Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 12:13, доклад
Опрос предоставляет исследователю информацию пяти типов: факты, знания (perceptions), мнения (opinions), отношения (attitudes) и поведенческие отчеты (behavioral reports) респондентов. В разряд фактов входят те биографические сведения о респонденте (возраст, род занятий, место рождения, первое политическое увлечение), которые могут оказаться существенными при интерпретации других данных. К разряду знаний относятся суждения респондента об окружающем мире, т.е. то, что он знает или ему кажется, что он знает (например, фамилии должностных лиц или же сведения о политике федерального правительства в отношении торговли с Кубой).
Введение
Зачастую лучший (а подчас и единственный) способ узнать, о чем люди думают и как они поступают, состоит в том, чтобы просто спросить их об этом.
Опрос – метод сбора первичной информации путем регистрации ответов респондентов на вопросы, заданные исследователем в соответствии с целями и задачами исследования. На основании ответов опрашиваемых можно с достаточной надежностью делать выводы обо всем населении или о какой-то его части или же о ситуации в целом. Такая информация может быть получена либо с помощью очного или телефонного интервью, либо с помощью заполнения опрашиваемыми анкет-вопросников, доставленных им по почте или кем-то из проводящих опрос. Эти способы являются составной частью опроса как более общего метода. Лица, которые отвечают на вопросы, называются респондентами.
Опрос также имеет качественные и количественные варианты. Анкетный опрос можно назвать количественным методом, а фокусированное интервью — качественным. В первом случае информация фиксируется системой показателей и шкал, во втором — обычной диктофонной записью, которая в последующем расшифровывается и подвергается качественному анализу.
Цель опроса заключается в получении информации об объективных и (или) субъективных (мнения, настроения и т.п.) фактах со слов опрашиваемого.
Особенность опроса заключается в том, что он имеет вербальный (словесный) характер.
При опросе исследователи получают от людей информацию только о тех явлениях политической жизни, которые отражаются их сознанием и могут быть выражены ими в словесной форме, причем на языке их повседневного общения. Этим обусловлено повышенное внимание исследователей к формулировкам вопросов, используемых при анкетировании и интервьюировании.
Опрос является практически незаменимым методом в ситуациях, когда в задачи исследования входит получение информации о мнениях людей по определенным политическим вопросам, их отношении к тем или иным политическим акторам, решениям, проблемам.
Опрос предоставляет исследователю информацию пяти типов: факты, знания (perceptions), мнения (opinions), отношения (attitudes) и поведенческие отчеты (behavioral reports) респондентов. В разряд фактов входят те биографические сведения о респонденте (возраст, род занятий, место рождения, первое политическое увлечение), которые могут оказаться существенными при интерпретации других данных. К разряду знаний относятся суждения респондента об окружающем мире, т.е. то, что он знает или ему кажется, что он знает (например, фамилии должностных лиц или же сведения о политике федерального правительства в отношении торговли с Кубой). В разряд мнений входят суждения респондента о его предпочтениях или взглядах на определенные предметы и события. На выявление мнений нацелены, например, такие вопросы, как: “Вы за или против легализации торговли наркотиками?”, “Кого бы Вы хотели видеть победившим на предстоящих местных выборах?”. К отношениям можно причислить сравнительно устойчивые настроения респондентов и их оценки определенных событий, явлений и идей. Поведенческие отчеты – это утверждения респондентов о том, как они поступают в том или ином случае (как голосуют, читают газетные передовицы, участвуют в деятельности какой-либо политической организации и т. п.).
Типология вопросов, их форма.
Ключевым инструментом опроса является вопрос. От того, насколько корректно сформулированы вопросы, насколько они понятны респонденту (опрашиваемому), в очень значительной мере зависит успех исследования.
По структуре вопросы разделяются на открытые, закрытые и полузакрытые. Открытый вопрос предполагает формулировку ответа самим респондентом. Например, чтобы выяснить, за какую партию респондент голосовал на последних парламентских выборах, его просто спрашивают: «За какую партию вы голосовали на выборах депутатов Государственной думы в декабре 2011 года?» Закрытый вопрос содержит полный перечень возможных вариантов ответа, респонденту остается лишь выбрать один из них. Например: «Как часто вы участвовали в выборах за последние 5 лет?»
