Социология девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с целью и гипотезой исследования в работе ставились следующие задачи:
Раскрыть понятие отклоняющегося поведения.
Выявить факторы, способствующие развитию девиации.
Рассмотреть подходы к понятию девиантность.
Рассмотреть особенности девиантного поведения.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие термина поведение
1.1. Объяснение термина социальное поведение
1.2. Понятие социальных норм, санкций и контроля
1.3. Девиантное поведение: проявление и функции
Глава 2. Различные подходы к понятию девиации
2.1.Биологическое объяснение девиации
2.2. Социологическое объяснение девиации
2.3. Психологическое объяснение девиации
Глава 3. Особенности девиантного поведения в России и за рубежом.
3.1. Девиантность и культурный релятивизм
3.2. Технология социальной работы в профилактике и коррекции девиантного поведения.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.doc

— 70.66 Кб (Скачать файл)

Теория аномии Мертона

Роберт К. Мертон (1938) внес некоторые изменения в концепцию  аномии, предложенную Дюркгеймом. Он считает, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. В качестве примера  можно привести противоречивое отношение  американцев к проблеме богатства. Они с восхищением относятся  к финансовому успеху, достижение богатства является общепринятой в  американской культуре целью. Социально  одобряемые или институционализированные средства достижения этой цели подразумевают такие традиционные методы, как получение хорошего образования и устройство на работу в торговую или юридическую фирму. Но когда мы сталкиваемся с реальным положением дел в американском обществе, становится ясно, что эти социально одобряемые средства недоступны для большинства населения. Многие люди не могут платить за хорошее образование, а лучшие предприятия принимают на работу лишь ограниченное количество специалистов. Согласно Мертону, когда люди стремятся к финансовому успеху, но убеждаются в том, что его нельзя достичь с помощью социально одобряемых средств, они могут прибегнуть к незаконным способам, например, рэкету, спекуляции на скачках или торговле наркотиками.

 

2.3 Психологическое  объяснение девиации

 

Психологический подход часто  применяется к анализу криминального  поведения. Мыслители прошлого, которые  стремились к психологическому объяснению девиации, подчеркивали важность так  называемых общих состояний: "умственных дефектов", "дегенеративности", "слабоумия" и "психопатии". Криминологи старались с помощью  научных методов установить связь  между названными состояниями и  криминальным поведением. Психоаналитики предложили теорию, которая связывала  девиантные поступки с психическими отклонениями. Например, Фрейд ввел понятие - "преступники с чувством вины" - речь идет о людях, которые желают, чтобы их поймали и наказали потому, что они чувствуют себя виноватыми из-за своего "влечения к разрушению", они уверены, что тюремное заключение в какой-то мере помогло бы им преодолеть это влечение. (Фрейд, 1916-1957). Что касается сексуальной девиации, то некоторые психологи полагали, что эксгибиционизм, половые извращения и фетишизм обусловлены непреодоленным страхом кастрации. Например, демонстрируя свой половой орган, эксгибиционист, возможно, тем самым убеждался в его сохранности.

Тщательные исследования показали, что сущность девиации нельзя объяснить только лишь на основе анализа  психологических факторов. В 1950 г. Шуэсслер и Кресси проделали критический обзор многих научных работ, авторы которых пытались доказать, что правонарушителям и преступникам свойственны некоторые психологические особенности, не характерные для законопослушных граждан. Однако не было выявлено ни одной психологической черты, например, эмоциональная незрелость, психическая неустойчивость или обеспокоенность, которые могли бы быть наблюдаемы у всех преступников (Шуэсслер, Кресси, 1950). В настоящее время большинство психологов и социологов признают, что особенности личности и мотивы ее поступков, наверное, оказывают важное влияние на все виды девиантного поведения. Но, по-видимому, с помощью анализа какой-то одной психологической черты, конфликта или "комплекса" нельзя объяснить сущность преступности или любого другого типа девиации. Более вероятно, что девиация возникает в результате сочетания многих социальных и психологических факторов.

Итак, мы определили, что  девиантное (отклоняющееся) поведение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Девиантное поведение - следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние "социальной дезорганизации", когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Такое состояние называется аномией и является основной причиной отклоняющегося поведения.

Учитывая, что девиантное поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход.

