Социологическое учение Эмиля Дюркгейма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 06:00, реферат

Описание работы

Дюркгейм разработал четкую концепцию предмета социологии. Он считается классиком теории социологического метода (подход - "социальный реализм"), со сформулированными им принципами.
Вклад Дюркгейма в становление и развитие социологического знания общепризнан. И, тем не менее, идеи Дюркгейма продолжают сохранять актуальность в том смысле, что далеко не все из них и не повсюду стали достоянием не только массового сознания, но и профессионального сознания социальных ученых.
Идеи Дюркгейма являются весьма полезными и сегодня, особенно в обществах, находящихся в переходном состоянии, переживающих бурные социальные изменения и радикальное обновление социальных институтов.

Содержание работы

Введение
1. Учение о методе Эмиля и концепция социального факта. Особенности социализма Эмиля
2. Основное содержание социальной теории Эмиля. Поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества
3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии?
4. Заключение
5. Список литературы

Файлы: 1 файл

Дюркгейм.docx

— 38.39 Кб (Скачать файл)

Значимость этого различения определялась реформаторскими устремлениями Дюркгейма. Желание быть чистым ученым не мешало ему утверждать, что социология не стоила бы и часа труда, если бы не позволяла улучшить общество. Он лелеял надежду учредить «советы действия» по объективному и научному изучению феноменов. Различение нормального и патологического как раз и служит одним из промежуточных звеньев между наблюдением за фактами и предписаниями. Если феномен нормальный, у нас нет оснований стремиться к его устранению, даже если он оскорбляет нашу мораль; наоборот, если он патологический, мы располагаем научным аргументом в пользу проектов реформ.

По Дюркгейму, феномен  оказывается нормальным, если он, как  правило, встречается в обществе определенного типа, находящегося на определенной стадии своего развития. Таким образом, преступление – нормальное явление, или, говоря точнее, нормален определенный уровень преступности. Итак, нормальность определяется большинством случаев, но поскольку общества разные, нельзя понимать большинство в абстрактной и универсальной форме. Нормальным будет считаться феномен, чаще всего встречающийся в обществе данного типа в данный момент его развития. Такое определение нормальности не исключает дополнительного стремления объяснить проявление феномена в большинстве случаев, т. е. попыток найти причину, определяющую частоту рассматриваемого феномена. Но главным и решающим признаком его нормальности служит просто его частота.

Допустить, что преступность представляет собой форму проявления социальной патологии, значило бы согласиться с тем, что патология не есть нечто случайное в жизни общества, а, напротив, в определенных случаях она вырастает из основной конституции живого организма; результатом этого было бы стирание всякого различия между физиологическим и патологическим. Нет сомнения, что сама по себе преступность может принимать ненормальные формы, как это имеет место, например, в тех случаях, когда ее уровень необычно высок. Такого рода превышение нормы, безусловно, имеет патологический характер. Проще говоря, нормальным является само существование преступности при условии, что она достигает, но не превышает уровня, характерного для общества определенного типа; этот уровень, быть может, не невозможно установить.

  1. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии?

Понятие парадигмы было введено  в широкий исследовательский  оборот Т. Куном, американским философом и историком науки, в середине 70-х годов и означает определенную совокупность фундаментальных оснований научного знания.

Парадигма – это исходная концептуальная схема, своего рода модель постановки проблем и их решение.

"Парадигмой" науки в настоящее время называют ее общую модель, включающую общепризнанные в данной науке представления о том, какими должны быть общие подходы, теории, методы исследования и элементы мировоззрения (называемые иногда мифологией науки). Предметом социологии о самого начала было названо общество.

Иногда под парадигмой понимают крупные теории или группы теорий, а также всеми признанные достижения в данной области науки. Отсюда понятно, что, в связи с наличием целого ряда фундаментальных теорий, социология выступает как "мультипарадигматическая" дисциплина, т.е. как наука, имеющая множество парадигм.

В современной социологии, согласно Дж. Ритцеру, существуют пять основных парадигм – исходных концептуальных схем, объяснительных моделей, на которые опираются различные концепции. Они различаются в зависимости от того, как авторы понимают социальную реальность.

Парадигма социальных фактов сводит социальную реальность к двум группам социальных фактов – социальным структурам и социальным институтам, которые рассматриваются в качестве реальных вещей. Ее возникновение связано с именем Э. Дюркгейма. В рамках этой парадигмы выделяются два противоположных теоретических направления – структурно-функциональный анализ (функционализм) и теория конфликта. Среди последователей данного направления можно назвать таких известных социологов, как П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон, Р. Дарендорф.

Парадигма социальных дефиниций обязана своим возникновением работам М. Вебера. Социальная реальность здесь рассматривается через способ понимания людьми социальных фактов. Согласно этой парадигме, социальное поведение людей строится в соответствии с пониманием ими социальной реальности. К данной парадигме относятся следующие теоретические направления: символический интеракционизм, феноменологическая социология и этнометодология. Наиболее видными представителями являются А. Шюц, Г. Мид, Г. Гарфинкель, Т. Лукман.

