Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 15:54, контрольная работа
Изучение домохозяйства в России в последнее время становится все более актуальным, не случайно появление многочисленных исследований как теоретических, так и эмпирических на эту тему. Одной из причин такого интереса является переход России к рыночным отношениям, с одной стороны, и большое количество исследований по проблемам домохозяйства в странах со сложившейся рыночной экономикой, с другой.
Устойчивость внимания западных исследователей к изучению домохозяйства предсказуемо и понятно. Маркетинговый подход к сбыту продукции предполагает, прежде всего, производить то, что продается, но также иметь возможность формировать заранее потребности потребителя в товаре. Средний потребитель, несмотря на угрожающие для семьи современные тенденции, это все-таки потребитель семейный, включенный в домохозяйство, где выстраиваются определенные модели поведения, использование которых целесообразно при построении маркетинговых стратегий.
Введение
1. Социологические и экономические теории при анализе домохозяйства
2. Основные подходы к изучению семьи
3. Построение семейных взаимоотношений
4. Домохозяйства в экономической теории
Заключение
Список использованной литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Липецкий филиал
Кафедра «Философия, история и право»
Специальность Экономика
Специализация Финансы и кредит
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Экономическая социология
Тема: «Социология домохозяйства»
Преподаватель:
Курс: 1
Липецк 2014г.
Содержание
Введение
1. Социологические и экономические теории при анализе домохозяйства
2. Основные подходы к изучению семьи
3. Построение семейных взаимоотношений
4. Домохозяйства в экономической теории
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Изучение домохозяйства в России в последнее время становится все более актуальным, не случайно появление многочисленных исследований как теоретических, так и эмпирических на эту тему. Одной из причин такого интереса является переход России к рыночным отношениям, с одной стороны, и большое количество исследований по проблемам домохозяйства в странах со сложившейся рыночной экономикой, с другой.
Устойчивость внимания западных исследователей к изучению домохозяйства предсказуемо и понятно. Маркетинговый подход к сбыту продукции предполагает, прежде всего, производить то, что продается, но также иметь возможность формировать заранее потребности потребителя в товаре. Средний потребитель, несмотря на угрожающие для семьи современные тенденции, это все-таки потребитель семейный, включенный в домохозяйство, где выстраиваются определенные модели поведения, использование которых целесообразно при построении маркетинговых стратегий.
1. Социологические и экономические теории при анализе домохозяйства
В работах западных исследователей можно встретить мнение, что методологические корни изучения домохозяйства следует искать в России. Одним из первых, кто стал анализировать семейное хозяйство и выделять закономерности его жизнедеятельности, был русский ученый А.В. Чаянов, исследовавший крестьянские семьи с точки зрения ведения ими домашнего хозяйства. Его исследования показали, что внутри семьи экономическая деятельность имеет свою специфику и отличается от экономической деятельности в организации. Наемный труд и семейный труд различаются степенью включенности в этот труд человека. В семейном труде часто действует принцип выживания, важности самого процесса труда, а не его результата, также немаловажным фактором является количество членов семьи. «В семейном хозяйстве, не прибегающем к наемному труду, запас рабочей силы, ее состав и степень трудовой активности всецело определяются составом и размером семьи. Размер семьи - один из факторов организации крестьянского хозяйства».
Семейное хозяйство, по А.В. Чаянову, необходимо анализировать с точки зрения наличия потребительских запросов членов семьи и их возможностей удовлетворять эти запросы. Необходимо «…выразить ее состав в различных фазах ее развития в потребительских и рабочих единицах и попытаться уяснить, как по мере развития семьи меняется соотношение рабочей силы семьи с ее потребительскими запросами».
Таким образом, А.В. Чаянов заложил методологические основы изучения домохозяйства, на которые опираются современные ученые. Однако Чаянов анализировал крестьянские домохозяйства, где принимался во внимание специфический труд, характерный в условиях деревенского домашнего хозяйства. Городское домохозяйство отличается от сельского, а домохозяйство в условиях рыночной экономики – от домохозяйства экономики централизованной.
