Социологическое мировоззрение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 00:48, контрольная работа

Описание работы

Обучение социологическому мышлению означает развитие силы воображения. Изучение социологии не может происходить как рутинный процесс получения знаний. Социолог - это человек, который способен освободиться от непосредственных личностных обстоятельств. Работа социолога, по знаменитому выражению Чарлза Райта Миллса, зависит от "социологического воображения"6). Большая часть учебников социологии привлекает внимание к данному термину. Но, в отличие от самого Миллса, они используют его обычно совершенно без всякого воображения.

Файлы: 1 файл

Социологическое мировоззрение.docx

— 41.26 Кб (Скачать файл)

Социологическое мировоззрение

Обучение  социологическому мышлению означает развитие силы воображения. Изучение социологии не может происходить как рутинный процесс получения знаний. Социолог - это человек, который способен освободиться от непосредственных личностных обстоятельств. Работа социолога, по знаменитому выражению  Чарлза Райта Миллса, зависит от "социологического воображения"6). Большая часть учебников социологии привлекает внимание к данному термину. Но, в отличие от самого Миллса, они  используют его обычно совершенно без  всякого воображения.

Социологическое воображение прежде всего предполагает способность "отстраниться" от привычной  рутины нашей повседневной жизни, чтобы  взглянуть на нее по-новому. Рассмотрим простейший акт - выпивание чашки кофе. Что можно сказать с социологической точки зрения о таком, по-видимому, незначительном фрагменте нашего поведения? Ответ - чрезвычайно много.

В первую очередь можно указать, что кофе - это не только напиток, который помогает поддерживать необходимый запас жидкости. Он имеет символическое значение как один из ежедневных социальных ритуалов. Причем ритуал, связанный с питьем кофе, имеет более важное значение, чем собственно акт потребления напитка. Например, два человека, собирающихся "выпить чашечку кофе", скорее всего более увлечены встречей и возможностью поболтать, чем напитком. Еда и питье во всех обществах - это возможность социального взаимодействия и исполнения ритуалов, и поэтому они представляют богатую тему для социологического исследования.

Во-вторых, кофе - это наркотик, содержащий кофеин, который оказывает стимулирующее воздействие на мозг. Любители кофе не воспринимаются большинством представителей западной культуры как "наркоманы". Почему это так - интересный социологический вопрос. Как и алкоголь, кофе - "общественно приемлемый" наркотик, а марихуана, например, нет. Однако существуют культуры, которые терпимо относятся к потреблению марихуаны, но отвергают кофе и алкоголь. (Для дальнейшего обсуждения этих вопросов см. главу 5, "Конформность и девиантное поведение".)

В-третьих, за чашечкой кофе стоит целая сеть сложных социальных и экономических отношений, охватывающих весь мир. Для производства, доставки и продажи кофе необходимы непрерывные экономические операции, охватывающие множество людей, удаленных от пьющих кофе на тысячи миль. Изучение подобных глобальных взаимодействий является важной задачей социологии, поскольку многие аспекты нашей жизни зависят сегодня от мирового торгового обмена и связей.

Наконец, за актом наслаждения чашечкой кофе стоит процесс совершившегося социального  и экономического развития. Кофе, как  и множество других, ныне привычных  для Запада, продуктов, таких, как  чай, бананы, картофель и сахар, стал широко употребляться только начиная  с XIX века. Хотя кофе пришел с Ближнего (35стр) Востока, начало его массового  потребления - период западной колониальной экспансии, около полутора столетий назад. Фактически весь кофе, потребляемый сегодня в западных странах, доставляется из Южной Америки и Африки, которые  были ранее колониями европейцев.

Развитие  социологического воображения означает использование материалов не только социологии, но также антропологии (изучение традиционных обществ) и истории. Антропологическое направление  чрезвычайно важно для развития социологического воображения, потому что позволяет нам увидеть калейдоскоп различных форм социальной жизни. Сравнивая их с нашей собственной жизнью, мы больше узнаем об уникальных особенностях нашего поведения. Историческое направление социологического воображения столь же фундаментально: мы сможем постичь особую природу нашего современного мира только в том случае, если сравним его с прошлым. Прошлое - это зеркало, вглядываясь в которое, социолог может понять настоящее. В каждом из этих случаев подразумевается "отстраненность" от наших собственных обычаев и привычек - для более глубокого их понимания.

