Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 06:00, реферат
Дюркгейм разработал четкую концепцию предмета социологии. Он считается классиком теории социологического метода (подход - "социальный реализм"), со сформулированными им принципами.
Вклад Дюркгейма в становление и развитие социологического знания общепризнан. И, тем не менее, идеи Дюркгейма продолжают сохранять актуальность в том смысле, что далеко не все из них и не повсюду стали достоянием не только массового сознания, но и профессионального сознания социальных ученых.
Идеи Дюркгейма являются весьма полезными и сегодня, особенно в обществах, находящихся в переходном состоянии, переживающих бурные социальные изменения и радикальное обновление социальных институтов.
Введение
1. Учение о методе Эмиля и концепция социального факта. Особенности социализма Эмиля
2. Основное содержание социальной теории Эмиля. Поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества
3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии?
4. Заключение
5. Список литературы
ПЛАН
Введение
1. Учение о методе Эмиля
и концепция социального факта.
2. Основное содержание
социальной теории Эмиля.
3. Что такое парадигма
в социологической
4. Заключение
5. Список литературы
Введение
Судьба незаурядных научных идей нередко такова, что, оказав глубокое и повсеместное влияние в науке, превратившись в «парадигму», они, по крайней мере, внешне, теряют свою актуальность. Кажется, что они существовали всегда и не существовать не могли. Так произошло и с идеями Дюркгейма, находящимися у истоков современного социологического мышления.
Трудно найти такую отрасль социологии, начиная от общей социологической теории и заканчивая прикладными исследованиями, в которой бы влияние исследований Дюркгейма так или иначе не ощущалось.
С именем Дюркгейма связана институционализация социологии во Франции, создание социологических кафедр в Бордосском и Парижском университетах.
Сложно назвать более или менее крупного социолога нашего столетия, который бы так или иначе не соотносил свои идеи с дюркгеймовскими, с тем, чтобы продолжить и развить их или полемизировать с ними.
Нет, наверное, такой страны, в которой хотя бы номинальное присутствие социологии не сочеталось с одновременным присутствием дюркгеймовских идей.
Дюркгейм разработал четкую концепцию предмета социологии. Он считается классиком теории социологического метода (подход - "социальный реализм"), со сформулированными им принципами.
Вклад Дюркгейма в становление и развитие социологического знания общепризнан. И, тем не менее, идеи Дюркгейма продолжают сохранять актуальность в том смысле, что далеко не все из них и не повсюду стали достоянием не только массового сознания, но и профессионального сознания социальных ученых.
Идеи Дюркгейма являются весьма полезными и сегодня, особенно в обществах, находящихся в переходном состоянии, переживающих бурные социальные изменения и радикальное обновление социальных институтов.
Учение о методе Эмиля и концепция социального факта. Особенности социализма Эмиля
Эмиль Дюркгейм (фр. Emile Durkheim) (1858 – 1917) — французский социолог, основатель французской социологической школы. С его именем связано появление целой школы, а также процесс институциализации социологической науки, получившей в дальнейшем мировое распространение. Основные работы Э. Дюркгейма: «Метод социологии», «О разделении общественного труда», «Элементарные формы религиозной жизни» и др.
Разрабатывая теоретико-
Условием превращения социологии в самостоятельную науку Дюркгейм считал наличие особого предмета и соответствующего метода. Особой реальностью, изучением которой не занималась до сих пор ни одна из наук, является социальная реальность или совокупность социальных фактов, обладающих самостоятельными характеристиками и несводимых к физическим, психологическим, экономическим и другим фактам действительности.
По Дюркгейму, социальным фактом является всякий образ действий, резко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее принуждение, или иначе: распространенный на всем протяжении данного общества, но имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от его индивидуальных проявлений.
Социальные факты должны рассматриваться как вещи. Что такое в действительности вещь? Вещь противостоит идее как то, что познается извне, потому, что познается изнутри. Вещь – это всякий объект познания, который сам по себе непроницаем для ума; это все, о чем мы не можем сформулировать себе адекватного понятия простым приемом мысленного анализа; это все, что ум может понять только при условии выхода за пределы самого себя, путем наблюдения и эксперимента последовательно переходя от наиболее внешних и непосредственно доступных признаков к менее видимым и более глубоким.
Рассматривать факты определенного порядка как вещи – не значит зачислять их в ту или иную категорию реальности; это значит занимать по отношению к ним определенную мыслительную позицию. Это значит приступать к их изучению исходя из принципа, что мы ничего не знаем о том, что они собой представляют, а их характерные свойства, как и неизвестные причины, от которых они зависят, не могут быть обнаружены даже самой внимательной интроспекцией.
Объективное, независимое от индивидов существование и способность оказывать на людей принудительное давление – главные «признаки» социальных фактов. Отсюда проистекает их способность регулировать индивидуальное и групповое поведение. Дюркгейм различал морфологические социальные факты, составляющие «материальный субстрат» общества (физическая плотность населения – количество населения на единицу площади, и моральная частота, или интенсивность общения между индивидами, а также наличие путей сообщения, характер поселений), и социальные факты духовной природы – "коллективные представления", в совокупности составляющие коллективное или общее сознание.
Исследуя факты духовного порядка (мораль, религию, право), Дюркгейм нередко гипертрофировал их действительные социальные функции, подчеркивал их необычайно большую роль в жизни общества, нередко отождествлял с обществом, а последнее называл Богом.
Когда, следовательно, социолог предпринимает исследование какого-нибудь класса социальных фактов, он должен попытаться рассматривать их с той стороны, с которой они представляются изолированными от своих индивидуальных проявлений.
