Социологические взгляды О.Конта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 17:18, реферат

Описание работы

Становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в конце XVIII- начале XIX века. Общество мучительно переходило от
средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации экономической и политической жизни. Рушились старые религиозные эталоны истины, добра и красоты, уступая свое место более прагматичным устремлениям людей. Ответом на новые общественные потребности стали позитивный стиль мышления и разумно-рациональный образ деятельности. Изменение мировоззренческих установок так или иначе фиксировалось в структуре философского знания, в котором стали усиливаться позитивные тенденции. Само зарождение позитивизма и социологии было ответом на эти изменения.

Содержание работы

Социологические взгляды О.Конта
3
Приложения
11
Литература

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 140.16 Кб (Скачать файл)

Необходимым условием социального  наблюдения является четкое разделение субъекта и объекта познания. В  социологии наблюдение возможно только «со стороны». В этой связи он резко критиковал метод интроспекции. «Внутреннее наблюдение порождает  почти столько же разноречивых мнений, сколько есть людей, верящих, что  они им занимаются». Большое значение Конт придавал косвенному наблю­дению: описанию обычаев, традиций, нравов народов. Таким образом он сформулировал ряд важнейших методологических положений о специфике

метода наблюдения в социологии, которые и в настоящее время  привлекают к себе пристальное внимание исследователей.

 

Конт высоко оценивал перспективы  применения в социологии метода эксперимента. Он различал непосредственный и опосредованный эксперимент. Возможности первого  ограничены ввиду сложности осуществления  контроля и искусственного изменения  социальных факторов, т. е. условий эксперимента. В социологии метод эксперимента проявляет себя чаще в опосредованной форме, как наблюдение за резкими  социальными потрясениями, переменами, кризисами, которые, как и патология  организма, помогают лучше понять нормальное состояние общества, закономерности его функционирования и развития.

Для исследования биологических  и социальных явлений наиболее продуктивен, по Конту, сравнительный метод. В  социологии применимы три основных вида сравнения. Сравнение процессов, происходящих в обществе, позволяет  лучше понять роль нравственных и  интеллектуальных факторов, обнаружить универсальные механизмы общественной жизни. Сравнение различных обществ, сосуществующих в данный момент времени, но не влияющих друг на друга, позволяет, исходя из того, что все явления  управляются неизменными законами, переходить от известного к неизвестному. Например, исследуя общественную жизнь отсталых народов, можно делать выводы о прошлом европейцев. Путем такого сравнения обнаруживается общее в развитии различных народов.

Наконец, можно сравнивать различные состояния одного и  того же общества, социальное положение  различных классов и групп  с целью выявления определенных этапов развития. Основной недостаток сравнительного метода состоит в  том, что он, классифицируя свойства, ничего не говорит о последовательности событий. Этот недостаток преодолевается историческим анализом. Вслед за Сен-Симоном  Конт считал исторический метод основным для социологии, поднимающим ее до уровня «позитивной» науки. Задача исторического  метода заключается в сравнении  последовательных состояний общества с учетом того, что прошлое, настоящее  и будущее тесно связаны. Исторический методнаправлен на выявление тенденций и закономерностей развития. Однако полученные выводы нуждаются в тщательной проверке историческими фактами, а также данными биологической науки о человеке.

Творчество Конта вошло в классику мировой социологии. Его не без основания называют создателем социологии как самостоятельной науки. Основная задача Конта состояла в синтезе наиболее плодотворных идей своего времени в целостную программу создания новой науки об обществе. Конт весьма критически относился к буржуазной культуре, не верил в спасительное действие неограниченной конкуренции. Общественный прогресс, считал он, должен опираться на духовные, реформационные преобразования. Вопреки либеральному оптимизму он оценивал складывающиеся раннекапиталистические отношения как проявление глубокого кризиса. С социалистами же его разделяло отрицательное отношение к революционному преобразованию общества. Вместе с тем он не соглашался и с консервативной романтизацией феодальных порядков. Попытки Конта найти «средний путь», гармонически сочетающий прогресс и порядок, привели его к полной изоляции, неприятию его идей представителями всех основных социально-политических движений первой половины XIX века, однако последующее развитие социологии заставило более тщательно всмотреться в творческое наследие этого противоречивого ис­следователя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

Схема 1. Пирамида наук О. Конта

 

 

Схема 2. Позитивистская социология О. Конта

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.  Елсуков А.Н. и др. История социологии. Минск, 1997.

 

2.  Антология мировой  философии. Т. 3. О. Конт. М., 1971.

 

3.  Левада Ю.А. Лекции  по социологии. М., 1970.

 

4.  Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985.

 

5.Социологические взгляды О.Конта

 


Информация о работе Социологические взгляды О.Конта