Виды
семей в зависимости от структуры
родственных связей:
- нуклеарная (простая), состоящая из родителей и их несовершеннолетних детей;
- расширенная (сложная), представленная двумя и более поколениями семей.
Когда речь заходит о семье,
мы прежде всего представляем ceбе мужа,
жену и их детей. Такая форма организации
семьи называете супружеской, или
нуклеарной, семьей. Ее основу составляет
пара людей, связанных брачными отношениями.
Кроме нуклеарной семьи в нашем
обществе (как и во многих других)
распространена форма семейной организации,
которая называется родственной
семьей. Родственная семья основывается
не только на супружеских отношениях
двух людей, но и на кровном родстве
большого числа родственников. Эта
семья представляет собой клан родственников
вместе с супругами и детьми. Значение
этих двух форм семей для общества
неодинаково. Так, хотя в нашем обществе
существует родственная семья для
семейных сборов, торжеств и других
церемониальных целей, важнейшие социальные
функции выполняются нуклеарной
семьей. Это выражается во многих элементах
культуры, например когда законы и
нравственные нормы требуют, чтобы
родители поддерживали своих детей,
но ничего не говорят об обязанностях
по отношению к братьям или
сестрам, дядям или тетям.
Виды
семей в зависимости от способов
выбора семейного партнера:
- эндогамные, предполагающие заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени т.д.);
- экзогамные, где брак внутри определенной узкой группы людей (например, между близкими родственниками, членами одного племени и т.д.) запрещается.
Каждое общество ограничивает
выбор партнера в браке тем, что
разрешает выбирать его только вне
определенной узкой группы. Это явление
называется экзогамией. В нашем обществе
это ограничение применяется
для избежания кровосмесительных
связей. Так, нравственные нормы запрещают
нам жениться на сестрах, двоюродных
сестрах и некоторых других близких
родственниках. Во многих обществах
запрещено выбирать супруга внутри
своего клана, деревни, а иногда даже
племени.
На практике встречаются
также противоположные требования,
когда выбор партнера в браке
возможен лишь в пределах своей группы.
Такой культурный образец называется
эндогамией. Клановая, деревенская или
племенная эндогамия очень часто встречается
в примитивных обществах. В современных
обществах широко распространен расовая
эндогамия или эндогамия сословная (когда
запрещается выбирать партнера из низших
слоев общества). Эндогамия в чистом вид
характерна для закрытых групп типа каст,
где путем эндогамных браков поддерживается
их закрытость.
Пример сословной эндогамии. ДЕЛИ, 20 сентября 2013. В Индии
родители убили собственную дочь и ее
жениха за то, что те хотели вступить в
брак против их воли. Жертвами так называемых
"убийств чести" в стране ежегодно
становятся несколько сотен влюбленных,
пошедших наперекор родным. Молодые люди познакомились
в колледже. Они начали встречаться, но
родители девушки были против их отношений,
поскольку занимали более высокое социальное
положение, нежели родные юноши. В результате
пара решила вступить в брак без разрешения
на родителей. Молодые люди сбежали из
дома, однако родственники девушки позвонили
ей и уговорили вернуться, пообещав, что
ни ей самой, ни ее другу ничего не грозит.
У дома невесты на пару напали. Отец, мать и брат 20-летней девушки
забили ее до смерти и сожгли, а затем обезглавили
ее 23-летнего жениха, предварительно сломав
ему руки и ноги. Тело юноши они бросили
под окном дома его родителей. Кастовая система в Индии уже
не действует, однако социальные различия
продолжают здесь играть, если не главенствующую,
то весьма значимую роль. Жертвами так
называемых «убийств чести» ежегодно
становятся несколько сотен влюбленных,
решивших пожениться против воли родителей.
Виды
семей в зависимости от местожительства
супругов:
- патрилокальные - молодые живут в семье мужа;
- матрилокальные - в семье родителей жены;
- неолокальные - поселяются отдельно от родителей.