Дюркгейм определил три правила, относящиеся к определению социальных фактов:
1. Социальный факт нормален для данного социального типа, рассматриваемого в определенном фазисе его развития, когда он имеет место в большинстве принадлежащих к этому виду обществ, взятых в соответствующем фазисе их эволюции.
2. Можно проверить выводы
предшествующего метода, показав,
что всеобщее распространение
явления зависит от общих
3. Эта проверка необходима,
когда факт относится к
Взгляды Дюркгейма развивались
на базе теоретико-методологической концепции,
получившей название социологизма. В
онтологическом плане его социологизм
утверждал наличие
Профессиональная деятельность занимала главное место в жизни Дюркгейма, но, несмотря на это, он активно и непосредственно участвовал в различных общественных организациях и движениях. Он был человеком демократических и либеральных убеждений, сторонником социальных реформ, основанных на научных рекомендациях. Многие его последователи участвовали в социалистическом движении, и он сам симпатизировал реформистскому социализму марксистского толка. Вместе с тем Дюркгейм был противником революционного социализма, считая, что подлинные и глубокие социальные изменения происходят в результате длительной социальной и нравственной эволюции. С этих позиций он стремился примирить противоборствующие классовые силы, рассматривая социологию как научную альтернативу левому и правому радикализму.
По Дюркгейму, социализм не связан неразрывно с классовой борьбой: он может быть объектом научного анализа, может основываться на науке, но сам по себе не является научной теорией.
В отличие от Маркса Дюркгейм противопоставлял понятия "социализм" и "коммунизм". С его точки зрения, при коммунизме социальные функции являются общими для всех, социальная масса не состоит из дифференцированных частей; социализм же, наоборот, основан на разделении труда и "стремится связать различные функции с различными органами и последние между собой".
Дюркгейму было присуще широкое толкование социализма. Он считал, что для понимания социализма нужно исследовать все его виды и разновидности. Исходя из этого, он определял социализм следующим образом: социализм – это тенденция к быстрому или постепенному переходу экономических функций из диффузного состояния, в котором они находятся, к организованному состоянию; это также стремление к более или менее полной социализации экономических сил.
2. Основное содержание
социальной теории Эмиля.
Дюркгейм ратовал за распространение социологического метода на все общественные науки, заслужив упреки в социологическом экспансионизме. Позиция Дюркгейма была направлена против психологизма и социального атомизма Г. Тарда, с которым он вел упорную и длительную полемику. Теория общества, сравниваемого с организмом, давала ему возможность обосновать идею общественной солидарности.
Основная тема всей социологии Дюркгейма – тема социальной солидарности. Его первый лекционный курс в Бордосском университете был посвящен проблеме социальной солидарности, а первая книга – обоснованию «солидаризирующей» функции разделения труда. Не случайно исследование согласия в социологии рассматривается как дюркгеймовская традиция.
По существу, солидарность
для Дюркгейма – синоним
Несомненно, доказывая «нормальный» характер солидарности и «анормальный» характер ее отсутствия, Дюркгейм во многом выдавал желаемое за действительное, за что подвергался вполне обоснованной критике. Он чрезмерно оптимистично оценил реальность и перспективы «органической» солидарности и совершенно не предвидел массовые всплески «механической» солидарности в тоталитарных обществах.
В концепции Дюркгейма
понятие социальной солидарности указывает
направление к способу
Тем не менее, Дюркгейм смотрит в будущее с надеждой. Он полагает, что происходящие процессы означают не распад, а постепенную замену одного типа солидарности другим, который ничем не хуже, а, может быть, и лучше первого. Механическая солидарность одинаково воспитанных обществом и умеющих чувствовать в унисон индивидов замещается органической солидарностью, в которой индивиды очень сильно не похожи друг на друга, потому что имеют богато развитую сферу индивидуального сознания. В понимании Дюркгейма каждый теперь представляет собой личность.
Процесс превращения механической солидарности в органическую идет очень медленно, вызывая многочисленные сложности, поскольку внутри складывающегося общества, построенного на основах органической солидарности, существуют многочисленные участки и сегменты отношений, устроенных на началах механической солидарности. Вырабатывается масса промежуточных видов поддержания солидарности: внутри каждой профессии образуется своя профессиональная этика. На производстве различными способами поддерживается рабочая мораль, требующая от работников ответственного отношения к своим обязанностям. Наконец, в частных отношениях существует своя мораль, весьма напоминающая консенсус механической солидарности. Однако каждая из них и все они в целом не достигают прежней силы морального чувства, так как развиваются уже в условиях, поощряющих развитие личности, а личность может переживать моральные чувства внутри себя, но совершенно не умеет (и не имеет средств) присоединяться к "общему гневу".
Однако, доказывает Дюркгейм, "правила профессиональной этики и права так же повелительны, как и другие. Они вынуждают индивида действовать ввиду целей, которые не совпадают с его собственными, делать уступки, идти на компромиссы, считаться с интересами высшими, чем его собственные интересы. Следовательно, даже там, где общество полнее всего опирается на разделение труда, оно не разрешается в сумму изолированных атомов, между которыми могут установиться только внешние и многолетние отношения".
Дюркгейм стремится дать четкое описание способов постижения социологической истины: определения и наблюдения социальных фактов, социологического доказательства, различения “нормальных” и “патологических” явлений, конструирования социальных типов, описания и объяснения фактов.
Различение нормального и патологического, о котором говорится в главе 3-й «Правил социологического метода», играет важную роль в учении Дюркгейма. Это различение останется до конца жизни Дюркгейма одной из основ его учения, хотя в последний период творчества, период написания «Элементарных форм религиозной жизни», он им столь часто не пользовался.