Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:02, курсовая работа
Целью данной работы является ознакомление с биографией Ф. Тенниса и его научным творчеством. Задачи: описание научной концепции социолога, ознакомление с основными положениями книги «Общность и общество» и сопоставление двух основных понятий, о которых писал Ф. Теннис – общины и общества, раскрытие значения творчества ученого для социологической науки.
Введение
Жизненный путь Ф. Тенниса
Социологическая концепция. Основные идеи труда «Общность и общество»
Значение социологического творчества Ф. Тенниса
Заключение
Библиографический список
План
Введение
Заключение
Библиографический
список
Введение
Данная контрольно-курсовая работа посвящена рассмотрению жизни и Фердинанда Тенниса. Выбор темы данной работы обусловлен тем, что первокурснику, учащемуся на специальности «Социология», очень важно знать о жизни и научном творчестве классиков социологии.
Объектом в данной работе является жизнь и творчество Ф. Тенниса. Предметом – биография ученого, его социологическая концепция, и методология, основные идеи труда «Общность и общество».
Целью данной работы является ознакомление с биографией Ф. Тенниса и его научным творчеством. Задачи: описание научной концепции социолога, ознакомление с основными положениями книги «Общность и общество» и сопоставление двух основных понятий, о которых писал Ф. Теннис – общины и общества, раскрытие значения творчества ученого для социологической науки.
Для решения поставленных задач в работе использовались индуктивный и сравнительный методы.
Первоисточником
для написания данной работы является
труд Ф. Тенниса «Общность и общество.
Основные понятия чистой социологии».
Данная контрольно-курсовая работа написана
при использовании работ Г. Е. Зборовского,
А. И. Кравченко.
Жизненный путь Ф. Тенниса
Фердинанд Теннис (1855 — 1936), один из основателей формальной социологии, родился в Германии в семье богатого крестьянина. В молодости получил хорошее образование, изучал историю, философию, археологию, экономику, статистику, классические языки. В 1872 г. поступил в университет г. Страсбурга, завершил образование в 1875 г. в Университете г. Тюбингена, защитив диссертацию по классической филологии. Главная работа, содержащая основную социологическую концепцию и принесшая Теннису впоследствии мировую известность и славу, - «Общность и общество» (1887). Другие работы — «Преступность как социальное явление» (1909), «Мораль» (1909), «Критика общественного мнения» (1922), «Собственность» (1926), «Прогресс и социальное развитие» (1926), «Введение в социологию» (1931).
Академическое призвание пришло к Теннису поздно, свидетельством чего явилось приглашение его на работу па должность профессора Кильского университета в 1913 г. С 1921-го по 1933 г., т.е. вплоть до прихода фашистов к власти, он читал лекции по социологии в этом университете. В 1933 г. новый правящий режим уволил демократически мыслящего профессора и врага этого режима с работы. В 1909 г. во Франкфурте состоялось учредительное заседание Немецкого социологического общества, одним из основателей которого (вместе с Зиммелем, Зомбартом, Вебером) был Теннис. В этом же году он был избран его президентом и оставался им бессменно до 1933 г., когда нацисты разогнали общество. Вплоть до последних дней жизни Теннис боролся с национал-социализмом.
До
этого он активно участвовал в
поддержке социал-
Социологическая концепция Ф. Тенниса
Теннис разделил социологию на общую и специальную. Общая социология у Тенниса изучает социальные формы жизни везде, где они встречаются, стало быть не только у людей, но и у животных. Он приписывал социальности универсально-историческое значение, полагал, что она зарождается у так называемых общественных животных (прежде всего насекомых). Тенниса начинал социологический анализ с общей социологии. Сюда он относил проблемы социального дарвинизма и борьбы за существование. Еще один элемент фундаментальной или общей социологии должен касаться биоантропологических, демографических и других аспектов, роднящих поведение людей с действиями и образом жизни животных.
Специальная социология подразделяется у Тенниса на чистую (теоретическую), прикладную и эмпирическую (социографию). Они изучают только социальную жизнь людей. Ф. Теннис писал: «Социология - это исследование человека, но не его телесного, душевного, а его социального существа, стало быть, телесного и душевного лишь постольку, поскольку оно обусловливает социальное».
Наиболее полное освещение образ жизни, взаимодействие и поведение людей получили в его главном труде «Общность и общество» («Gemeinschaft und Gesellschaft»). Во втором издании книги, существенно переработанном и расширенном и увидевшем свет в 1912 г., появился новый подзаголовок - "Основные понятия чистой социологии", который указывал на прямую отнесенность работы к области специальной социологии.
К наиболее важным категориям, получившим освещение в книге «Общность и общество», относятся: общность и общество; естественная - искусственная, или социальная, или коллективная личность; естественное - социальное отношение, социальная совокупность, корпорация; социальная связанность; социальная сущность, или социальная форма; сущностная воля и избирательная воля; знание другого человека, знакомость - чуждость, симпатия - антипатия, доверие - недоверие и др. Проведение различия между "общностью" и "обществом" лежит в основании его теоретической социологии. Оба фундаментальных понятия определяют направленность эмпирической и прикладной социологии на исследование перехода общества от общинных отношений к отношениям собственного общества.
