Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:54, контрольная работа
Задания:
Раскройте понятие и два исторических типа цивилизации. Каковы, по вашему, место и перспективы развития России в системе мировых цивилизаций?
Охарактеризуйте основные формы культуры. Как вы полагаете, всегда ли контркультура заслуживает негативной оценки?
Опишите разные модели взаимодействия культур.
Самостоятельная работа
ТЕМА: Социологическое понимание культуры и цивилизации.
Задания:
а) нейтральными (культуры сосуществуют, не мешают друг другу и не смешиваются)
б) альтернативными, или контр-культурными (культуры активно теснят друг друга, поскольку каждая стремится занять доминирующее положение и насадить в обществе свои ценности и стандарты)
в) конкурентными (конкурентными, состязательными (в процессе саморазвития и борьбы за привлечение новых сторонников культуры могут смещаться в область конфликтных отношений)
Используя предложенную классификацию, оцените характер взаимодействия между:
А) Россией и Чечней
Б) Россией и США
В) западным и мусульманским миром
Г) театральной культурой и кинокультурой
1. Раскройте понятие и два исторических типа цивилизации. Каковы, по вашему, место и перспективы развития России в системе мировых цивилизаций?
1 тип. Восточный тип цивилизации
(восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации,
сформировавшийся к 3-му тысячелетию до
н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии,
Китае, Вавилоне, Древнем Египте. Характерными
чертами восточной цивилизации являются:
1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство
сложившихся форм образа жизни и социальных
структур.
2. Низкая подвижность и слабое разнообразие
всех форм человеческой жизнедеятельности.
3. В мировоззренческом плане представление
о полной несвободе человека, предопределение
всех действий и поступков, независящими
от него силами природы, социума, богов
и т. д.
4. Нравственно волевая установка не на
познание и преобразование мира, а созерцательность,
безмятежность, мистическое единение
с природой, сосредоточенность на внутренней
духовной жизни.
5. Личностное начало не развито. Общественная
жизнь построена на принципах коллективизма.
6. Политическая организация жизни в восточных
цивилизациях происходит в форме деспотий,
в которых осуществляется абсолютное
преобладание государства над обществом.
7. Экономической основой жизни в восточных
цивилизациях является корпоративная
и государственная форма собственности,
а основным методом управления выступает
принуждение.
2 тип. Западный тип цивилизации
(западная цивилизация) — систематическая
характеристика особого типа цивилизационного
развития, включающая в себя определенные
этапы историко-культурного развития
Европы и Северной Америки.
Основными ценностями западного
типа цивилизации, по М. Веберу, являются
следующие:
1) динамизм, ориентация на новизну;
2) утверждение достоинства и уважения
к человеческой личности;
3) индивидуализм, установка на автономию личности;
4) рациональность;
5) идеалы свободы, равенства, терпимости;
6) уважение к частной собственности;
7) предпочтение демократии всем другим
формам государственного управления.
Западная цивилизация на определенном
этапе развития приобретает характер
техногенной цивилизации.
Современное состояние цивилизационного
развития привело к формированию глобальной
цивилизации.
Глобальная цивилизация — современный
этап цивилизационного развития, характеризующийся
возрастающей целостностью мирового сообщества,
становлением единой общепланетарной
цивилизации. Глобализация связана прежде
всего с интернационализацией всей общественной
деятельности на Земле.
Рассмотрение России как одной из мировых цивилизаций, обладающей характерными чертами, долгое время препятствовало господство официальной государственной идеологии. Так называемый "исторический материализм" предписывал в качестве единственного подхода к истории. Теория цивилизаций отвергалась. При отвержении самого понятия локальной цивилизации невозможно было, не только изучение, но и сама постановка вопроса о российской цивилизации. Следует подчеркнуть, что отрицание существования российской цивилизации нередко основано на непривычности как самого понятия мировой цивилизации, так и понятия "российская цивилизация". Но, нельзя не обратить внимания на теоретическую аргументацию противников признания российской цивилизации. Один из аргументов состоит в том, что множество народов, входящих в состав государства превращало Россию в неоднородное общество. Народы России исповедуют ценности, которые не способствует объединению. Мусульманские, православные, католические, языческие и другие веры нельзя объединить. Россия не имеет культурного единства,
Поэтому "Россия не является самостоятельной цивилизацией и не относится ни к одному из типов цивилизаций…"
Однако такие аргументы не выдерживают критики со стороны современной теории цивилизаций, согласно которой локальная цивилизация в большинстве случаев не является единой системой: в ее состав входят разные народы со своими традициями. Этот тезис особенно ярко подтверждается на примере цивилизаций современности. Ни одна из современных цивилизаций не является моноконфессиональной и моноэтнической. Особенности российской цивилизации следует усматривать не в многоэтничности, многоконфессиональности и т. д., а во многом другом. Такие особенности связаны с ее конкретным этнонациональным составом, а также, например, с сочетанием территориальной распыленности этносов с компактностью их проживания, с отсутствием естественных границ, на которых можно было бы закрепиться окончательно, с континентальностью территории с характерной удаленностью от морей, с характером взаимодействий с соседними цивилизациями и т. д.
