Социологическое понятие личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:50, реферат

Описание работы

Одной из центральных задач социологии личности является разработка личностной типологии. Для социологии важно не столько конкретное поведение отдельного человека, обусловленное его индивидуальными качествами, сколько обобщенное, типическое, выраженное в форме определенных признаков, присущих определенному множеству.

Содержание работы

Введение
1. Социологическое понятие личности, ее структура
2. Личность как социальный тип
3. Личность в политическом процессе
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Социология реферат.docx

— 33.39 Кб (Скачать файл)

План

Введение 

  1. Социологическое понятие личности, ее структура
  2. Личность как социальный тип
  3. Личность в политическом процессе

Заключение 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одной из центральных задач  социологии личности является разработка личностной типологии. Для социологии важно не столько конкретное поведение  отдельного человека, обусловленное  его индивидуальными качествами, сколько обобщенное, типическое, выраженное в форме определенных признаков, присущих определенному множеству.

Общество заинтересовано в определенном, наилучшим образом  соответствующем ему типе личности, поэтому предъявляет свои требования к формированию социального характера. Это находит воплощение в системе  образования и воспитания, в средствах массовой информации.

Не остались в стороне  от изучения типологии личности российская наука и культура конца XIX - начала XX в. Различным проблемам теории личности были посвящены труды таких  мыслителей, как Н. А. Бердяев, В. В. Розанов, М. М. Рубинштейн, В. С. Соловьев и др.

В социологии предлагаются различные  варианты социальной типологии личности. Так, М. Вебер за основу типизации  берет специфику социального  действия, более конкретно - степень  его рациональности, К. Маркс - формационную и классовую принадлежность. Значение социального характера, считает  Э. Фромм, состоит в том, что он позволяет наиболее эффективно приспособиться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. Фромм выделяет несколько типов социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительский и рыночный.

Свою типологию личности разработал и Л. Н. Гумилев, которую  можно назвать теорией пассионарности. Поведение человека, утверждает Л. Н. Гумилев, способ его адаптации к окружающим условиям требует потенциальной энергии, поэтому в процессе своей жизни человек поглощает биохимическую энергию живого вещества биосферы.

"Поведенческая практика  свидетельствует, что способность  разных людей поглощать биохимическую  энергию живых веществ различна. Проще всего классифицировать  всех людей по этому признаку".

Первый тип обладает достаточной  энергией, чтобы жить и удовлетворять  свои потребности, диктуемые инстинктом самосохранения.

Второй тип имеет энергии  больше, он работает ради высоких - часто  идеальных - целей. Такой тип Гумилев  и называет "пассионарием".

Третий тип - "супассионарий" - не стремится к активной трудовой деятельности, предпочитая жить за счет других.

 

Нельзя не упомянуть вариант  типологии В. А. Ядова, который выделял следующие типы: идеальный, базисный и модальный тип.

Широко распространены типологии, в которых рассматриваются типы личностей в качестве носителей  признаков определенных общностей - классов, социальных групп.

Нельзя не учитывать, что  специфика отношений в разных сферах общественной жизни стимулирует  проявление определенных личностных качеств  и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию прагматизма, хитрости, расчетливости, отношения в сфере производства формируют эгоизм, карьеризм и кооперацию, а сфера семейной и личной жизни - эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск гармонии любой ценой.

Таким образом, тип и характер определяются прежде всего тем, в рамках какого общества, какой культуры личность находится.

На наш взгляд, каждое общество имеет собственный типичный социальный характер, тип личности, наиболее соответствующий  данной общественной системе.

 

1. Социологическое понятие личности, ее структура

Проблема человека, личности является одной из фундаментальных  междисциплинарных проблем. С древних  времен она занимает умы представителей разных наук. Накоплен огромный теоретический  и эмпирический материал, но и сегодня  эта проблема остается самой сложной, самой непознанной. Ведь не зря говорится, что человек вмещает в себя целый мир.

Каждый человек тысячами нитей, видимых и невидимых, связан с внешней средой, с обществом, вне которого он не может сформироваться как личность. Именно это - взаимодействие индивида и общества рассматривает  социология, а отношение «общество-личность» - базовое социологическое отношение.

Обратимся к понятию «личность».

Личность, индивид, человек - эти близкие, но не тождественные  понятия являются объектом различных  наук: биологии и философии, антропологии и социологии, психологии и педагогики.

В этой связи и возникает  необходимость перехода от понятий  исторического материализ¬ма к социологическим понятиям, менее общим, менее широким. Этот процесс перехода от понятий историчес¬кого материализма к понятиям специальных социологи¬ческих теорий неизбежно происходит в ходе теоретичес¬кой разработки любой программы конкретного социоло¬гического исследования».

