Социологический анализ семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 22:30, контрольная работа

Описание работы

Социальные группы и общности – это такие объединения людей, которые способствуют удовлетворению потребностей этих людей в результате совместных действий. Люди осознанно объединяются, реально понимая, что совместными усилиями они добьются больших результатов, нежели каждый в отдельности. В любом обществе есть много таких групп и общностей. Есть три основных признака, определяющих суть этих объединений:
1) группы и общности – это органически целостный механизм;
2) устойчивость и определенность границ таких объединений – стабильность существования;
3) в группах и общностях существуют определенные социальные отношения, которые определяют социальные ценности определенных масс людей. Но все же необходимо разграничивать понятия «социальная группа» и «социальная общность».

Содержание работы

Введение
3
1
Специфика семьи как социального института и малой группы. Типология семьи.
5
2
Социальные функции семьи
11

Заключение
14

Список литературы

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ учреждение.docx

— 39.71 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ учреждение

высшего профессионального  образования

БРЯНСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

 

Кафедра философии, истории и социологии

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине:

«СОЦИОЛОГИЯ»

 

ТЕМА № 18

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЕМЬИ

 

 

 

 

 

 

Выполнила

 

студентка группы

АД-402з

строительного

факультета

Тулянкина Н.А.

 
 

Шифр работы

10-8.258

   

Проверил

 

канд. фил. наук

 

доцент Сафонова В.А.

 




 

 

 

 

БРЯНСК 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение 

3

1

Специфика семьи как социального  института и малой группы. Типология  семьи.

5

2

Социальные функции семьи

11

 

Заключение 

14

 

Список литературы

16


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Социальные институты  – это исторически сложившиеся  устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин «социальный  институт» употребляется в разнообразных  значениях. Говорят об институте  семьи, институте образования, здравоохранения, институте государства и т.д. чаще всего употребление термина связано  с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. Одним  из условий появления социальных институтов является соответствующая  социальная потребность. Институты  призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц, индивидов, социальных групп и иных общностей.

Социальные институты  – это организованные объединения  людей, выполняющих определенные социально  значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых  членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Социальный институт характеризуется  следующими чертами:

1) он существует как  набор социальных норм и предписаний,  которые определяют правильные  типы поведения;

2) он тесно связан с  идеологией и ценностной системой  общества;

3) институциональные типы  действий контролируются со стороны  общества, а сам институт контролирует  поведение индивидов;

4) социальный институт  обладает необходимыми материальными  средствами и ресурсами, благодаря  которым нормы и предписания,  лежащие в основе института,  более или менее успешно выполняются.

Социальные группы и общности – это такие объединения людей, которые способствуют удовлетворению потребностей этих людей в результате совместных действий. Люди осознанно  объединяются, реально понимая, что  совместными усилиями они добьются больших результатов, нежели каждый в отдельности. В любом обществе есть много таких групп и общностей. Есть три основных признака, определяющих суть этих объединений:

1) группы и общности  – это органически целостный  механизм;

2) устойчивость и определенность  границ таких объединений –  стабильность существования;

3) в группах и общностях  существуют определенные социальные  отношения, которые определяют  социальные ценности определенных  масс людей. Но все же необходимо  разграничивать понятия «социальная  группа» и «социальная общность».

Социальные группы более  стабильны и устойчивы, сплоченны  и однородны, нежели социальные общности.

Разные социологи рассматривали  социальные группы, Р. Мертон  выделял  три важных признака социальной группы:

1) взаимодействие людей  в этом объединении;

2) понимание людьми своей  принадлежности к определенной  группе;

3) признание принадлежности  других людей к этой группе

 

  В каждый институт входит много групп и ассоциаций, определяющих институциональное поведение. Например, институт семьи - это совокупность определенных связей, норм и ролей, которые на практике проявляются в деятельности отдельных малых групп - конкретных семей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 СПЕЦИФИКА СЕМЬИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА И МАЛОЙ ГРУППЫ.   ТИПОЛОГИЯ СЕМЬИ.

 

Семья является предметом  изучения многих общественных наук. Каждая из этих наук стремится дать дефиницию (определение) семьи и определить ее функции. С точки зрения содержания, структуры и формы, семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой являются гетеросексуальная связь, система родственных отношений, обеспечение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определенной экономической деятельности. Семья есть социальная группа, в которой мужчины и женщины удовлетворяют естественные половые и иные потребности и обеспечивают воспроизводство общества путем рождения потомства.

Семья — самый фундаментальный универсальный социальный институт. Ученые изучают семью много десятилетий. Социологи дают определения понятия «семья». Например, Д. Мердок, исследовав формы семей в 250 культурах (1949 г.), попытался дать всеобщее определение. По Д. Мердоку, семья — это социальная группа, характеризующаяся общим местожительством, экономической кооперацией, воспроизводством.