В России традиционно активно изучались проблемы, связанные с жизнедеятельностью советской семьи, в которых косвенно затрагивались и проблемы домохозяйства. Это, прежде всего, исследования С.Г. Струмилина, В.Д. Патрушева, посвященные изучению бюджетов времени, где показана зависимость количества времени, расходуемого на семейно-бытовые потребности, не только от потребностей членов семей, но и от развитости социально-экономических условий жизни.
В настоящее время появилось немало интересных исследований домохозяйства в рыночной России, в которых этот анализ строится с учетом появления и развития новейших концепций как в социологии, так и в экономической теории.
Домохозяйство можно определить как круг лиц, ведущих совместное хозяйство в одном пространстве (под одной крышей), которое предполагает совместное производство благ, их обмен, распределение и потребление.
Предметом изучения для социолога является и рассмотрение особенностей поведения домохозяйства в различных типах социально-экономического устройства. Домохозяйство, которое функционирует в рамках централизованной экономики с дефицитом товаров, отличается от домохозяйства в рыночной экономике, где необходима ориентация в огромном разнообразии товаров, и домохозяйство становится уголком handmade и в силу этого своеобразным защитником индивидуальности в потреблении.
Следовательно, при анализе домохозяйства возможно использование следующих социологических и экономических теорий:
– социология семьи - анализ бюджета семьи (Ф. Ле Пле); подходы к изучению семьи (Р. Хилл) и др.;
– общая социология - учение об общности и обществе (Ф. Теннис);
– структурный функционализм (Т. Парсонс); теория обмена (Дж. Хоманс);
– экономическая социология – сетевой подход (М. Грановеттер, Х. Уайт);
– новый институционализм (Л. Тевено, Л. Болтански);
– экономическая теория – неоклассическая экономическая теория (Г. Беккер); – неоинституциональная экономическая теория (Р. Поллак).
2.Основные подходы к изучению семьи
«Семья – исторически конкретная система взаимоотношений между родителями и детьми как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».
Ведение домохозяйства можно отнести к экономической функции семьи, которая заключается в поддержании ее жизнедеятельности. Как экономическая система в обществе поддерживает возможности для существования всех других систем в обществе (Т. Парсонс), так и ведение домашнего хозяйства позволяет семье физически существовать. А.Г. Харчев замечал, что экономические отношения в семье первоначально являлись следствием половозрастного разделения труда и имели характер взаимопомощи в обеспечении детей и престарелых родственников: затем у классов, связанных с частной собственностью, эти отношения постепенно оказывались подчиненными интересам институционализации и преумножения последней.
Французский исследователь Ф. Ле Пле занимался анализом жизненного цикла семьи, бюджета семьи и его роли в общественном распределении богатства. Он считал, что на перераспределение доходов в семье оказывают влияние социокультурные факторы, и в разных социально-экономических системах перераспределение доходов в семье будет проходить по-разному.
Необходимо также отметить существующие подходы к изучению семьи, в рамках которых можно анализировать и домохозяйство:
– институционально-исторический;
– структурно-функциональный;
– интеракционно-ролевой;
– ситуационно-психологический;
– дивелопменталистский подход (основанный на развитии жизненного цикла семьи.
3. Построение семейных взаимоотношений
Интересно проследить особенности построения взаимоотношений в семье и влияние этих особенностей на функционирование домохозяйства. Ф. Теннис выделял два типа взаимоотношений – по типу общности и по типу общества. Суть общности состоит в том, что отношения воспринимаются в ней как органичные, никого не призванные ущемить, нет конкуренции, «действия едины в своей внешней и внутренней направленности», это теплые, как правило, близкие отношения: «В общности со своими близкими мы прибываем с рождения, будучи связаны ею во всех бедах и радостях. В общество же мы отправляемся как на чужбину», «общность – живой организм, а общество – механический агрегат».