1. Всегда, практически всегда.
2. Редко.
3. Никогда.
4. Затрудняюсь ответить.
Важнейшее требование, предъявляемое к закрытому вопросу, состоит в том, чтобы предлагаемый отвечающему перечень был исчерпывающим.
Полузакрытый вопрос также содержит варианты ответа, но при этом оставляет респонденту возможность сформулировать ответ самостоятельно, если ни один из предложенных вариантов не соответствует его позиции. Например: «За какую партию вы голосовали на выборах депутатов Государственной думы в декабре 2003 года?»
ЛДПР «Единая Россия»
КПРФ «Яблоко» «Справедливая Россия»
Иное
Против всех
Затрудняюсь ответить
Такой вопрос не имеет смысла делать закрытым, поскольку в этих выборах приняли участие 23 партии и перечень получился бы слишком длинным и неудобным для восприятия. Поэтому в список вариантов ответов внесены партии, набравшие наибольшее число голосов. Пункт «Иное» добавлен для тех немногочисленных респондентов, которые голосовали бы за другие партии.
По роли в исследовании вопросы делятся на фильтрующие, общие, причинные, специфические и оценочные. Фильтрующие вопросы позволяют выяснять, насколько опрашиваемые осведомлены относительно обсуждаемой проблемы. Общие (открытые) вопросы помогают выявлять взгляды респондента на эту проблему. Причинные вопросы определяют факторы, обусловливающие эти взгляды. Специфические — устанавливают отношение респондента к отдельным аспектам проблемы. Оценочные — определяют интенсивность или устойчивость этого отношения.
Существуют также вопросы-ловушки, с помощью которых проверяется искренность ответов на основные вопросы.
Вопросы также подразделяются в соответствии с функцией, которую они выполняют в процессе опроса. Содержательные вопросы непосредственно служат достижению цели и решению задач исследования. Функциональные вопросы способствуют оптимизации процедуры исследования. Среди функциональных вопросов выделяются, в частности, контрольные вопросы, тестирующие искренность, внимательность или (реже) компетентность респондента. В простейшем случае контрольный вопрос представляет собой уже заданный содержательный вопрос в иной формулировке. Разные ответы на идентичные или очень схожие по смыслу вопросы наводят на мысль о неискренности или невнимательности респондента.
Другой вид функциональных вопросов — вопросы-фильтры. Они позволяют выделить тех респондентов, которые непосредственно интересуют исследователя. Например, если изучают электорат партии «Яблоко», первым в опроснике будет вопрос-фильтр: «Голосовали ли вы за партию "Яблоко"?» При отрицательном ответе процедура опроса прекращается. Бывают также ситуации, когда в рамках одного опроса имеются разные наборы вопросов для разных групп респондентов (например, отдельные блоки вопросов для лиц старшего, среднего, младшего возраста). В данном случае вопрос о возрасте респондента будет также выполнять функцию вопроса-фильтра.
Кроме того, существуют адаптационные вопросы, выполняющие функцию адаптации респондента к самому процессу опроса. Они, как правило, имеют содержательную нагрузку, но также служат вовлечению отвечающего в беседу на интересующие исследователя темы. Соответственно, адаптационные вопросы обычно предшествуют наиболее существенным для исследования содержательным вопросам.
Отдельную группу составляют вопросы, относящиеся непосредственно к личностным и социальным характеристикам респондента. На социологическом жаргоне совокупность таких вопросов получила название паспортички. К основным пунктам паспортички в политических исследованиях относятся:
1. Пол респондента.
2. Возраст респондента. Указывается либо число полных лет, либо принадлежность к определенной возрастной группе (например, от 18 до 35, от 36 до 55, старше 55).
3. Уровень образования. Как правило, вопрос является закрытым и содержит следующие варианты ответов: ниже среднего; среднее; среднее специальное; незаконченное высшее; высшее; отказ от ответа.