Парадигма социального  поведения опирается на психологическую ориентацию в американской социологии и выражается в бихевиористской социологии и теории социального обмена. Наиболее известным представителем первой является психолог Б. Скиннер, второй – Дж. Хоманс. Суть данной парадигмы заключается в понимании поведения человека как соответствующей реакции на определенные внешние стимулы. Особое внимание акцентируется на проблеме вознаграждения ожидаемого и наказания нежелательного социального поведения.

Парадигма психологического детерминизма возникла на основе учения австрийского психиатра З.Фрейда. Социальная реальность здесь рассматривается через призму извечного конфликта индивида и общества. Такие исходные постулаты фрейдизма, как доминирующая роль бессознательного, гиперсексуализм, эдипов комплекс, антропопсихологичес-кий редукционизм, впоследствии претерпели определенные изменения в теориях неофрейдизма (Э.Фромм, Д.Рисмен) и фрейдомарксизма (Г.Маркузе и Ф.Райх).

Парадигма социально-исторического  детерминизма связана с работами классиков марксизма. В этой парадигме социальная реальность рассматривается как совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности. В фокусе ее внимания – социальные структуры, которые, взаимодействуя друг с другом, порождают социальный процесс. Фактическое устранение из объяснительной схемы реального человека, приписывание ведущей роли в общественном развитии производственно-экономическим факторам дают основание определить эту парадигму более точно как экономический детерминизм.

Несмотря на многочисленные попытки социологов, до сих пор  не удалось создать единой общей социологической теории. Многие исследователи считают социологию мультипарадигмальной наукой, в которой сосуществуют различные парадигмы.

Заключение

Хотя при жизни Дюркгейм уступал в популярности Конту  или Спенсеру, современные социологи дают его научным заслугам не менее (а многие – гораздо более) высокую оценку. Дело в том, что для его предшественников был характерен философский подход к пониманию предмета и задач социологии, а Дюркгейму удалось завершить ее становление как вполне самостоятельной гуманитарной науки с собственным понятийным аппаратом, продемонстрировав возможности глубокого социологического анализа конкретных проблем.

Теория Дюркгейма разрабатывалась  не только для Франции конца XIX - начала XX в. и применима не только к ней. Ведь между обществами и эпохами существуют, как известно, не только различия, но и сходства.

Некоторые даже весьма простые  и давно установленные социологические истины сегодня оказались основательно забыты вследствие длительного и безраздельного господства псевдосоциологических догм, но в последние десятилетия наследие Дюркгейма и его школы в разных странах активно исследуется, интерпретируется и переосмысливается. Научное сообщество продолжает считать это наследие актуальным и плодотворным для развития социологического знания.

Общественно-политическая позиция  Дюркгейма характеризовалась активной деятельностью на поприще образования и просвещения, выступлениями против клерикально-монархической реакции, войны, борьбой за прогрессивные реформы. Дюркгейм и его социологическая школа оказали существенное влияние на развитие социальных наук во Франции. Он признан классиком социологии, чьи концепции легли в основу формирования теоретического фундамента современной социологии.

Эмиль Дюркгейм был очень  сильным социологом. И, вероятно, потому что к науке он относился не просто с уважением, а с настоящим  благоговением, ему и удалось  сделать так много для превращения  социологии в науку в современном смысле этого слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Готлиб А. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: Учебное пособие/ А. Готлиб. - Самара: Самарский университет, 2002. – 424 с.
  2. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семёнов В.А. Западная теоретическая социология. - СПб., 1996. – 286 с.
  3. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана. – М.: Канон, 1995. – 121 с.
  4. Западноевропейская социология XIX-начала XX веков: общест-венно-политическая литература/ ред. В. И. Добренькова. – М., 1996. – 520 с.
  5. Жизненные силы человека: Социальные метафоры или виталистическая социологическая парадигма?: Монография/ под общ. ред. С.И. Григорьева, Л.Д. Деминой. - Барнаул: Изд-во АГУ, 2001. – 248 c.
  6. Кинелев С. Многообразие парадигм в социологии и методологические аспекты философии образования // Социология: поиск новых направлений развития на пороге XXI века. – Барнаул, 1998. – С.247-253.
  7. Кравченко А. И. Социология: Учебник для вузов. М.: Логос, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 382 с.
  8. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. СПб.: Питер, 2002. – 688 с.
  9. Семенова В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998. – 292 с.
  10. Социология: Учебник для вузов. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. / под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – 244 с.
  11. Социология: Хрестоматия/ сост. Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая. – М.: Гардарика, 2003. – 526 с.
  12. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998. – 567 с.

Информация о работе Социологическое учение Эмиля Дюркгейма