Социологическое понимание культуры и цивилизации.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:54, контрольная работа

Описание работы

Задания:
Раскройте понятие и два исторических типа цивилизации. Каковы, по вашему, место и перспективы развития России в системе мировых цивилизаций?
Охарактеризуйте основные формы культуры. Как вы полагаете, всегда ли контркультура заслуживает негативной оценки?
Опишите разные модели взаимодействия культур.

Файлы: 1 файл

Социология с.р..doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

• противостоять девальвации  культуры, «размыванию» критериев оценки ее ценностей, способствовать сохранению культурной преемственности поколений;

• обеспечить социокультурную защиту права людей на доступ к высоким образцам искусства, на удовлетворение своих духовных потребностей, права на личную культурную самобытность;

• создавать условия  для содержательного и развивающего досуга населения, реализации его права на художественное образование и любительское творчество, способствовать повышению досуговой культуры каждого человека;

• стимулировать развитие общественной активности и инициативы в создании различных самодеятельных формирований в сфере досуга, оказывать любительским объединениям компетентную и действенную поддержку и помощь;

 

 

 

6.За последние годы в жизни многих россиян появились такие технические новшества, как персональные компьютеры, мобильные телефоны, новые виды бытовой техники. Изменяют ли эти полезные вещи стиль жизни, поведение, характер общения их владельцев? Аргументируйте свой ответ.

     Человек и общество не существуют вне техносферой, техника является исторической, она постоянно обновляется. Технические инновации становятся катализатором, импульсом коренных изменений во всей системе человеческой жизни. Техника сама по себе не является целью. Она приобретает ценность только как средство.

     Жизнь современного общества немыслима без мобильного телефона, компьютера, современной бытовой техники, СМИ, новых информационных технологий, Интернета. Эти  изобретения играю важную роль в жизни человека. Во-первых, это значительно облегчает жизнь, во-вторых, работу за человека может сделать техника, что является большим плюсом, мобильный телефон – это не средство роскоши, как было раньше, а важная деталь в повседневной жизни. В ногу со временем, идет и технический прогресс. Постоянно совершенствуется техника, как в технических характеристиках, так и в дизайне, что сейчас немало важно, так как есть категория людей, использующих бренды как средство выражения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Расскажите  о социальных ценностях и нормах. Какова роль культуры в обществе?

     Под социальными ценностями и нормами понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Они определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

Социальные нормы можно  разделить на несколько видов:

  • нормы морали, то есть такие правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т.д.; их нарушение встречает осуждение в обществе;
  • правовые нормы, формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его принудительной силой; правовые нормы обязательно выражены в официальной форме: в законах или других нормативных правовых актах; это всегда записанные нормы, для других социальных регуляторов запись необязательна; в каждом конкретном обществе существует только одна правовая система;
  • религиозные нормы — правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями;
  • политические нормы — правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством и т.п.;
  • эстетические нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном и т.д.

 

Главная роль культуры в  обществе - роль показателя общего уровня развития общества, связанного с мышлением  людей, нормами этики, нормами этикета, набором ценностей, правил поведения  в обществе.

 

 

 

8.При изучении культуры принято различать материальную и духовную культуру. Используя учебники и дополнительную литературу, дайте характеристику материальной и духовной культуры, приведите примеры. Объясните, в чем условность данного различия.

     Материальная  культура характеризует деятельность с точки зрения ее влияния на развитие человека. Материальная культура - это культура труда и материального производства, культура быта, культура топоса (места жительства), культура отношения к собственному телу, культура воспроизводства и формирования человеческого рода.

     Материальная  культура включает физические объекты, созданные руками человека (артефакты). Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, имеют определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества (паровая машина, книга, храм, орудие труда жилой дом, украшение).

      Духовная культура  — это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом.

       Духовная культура возникает благодаря тому, что человек не ограничивает себя лишь чувственно-внешним опытом и не отводит ему преимущественного значения, а признает основным и руководящим духовный опыт, из которого он живет, любит, верит и оценивает все вещи. Этим внутренним духовным опытом человек определяет смысл и высшую цель внешнего, чувственного опыта. Элементами духовной культуры являются нормы, правила, образцы эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии ритуалы символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они тоже (как и в материальной культуре) результат деятельности людей, но сотворены не руками, а разумом. Нематериальные объекты нельзя слышать, видеть, осязать, они существуют в сознании и поддерживаются человеческим общением.

 

 

 

9.Известный испанский философ и социолог Х. Ортега-и-Гассет отмечал, что взаимодействия культур в принципе могут быть:

           а) нейтральными  (культуры сосуществуют, не мешают друг другу и не  смешиваются)

           б) альтернативными, или контр-культурными (культуры активно теснят друг друга, поскольку каждая стремится занять доминирующее положение и насадить в обществе свои ценности и стандарты)

           в) конкурентными (конкурентными,  состязательными (в процессе саморазвития и борьбы за привлечение новых сторонников культуры могут смещаться в область конфликтных отношений)

Используя предложенную классификацию, оцените характер взаимодействия между:

А) Россией и Чечней

Б) Россией и США

В) западным и мусульманским миром

Г) театральной культурой  и кинокультурой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Источники:

 

  1. Бабосов Е.М. Общая социология. Учебное пособие, 2004, 640с.
  2. Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники. - М.: ИНФРА
  3. Забродин В.Ю. Социология. Экзаменационные ответы для студентов вузов, 2009, 160с.
  4. Ильин Г.Л. Социология и психология управления,2005, 192с.
  5. Киселева Т.Г., Ю.Д. Красильников,  Московский государственный университет культуры и искусств, 2004 
  6. Шапалов В.Н. основы современного обществознание // М.: Лаконика, 2002. – 276с.

 

 

 

 




Информация о работе Социологическое понимание культуры и цивилизации.