Отклоняющееся поведение  часто служит основанием, началом  существования общепринятых культурных норм. Без него было бы трудно адаптировать культуру к изменению общественных потребностей. Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся  поведение и какие его виды полезны, а самое главное - терпимы  для общества, до сих пор практически  не разрешен. Если рассматривать любые  области человеческой деятельности: политику, управление, этику, то нельзя вполне определенно ответить на этот вопрос (например, какие нормы лучше: воспринятые нами республиканские  культурные нормы или старые монархические, современные нормы этикета или  нормы этикета наших отцов  и дедов?). Удовлетворительный ответ  на эти вопросы дать трудно. Вместе с тем не все формы девиантного поведения требуют столь детального анализа. Криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм и наркомания не могут привести к появлению полезных для общества новых культурных образцов. Следует признать, что подавляющее число социальных отклонений играет деструктивную роль в развитии общества. И только некоторые немногочисленные отклонения можно считать полезными.

 

Глава 3. Особенности девиантного поведения в России и за рубежом

 

3.1.Девиантность  и культурный релятивизм

 

Девиацию определяют как  отклонение от групповых норм, которое  влечет за собой осуждение, наказание (вплоть до тюремного заключения), изоляцию (вплоть до изгнания из страны) или лечение. Под группой следует понимать общество в целом либо большую  социальную группу - политическую партию, правительство, религиозную общину, социальный класс или слой, молодежь, женщин, пенсионеров и национального  меньшинства. Девиантное поведение с точки зрения одной группы может считаться нормальным с точки зрения другой. Непосещение церковной службы - девиация с позиций неверующего человека.

Характерная черта девиантного поведения - культурный релятивизм. Это означает, что социальная норма, принятая либо обществом, либо группой или социальной стратой, представляет собой не абсолютное, а сугубо относительное явление. То, что в одной группе может считаться отклонением, в другой может восприниматься как норма. Так, например, курение на рабочем месте автобусе, офисе, школе, магазине может считаться девиацией, но в компании друзей оно оценивается как приемлемая форма поведения и не вызывать негативной реакции. В одних странах курение - общепринятая норма бытового поведения, на которую никто не обращает внимания, в других - исключение из правил. Так, США и Западная Европа исключили курение из нормальных форм поведения, изгнали его ото всюду, откуда только можно его изгнать, и сегодня оно стало у цивилизованного человечества скорее девиантной формой поведения.

Одни нормы важнее других. В сложных обществах правила  существования группы имеют больший  вес, чем правила личной гигиены. Многоженство в США наказывается, но содержание многих животных (зоопарка) в доме поощряется.

Нормы могут быть проскриптивными (запрещающими) и прескриптивными (предписывающими, разрешающими). Отклонение от первых чаще наказывается, чем отклонение от вторых. Все нормы произвольны, нет универсального стандарта поведения. Что считать нормативным, а что - девиантным, изменяется во времени и по обществам. Печатание книг, утверждение, что земля не есть центр Вселенной, не посещение церкви в одних обществах и в одни периоды могут быть нормой, а в другие - отклонением.

Сожительство мужчины  и женщины вне брака еще  в XIX в. рассматривалось как серьезное  нарушение общественных норм, и с  точки зрения правил того времени  такое поведение оценивалось  как индивидуальная девиация. Во второй половине ХХ века его назвали гражданским  браком и он стал массовой, а самое главное допустимой формой межличностных взаимоотношений. Странствующий монах в одном обществе может считаться святым, в другом - никчемным бездельником.

Таким образом, один и тот же поступок может считаться в одном обществе положительным, в другом - рассматриваться как социальная патология. Много примеров тому можно было бы привести из семейного права и семейных традиций, обычаев у разных народов. Осложнения возникают даже в одном государстве, где действует единое законодательство, но проживают народы, следующие в быту разным традициям, особенно если эти традиции поддерживаются и религиозными нормами. Таков, например, конфликт между требованием единобрачия по российскому гражданскому праву и традицией многоженства, признаваемой исламом. В первобытное время каннибализм, геронтоцид (убийство стариков), кровосмешение и инфантицид (убийство детей) считались нормальным явлением, вызванным экономическими причинами (дефицит продуктов питания) либо социальным устройством (разрешение брака между родственниками), но в современном обществе это считается девиантным, а в некоторых случаях и криминальным поведением.

В мире нет народов, полностью  свободных от криминала. Другое дело, что в разных странах существуют разные представления о том, что является преступным деянием, а что нет.

Кого-то, возможно, удивит тот  факт, что, по данным ООН, Швеция занимает одно из первых мест в мире по количеству преступлений на тысячу жителей. Но в этой стране наличие алкоголя в крови у водителя уже считается преступлением, и оно обязательно подлежит регистрации. А, скажем, в закавказских республиках, если исходить из официальных данных, уровень преступности весьма низок, поскольку там издавна практикуется компромисс между преступником и потерпевшим, преступником и правоохранительными органами, что, к сожалению, переносится и на российскую почву.