И все-таки основное ударение Миллс делал на другом аспекте социологического воображения - наших возможностях в будущем. Социология не только помогает нам анализировать  существующие типы социальной жизни, но также позволяет увидеть "возможное  будущее", открытое для нас. Свободное  стремление социологической мысли  дает возможность проникнуть в суть не только того, что происходит, но и  что может произойти, если мы станем действовать каким-либо образом. Наши попытки воздействовать на будущее  окажутся тщетными, если они не будут  базироваться на развитом социологическом  понимании существующих тенденций.

Является ли социология наукой?

Социология занимает первое место  в группе дисциплин (включающих антропологию, экономику и политологию), которые  обычно называют общественными науками. Но можем ли мы в действительности изучать общественную жизнь людей "научным" образом? Для ответа на этот вопрос нужно рассмотреть  основные характеристики науки как  формы интеллектуальной деятельности. Что же такое наука?

Наука - это использование систематических методов исследования, теоретического мышления и логической оценки аргументов с целью развития знаний об определенном предмете. Научная работа состоит из смеси очень смелого мышления и тщательного подбора данных для доказательства или опровержения гипотез и теорий. Информация и озарения, полученные в результате научных поисков и дискуссий, всегда до некоторой степени предварительные и открыты для пересмотра, а в некоторых случаях даже для полного отказа от них.

Когда мы спрашиваем, "является ли социология наукой", то имеем в виду два  момента: "может ли эта дисциплина быть построена согласно процедурам естественных наук" и "может ли социология достичь такого же уровня точного и хорошо обоснованного  знания, которое разработали естественные науки в отношении физического  мира". Эти моменты всегда были в некоторой степени спорны, но в течение долгого времени  большинство социологов отвечало на них утвердительно. Они считали, что социология может и должна быть уподоблена естественным наукам как по своим процедурам, так и  по характеру получаемых данных (точка  зрения, иногда называемая позитивизмом).

Сейчас  такой взгляд выглядит наивно. Подобно  другим общественным "наукам", социология является научной дисциплиной в  том смысле, что она располагает (36стр) систематическими методами сбора  и анализа данных, методами оценки теорий в свете доказательств  и логических аргументов. Тем не менее, изучение человеческих существ  отличается от изучения событий физического  мира, и поэтому ни логическое обрамление, ни выводы социологии не могут быть верно поняты в простых сравнениях с естествознанием. При изучении общественной жизни социолог сталкивается с действиями, значимыми для людей, их совершающих. В отличие от объектов природы, люди обладают самопознанием, они видят смысл и цель в  том, что они делают. Точно описать общественную жизнь невозможно, если мы прежде всего не уловим смысл, который люди вкладывают в свою деятельность. Например, чтобы описать смерть как "самоубийство", необходимо располагать знанием о том, какие намерения были у человека в момент смерти. "Самоубийство" имеет место только в том случае, если индивид сам активно добивается саморазрушения. Человек, нечаянно шагнувший под автомобиль и погибший, не может считаться самоубийцей; смерть не была его целью.

Тот факт, что мы не можем изучать человеческие существа абсолютно тем же путем, что и объекты природы, с одной  стороны дает социологии преимущества, а с другой - создает трудности, которые отсутствуют у естествоиспытателей. Преимущество заключается в том, что социологи могут задавать вопросы тем, кого они изучают, - другим человеческим существам. С другой стороны, люди, которые знают, что их действия тщательно изучаются, часто начинают вести себя не так, как обычно. Например, когда индивид заполняет опросник, он может сознательно или несознательно  дать о себе представление, отличающееся от реального. Он может даже пытаться "помочь" исследователю, давая  ответы, которые, как ему кажется, от него ждут.

Объективность

В своих  исследованиях и теоретических  поисках социологи стараются  быть беспристрастными, пытаясь изучать  мир без предубеждения. Хороший  социолог пользуется любой возможностью отбросить предрассудки, которые  могут помешать непредвзятой оценке идей или фактов. Но никто не может  быть совершенно беспристрастным во всех отношениях, а развить беспристрастность  взгляда на спорные предметы весьма сложно. Однако объективность не зависит  исключительно, и даже прежде всего, от мировоззрения определенного  исследователя. Она основана на методах  наблюдения и аргументации. Важное значение имеет здесь публичный  характер данной дисциплины. Поскольку  выводы и отчеты исследователей доступны для ознакомления, будучи опубликованными  в виде статей, монографий и книг, те или иные заключения могут быть проверены. Утверждения, сделанные  на основе результатов исследования, могут быть критически оценены, а  личные склонности исследователя игнорируются остальными.

