Социологическое исследование. Досуг молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 00:32, контрольная работа

Описание работы

Целью нашего исследования является изучение особенностей способов проведения молодёжного досуга.
Цель исследования достигается решением следующих задач:
Определить сущность и функции досуга молодежи
Сравнить время провождение студентов ЧИЭПа проживающих в Челябинске и студентов, проживающих в Челябинской области
Выявить особенности проведения досуга студентами мужского и женского пола.

Файлы: 1 файл

соц исследование.docx

— 93.15 Кб (Скачать файл)

Реализация принципов организации досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой – разностороннее развитие личности человека.

1.3. Значение отдыха  и рекреации в жизни человека

 

Отдых предполагает осуществление человеком одной из фундаментальных своих потребностей в релаксации, расслаблении, в переключении усилий и внимания с одного предмета на другой.

Таким образом, потребность в отдыхе обусловлена в первую очередь биологической природой человеческого организма, его физиологией, а также разного рода психологическими и социальными нагрузками. Потребность человека в отдыхе неотделима от его противоположной потребности – активности. В деятельности людей эти потребности реализуются в ритмическом чередовании активности – расслабления, бодрствования – сна.[8]

Отдых может быть реализован через активные досуговые формы, что связано с актуализацией социальных и культурных ресурсов человека. Например, как активная форма отдыха рассматривается замена одного занятия другим, а также перемена окружающей обстановки, смена впечатлений, отвлечение от повседневных и однообразных забот и др. Исключительно эффективен активный отдых – занятия физическими упражнениями, а также любимым делом, особенно в том случае, если оно насыщено творческими элементами. Подобный отдых и восстановительные процессы предоставляют человеку возможность выбора различных занятий в свободное время, включая и те, которые носят ярко выраженный социокультурный характер, например, направлены на общение с другими людьми, собственное духовное развитие, раскрытие творческих возможностей, на занятия любимым делом или физическими упражнениями.[5]

В широком смысле понятие отдыха сближается с действием рекреации (от лат. recreatiо – возвращение к здоровью, восстановление). До недавнего времени понятие рекреации оставалось малораспространенным, использовавшимся лишь в узких кругах специалистов по медицинскому оздоровлению человека. Это понятие связывалось преимущественно с релаксацией и регенерацией жизненно-физиологических сил человека.

Теперь рекреацию понимают, как биологическую активность человека, которая направлена на восстановление физиологического, физического потенциала, на оздоровление душевных и духовных сил, которые ослабляются в процессе работы, однообразных занятий или болезни. Поэтому ныне рекреация трактуется как целостное физическое и социально-культурное оздоровление.

Рекреационная активность человека соответствует, во-первых, его потребностям и интересам, во-вторых, традициям его родной культуры, в-третьих, поведенческим и оценочным стандартам ближайшего социального окружения. Рекреационная активность отдельного человека складывается из суточных, недельных, годовых и жизненных циклов. На каждом этапе жизни человека они образуют сложную сеть многообразных предпосылок и мотиваций, которые определяют характер, направленность и эффективность рекреационной активности, данная активность считается результативной, если в итоге возникают восстановительные (рекреационные) эффекты.

Рекреацаонный эффект проявляется в том, что человек испытывает чувство бодрости и удовлетворения от проведенного отдыха, поскольку его организм достиг необходимого уровня энергообмена со средой в результате физиологического и психологического оздоровления, достижения душевного равновесия. Человек, переживающий рекреационный эффект находится в состоянии психофизиологического комфорта, у него появляется ощущение сбалансированности эмоциональных и социокультурных самооценок, он готов к новым нагрузкам. Благоприятные эмоции и высокая самооценка основаны не только на внутренних ощущениях, но и на понимании человеком важности общественных стандартов труда и отдыха.[7]

 

2. Особенности проведения досуга молодёжью

2.1. Досуговые предпочтения различных типов молодых людей

 

Все эти разновидности общения присутствуют в повседневной жизни молодого человека как в чистом виде, так и в форме взаимопроникновений. Поэтому, с учетом нарастания от типа к типу многообразия социальных связей, предлагаемая типология выглядит следующим образом.

Первый тип получил название «Семьянин». Для молодых людей этого типа характерен достаточно узкий и традиционный круг общения, ориентация в основном на устойчивые контакты с родственниками, соседями и знакомыми, в отдельных случаях – с коллегами по работе (учебе), а также простые и «домашние» формы досуга (чтение, телевидение, радио, газеты, работа по дому и просто отдых). Среди нынешней молодежи этот тип не является широко распространенным и насчитывает порядка 12% респондентов.

Второй тип, распространенность которого несопоставимо шире (около 30% молодежи) – «Общительный», который, в отличие от более замкнутого «семьянина», ориентируется прежде всего на контакты с широким кругом друзей. Представители этого типа используют более продвинутые формы досуга – компьютер, музыка, хобби. Обязательные и регулярные встречи с друзьями становятся здесь едва ли не доминирующей формой социальной жизни.

