Социологическое исследование. Досуг молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 00:32, контрольная работа

Описание работы

Целью нашего исследования является изучение особенностей способов проведения молодёжного досуга.
Цель исследования достигается решением следующих задач:
Определить сущность и функции досуга молодежи
Сравнить время провождение студентов ЧИЭПа проживающих в Челябинске и студентов, проживающих в Челябинской области
Выявить особенности проведения досуга студентами мужского и женского пола.

Файлы: 1 файл

соц исследование.docx

— 93.15 Кб (Скачать файл)

 

 

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский институт экономики и права им. М. В. Ладошина»

 

Юридический факультет

Направление 030500.62 Юриспруденция

Кафедра Гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

 

 

Социологическое исследование

ДОСУГ МОЛОДЁЖИ

 

 

Выполнили студенты гр. Ю-32З

Е.В. Пунтусова

Н.А. Симбирёва

Н.Г. Мурашко

Научный руководитель

К.А. Тухватулина

Дата защиты

«_____» ____________ 2014 г.

Оценка____________________

__________________________

     (подпись преподавателя)

 

 

 

Челябинск

2014 
Оглавление

       С

 

 

 

Введение

 

Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи. Изменения всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Молодежь представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека.[1]

Актуальность данной темы заключается в том, что досуг для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает особую остроту.

Таким образом, досуг как социокультурная сфера жизнедеятельности современной российской молодежи требует глубокого научного осмысления.

Целью нашего исследования является изучение особенностей способов проведения молодёжного досуга.

Цель исследования достигается решением следующих задач:

  1. Определить сущность и функции досуга молодежи
  2. Сравнить время провождение студентов ЧИЭПа проживающих в Челябинске и студентов, проживающих в Челябинской области
  3. Выявить особенности проведения досуга студентами мужского и женского пола.

Из задач вытекают следующие гипотезы:

  1. По нашему предположению, студенты, проживающие в г. Челябинске, проводят свое свободное время в ТРК, кинотеатрах, а, студенты, проживающие за городом больше времени, проводят на свежем воздухе, а также в различных секциях.
  2. На наш взгляд девушки свободное время проводят за прочтением книг, на прогулках на свежем воздухе, в ТРК и кинотеатрах, а парни проводят дома за компьютером, посещают спортивные секции, также кинотеатры.

Объект исследования – молодёжь Челябинского Института Экономики и права им. Максима Викторовича Ладошина.

Предметом социологического исследования являются особенности проведения молодёжью свободного времени.

Методами нашей работы являются:

  1. Опрос – анкетирование (для выявления основных предпочтений досуга молодёжи).
  2. Анализ документов.

 

1. Теоретические аспекты социологического анализа молодёжного досуга

1.1. Понятие досуга, свободного времени

 

В настоящее время большое внимание привлекают проблемы проведения досуга. Это объясняется масштабом тех изменений, которыми характеризуется область жизнедеятельности.

Понятие «досуг» является исходным для характеристики досугового пространства жизнедеятельности молодежи.

Этимологически слово «досуг», на английском «licere», означает позволение, разрешение. От последнего берет начало английское слово licsense (разрешение) и французское loisir (свободное время). Таким образом, слово leisure означает свободу действий.[3]

Слово «досуг» в русском языке употреблялось уже в XV веке. Древне-славянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «досягнуть». Буквально оно означает возможность что-то совершить. «Досужесть» есть достижение чего-то, на что требуется определенный труд и время. Следовательно, досуг понимается как время, когда можно чего-то достичь.

Натуралист классического периода – Аристотель считал, что: «Вся человеческая жизнь, распадается на занятие и досуг, а вся деятельность человека направлена частью на необходимое и полезное, частью на прекрасное. Ведь нужно, чтобы граждане имели возможность заниматься делами и вести войну, но, еще предпочтительнее, наслаждаться миром и пользоваться досугом. Совершать все необходимое и полезное, а еще больше того прекрасное. Досуг неотъемлемая составная часть жизни человека в связи с потреблением благ, ощущением удовлетворенности, счастья, блаженства.

 Досуг не просто свободное время, а время, заполненное разнообразными занятиями: философскими умосозерцаниями, играми, упражнениями, забавами, искусством, музыкой, беседами, общением и т.д. Досуг требует многих предметов широкого потребления, поэтому рабы не имеют досуга. Количество и качество досуга зависит от форм государственного устройства. Счастье царей - в досуге, тираны же заинтересованы в его отсутствии». Мы согласны с высказыванием Аристотеля.[2]

Отсутствие досуга натуралист связывал со свободой. Он рассматривал вопросы досуга, касаясь политиков, воинов и очень осторожно говорил о досуге низших слоев общества – землевладельцев, ремесленников и др., потому что их занятия не создают возможностей для благородных и высоких форм деятельности.

Под досугом современного человека подразумевается время, которое свободно от труда в сфере общественного производства, а также от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений.

