Социологический метод: опрос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 12:13, доклад

Описание работы

Опрос предоставляет исследователю информацию пяти типов: факты, знания (perceptions), мнения (opinions), отношения (attitudes) и поведенческие отчеты (behavioral reports) респондентов. В разряд фактов входят те биографические сведения о респонденте (возраст, род занятий, место рождения, первое политическое увлечение), которые могут оказаться существенными при интерпретации других данных. К разряду знаний относятся суждения респондента об окружающем мире, т.е. то, что он знает или ему кажется, что он знает (например, фамилии должностных лиц или же сведения о политике федерального правительства в отношении торговли с Кубой).

Файлы: 1 файл

Коврижных.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

     Примерами случайных методик, принятых в науке, являются метод пошаговой выборки и метод случайных чисел. Метод пошаговой выборки предполагает следующие действия:

1)составление перечня  всех элементов генеральной совокупности (например, списка студентов философского  факультета МГУ; тогда в совокупности  будет около 1500 элементов). Каждый элемент нумеруется;

2) определение объема выборочной  совокупности. Если нас удовлетворяет 5%-ная ошибка, мы можем остановиться на выборке из 300 студентов;

3) определение шага выборки,  который является результатом  деления объема генеральной совокупности  на объем выборочной (в данном случае 1500:300 = 5);

4) формирование из генеральной совокупности выборочной совокупности в соответствии с шагом выборки. Например, отбирается каждый пятый студент из общего списка: 1-й, 6-й, 11-й и т. д.

     При построении пошаговой выборки важно следить за тем, чтобы шаг выборки не совпал с той или иной структурной закономерностью генеральной совокупности.

     Метод случайных чисел также начинается с формирования перечня элементов генеральной совокупности и определения объема выборки. Однако отбор производится не пошаговым методом, а методом случайных чисел: с помощью компьютера или специальных таблиц выбирается определенное количество случайных чисел, равное объему выборки, в интервале, заданном объемом генеральной совокупности.

     Еще одним вариантом реализации метода случайного отбора является гнездовая (серийная) выборка. Ее специфика состоит в том, что случайным образом отбираются не элементы генеральной совокупности, а группы элементов, из которых совокупность состоит. А уже внутри каждой из отобранных групп производится сплошное исследование.

     Гнездовая выборка удобна для проведения исследования тех совокупностей, где существует четко наблюдаемая структура: в учебных заведениях, в трудовых коллективах и т. д. По сравнению с простым случайным методом формирование гнездовой выборки может существенно технически облегчить процесс исследования. Значительно проще найти и опросить студентов шести групп, которые собираются в определенном месте и в определенное время (студенческие группы — в соответствии с расписанием занятий), чем искать и опрашивать каждого из 300 студентов по отдельности.

     Случайный метод (во всех технических воплощениях) имеет ряд существенных ограничений. Во-первых, принцип случайности эффективно работает тогда, когда совокупность относительно однородна с точки зрения тех свойств, которые важны для исследователя. Это в значительной мере относится к студентам одного факультета, но никак не к избирателям большого города или района или членам политической партии. Во-вторых, техническая реализация принципа случайности предполагает наличие полного перечня элементов генеральной совокупности или хотя бы списка компактных групп, на которые эта совокупность разбита. Политические исследования, как правило, имеют дело с очень большими совокупностями, явным образом не структурированными по группам и не внесенными в единые списки. Конечно, существуют списки всех избирателей России, но как практически работать с многомиллионным перечнем, даже если таковой удастся получить?

     Поэтому случайный способ не стал основным в выборочных политических исследованиях, уступив пальму первенства квотной (стратифицированной) выборке. В ее основе лежит принцип квотирования выборочной совокупности по определенному набору признаков, значимых с точки зрения цели исследования, в соответствии с распределением этих признаков в генеральной совокупности. В качестве квотирующих выделяются те признаки, которые являются наиболее существенными с точки зрения целей и задач исследования (влияют на политическое поведение).