Таким образом, объективность в социологии достигается  посредством взаимной критики членов социологического сообщества. Многие темы, изучаемые в социологии, весьма противоречивы, поскольку они прямо  затрагивают споры и конфликты, возникающие в самом обществе. Но путем публичных обсуждений, при  тщательной проверке свидетельств и  логической структуры аргументов такие  проблемы могут изучаться эффективно и плодотворно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальные нормы: типология и функции

 

Социа́льные но́рмы — общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены.

 

Типы социальных норм


  1. Групповые привычки — нормы малых групп. Появляются и продолжают существовать только в малых группах (семьях, спортивных командах, дружеских компаниях).
  2. Общие правила — нормы больших групп (общества в целом). Это манеры поведения, традиции, этикет. Каждая социальная группа обладает своими обычаями, правилами поведения, традициями. Существуют манеры поведения пожилых людей, национальные обычаи.

Нормативность социального  поведения напрямую связана с  ролевыми функциями человека в обществе в целом, социальной группе. Эти функции определены его статусом в такой группе. Социальная норма, прививаемая человеку, группе и обществу, диктует поведение, которое будет ожидаемо. Формируются стереотипы, виденье человеком своего должного поведения.

Функции социальных норм


  • интегрирование индивидов в группы, а группы в общество;
  • регулирование общего хода социализации;
  • контролирование девиантного поведения;
  • формирование моделей, эталонов поведения.

Достижение этого при  помощи социальных норм происходит следующим  образом:

  1. Социальные нормы — это обязанности одного человека по отношению к другому или другим людям. Ограничение учеников общаться с директором школы чаще, чем со своими учителями, обязывает каждого ученика выполнять требуемые нормы поведения, определённые обязательства с другими учениками, учителями и директором школы. Следовательно, социальные нормы определяют формирование сети социальных отношений группы, общества.
  2. Социальные нормы — это ожидания малой группы, большой группы, общества в целом. От каждого человека, соблюдающего социальные нормы, окружающие ждут определенного поведения. Когда пассажиры общественного транспорта сначала выходят из него, а лишь затем другие входят, появляется организованное взаимодействие. При нарушении нормы возникают столкновения и беспорядок. Следовательно, социальные нормы определяют формирование системы социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, действие, ожидание, оценку и средства.

Социальные нормы выполняют  собственные функции в зависимости  от того, в каком качестве они  себя проявляют:

  • как стандарты поведения (правила, требования, обязанности);
  • как ожидания поведения (стереотипы, реакция других людей).

Социальные нормы имеют  всеобщий характер. Социальная норма, фиксируя какое-либо правило поведения, влияет не на конкретного индивида, а на всех людей, находящихся в  аналогичных ситуациях. Для социальных норм характерны:

  • неопределённость адресата (тому, кто находится в конкретном качестве, в конкретных условиях, предусмотренных социальными нормами);
  • универсальность применения (в актах общественных отношений, производства, обмена, взаимодействия индивидов);
  • многократная повторяемость (критерий исторического процесса, обозначающий закономерность развития).

Социальная норма фиксирует  акт деятельности, который на практике утвердился в жизни. Следовательно, совершённые поступки становятся негласным правилом. Социальная норма, определяет формирование целенаправленной деятельности каждого индивида, которая определена объективными факторами. Эти факторы придают социальным нормам, так называемую, «объективную властность».

Социальные нормы предполагают и относительную свободу человеческого  поведения, которую каждый человек  ощущает, когда поступает в соответствии с социальными правилами, хотя мог бы и пренебречь ими. В то же время, когда человек нарушает правила поведения, он должен быть готов подвергнуться определенного рода санкциям, применяя которые общество обеспечивает уважительное отношение индивидов к общественным правилам. 
 При помощи социальных норм общество стремится обеспечить осуществление определённых общественных функций. Осуществление этих функций представляет общественный интерес. Этот общественный интерес не обязательно является, в полном смысле слова, интересом преобладающей части общества. Однако он является общественным в том смысле, что при помощи социальных норм обеспечивает координацию и согласование действий индивидов для того, чтобы успешно разворачивался, прежде всего, процесс общественного производства, обеспечивающий существование общества на данной ступени его развития.

 

 

Армия как социальный институт и институт социализации

Само понятие "армия" происходит от латинского "ачтаче", что значит "вооружать".

Информация о работе Социологическое мировоззрение