Культурный релятивизм может  быть сравнительной характеристикой  не только двух разных обществ или  эпох, но также двух или нескольких больших социальных групп внутри одного общества. Пример таких групп - политические партии, правительство, социальный класс или слой, верующие, молодежь, женщины, пенсионеры, национальные меньшинства. Так, непосещение церковной службы - девиация с позиций верующего человека, но норма с позиций неверующего. Этикет дворянского сословия требовал обращения по имени-отчеству, а уменьшительное имя ("Колька" или "Никитка") - норма обращения в низших слоях - считалось у первого девиацией. И сегодня мы обращаемся к любому человеку, кому стремимся выказать максимальное уважение, по имени и отчеству, а в быту, в дружеской компании обращаемся по имени. Уменьшительные имена для большинства россиян считаются оскорбительным обращением (если они не произнесены в шутливом контексте).

Убийство на войне разрешается  и даже вознаграждается, но в мирное время наказывается. В Париже проституция  легальна (узаконена) и не осуждается, в других странах она считается девиантной (узаконенной, но общественным мнением неодобряемой), в третьих - незаконной (преступной), и неодобряемой (девиантной) формой поведения. Отсюда следует, что критерии девиантности относительны данной культуры и не могут рассматриваться в отрыве от нее.

Кроме того, критерии девиантности меняются во времени даже в рамках одной и той же культуры. После второй мировой войны курение получило в США широкое распространение и снискало социальное одобрение. Курить в квартире или в офисе считалось нормальным поведением. Но в 1957 году ученые доказали, что курение - причина многих серьезных заболеваний, в том числе рака легких. Постепенно широкая общественность начала компанию против курения. И сегодня в США курильщики превратились в объект всеобщего осуждения. В СССР в 60-е годы «стиляги», носившие узкие брюки, подражавшие "буржуазному образу жизни" считались девиантами, их появление свидетельствовало о нравственном растлении. В конце 90-е годы наше общество изменилось, и длинные волосы превратились из отклонения в норму.

Сделаем вывод: девиация относительна а) исторической эпохи, б) культуры общества. Относительность в социологии получило специальное название релятивизма.

Хотя большая часть  людей, большую часть времени ведет себя в согласии с законами, таких людей нельзя считать абсолютно законопослушными, т. е. социальными конформистами. Так, при обследовании жителей Нью-Йорка 99% опрошенных признались в том, что они совершили один и более незаконных поступков, например, скрыто воровали в магазине, обманывали налогового инспектора или постового, не говоря уже о более невинных шалостях - опоздании на работу, переходе улицы или курении в неположенных местах. Полную картину девиантного поведения в конкретном обществе составить весьма трудно, поскольку полицейская статистика регистрирует незначительную часть происшествий.

 

Девиантным может оказаться самый невинный на первый взгляд поступок, связанный с нарушением традиционного распределения ролей. Скажем, более высокая зарплата жены окружающим может показаться ненормальным явлением, так как муж испокон веку - главный производитель материальных ценностей. В традиционном обществе подобное распределение ролей в принципе не могло возникнуть.

Борьба с девиациями часто  перерождалась в борьбу с разнообразием  чувств, мыслей, поступков. Обычно она  оказывается нерезультативной: через какое-то время отклонения возрождаются, и в еще более яркой форме. В конце 80-х годов советская молодежь подражала западным моделям поведения настолько откровенно, что бороться с этим государство было не в силах. Снятие социальных и идеологических запретов в конце 80-х годов обогатило общественную жизнь творчеством и разнообразием.

Таким образом, девиантность трудно распознать и анализировать, так что одни девианты искусно скрываются, а других людей ложно обвиняют в нарушениях. Нормы трудно точно определить, в результате чего девиантность принимает огромное множество промежуточных форм.

 

 

3.2. Технология социальной работы в профилактике и коррекции девиантного поведения

 

Общество всегда прилагало  усилия в борьбе с нежелательными формами поведения с целью  сохранения стабильности и порядка. Совокупность средств и механизмов воздействия общества на нежелательные  формы отклоняющегося поведения  с целью их устранения или минимизации  и приведение в соответствие  с социальными нормами есть социальный контроль. Поэтому социальные технологии профилактики и коррекции девиантного поведения непосредственно связаны с технологиями социального контроля.

Очевидно, что использование  уголовного наказания в отношении  гомосексуалистов, проституток и  пьяниц не теряет смысл, так как большинство из них больные люди и нуждаются в медицинской, психологической, социальной помощи.

Информация о работе Социология девиантного поведения