Для социологии характерно рассматривать семью как социальный институт и как социальную группу. В качестве малой группы она удовлетворяет личные потребности людей, в качестве института – социально значимые потребности общества. Исследование семьи как социального института ориентировано в основном на исследование внешних связей семьи, а исследование семьи как социальной группы - на внутренние связи.

Семья анализируется социологами  как социальный институт в тех  случаях, когда необходимо выяснить, насколько ее образ жизни, функционирование соответствует или не соответствует  тем или иным современным общественным потребностям. В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой – малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда ее зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно относительная независимость. С институтом семьи тесно связан другой общественный институт – институт брака.

 

Брак можно определить как санкционированную обществом, социально и личностно целесообразную, устойчивую форму половых отношений. Обычно современная семья создается на основе брака. Брак — это совокупность социальных норм, а также система взаимных обязанностей и прав, определяющих взаимоотношения женщины и мужчины, необходимых для функционирования семьи.

Основу семьи составляет брачная пара. Однако есть семьи, характеризующиеся  совместным проживанием, но юридически не оформленные. Кроме того, есть и  неполные семьи, где отсутствует  один из родителей или родительское поколение по каким-либо причинам не присутствует вовсе. Семья – малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства.

Как социальный институт семья характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образа поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.

В примитивных обществах  порядок обычно поддерживается без  участия формальных законов, полицейских  органов, суда. Единственный авторитет  там - это авторитет семьи: выбранные  члены семьи являются авторитетом  по отношению к другим членам семьи. С увеличением размеров племен возрастает сложность культуры, появляется необходимость  в формальной политической организации. Главы семей начинают объединяться в племенные советы, племена - в  конфедерации, что, в конце концов приводит к появлению и развитию бюрократии. Таким образом, как в примитивных, так и в современных обществах только наличие политической организации может способствовать мобилизации неорганизованной толпы в сообщество людей, совершающих совместные скоординированные политические или военные действия. По сходному сценарию начинают развиваться религиозные и образовательные институты, когда в силу профессионального разделения труда появляются узаконенные роли священников и учителей. Такая практика также отходит от семейных традиций, согласно которым люди занимаются этим от случая к случаю.

Мы видим, что семья  является основой всех социальных институтов, и, говоря о развитии семьи, подразумеваем  развитие общества в целом.

Как социальный институт семья  проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в жизненный  цикл семьи. Исследователи семьи  обычно выделяют следующие фазы этого  цикла:  

    • вступление в первый брак — образование семьи;
    • начало деторождения — рождение первого ребенка;
    • окончание деторождения — рождение последнего ребенка;
    • «пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из родительской семьи последнего ребенка;
    • прекращение существования семьи — смерть одного из супругов.

На каждом из этапов семья  обладает специфическими социальными  и экономическими характеристиками. 

При рассмотрении семьи как социального института изучаются:

  • общественное сознание в сфере брачно-семейных отношений;
  • образцы семейного поведения;
  • ролевые отношения в семье;
  • эффективность реализации ее основных функций;
  • социальный механизм изменения норм и ценностей.

В качестве малой социальной группы семью можно определить как общность, складывающуюся на основе брака или кровного родства, члены которой связаны общностью быта, взаимопомощью и взаимной моральной ответственностью супругов за здоровье детей и их воспитание.

При рассмотрении семьи как социальной группы изучаются:

  • условия формирования и этапы развития семьи;
  • динамика супружеских отношений и характер отношений между родителями и детьми;
  • распределение обязанностей в семье;
  • причины и мотивы разводов;
  • структура и функции семьи.

Структура семьи — это совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти и авторитета. Выделяют так называемую авторитарную структуру (авторитарные семьи), которые характеризуются жестким подчинением жены мужу, а детей — родителям. Демократические семьи основаны на распределении ролей в соответствии не с традициями, а с личностными качествами и способностями супругов, на равном участии каждого из них в принятии решений, добровольном распределении обязанностей в воспитании детей на сознании, а не на принуждении.

Под структурой семьи понимают не только ее количественную полноту, но и совокупность духовных, нравственно-психологических отношений между ее членами, в том числе отношения власти и авторитета. Со структурой семьи тесно связан порядок и уклад ее жизни, обычаи и традиции, взаимодействия с другими семьями и обществом в целом.

 

 

В социологии приняты такие  общие принципы выделения типов  семейной организации.

 

В зависимости  от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью:

  • моногамия — брак одного мужчины с одной женщиной в одно время:
  • полигамия — брак, предполагающий наличие нескольких партнеров в супружестве. Известны три формы полигамного брака:
  • групповой брак, когда несколько мужчин и несколько женщин одновременно находятся в супружеских отношениях (сегодня данная форма сохранилась только на Маркизских островах):
  • полиандрия (многомужество) - редко встречающаяся форма, имеет место в Южных штатах Индии, на Тибете;
  • полигиния (многоженство) - самая распространенная среди всех форм полигамного брака, существует в мусульманских странах.

Информация о работе Социологический анализ семьи