Третий тип (примерно 25% респондентов) подразумевает наличие в жизни молодых людей регулярных социальных контактов вне устоявшегося семейно-дружеского круга и может быть назван «Развлекающимся». Его представители не только пассивно общаются с друзьями, но и совместно посещают кино, театры, концерты, кафе, бары и молодежные клубы. Развлекательно-потребительский аспект общения и досуга становится для них очень значимым. Среди «развлекающихся» наиболее высока доля поклонников современной музыки.

Четвертый тип молодёжи можно определить, как «Социально - активный». Он объединяет около 25% молодых людей, сконцентрированных скорее на развивающих формах общения и досуга (посещение спортклубов, музеев, выставок, занятия в кружках, объединениях по интересам, дополнительные занятия с целью самообразования и т.д.), чем на простом отдыхе и встречах с друзьями, а отношение к свободному времени здесь становится более избирательным. Подобный образ жизни невозможен без социально-рекреационных затрат (материального, физического и интеллектуального плана), что придает ему активность и организованность, тем самым дисциплинируя его последователей. «Социально-активный» тип – один из наиболее богатых с точки зрения социального участия, и это сближает его со стилем жизни молодежи, принятым на Западе (речь идет о представителях среднего класса).

Пятый тип – «Одухотворённый» – живет как бы в стороне от социума, ограничиваясь устоявшимися семейно-родственными связями. Именно здесь проявляет себя тенденция изоляции от собственно молодежной среды с неизбежным обеднением досуга, а сама эта среда заменяется кругом духовных или мировоззренческих единомышленников, наставников и т.п. Представители этого типа, как правило, регулярно посещают церковь, другие религиозные собрания или принимают активное участие в работе каких-либо политических объединений. Однако, отметим, что религиозное или политическое участие молодежи 90-х крайне незначительно. «Одухотворённые» насчитывают в общей сложности менее 5% респондентов.

Шестой тип – «Гармоничный» – означает полноценность социальных связей и охватывает около 4% молодёжи. Наряду с «социально-активным» типом, он предполагает разносторонний образ жизни, который максимально задействует все формы социального общения и досуга, характерные для представителей других вышеупомянутых типов.

Молодежь в большей степени ориентирована на друзей, чем на семью. В этом её главное отличие от старшего поколения.

 

2.2. Социологическое исследование досуговых предпочтений молодёжи в городе Челябинске

 

Исследование проводилось путем анкетирования. Возможно, было выбрать несколько вариантов ответов.

 Анкетирование является одним  из наиболее эффективных средств исследования. Анкета состоит в основном из альтернативных вопросов, то есть вопросов включающих в себя все возможные варианты ответов или подсказок, из которых опрашиваемому необходимо выбрать тот, который более всего соответствует его мнению.

Анкетирование проводилось анонимно в целях получения наиболее достоверной информации. Исследование является описательным, то есть предусматривает описание отдельных явлений и фактов.

В анкетировании участвовало 68 студентов Челябинского Института экономики и права им.М.В. Ладошина, из которых 32 являются студентами 1-го курса, а 36 – 3-го курса. В анкетировании принимало участие 27 человек мужского пола и 41 женского.

Рис. 1

На вопрос №2, ответы распределились следующим образом:

Рис. 2

 

Из данной диаграммы мы можем  увидеть, что большая часть респондентов проживает в г.Челябинске. Также имеются студенты, которые проживают в Челябинской области, а именно, г.Копейск, п.Бажова, п.Октябрьский.

На рисунке 3,  мы можем увидеть, как распределились ответы студентов, проживающих в г. Челябинске и Челябинской области на вопрос: Какой вид отдыха Вы предпочитаете?

 

 

Рис. 3

 

 

 

Большинство студентов, которые проживают в г.Челябинске ответили, что проводят свой досуг, за компьютером, посещая ТРК и клубы. Студенты меньше всего проводят времени за прочтением книг, посещением музеев.

Студенты, проживающие в Челябинской области больше всего времени проводят на свежем воздухе, а также за компьютером. Меньшая часть студентов проводит свой досуг, посещая музеи, цирки, кинотеатры, оперы, театры.

Большая часть нашей гипотезы подтвердилась. Но наши предположения не подтвердились в том, что студенты, которые проживают  в Челябинской области, проводят свой досуг, посещая различные спортивные секции.  Опрос выявил, что студенты, проживающие, в Челябинской области предпочитают проводить свой досуг дома за компьютером.

На рисунке 4 мы можем увидеть, как распределились ответы мужчин и женщин на вопрос: Какой вид отдыха Вы предпочитаете?

Рис. 4

 

Анкетирование выявило, что большинство студентов мужского пола предпочитают свой досуг проводить на природе, также дома за компьютером.