     Предположим, цель нашего исследования — выявить уровень поддержки действующего губернатора избирателями города N (генеральная совокупность). Мы ограничиваемся двумя квотирующими признаками — пол и возраст членов генеральной совокупности. Прежде всего выясняется распределение каждого из признаков в генеральной совокупности — это делается на основе имеющихся статистических данных, например:

Пол:

Мужчины                      43,4%

Женщины                      56,6%

Вся совокупность 100,0%

Возраст:

18—24 года 11,7%

25—39 лет            26,4%

40—54 года 29,6%

Старше 55 лет 32,3%

Вся совокупность 100,0%

М 18—2-4

 Ж 55+ 5% Ж 18-24

Для удобства работы на основании  этих данных строятся единые половозрастные квоты: для мужчин в возрасте от 18 до 24 лет, женщин — от 18 до 24 лет, мужчин — от 29 до 39 лет и т. д. Всего получится 8 половозрастных квот (произведение числа групп в каждом из квотирующих признаков):

Указанные выше квоты  должны быть воспроизведены в выборочной совокупности. Так, если доля мужчин в  возрасте от 18 до 24 лет составляет 5% от общего числа совершеннолетних жителей города IV, то и в выборке их доля должна составлять 5%.

     Если входящие в генеральную совокупность люди проживают на большой территории, квотный принцип формирования выборки дополняется принципом многоступенчатого районированного отбора. Например, при проведении общероссийского опроса на первом этапе (ступени) производится отбор субъектов Федерации; на втором — городов и районов в рамках выбранных субъектов Федерации; на третьем — населенных пунктов и т. д. На каждой ступени отбора важно следить за тем, чтобы не произошло смещения выборки по какому-то важному признаку, например представленности городского/сельского населения или национальных групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды опросов

     Существует множество разновидностей опроса. Как я уже отметила, опросы делятся на письменные (анкетирование) и устные (интервьюирование), а также на массовые и экспертные, групповые и индивидуальные, стандартизованные и фокусированные.

     По характеру взаимодействия исследователя и респондента выделяют интервью и анкетирование. Интервью предполагает прямой контакт между задающим вопросы (в этом случае он будет называться интервьюером) и респондентом. Анкетирование предполагает коммуникацию между исследователем и респондентом при помощи материального посредника — анкеты, представляющей собой структурированный по определенной схеме перечень вопросов, зафиксированный на бумажном или электронном носителе.

     Говоря о достоинствах и недостатках анкетирования и интервью в сравнительном ключе, следует отметить следующее. Анкетирование позволяет охватить большее число респондентов, чем интервью, за один период времени.

     Анкеты, представляющие собой единообразные, четко структурированные перечни вопросов, легче поддаются технической обработке. Интервью, особенно построенное по свободной схеме (когда интервьюер руководствуется лишь общим списком тем), требует достаточно трудоемкой и длительной по времени расшифровки ответов.

     В то же время интервью — более гибкий исследовательский инструмент, предполагающий возможность уточнять те или иные аспекты в ответах респондента, глубже рассматривать отдельные темы. Личный контакт между интервьюером и респондентом увеличивает «включенность» последнего в процесс опроса, повышает уровень его ответственности при формулировке ответов. Впрочем, личный контакт может иметь и негативные последствия, например когда интервьюер вызывает личную антипатию у респондента.

     Существует своего рода «гибрид» анкетирования и интервью, когда личный контакт между респондентом и интервьюером есть, но их беседа проходит по очень жестко заданной схеме. Формулировки и порядок следования вопросов не подлежат изменению; функции интервьюера ограничиваются фиксацией ответов респондента в соответствии с заранее разработанной и единообразной для всех интервьюеров процедурой. Бланк интервью содержит коды ответов для облегчения последующей обработки.

      Вопросы, содержащие развернутые перечни вариантов ответа, выносятся на специальные карточки, которые интервьюер предъявляет для заполнения респонденту. Такой вид опроса называется стандартизованным интервью в противовес свободному интервью. В последнем случае интервьюер ограничен лишь тематическим планом беседы и набором наиболее важных вопросов, вместе получивших название «гайд» (от англ. проводник), т. е. сценарий интервью.

     Одной из разновидностей опроса являются мониторинговые (трендовые) опросы — серии опросов, проводящихся с определенной периодичностью. Трендовые опросы нацелены на фиксацию изменений во мнении респондентов по отношению к одной и той же политической проблеме или политическому актору. Наиболее распространенный трендовый опрос — ежемесячное измерение рейтинга поддержки ведущих политиков на протяжении года, оставшегося до президентских выборов. Основной вопрос, повторяющийся в каждом ежемесячном опросе — «За кого вы бы проголосовали, если бы выборы президента состоялись в следующее воскресенье?» — как правило, будет иметь полузакрытую форму.

     Специфической разновидностью трендового опроса являются панельные опросы. Основное отличие панельных опросов от обычных трендовых состоит в том, что панельные исследования проводятся по одной и той же выборочной совокупности. Речь идет не только о сохранении единых принципов отбора, что актуально для всех мониторинговых опросов; в панельном исследовании опрашиваются одни и те же люди. Несмотря на ряд технических сложностей, связанных с проведением панельных опросов, они обладают одним уникальным достоинством, а именно способностью зафиксировать не только тенденцию в изменении мнений, но и причины и мотивы этого изменения.