Важнейшей стороной понятия цивилизации является многоообразие, многоплановость и масштабность. Цивилизация – это масштабное, сложно организованное предприятие, включенное в мировое целое самым непосредственным образом и оказывающее существенное влияние на это целое. Россия целиком вписывается в рамки этого определения. Большинство россиян относят себя к России, а не к западу или востоку.
Российская цивилизация – суперэтническое образование. Это означает, что свой вклад в особенности образа жизни и мысли в России вносили и продолжают вносить представители самых различных народов и культур. На основе этнонациональных культур складывается еще один ярус культуры – культуры общероссийской. Он и определяет особенности образа жизни и мысли, характерные и общие для цивилизации. И именно он является главным предметом рассмотрения для исследователя цивилизации. Вместе с тем есть все основания полагать, что круг народов, входящих в состав российской цивилизации, принципиально ничем не ограничен. Вполне вероятно, что в него в будущем будут входить в том числе и те, которые ранее для России не были характерны, рассматривались как диковинные, например китайцы, африканцы или индусы. Однако по мере интеграции в Российское общество они могут становиться носителями специфического российского образа жизни и мысли, впрочем, без обязательной утраты исконно присущих особенностей их социально-психологической структуры.
2.Охарактеризуйте основные формы культуры. Как вы полагаете, всегда ли контркультура заслуживает негативной оценки?
Выделяют следующие основные формы культуры, как «материальная культура», «духовная культура», «культура человека», включающая «социальную (т.е. политическую, экономическую, правовую, моральную ) культуру человека », и «физическая культура».
Материальная культура
Материальная культура - превращение природных материалов и энергии в соответствии с человеческих целей, создание искусственной среды обитания. Сюда включается также необходимый и достаточный набор технологий для сохранения и развития этой среды. Материальная культура создает и задает уровень жизни общества, формирует материальные запросы людей и предлагает способы их удовлетворения.
Материальная культура включает в себя такие элементы, как породы животных и сорта растений, почвы и природные вещества (ресурсы), которые подверглись обработке. В материальную культуру входят также: здания и сооружения, инструменты и оборудование для любых видов деятельности, пути сообщения и средства транспорта, связь и средства связи, технологии.
Духовная культура
К ней относят продукты духовной деятельности человека, которые существуют преимущественно в идеальном виде: понятия, представления, верования, чувства и переживания, доступные сознанию и пониманию всех людей. Духовная культура создает особый мир ценностей, формирует и удовлетворяет наши интеллектуальные и эмоциональные потребности. Духовная культура - это продукт общественного развития, ее основное назначение заключается в продуцировании сознания.
Информационная культура
Информационная культура - ее основой являются знания о информационную среду, законы его функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках, эффективной жизнедеятельности в информационном обществе.
Физическая культура
Физическая культура - превращение биологического начала в самом человеке; формирование социально необходимых навыков, умений и качеств человеческого тела.
Контркультура — специфический вид субкультуры, это течение в рамках традиционной культуры, которое направлено против отдельных ценностей традиционной культуры.
3. Опишите разные модели взаимодействия культур.
Взаимовлияние культур является сложным процессом, в котором устанавливаются связи между разными уровнями взаимодействия.
A. Фурнхам (А. Furnham) и С. Бочнер (S. Bochner) описывают четыре типа взаимодействия культур:
-геноцид – такой тип взаимодействия культур, когда одна этническая или культурная группа, обычно численно доминирующая или обладающая превосходящими технологическими ресурсами, уничтожает всех членов другой группы, с которой она вступает в контакт;
-ассимиляция – поглощение одной культуры другой;
-сегрегация – изолированное, независимое существование этнических культур;
-интеграция – вид совместимости, когда разные культуры сохраняют свои исходно присущие им индивидуальности, хотя объединяются в единое общество на другом, одинаково значимом для них основании
4. В чем суть этноцентризма и почему культурный релятивизм является его противоположностью?
Этноцентризм - склонность воспринимать и оценивать все жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собств. этнической группы, которая выступает при этом в качестве некоего всеобщего эталона. Этноцентризм обозначает предпочтение собственного образа жизни всем остальным.
Культурный релятивизм - концепция, подчеркивающая историческое своеобразие каждой культуры, которая может быть оценена исходя только на основе ее собственных принципов, а не универсальных критериев. Является противоположностью этноцентризма, так как поддерживает идею о том, что все культуры имеет свое предназначение и важны для своей культуры.
5.Каким образом культурная деятельность способствует развитию социальной общности?
Культурная деятельность — деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей. Культура не просто формирует и реализует сущностные силы человека, но реализует их в диалоге, в обмене информацией, эмоциями, знаниями. Освоение и развитие социального опыта невозможно вне общения. Это в совокупности составляет социально-культурную деятельность.
Сегодня социально-культурная деятельность может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации, социального воспитания и образования людей. Она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством использования свободного времени различными группами населения.
Основные направления и содержание социально-культурной деятельности:
Информация о работе Социологическое понимание культуры и цивилизации.