Основная идея этой работы заключалась в противопоставлении понятий общинных отношений и связей, с одной стороны, и общественных — с другой.
Общинные связи обусловливаются такими психологическими характеристиками как душевная близость, склонность людей друг к другу, наличие эмоций, привязанности, личных переживаний.
«Я различаю, — писал впоследствии Теннис, — следующие типы общинных (общностных) отношений:
1) родовые отношения. Естественно, таковыми считаются собственно родовые или кровно-родовые отношения;
2)
отношения соседства,
3) отношения дружбы, основывающиеся на сознании духовной близости или родства, поскольку такое сознание положено в основу какого-либо рода совместной жизни; они приобретают особое социальное значение, когда осознаются как общая религиозная принадлежность, как «община».
В общине (социальной общности) доминируют чувства, инстинкты, органические человеческие отношения. Этот тип отношений свойственен преимущественно патриархально-феодальным обществам.
Материальной основой общности (которую социолог рассматривал как характерную для ранних этапов жизни человечества) выступала коллективная собственность, а поведение ее членов определялось исключительно верой.
Иной характер имеют отношения второго рода, или общественные отношения. Общественным связям присущи характеристики рационального плана: обмен, торговля, выбор. Общественные отношения имеют вещную природу и часто строятся в форме обмена на основе осознания полезности или ценности одного человека для другого. Теннис писал: «Сущность всех этих отношений и связей заключается в сознании полезности или ценности, которой обладает, может обладать или будет обладать один человек для другого и которую этот другой обнаруживает, воспринимает и осознает. Отношения такого рода имеют, следовательно, рациональную структуру».
Общественные отношения частично зиждутся на отношениях общинного типа, однако они могут существовать и между разделенными и чуждыми друг другу индивидами, даже между врагами, благодаря сознательному решению участвующих в них индивидов. В качестве индивидов в такого рода отношениях могут выступать различного рода группы, коллективы или даже сообщества и государства, рассматриваемые как формальные «лица». «Эти два ряда связей – общинные и общественные – характеризуют отношения людей не только друг к другу, но и к обществу. В общине социальное целое логически предшествует частям, в обществе, наоборот, социальное целое складывается из частей. Различие общины и общества — это различие органической и механической связи (солидарности) составляющих социальное целое частей».
Рассматривая сопоставление общности и общества, можно обнаружить следующие отличия между ними:
1) общность характеризует
2)
в области разделения труда
общность предполагает
3) в сфере социального контроля общность означает применение традиционных обычаев и неписаных законов, общество – применение формального права;
4) основными «общностными» социальными институтами являются семья, община, соседство, основными общественными институтами – крупные корпоративные и ассоциативные формы объединения людей (бизнес, правительство, политические партии, добровольные ассоциации и т.д.);
5)
культура общности основана на
религиозных ценностях,
6)
в сфере индивидуальной
Различие общности и общества — это различие двух типов связи между людьми: органической и механической. В основе каждой из них лежит свой тип воли. Теннис придавал первостепенное значение понятию воли, и это дало исследователям основание говорить о психологизме его концепции, т.к. сфера социальной воли непосредственно связана с психикой отдельного индивида, его индивидуальными проявлениями.
Теннис определяет понятие социальной воли таким образом: «Простое и однозначное проявление социальной воли - решение, принимаемое сообща каким-то числом людей». При этом он подчеркивает именно «решение» и «решимость», т.е. стремление по направлению к действию, которая основана на способности желать. Для Тенниса понятие социальной воли важно по той причине, что оно указывает на момент «энергии» (желание, решимость, устремленность), которая из индивидуальной психики переходит на этом этапе в социальный феномен, и в результате этот социальный феномен обретает силу и целеустремленность.
Именно на этом уровне выделяется и формулируется Теннисом краеугольное понятие его концепции – «социальное согласие». До него социологи видели движущую силу социального развития совершенно иначе. Для одних этой движущей силой выступали законы мировой эволюции, для других – классовая борьба, для третьих – стремление человека к осуществлению своих интересов и т.д. Тенниса интересовал вопрос не о том, откуда и куда движется общество, его занимала более кардинальная проблема: почему оно не разваливается? Если обращать внимание главным образом на войны, революции, классовую борьбу, конкуренцию интересов, то проблема самосохранения общества теряется, не кажется существенной. Но совершенно непонятно, как в такой ситуации (войны, революции и пр.) общество все-таки продолжает существовать и постоянно восстанавливает свое равновесие.
У Тенниса на первом плане стоит именно этот вопрос: как людям удается устанавливать согласие между собой, добиваться единства, договариваться об общих целях? По его мнению, для этого и нужна социальная воля, направленная к единству и согласию. Тогда необходимо понять, как формируется и функционирует именно так направленная социальная воля. И тогда Теннис переходит к анализу социальных явлений и фактов.