Типы
семей в зависимости от критерия
семейной власти:
- матриархат — власть в семье принадлежит женщине;
- патриархат - во главе стоит мужчина;
- эгалитарная, или демократическая, семья, в которой соблюдается статусное равенство супругов (является наиболее распространенной в настоящее время).
2 СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ
СЕМЬИ
Семья во всех обществах
развивается как институциональная
структура, целью которой является
решение определенных социальных задач.
Какие же задачи решает семья? Каковы
ее функции как основного социального
института?
- Функция сексуального регулирования. Семья - это главный социальный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Вместе с тем практически каждое общество имеет альтернативные пути удовлетворения сексуальных потребностей. Несмотря на то что существуют определенные нормы супружеской верности, большинство обществ легко прощает нарушения этих норм. При этом, как нигде, наблюдаются отклонения реальной культуры от идеальной. Но часто нормы семьи разрешают сексуальные связи супругов вне семьи. Особенно наглядно различие норм сексуального поведения проявляется в отношении добрачного сексуального опыта молодых людей. Во многих современных обществах вступление в брак девственников считается абсурдным и нелепым, а добрачные сексуальные связи - служащими подготовкой к браку. С другой стороны, в так называемых патриархальных семьях добрачный сексуальный опыт строго запрещается (по крайней мере, в отношении женщин).
- Репродуктивная функция. Одна из основных задач любого общества - воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и социализации. Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или, наоборот, взрывов. Семья - это основной институт, ответственный за воспроизводство новых членов общества. Другие пути неэффективны и, как правило, социально не одобряются. Поэтому появление ребенка вне института семьи обычно вызывает жалость, сострадание или осуждение.
- Функция социализации. Несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе, безусловно, занимает семья. Это объясняется, прежде всего, тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Многие мыслители, начиная с Платона, говорили об обобществлении воспитания детей, однако все попытки социализации вне института семьи оказывались неудачными. Например, после революции в Советском Союзе были созданы специализированные программы общественного воспитания детей, с тем, чтобы женщины могли участвовать в трудовом процессе. Однако этот эксперимент не получил широкого распространения. В настоящее время в нашем обществе пытаются совместить усилия образовательных институтов и института семьи для успешной социализации детей, но семья по-прежнему удерживает первенство в социализации индивидов. В современном Израиле дети в кибуцах (кооперативных фермах) воспитываются в общих коттеджах и находятся под присмотром специальных воспитателей, в то время как их матери выполняют различные работы в тех же кибуцах. Родители обычно проводят с детьми около двух часов в день и весь день в субботу. По мнению некоторых обозревателей, такое воспитание проходит успешно, хотя у него существует много противников. Правда, так воспитывается лишь незначительное число детей Израиля. Эти редкие исключения, пожалуй, только подчеркивают первостепенное значение семьи для социализации детей. Семья для ребенка является первичной группой, именно с нее начинается развитие личности. Несмотря на появление позднее других первичных групп, у личности всегда остаются привитые в раннем детстве основные образцы поведения. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи. Трудности социализации возникают в том случае, если ребенок ориентируется на неудачные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что ребенок видит в других семьях. При этом часто возникает неудовлетворенность действиями матери или отца, и ребенок начинает искать у других личностей, в других первичных группах приемлемые модели поведения.
- Функция эмоционального удовлетворения. К многочисленным потребностям человека относится, в частности, интимное общение. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла и полноценного интимного общения в первичной группе, и прежде всего в семье (218, с. 56). Огромное количество данных свидетельствует о том, что серьезные преступления и другие негативные отклонения намного чаще происходят у тех, кто в детстве был лишен заботы в семье, что дети, воспитанные в детских домах без любви матери и отца, гораздо в большей степени подвержены заболеваниям, психическим расстройствам, повышенной смертности, отклоняющемуся поведению. Доказано; что потребность людей в близком доверительном общении, интимности, эмоциональном выражении чувств близким людям является жизненно необходимым элементом существования. Благодаря своей структуре и качествам, семья служит самым важным источником эмоционального удовлетворения. Отношения родства и супружества предоставляют людям такую возможность.