В.А.Ядовым по этому поводу было написано следую¬щее: «Основные понятия макросоциологической теории, в отличие от философских категорий, - не материя и сознание, но социальная структура и социальные инсти¬туты, культура, социальная организация; не человек, но личность как социальный тип и процессы социализации индивидов; не социальные отношения в их сущностной глубинной основе, но скорее социальное взаимодействие и социальные взаимосвязи, в основе которых - глубин¬ные социальные отношения, непосредственно эмпири¬чески не схватываемые. Т.к. они представляют достаточно глубокую философскую абстракцию. Еще более конкре¬тизированы понятия частносоциологических теорий: ро¬левого поведения личности, форм социальной организа¬ции и др.».

2. Личность как социальный тип

Личность это интегральная характеристика индивида, выступающая  как совокупность его социально  значимых свойств и качеств, благодаря  которым он включается в систему  общественных отношений и многообразных  форм деятельности и общения.

Так, в отличие от литературы, искусства, отражающих общественные процессы через призму единичного восприятия, социология осуществляет изучение общества, используя знание объ¬ективных социальных закономерностей и связей.

Напри¬мер, если главное внимание психологии сосредоточено на внутреннем мире человека и особенностях его воспри¬ятия, то социология, в отличие от нее, изучает человека через призму его социальных связей и отношений. Для психологии на первом месте стоит изучение индивидуаль¬ного «Я», а для социологии - проблемы межличностного взаимодействия «Мы». Изучаемая личность для социолога - это субъект и объект социальной связи, взаимодейст¬вий и отношений, личностные ценностные ориентации он рассматривает с социальных позиций, ролевых ожида¬ний и т.д. Социология берет из психологии теорию моти¬вов поведения, личных и массовых действий, что высту¬пает необходимой составной частью исследования пове¬дения личности в коллективе и обществе.

Таким образом, как было отмечено, личность является универсальным, исходным элементом социальной систе¬мы. Человек осуществляет свою деятельность в процессе взаимодействия с другими людьми, которые объединены в различные социальные общности, а не изолированно от них. Данное взаимодействие индивидов и превращает их сумму в социальную систему.

При этом происходит как воздействие  социальной среды на данного индивида, так и обратное воздействие индивида на других индивидов и социальную среду.

Социальная среда (не в  биологическом смысле слова) - это  некоторое число индивидов, кругов, групп и других общностей, с которыми личности прихо¬дится сталкиваться в течение своей жизни и которые влияют на ее поведение.

Необходимо подчеркнуть, что понятие среды всегда относительно, так как даже иден¬тичные окружающие системы для двух разных организмов могут быть разными средами. В конечном итоге отмечен¬ное выше воздействие приводит к образованию систем¬ной целостности, которая обладает такими качествами, которых нет ни у одного из включенных в нее элементов в отдельности.

В широком смысле под социальной структурой пони¬мается строение общества в целом, совокупность устой¬чивых связей между его основными функциональными сферами, вы¬ступающей как совокупность форм социальной организа¬ции и деятельности. В этом случае ее элементами являют¬ся отдельные сферы общественной жизни и соответст¬вующие им социальные институты.

В узком смысле под социальной структурой общества понимается деление  общества на различные социальные группы, системы устойчивых связей между  ними, а также внутренняя структура  различных социальных общностей.

В зависимости от типа социальной общности ученые выделяют два основных уровня структурной организации: макроструктуру и микроструктуру.

Макроструктура показывает характерный для опреде¬ленного общества состав классов, слоев, этнических групп и социальных категорий, а также совокупность устойчивых отношений между ними и особенности их внутренней структурной организации.

Микроструктура показывает устойчивые связи в малых группах. В качестве элементов структурного анализа в данном случае выступают  отдель¬ные индивиды, занимающие определенные позиции (ста¬тус) и выполняющие определенные социальные функции (роли). Изучение микроструктуры очень важно, так как она оказывает существенное влияние на многие процессы общественной жизни (социализацию, формирование об¬щественного мнения и др.).

Итак, на формирование личности определенное влияние оказывают  биологические факторы, а также  факторы физического окружения  и общие культурные образцы поведения  в отдельной социальной группе.

Однако следует помнить, что главными факторами, определяющими  процесс формирования личности, безусловно являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.