Для определения свободного времени отдельного человека из его суточного бюджета времени (24 часа) следует вычесть время, которое он затрачивает:

    • на производственно-трудовые функции, включал дорогу к месту работы и обратно;
    • физиологический отдых (ночной сон);
    • оздоровительные и санитарно-гигиенические нужды (включая утренний туалет, гимнастику, стирку белья, мытье посуды и др.);
    • покупку продуктов, их приготовление, прием пищи;
    • приобретение необходимых вещей, товаров повседневного спроса и длительного пользования;
    • воспитание малолетних детей, неотложную помощь близким людям (например, уход за больным).

Доля суток, которая остается в распоряжении человека после указанных вычислений, может быть определена как его досуг, или «чистое» свободное время в течение дневного бодрствования. Именно этой частью времени человек может распорядиться по своему усмотрению.

В будний день доля свободного времени у работающего человека –относительно небольшая величина, 1–3 часа, а в некоторых случаях – несколько минут. Это время человек может увеличивать или сокращать за счет некоторых видов индивидуальной активности.[7]

Таким образом, человек в состоянии увеличивать или уменьшать свое свободное время, затрачивая его на занятия, не связанные с досугом. Однако эти возможности не безграничны. Если труд на производстве или многочисленные заботы, по хозяйству выходят за рациональные рамки, то человек резко ограничивает свое свободное время, что может вызвать стресс, из-за переутомления. Люди, проводящие свободное время дома в пассивном бездействии, сдерживают свое развитие, их существование приобретает однообразный характер.

Сравнительно небольшой объем досуга в суточном ритме характерен, как правило, для представителей делового мира, у которых рабочее время не нормировано, а также для женщин, занятых на производстве и одновременно воспитывающих малолетних детей или имеющих большую семью.

Кроме того, у многих категорий работников свободное время не четко выражено, например, у тех, кто временно не занят на общественном производстве, находясь в поисках работы, а также у тех, кто трудится нестабильно или выполняет работу по договору на дому. Эти люди располагают возможностью выбирать по своему усмотрению время для занятий, связанных либо с трудовой деятельностью, либо с семейными обязанностями, либо с досугом.

Наибольшим объемом свободного времени располагают домохозяйки и чаще всего пенсионеры. У работающих и неработающих людей доля досуга в объеме суточного времени заметно возрастает в выходные дни и в отпускной период. Многие граждане стремятся использовать эти дни преимущественно с досуговой целью, сбавляя повседневные нагрузки и домашние дела.

Понятия «досуг» и «свободное время» взаимозаменяемы. Однако они не идентичны по смыслу. Когда говорят о свободном времени, акцентируется потенциальная возможность вариативно использовать его на что угодно. Человек в этот период может заняться хозяйством, домашними делами. Некоторые люди проводят его неэффективно (в ущерб собственному здоровью, или нарушая общественный порядок и досуг окружающих).[10]

Представление, которое формируется у людей о назначении досуга, более конкретно, и главное, связано с позитивной его оценкой, с пониманием важности его конструктивного содержания. Общество исходит из того, что человек должен использовать время, прежде всего на восстановление собственного здоровья и для внутреннего развития.

 

1.2. Функции и принципы досуга молодёжи

 

Можно вывести следующие основные характеристики досуга молодёжи:

  • досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;
  • досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
  • досуг формирует и развивает личность;
  • досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;
  • досуг стимулирует творческую инициативу;
  • досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;
  • досуг способствует формированию ценностных ориентаций;
  • досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;
  • досуг способствует самовоспитанию личности.

Таким образом, можно cказать, что сущностью молодёжного досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) людей в свободном для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение). Студенты выросшие в малых городах не реализуются в перечисленных выше факторах.[8]

Творческая деятельность есть «родовая сущность человека», реализуя которую «он преобразует мир» (К. Маркс). Досуг – это зона активного общения, удовлетворяющая потребности студентов в контактах. Такие формы досуга как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники – благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. В сфере досуга студенты более открыты для влияния и воздействия на них самых социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. Жизнедеятельность студентов предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне досуг помогает снять создавшееся напряжение.

Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть, реализуется рекреационная функция. Более того, заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также преимущественно реализуется в сфере досуга.[9]

Всякая деятельность зиждется на общих закономерностях ее развития. Досуг развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике.

К ним относятся:

  1. Принцип всеобщности и доступности – то есть возможность приобщения, вовлеченности всех людей в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потенций, их досуговых запросов и интересов.
  2. Принцип самодеятельности – реализуется на всех уровнях: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности.
  3. Принцип индивидуального подхода – предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей при обеспечении их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции.
  4. Принцип систематичности и целенаправленности – предполагает осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг людей. Это процесс ограниченного превращения человека в общественное существо, в активную и творческую личность, живущую полной жизнью в согласии с самим собой и обществом.
  5. Принцип преемственности – предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. [5]

Информация о работе Социологическое исследование. Досуг молодёжи