежуточное место между первыми двумя).

        Идеациональная цивилизация характеризуется тем, что ее высшие ценности восходят к сверхчувственному миру и его абсолютной доминанте - Богу. К идеациональной этике и нравственности непосредственно примыкает идеациональное право, рассматривающее своды своих законов как данные свыше. Юридические нормы считаются в нем заповедями Бога, т. е. абсолютными, безапелляционными предписаниями, требующими беспрекословного исполнения. В идеациональном праве послушание закону равнозначно послушанию Богу, а преступление перед людьми расценивается как грех перед Богом. Идеациональное право, будучи тесно связано с нравственностью, так же, как и она, предписывает всем людям относиться друг к другу по-братски, поскольку все являются детьми единого Бога.

         Второй тип цивилизации именуется Сорокиным сенситивным из-за того, что систему ценностей здесь венчают земные радости и чувственные удовольствия. Сенситивная этика гедонистична и призывает: ловите каждое мгновение земной жизни, ибо она коротка и завтра вас уже не будет. Главный смысл человеческого существования состоит в том, чтобы стремиться к удовольствиям, наслаждениям и счастью.

         Цели его норм и законов сугубо утилитарны и заключаются в том, чтобы оберегать элиту, охранять ее собственность и благосостояние, а также поддерживать стабильный правопорядок в обществе, гарантирующий  все эти прерогативы. В уголовных кодексах, создаваемых в условиях чувственно-правовой цивилизации, нет места для религиозных преступлений — ересей, отступничества, колдовства, святотатства. В номенклатуре наказаний отсутствуют сверхчувственные санкции. Цели уголовных наказаний состоят не в искуплении вины, а имеют вполне утилитарные мотивы — воздаяние за содеянное, перевоспитание преступника и безопасность общества.

         Третья цивилизация — идеалистическая. Она занимает промежуточное место между идеациональной и чувственной системами, играет переходную роль, являя собой своеобразное сочетание норм и ценностей обеих систем. Она предписывает видеть высшую ценность в Боге и одновременно положительно относиться к тем чувственным ценностям, которые не противоречат и не препятствуют почтительному отношению к Абсолюту.

         Сорокин настаивал на том, что цивилизация, общество и человек не смогут существовать без Бога, без универсальных религиозно-нравственных и естественно-правовых ценностей абсолютного характера, что рано или поздно западная цивилизация опять возвратится к религиозно-умозрительным ценностям морали и права с присущим им уважением к универсальным нормативным абсолютам и тем самым выйдет из состояния кризиса15.

Заключение

 

         В ходе выполнения контрольной  работы, была изучена основная  учебно-методическая литература.

         Контрольная работа состоит из  одной главы, которая содержит  в себе три параграфа.

        Первый  параграф посвящен социологическим  воззрениям Вильфредо Парето.

      Общепризнано, что Парето принадлежит к числу классиков социологии. Он внес важный вклад в формирование представления об обществе как системе. Этот вклад состоит, в частности, в разработке концепции равновесия, взаимодействия и взаимозависимости всех элементов социальной системы, в отрицании односторонних и универсальных причинно-следственных связей между элементами, наконец, в положении о том, что каждый элемент может быть понят только в свете той роли, которую он играет по отношению к другим частям социальной системы. Последнее положение позволяет видеть в Парето одного из основоположников структурно-функционального анализа в социологии.

       Важное научное значение имел осуществленный в трудах Парето анализ человеческих действий и их мотивов. Термины «логические» и «нелогические действия», «осадки» и «деривации» впоследствии практически не использовались в социологии. Тем не менее, анализ самих явлений, обозначаемых этими терминами, открыл для социологов существенную роль иррациональных и эмоциональных факторов социального поведения, разного рода предрасположений, установок, предрассудков, стереотипов, сознательно и бессознательно маскируемых и рационализируемых в «идеологиях», «теориях», верованиях и т. п. Парето впервые разработал развернутую теорию элиты.

       Будучи, по его собственному выражению, «атеистом всех религий», Парето стремился избавиться и от тех предрассудков, на которых вырос фашизм. Таким образом, вклад Парето в идеологию фашизма состоял не столько в позитивной разработке этой идеологии, сколько в критике той идеологии, которая противостояла фашизму и другим формам тоталитаризма.

        Второй параграф посвящен социологическим воззрениям Макса Вебера.

        Выдвинул  концепцию двух методов (объяснение  и понимание). Выделил четыре типа  социальных действий и попытался создать собственное учение о стратификации, в основу которого положил три фактора: экономический статус, власть, престиж.

        Разработал  концепцию легитимной власти  в государстве, обозначив несколько  типов легитимного государства.

        Вебер занимался сравнительным изучением протестантизма и католицизма, сопоставлял иудаизм с религиями Древнего Востока.

Информация о работе Социологические воззрения основных представителей классической социологии