3.Личность в политическом процессе

Факторы влияния политической деятельности на личность. Участие  в демократическом политическом процессе является способом самоутверждения  человека, формирования культуры общения, навыков управленческой и самоуправленческой деятельности. По мере все более  полного удовлетворения основных материальных потребностей человека, роста его  культурного уровня, самосознания и  самоуважения, будут развиваться  потребности и интересы участия  в общественно-политической жизни. Всестороннеразвитый человек - это и активный общественный деятель. Чем дальше, тем вболее широких масштабах общество будет сталкиваться с этой тенденцией.Предоставление личности возможностей для осознанного, активного участия вобщественно-политической жизни - это способ возвышения человеческого вчеловеке.

Мотивация участия в политическом процессе

Достижение целей широкого политического участия людей  значительно зависит отмотивов, которыми руководствуется личность в своей политической деятельности,ибо сама мотивация может оказаться с точки зрения общественных интересовнастолько негативной, что не будет способствовать ни укреплению демократии вобществе, ни нравственному совершенствованию и всестороннему развитиюличности. Вопрос о мотивации политического участия или неучастия являетсяочень сложным. Здесь с политологией состыкуются социология и психология.По этому поводу высказывались различные суждения. Г.Лассвеллом была выдвинутатеория, которая объясняла присущее части людей стремление к политическомулидерству. Суть ее заключается в том, что стремление человека к власти естьотражение его низкой самооценки, что при помощи власти такая личностьстремится компенсировать низкую самооценку, повысить свой престиж ипреодолеть чувство собственной неполноценности. Эта точка зрения, хотя и довольно распространенная, однако не получила всеобщего признания. Высказывалось и другое мнение: низкая самооценка тормозит вовлечение личностив политический процесс, снижает ее возможности в развертывании активнойполитической деятельности.И в том и другом случае проблема мотивации политического участия сильнопсихологизируется, т.е. вопрос о мотивах политической деятельности сводится кличным, психологическим качествам участников политической жизни. Поэтому дляболее полной адекватной картины вопрос о мотивации политической деятельности следует поставить в более широком социальном контексте. Участие в управлении государством и обществом, в политическом процессе представляет для гражданина в одном случае право реализовать свои возможности, вдругом - морально-политическую обязанность, в третьем - заинтересованность (морально-политическую или материальную).

Предпосылки для участия личности в политическом процессе

Активное включение личности в политический процесс требует  определенных предпосылок. Их можно  разделить на три группы: материальные, социально-культурные и политико-правовые. Опыт показывает, что для участия  человека в нормальной политической деятельности необходимо первичное  удовлетворение егопотребностей в основных продуктах питания, товарах и услугах, жилищно-бытовыхусловиях, достижения определенного уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, общей и политической культуры.В зарубежных политологических исследованиях взаимосвязь благосостоянияобщества и его политической системы рассматривается по крайней мере в трехаспектах.

Во-первых, вполне обоснован  тезис что, чем богаче общество, тем  оно более открыто демократическим  формам функционирования. В экономически развитом обществе основные по численности  и по влиянию социальные группы, не принадлежащие ни к крайне бедным, ни к сказочно богатым; резкая, по существу двух полосная, имущественная поляризация  исчезает, образуется сильный "средний  класс", который по своему положению  в обществе и объективным интересам  составляет опору демократического режима.

 

Во-вторых, уровень благосостояния оказывает заметное влияние на политические убеждения и ориентации человека. С.М. Липсет пришел к выводу, что материальноболее обеспеченные люди являются более либеральными, а более бедные являютсяболее интолерантными (нетерпимыми). В-третьих, достаточно высокоенациональное благосостояние служит необходимой базой формирования компетентной гражданской службы, корпуса профессионально подготовленных управленческих кадров. В условиях бедности трудно добиться в массовом масштабе высокого уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки,необходимого для эффективного управления на демократической основе.

Черты личности, необходимые успешному  политику

Не каждый человек собирается делать политическую карьеру. Что отличает от других людей человека, решившего "шагнуть в политику"? Как  определить, "проходная ли личность" Ваш кандидат? Как можно изменить поведение кандидата,чтобы он стал "проходным"?Есть кандидаты, которые идут в политику во имя великой идеи, так называемоймиссии. Их заявляемые цели совпадают с истинными.Встречаются политики, у которых заявляемые цели не совпадают с истинными.Именно они психологически предрасположены к манипуляциям. Такие люди умеютискусно общаться со своим окружением, "заряжать" его. В то же время членыкоманды таких кандидатов периодически подвергаются манипулированию. Методыманипуляции окружением могут быть достаточно простыми: в свите определяетсяфаворит, ему дается власть, возможность реализоваться. В случае удачи политикприсваивает заслуги фаворита себе. В случае неудачи на временщика сыплютсявсе шишки, он критикуется за все просчеты.Исследования Э.Фромма показали, что для успешного политика наиболеехарактерны следующие черты личности:

Информация о работе Социологическое понятие личности