Большинство респондентов женского пола проводят свой досуг, посещая ТРК, гуляя на свежем воздухе, также читая книги.

Большая часть нашей гипотезы подтвердилась. Но наши предположения не подтвердились в том, что студенты, мужского проводят свой досуг, посещая различные спортивные секции, также кинотеатры. Это говорит о том, что у мужчин потерялся интерес к чтению книг и физическим нагрузкам. У  большинства мужчин в наши дни, отсутствует цель  духовное развитие. А также остро встал о вопрос, о здоровье мужчин, так как компьютерные игры имеют больше влияние на психику, здоровье.

Анализируя полученные данные в ходе анкетирования можно сделать вывод, что молодежь имеет четко сформированное мнение по вопросам досуга. Взгляды меняются в зависимости от места проживания, от пола.

 

 

Заключение

 

 

Досуг выступает в качестве структурного элемента свободного времени, его содержание наполнено деятельностью, позволяющей не только преодолевать стрессы и усталость, но и развивать духовные и физические качества исходя из социокультурных потребностей личности.

Также досуг является относительно самостоятельной сферой жизнедеятельности молодежи. Основной признак, отличающий время досуга от свободного времени – это возможность выбора видов деятельности исходя из своих интересов и духовно-нравственных предпочтений. Человек волен распоряжаться временем досуга по своему собственному усмотрению в соответствии со своими ценностными ориентациями.

Особенностью досуга молодёжи является то, что по сравнению с досугом других возрастных групп отличается разнообразием и преобладанием активных и развлекательных форм. Ослабление влияния на становление молодежи традиционных институтов социализации в условиях реформ обусловило возрастание роли досуга для молодежи и, как следствие, увеличение влияния его составляющих на процесс становления личности молодого поколения.

В молодежной среде происходит быстрая смена главных жизненных ценностных ориентации: раньше это были ценности труда, в рамках которого досуг – лишь компенсационный отдых и подготовка к новому труду; сегодня – это ценности досуга, при котором труд выступает средством обеспечения досуга. В этих условиях сама идентификация личности молодого человека складывается под влиянием досуговых предпочтений.

Процесс трансформации досуговой сферы жизнедеятельности российской молодежи обусловлен как переменами в социокультурной жизни страны, так и технологическими и культурными изменениями, произошедшими в условиях глобализации. Возникли качественно новые виды досуга, характерными чертами которых являются развлекательная, культурно-потребительская, рекреационная направленность их содержания. Основные виды досуга стали другими не столько по форме, сколько по содержанию (состав читаемой литературы, теле- и кинопристрастия), что связанно как с появлением новых информационных технологий, так и с изменением всей мотивационной сферы личности молодого человека.

Роль досуга как фактора формирования особой молодежной субкультуры возрастает вследствие снижения роли традиционных институтов социализации и отсутствия скоординированной государственной политики в области молодежного досуга.

Реформирование прежних структур управления досугом актуализирует необходимость разработки новой системы регулирования молодежного досуга, адекватной современной социокультурной ситуации.

Досуг воспринимается молодежью как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека. Поэтому в настоящее время регулирование досуга молодежи следует направить на формирование такого типа досугового поведения, который, с одной стороны, отвечал бы потребностям общества в организации культурного досуга, содействующего развитию личности молодого человека, а с другой социокультурным потребностям самой молодежи.

 

Библиографический список

 

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект пресс, 2000. – С.137-303.
  2. Бестужев – Лада, И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи / И.В. Бестужев – Лада. – М.: Политиздат, 2001. – С.25.
  3. Бобахо, В.А. Левикова, С.И. Социально-политические аспекты молодёжной субкультуры // Вестник Московского университета. - 1996.-№2.- С.35-45.
  4. Ерасов, Б.С. Социальная культурология: Учебное пособие. – М: Аспект пресс, 1997. – С.196-233.
  5. Клюско, Е.М. Центры досуга: содержание и формы деятельности // Центры досуга. – М.: НИИ культуры, 2000. – С.31-33.
  6. Кэндо, Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитие // Личность. Культура. Общество. - 2000. - Т. - II. Вып. 1(2) - С.288
  7. Погрешаева, Т.А. Свободное время человека в условиях трансформируемого общества / Т.А. Погрешаева. Саратов: Изд-во СГУ, 2000. – С.45.
  8. Понукалина, О.В. Социокультурное значение досуга / О.В. Понукалина // Современная картина мира: общество, время, пространство. Сб. науч. тр. Саратов: Юл, 2001. –С.66.
  9. Скрипунова, Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи // Социс. – М., №1 2002. –С105-110.
  10. Электронный учебник по социологии (Терентьева И.Н.): www.social.narod.ru/sociology/uchebnik/www.

Информация о работе Социологическое исследование. Досуг молодёжи