     В отечественной политической науке (в отличие от западной) панельные исследования пока что распространены довольно слабо, хотя это один из основных рабочих инструментов, к примеру, российских специалистов по маркетингу. Вероятно, и в политических исследованиях панельные опросы займут в ближайшем будущем достойное место.

     Несколько видов опроса выделяется по техническому способу связи между исследователем и респондентом. Так, достаточно широкое распространение получили телефонные опросы, в частности, в силу их меньшей стоимости по сравнению с очным интервью. В то же время проведение телефонных опросов связано с рядом ограничений, особенно в России. Во-первых, в нашей стране уровень телефонизации очень сильно колеблется по отдельным территориям. Достаточно высок он Москве и Санкт-Петербурге, ряде крупных городов. На остальной же территории, особенно в сельской местности, наличие телефона в семье может отражать ее более высокий социальный статус или уровень благосостояния. В этом случае проведение телефонного опроса приведет к существенному смещению выборки, так как доля статусных и обеспеченных граждан в ней будет выше по сравнению с генеральной совокупностью. Во-вторых, использование телефонной связи рекомендуется при проведении экспресс-опросов, когда перечень задаваемых вопросов незначителен.

     С некоторой натяжкой к видам опроса можно отнести разнообразные голосования на интернет-сайтах. Ограничения их репрезентативности очень велики и связаны с низкой распространенностью Интернета в России, возрастной и профессиональной спецификой его аудитории в целом и аудитории отдельных сайтов в частности. Слабой репрезентативностью обладают также опросы, проводящиеся во время телевизионных передач (когда зрителям предлагается определить свое отношение к проблеме, позвонив по одному из указанных номеров).

     Опросы бывают индивидуальными и групповыми. В последнем случае опрос представляет собой беседу нескольких респондентов, протекающую в русле заданной темы и направляемой ведущим, который называется обычно модератором или медиатором. Наиболее распространенный вид группового опроса — фокус-группа.

     Групповые опросы нельзя путать с массовыми опросами. Массовый опрос — это совокупность большого числа индивидуальных опросов. Предметом исследований, реализуемых с помощью массового опроса, является мнение большой социальной группы или совокупности социальных групп по той или иной политической проблеме. Объектом таких исследований может быть, например, молодежь крупных городов, лица с доходом ниже прожиточного минимума, население региона или страны в целом. Массовые опросы всегда проводятся выборочным методом, причем объем выборки, как правило, составляет от одной до полутора тысяч респондентов. Репрезентативность такой выборочной совокупности (а в массовых опросах ошибка выборки обычно не превышает 2,5%) обеспечивается сочетанием квотного принципа и многоступенчатого районированного отбора.

     Высокая репрезентативность массовых опросов позволяет количественно оценивать характеристики общественного мнения, причем на интервальном уровне измерения. По результатам массового опросаможно не только сказать, к примеру, отношение взрослого населения России к реформе системы образования является «скорее позитивным» или «скорее негативным»; а можно с высокой точностью (до значения ошибки выборки) оценить, насколько доля «однозначно позитивно» воспринимающих реформу больше или меньше доли оценивающих ее «однозначно негативно», каков процент не имеющих определенного мнения по данному вопросу и т. д. В приведенном выше примере трендового опроса общественного мнения, фиксирующего колебания рейтинга кандидата в президенты, можно также оперировать интервальными данными.

     Отдельную разновидность опроса составляют экспертные опросы. Экспертом является человек, владеющий информацией по интересующей исследователя проблеме. Основная специфика данного вида исследований состоит в том, что при их проведении нас интересует не столько субъективное мнение респондента как представителя некоторой широкой социальной группы, сколько объективная его оценка тех или иных процессов и явлений. Информация, полученная от носителя экспертного знания, является не только информацией о мнении (как в большинстве опросов), но и информацией об оцениваемом экспертом объекте. Например, на основании массового опроса жителей сельских территорий Юга России по проблеме социально-экономических реформ правительства можно получить представление о восприятии данной группой этих реформ — и не более того. На основании же опроса экспертов можно сделать выводы относительно самого процесса социально-экономических реформ — при условии, конечно, что опрашиваемые эксперты обладают высокой компетентностью в данном вопросе.

Информация о работе Социологический метод: опрос