- Статусная функция. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это, прежде всего, относится к таким важным для личности статусам, как национальность, место в городской или сельской культуре и др. В классовых обществах принадлежность семьи к определенному социальному слою предоставляет ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя, и в подавляющем большинстве случаев определяют его дальнейшую жизнь. Конечно, классовый статус может изменяться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам, но начало будущего нужно искать в семье этого человека. Семья обязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующие интересы, ценности и образ жизни.
- Защитная функция. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. Мы привыкли к тому, что, задевая интересы и безопасность любой личности, мы задеваем и его семью, члены которой защищают своего близкого или мстят за него. В большинстве случаев вину или стыд за человека разделяют все члены его семьи.
- Экономическая функция. Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей между ними. Можно сказать, что семья представляет собой самую крепкую экономическую ячейку общества. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья является одним из самых
древних социальных институтов. Она возникла
намного раньше религии, государства,
армии, образования, рынка. Семья – единственный
и незаменимый производитель самого человека,
продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет
она эту главную функцию со сбоями. И зависит
это не только от нее, но и от общества.
Семья возникает из потребности удовлетворить
личные потребности и интересы индивидов.
Являясь частью общества, она соединяет
их с общественными интересами. Личные
потребности организуются на основе принятых
в обществе норм, ценностей, образцов поведения
и часто происходит так, что бесцеремонное
вмешательство общества в жизнь семьи
разрушало ее и жизнь людей ее составляющих,
доводило ее до нищенского существования.
В современном обществе наблюдается
процесс ослабления семьи как
социального института, изменение
ее социальных функций, неролевых семейных
отношений. Семья утрачивает свои ведущие
позиции в социализации индивидов,
в организации досуга и других
важнейших функциях. Традиционные роли,
при которых женщина вела домашнее хозяйство,
рожала и воспитывала детей, а муж был
хозяином, часто единоличным собственником
имущества, и обеспечивал экономическую
самостоятельность семьи, заменились
ролевыми, при которых подавляющее большинство
женщин в странах с христианской и буддийской
культурами стали участвовать в производственной,
политической деятельности, экономическом
обеспечении семьи и принимать равное,
а иногда ведущее участие в принятии семейных
решений. Конфликт может усугубиться,
если жена занимает более высокий статус
в социальной или профессиональной сфере
и переносит ролевые функции своего статуса
во внутрисемейные отношения. Это существенно
изменило характер функционирования семьи
и повлекло за собой ряд позитивных и негативных
для общества последствий. С одной стороны,
оно способствовало росту самосознания
женщины, равенства в супружеских отношениях,
с другой стороны, усугубило конфликтную
ситуацию, воздействовало на демографическое
поведение, приводя к снижению рождаемости
и увеличивая уровень смертности.
Причин, побуждающих объединятся
в семейные группы, создавать устойчивые
связи и взаимодействия, много, но основными
являются потребности человека. Говоря
научным языком, духовные, физиологические
и сексуальные потребности мужчины и женщины
побуждают их объединяться для совместного
осуществления целей: воспроизводство
человеческого рода, создание материальных
условий существования – жилища, одежды,
питания; удовлетворения потребности
в детях, биологической зависимости детей
от родителей, потребности в сексе. Разве
человек не может удовлетворить эту потребность
вне семьи? Конечно, может. Но не поучителен
ли опыт предков? Обратив свой взор в прошлое,
мы осознаем, что общество в целом, а значит
и люди, его составляющие, заинтересованы
в том, чтобы эти биологические потребности
осуществлялись в рамках семьи.
ЛИТЕРАТУРА
- Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов/ Отв.редакторы Г.В.Осипов, Л.Н. Москвичев.-.М.,2002.
- Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. М.,2003.
- Фролов С.С. Социология: учебник – М.,2002
- Федотова Ю.В. проблемы понимания кризиса семьи//Социс.-2003.-№1
- Митринас С.С. Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы//Социс.-2004.-№5
- http://www.bbc.co.uk/news/world-asia-india-24156835