4. Род занятий респондента. Получить информацию по данной позиции не так просто, как кажется на первый взгляд. Например, некорректно задавать вопрос «Кто вы по профессии?», так как в данном случае респондент, скорее" всего, назовет свою специальность по образованию, которая может не совпадать с его сегодняшним родом занятий. Один из подходов к решению данной проблемы состоит в том, чтобы задать три вопроса, первый из которых является фильтрующим:
а) «Вы работаете в настоящее время?»
Работаю >вопрос б
Не работаю >вопрос в
б) «В какой сфере вы работаете?»
Государственное и городское управление, юстиция Транспорт и связь
Общественные организации
Промышленное производство
Торговля, общественное
питание
Сфера услуг (тур., рекл., консулы., юрид.) Сельское и лесное хозяйство
Образование и наука, включая НИИ Средства массовой информации
Здравоохранение и спорт Жилищно-коммунальное хозяйство
Культура и искусство
в) «В чем причина того, что вы не работаете?»
Ищу работу
Занимаюсь домашним хозяйством
Не могу работать по состоянию здоровья
Нахожусь в декретном отпуске
Учусь, не могу совмещать учебу с работой
Нет желания работать
Нахожусь на пенсии по старости
Другое
5. Доход респондента. Здесь
С другой стороны, важно оценить субъективное восприятие респондентом своего уровня благосостояния. Для этого можно использовать два типа вопросов:
а) открытый вопрос: «Какой доход на человека, с вашей точки зрения, должен быть в семье, чтобы его можно было назвать средним?»
Полученный ответ
б) закрытый шкальный вопрос: «Выберите из предложенных формулировок ту, которая наиболее точно характеризует ваше материальное положение».
Варианты ответа могут быть такими:
• «У меня есть возможность удовлетворять практически все свои материальные потребности»;
•«Материальных трудностей в основном не испытываю, хотя и приходится экономить»;
• «Вынужден экономить даже на самом необходимом»;
• «Живу фактически в бедности, нищете».
Приведенные выше пункты составляют ядро паспортички опросного политического исследования. Общий критерий отбора признаков — их способность влиять на политическое сознание и поведение. Поэтому в опросах по политической тематике редко интересуются, например, семейным положением респондентов; на сегодняшний день эмпирические исследования не обнаружили влияния этого фактора на политические установки и действия. В то же время конкретный перечень вопросов паспортички будет определяться индивидуально для каждого опроса в зависимости от его цели и задач.
Личные данные о респонденте играют существенную роль в анализе результатов опроса, причем как в теоретических, так и в прикладных проектах.
Формирование выборочной совокупности
Для метода опроса данная проблема чрезвычайно актуальна. Как правило, аналитика, работающего с политическими проблемами, интересует мнение не какого-то очень узкого круга лиц, который можно было бы охватить сплошным исследованием, а людей как представителей широких социальных групп. Нередко требуется выявить отношение к определенным политическим проблемам в масштабах региона или даже всей страны. По понятным причинам такое исследование неизбежно будет выборочным.
Выборочная совокупность (выборка) — это часть генеральной совокупности (всех изучаемых объектов), отражающая те ее свойства, которые важны с точки зрения цели и задач исследования. Формируя выборочную совокупность, должна быть уверенность, что полученное знание о ее свойствах может быть корректно экстраполировано на генеральную совокупность, т. е. выборка репрезентативна по отношению к генеральной совокупности. Разумеется, полной идентичности выборочной и генеральной совокупности добиться невозможно, если они сильно различаются по объему. Для каждой выборочной совокупности специальным образом вычисляется ошибка, показывающая допустимое отклонение результатов, полученных при изучении выборки, от истинных значений признака для генеральной совокупности. Как правило, политические исследования требуют повышенной надежности выборки, при которой ошибка не должна превышать 3%.
Так, существуют методы построения выборки, основанные на принципе случайного отбора. Принцип случайности предполагает обеспечение для всех элементов генеральной совокупности равных шансов попасть в выборку. Этот принцип реализован, например, в ло-тотроне: каждый из шаров в крутящемся барабане имеет теоретически равные шансы оказаться в руке у человека, который их оттуда достает. Для этого все шары должны иметь одинаковые размер, вес, цвет (либо человек должен достать их с завязанными глазами), температуру, — а это уже техника реализации случайного принципа.