Ф. Теннис относил семью и домохозяйство к структурам, где отношения строятся по типу общности. В семье действует принцип органических связей, основанный на родстве, на общем происхождении и на привычке жить вместе. Семья связана как общностью крови, общностью места (совместное проживание, на этой же основе строится общность соседская, маленькие деревни), так и общностью духа (не всегда, но часто, на основе этой общности – дружба). Сосредоточием родства, согласно Ф. Теннису, является дом. Здесь все проживают под одной крышей, владеют общим добром, питаются из одних запасов, за одним столом.
Таким образом, жизнь семьи (общности) проходит во взаимном владении и пользовании общими благами. Дом состоит из слоев или сфер, как бы вращающихся вокруг одного центра:
– центр – это хозяин дома и его жена, или несколько жен;
– потомство, даже само вступив в брак, оно все еще может оставаться в рамках этой сферы;
– прислуга – внешний круг.
Дом в экономическом смысле – домохозяйство. В домохозяйстве очаг и стол приобретают, согласно Ф. Теннису, символическое значение. «Стол – это и есть сам дом, поскольку каждому отведено за ним свое место и подобающая доля. Если до того товарищи по общему труду были отделены и оторваны друг от друга ради его выполнения, то теперь происходит их воссоединение ради надлежащего распределения и пользования».
В семье, как и в обществе, мужчины выполняют инструментальную, а женщины – экспрессивную функцию, а этим функциям соответствуют разные роли. Экспрессивная роль включает заботу о семье, прежде всего, о ее внутреннем, эмоциональном благополучии. Инструментальная роль мужчины заключается в защите семьи от внешнего мира, это роль добытчика, защитника от внешних обстоятельств.
Т. Парсонс, анализируя принципы функционирования индустриального общества, пришел к выводу, что наилучшая форма семьи как подсистемы индустриального общества является семья нуклеарная, в которой отношения строятся на патриархальной (традиционной) основе, следовательно, и разделение труда в домохозяйстве строится на той же основе.
В структурном функционализме семья рассматривается как институт, тем не менее, семья помимо института является еще и малой группой. Анализ поведения в семье и распределения в ней обязанностей можно построить, используя теорию обмена Дж. Хоманса, согласно которой взаимодействие людей подчинено определенным принципам, в основе которых лежит психологический бихевиоризм. Согласно принципам психологического бихевиоризма, успех всегда превращается стимул, который будет постоянно повторяться и закрепляться в ценность. Однако чем чаще человек получает одно и то же вознаграждение, тем менее ценным оно будет для него в будущем. Если же человек вообще не получает вознаграждения или получает наказание, он будет проявлять агрессию.
Отношения между супругами в домохозяйстве часто носят напряженный характер, то есть существует определенная агрессия в отношении сфер влияния, которые тесно связаны с имеющимися у каждого из членов домохозяйства ресурсами: «Ресурсы, контролируемые мужем и женой, определяют их отношения влияния на принятие большинства решений». Если вознаграждения от затраченных усилий в ходе выполнения домашних обязанностей не соответствует внутренней системе ценностей, вероятна конфликтная ситуация.
Существует два типа построения взаимоотношений семейных пар:
- эгалитарные – в которых общая зона «мужских» и «женских» обязанностей максимально широкая;
традиционные – где женщина сохраняет за собой выполнение основных домашних обязанностей, классифицируемых как «женские», вне зависимости от того занята она вне дома или нет.
4. Домохозяйства в экономической теории
Домохозяйства могут формировать социальную сеть, поведение в рамках которой будет обладать определенными признаками. В таких сетях часто отношения строятся на принципе реципрокности, который предполагает, что в отношениях между людьми присутствует взаимность, то есть отношения не строятся на строгих принципах формального обмена. В процессе реципрокного обмена индивиды не прописывают четких правил и обязательств, часто этот обмен не предполагает использования денег. Чем ближе друг к другу чувствуют себя люди, тем более вероятно построение отношений на принципе реципрокности. Согласно К. Поланьи, реципрокное поведение не появляется само по себе, оно может возникнуть только благодаря определенным структурам, в домохозяйстве - это симметричная система родственных групп.